Урок по истории: США в 1920-е годы. «Великая депрессия».
Цель: установить особенности экономического, политического и социального развития США в послевоенный период и изменения в мировом статусе страны; дать характеристику периода «просперити» и «Великой депрессии» в США; причины, содержание, последствия; развивать навыки анализа исторических явлений, используя документы; устанавливать причинно-следственные связи, анализировать влияние событий в отдельной стране на мировой исторический процесс; развивать историческое мышление учащихся; воспитывать активную жизненную позицию.
Основные даты и события:
- 1921-1923 гг.- президентство У.Гардинга;
-1923-1929 гг.- президентство К. Кулиджа;
-1929-1932 гг.- президентство Г.Гувера;
-1929-1933 гг.- мировой экономический кризис («Великая депрессия»).
Понятия и термины: «просперити», «Великая депрессия», мировой экономический кризис, инфляция, индустриальное общество.
Оборудование: учебник, карты атласа, проектор, статистический материал, дополнительная информация.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
ХОД УРОКА
Организация учебной деятельности.
Мотивация учебной деятельности
Учитель. Мы начинаем изучать историю США ХХ века, точнее периода 1918-1939 годов.
-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите США?
Ответы учащихся.
-Для многих из вас США- мировая держава. Наша задача выяснить -каким был путь этой страны к мировому лидерству в ХХ веке.
Актуализация опорных знаний и умений
- Какую роль играли США в годы Первой мировой войны?
-С какой программой послевоенного обустройства мира выступили США, как она называлась, что предусматривала?
Изучение нового материала
Ключевые вопросы:
1.Изменение статуса США после Первой мировой войны.
2. Особенности периода «просперити».
3. Мировой экономический кризис 1929-1933 годов, и его влияние на США.
1. Изменение статуса США после Первой мировой войны.
Учитель. Первая мировая война стала большим испытанием для всех стран-участниц, нанесла большой урон экономике, спровоцировала нестабильность, социальные проблемы. Какими выявились последствия для США?
Класс делится на две группы. Задание 1 группе: проанализировать последствия в экономической сфере. Задание для 2 группы: проанализировать последствия в политической и социальной сфере (используется статистический материал, дополнительная информация из Интернета (было дано опережающее задание).
Итоги:
- Рост производства продукции, рост роли США в мировом производстве;
- Изменение финансового положения- из страны-должника (1913 г.-4,5 млрд. долларов) США превратилась в страну кредитора (1918 г.-10 млрд).
- В США производилось:
-80 % мирового производства автомобилей;
-50 % нефти;
-48 % мировой промышленной продукции.
4) Усиление роли крупных корпораций (их прибыль в 1914-1918 гг. составила 33,6 млрд. долларов);
5) Ускоренное развитие автомобилестроения, химической, электротехнической промышленности, производства бытовой техники, стандартизация, рационализация, интенсификация труда.
6) Урбанизация (1920 г. жители городов -54, 2 млн. из 105, 87 млн.), концентрация производства.
7) Сокращение безработицы, рост заработной платы (в 1920 г.- 1407 долларов в месяц).
Но появились отдельные негативные тенденции:
- инфляция, рост стоимости жизни, повышение цен;
- прожиточный минимум семьи из 5 человек составлял 2- 2,5 тысячи долларов в месяц;
- безработица (3 миллиона неустроенных ветеранов);
- дипломатическое поражение В.Вильсона на Парижской конференции, отказ от участия в Лиге Наций.
Это спровоцировало:
- рост экономической экспансии в мире;
- сужение зоны жизненных интересов США (Латинская Америка);
- возвращение к политике изоляционизма.
2. Пероид «просперити».
«Просперити» - процветание- это период наивысшего экономического роста США и подъёма стандартов жизни в стране (1923-1929 гг.)
Президент
|
Партия
|
Годы президентства
|
В.Вильсон
|
демократическая
|
1913-1921
|
У.Гардинг
|
республиканская
|
1921-1923
|
К.Кулидж
|
республиканская
|
1923-1929
|
Г.Гувер
|
республиканская
|
1929-1932
|
Работа в группах. Задания группам:
- Проработать учебник (с. 56-60);
- Установить позитивные изменения в США в период «просперити»:
- группа 1- в экономике;
- группа 2- в политике;
- группа 3- в социальной сфере.
- Определить уязвимые стороны периода «просперити» в обозначенной сфере;
- Результаты работы занести в таблицу
Период «просперити»
Критерии
|
Достижения
|
Уязвимые стороны
|
Экономическая сфера
|
|
|
Политическая сфера
|
|
|
Социальная сфера
|
|
|
Презентация результатов работы групп.
3. «Великая депрессия»
Учитель. Уязвимым местом рыночной экономики являются так называемые цикличные колебания. До 1825 г. они имели сезонный характер, а с 1825 г.- циклические колебания происходят постоянно. Только в 20 веке в развитых странах произошло 12 кризисов.
Экономический цикл- это движение производства от начала предыдущего до начала следующего циклического спада.
Каждый цикл состоит из 4-х основных фаз: кризис, депрессия, улучшение, подъём.
Одной из причин кризиса является противоречие между ростом масштабов производства и относительным сужением платёжеспособности населения.
|
Сверхпроизводство
|
|
низкая покупательская способность населения
|
|
невозможность реализации продукции
|
|
|
-спад производства
-ухудшение жизненного уровня населения
-социальная напряжённость
-апатия
-способность к радикализму.
|
|
|
|
|
|
|
Проблема. Как преодолеть кризис?
- 24 октября 1929 г. начался крах на Нью-Йоркской бирже, который положил начало глубоким кризисным явлениям во всех сферах жизни американского общества. Он получил название «Великая депрессия». «Великая депрессия» повлияла на мировую экономику и спровоцировала размах кризиса в мировом масштабе.
Работа с таблицей «Причины «Великой депрессии» в учебнике(с.61).
Коллективная работа по заданиям
Проанализировать статистические данные о динамике кризисных процессов в США, дайте ответы на вопросы:
- О чём свидетельствуют данные таблицы?
- В какой стране глубина кризисных явлений была наибольшей?
- Вывод.
Закрепление новых знаний и умений.
Какие понятия были усвоены на уроке?
Итоги урока.
- Анализ работы класса, групп, отдельных учеников.
- Мотивация и выставление оценок.
Домашнее задание.
- Проработать параграф учебника, конспект.
- Заполнить таблицу «Великая депрессия» в США.
Сфера проявления кризиса
|
Признаки кризиса
|
Экономическая
|
|
Социальная
|
|
Политическая
|
|
Просмотр содержимого документа
«США в 1920-е годы. «Великая депрессия».»
Урок по истории: США в 1920-е годы. «Великая депрессия».
Цель: установить особенности экономического, политического и социального развития США в послевоенный период и изменения в мировом статусе страны; дать характеристику периода «просперити» и «Великой депрессии» в США; причины, содержание, последствия; развивать навыки анализа исторических явлений, используя документы; устанавливать причинно-следственные связи, анализировать влияние событий в отдельной стране на мировой исторический процесс; развивать историческое мышление учащихся; воспитывать активную жизненную позицию.
Основные даты и события:
- 1921-1923 гг.- президентство У.Гардинга;
-1923-1929 гг.- президентство К. Кулиджа;
-1929-1932 гг.- президентство Г.Гувера;
-1929-1933 гг.- мировой экономический кризис («Великая депрессия»).
Понятия и термины: «просперити», «Великая депрессия», мировой экономический кризис, инфляция, индустриальное общество.
Оборудование: учебник, карты атласа, проектор, статистический материал, дополнительная информация.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
ХОД УРОКА
Организация учебной деятельности.
Мотивация учебной деятельности
Учитель. Мы начинаем изучать историю США ХХ века, точнее периода 1918-1939 годов.
-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите США?
Ответы учащихся.
-Для многих из вас США- мировая держава. Наша задача выяснить -каким был путь этой страны к мировому лидерству в ХХ веке.
Актуализация опорных знаний и умений
- Какую роль играли США в годы Первой мировой войны?
-С какой программой послевоенного обустройства мира выступили США, как она называлась, что предусматривала?
Изучение нового материала
Ключевые вопросы:
1.Изменение статуса США после Первой мировой войны.
2. Особенности периода «просперити».
3. Мировой экономический кризис 1929-1933 годов, и его влияние на США.
1. Изменение статуса США после Первой мировой войны.
Учитель. Первая мировая война стала большим испытанием для всех стран-участниц, нанесла большой урон экономике, спровоцировала нестабильность, социальные проблемы. Какими выявились последствия для США?
Класс делится на две группы. Задание 1 группе: проанализировать последствия в экономической сфере. Задание для 2 группы: проанализировать последствия в политической и социальной сфере (используется статистический материал, дополнительная информация из Интернета (было дано опережающее задание).
Итоги:
Рост производства продукции, рост роли США в мировом производстве;
Изменение финансового положения- из страны-должника (1913 г.-4,5 млрд. долларов) США превратилась в страну кредитора (1918 г.-10 млрд).
В США производилось:
-80 % мирового производства автомобилей;
-50 % нефти;
-48 % мировой промышленной продукции.
4) Усиление роли крупных корпораций (их прибыль в 1914-1918 гг. составила 33,6 млрд. долларов);
5) Ускоренное развитие автомобилестроения, химической, электротехнической промышленности, производства бытовой техники, стандартизация, рационализация, интенсификация труда.
6) Урбанизация (1920 г. жители городов -54, 2 млн. из 105, 87 млн.), концентрация производства.
7) Сокращение безработицы, рост заработной платы (в 1920 г.- 1407 долларов в месяц).
Но появились отдельные негативные тенденции:
- инфляция, рост стоимости жизни, повышение цен;
- прожиточный минимум семьи из 5 человек составлял 2- 2,5 тысячи долларов в месяц;
- безработица (3 миллиона неустроенных ветеранов);
- дипломатическое поражение В.Вильсона на Парижской конференции, отказ от участия в Лиге Наций.
Это спровоцировало:
- рост экономической экспансии в мире;
- сужение зоны жизненных интересов США (Латинская Америка);
- возвращение к политике изоляционизма.
2. Пероид «просперити».
«Просперити» - процветание- это период наивысшего экономического роста США и подъёма стандартов жизни в стране (1923-1929 гг.)
Президент | Партия | Годы президентства |
В.Вильсон | демократическая | 1913-1921 |
У.Гардинг | республиканская | 1921-1923 |
К.Кулидж | республиканская | 1923-1929 |
Г.Гувер | республиканская | 1929-1932 |
Работа в группах. Задания группам:
Проработать учебник (с. 56-60);
Установить позитивные изменения в США в период «просперити»:
- группа 1- в экономике;
- группа 2- в политике;
- группа 3- в социальной сфере.
Определить уязвимые стороны периода «просперити» в обозначенной сфере;
Результаты работы занести в таблицу
Период «просперити»
Критерии | Достижения | Уязвимые стороны |
Экономическая сфера | | |
Политическая сфера | | |
Социальная сфера | | |
Презентация результатов работы групп.
3. «Великая депрессия»
Учитель. Уязвимым местом рыночной экономики являются так называемые цикличные колебания. До 1825 г. они имели сезонный характер, а с 1825 г.- циклические колебания происходят постоянно. Только в 20 веке в развитых странах произошло 12 кризисов.
Экономический цикл- это движение производства от начала предыдущего до начала следующего циклического спада.
Каждый цикл состоит из 4-х основных фаз: кризис, депрессия, улучшение, подъём.
Одной из причин кризиса является противоречие между ростом масштабов производства и относительным сужением платёжеспособности населения.
Сверхпроизводство |
низкая покупательская способность населения |
невозможность реализации продукции |
-спад производства -ухудшение жизненного уровня населения -социальная напряжённость -апатия -способность к радикализму. |
Проблема. Как преодолеть кризис?
- 24 октября 1929 г. начался крах на Нью-Йоркской бирже, который положил начало глубоким кризисным явлениям во всех сферах жизни американского общества. Он получил название «Великая депрессия». «Великая депрессия» повлияла на мировую экономику и спровоцировала размах кризиса в мировом масштабе.
Работа с таблицей «Причины «Великой депрессии» в учебнике(с.61).
Коллективная работа по заданиям
Проанализировать статистические данные о динамике кризисных процессов в США, дайте ответы на вопросы:
О чём свидетельствуют данные таблицы?
В какой стране глубина кризисных явлений была наибольшей?
Вывод.
Закрепление новых знаний и умений.
Какие понятия были усвоены на уроке?
Итоги урока.
Анализ работы класса, групп, отдельных учеников.
Мотивация и выставление оценок.
Домашнее задание.
Проработать параграф учебника, конспект.
Заполнить таблицу «Великая депрессия» в США.
Сфера проявления кризиса | Признаки кризиса |
Экономическая | |
Социальная | |
Политическая | |