СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мир в начале XX в.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мир в начале XX в.»

Технологическая карта урока

Предмет: История

Курс 1

Тема урока: Мир в начале XX века

Тип урока: лекция

Вид урока: лекция

Цели:

Образовательная- познакомить обучающихся с ситуацией в мировой политике в начале 20вв.

Развивающая - способствовать развитию познавательных интересов учащихся;

- развивать навыки коллективной и самостоятельной работы;


Воспитательная - способствовать воспитанию творческой активности учащихся;

- воспитать культуру делового общения.




Универсальные учебные действия

Познавательные: разобрать материал про начало 20в с использованием учебной литературы

Регулятивные: изучение материала согласно плану

Коммуникативные: умение слушать и понимать других

Личностные: уметь осуществлять самооценку

Основное содержание темы, термины и понятия


Организация образовательного пространства

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Образовательные ресурсы: рабочие тетради, учебник


ХОД УРОКА


Планируемые результаты

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

I этап Организационный момент

Умение слушать и понимать других.

Приветствует, проверяет готовность обучающихся к уроку, организует внимание.

Слушают, записывают дату в тетрадь.

II этап Постановка цели и задач учебного занятия (7 мин.)

Развитие умения формулировать тему и задачи урока. Формирование умения прогнозировать свою работу.

Объяснение вкратце обучающимся что представлял из себя мир в политическом плане в конце 19- начале 20 в.

План

1.Европа

2.Африка

3.Колониальные империи

Отвечают на вопрос

Записывают за преподавателем

III этап Исследовательская работа

Умение анализировать ситуацию.

1.Европа. В Европе в начале 20 века набирала силу Германия, вокруг которой концентрировались её союзники (Австро-Венгрия и прочее). В 1882 г. был сформирован Тройственный союз. В 1907 году в противовес Тройственному союзу была сформирована Антанта. В 1912-13 годах были две Балканские войны, которые считаю преддверием первой мировой войны.







Записывают за преподавателем

Высказывают своё мнение

IV этап Освоение новых знаний

Познакомиться и политической картой мира в конце 19в.- начале 20 в.


2.Колонизация Африки. Наиболее агрессивную колониальную политику в Африке проводила Великобритания. Оккупировав в 1882 г. Египет, английские войска начали продвигаться вниз по течению Нила, на юг. В 1885 г. они заняли Хартум — столицу Судана. Однако здесь колонизаторы столкнулись с упорным сопротивлением местных племён, которые неоднократно наносили поражения англичанам. Несмотря на огромное военное превосходство завоевателей, покорение Судана завершилось лишь к 1898 г.

Другим направлением британской экспансии стала Южная Африка, где были открыты месторождения золота и алмазов. Вожди африканских племён уступили англичанам право на использование огромной территории к северу от реки Замбези. Для её освоения была основана «Южноафриканская привилегированная компания». В 1889 г. британское правительство передало ей право эксплуатации этих земель, включая организацию управления ими (создание армии, полиции, судов). В прошлом такие права имела только Ост-Индская компания в Индии.

Англия стремилась к созданию сплошной полосы владений, связанных сетью железных дорог от юга до севера Африки, от Каира до Кейптауна. Помехой этим планам оказались республики Трансвааль и Оранжевая. Они были основаны бурами — белыми потомками переселенцев из Голландии ещё в 1830-е гг. На территории бурских государств находились алмазные и золотые прииски. Под предлогом ущемления прав работавших там англичан Великобритания начала войну с Трансваалем и Оранжевой.

Буры упорно сопротивлялись. Англии пришлось перебросить на юг Африки 250-тысячную армию, её потери превысили 20 тыс. человек. Тем не менее англо-бурская война 1899-1902 гг. завершилась присоединением бурских республик к Британской империи.

В 1910 г. английские владения на юге Африки были объединены в доминион — Южно-Африканский Союз.

Активную колониальную политику в Африке проводила Франция. В 1881 г. она захватила Тунис. Французскую власть признали племена Сахары, народы Западной и Экваториальной Африки. Однако популярная во Франции идея создания африканской колониальной империи, простирающейся от Атлантического до Тихого океана, не осуществилась. Этому помешал захват Англией Судана. В 1894- 1896 гг. Франция покорила Мадагаскар, а в 1912 г. — Марокко. Часть территории этой страны перешла под власть Испании.

Германия, утвердившись на пути индустриального развития, также вступила на путь колониальных захватов. В 1885 г. была учреждена Германская Восточноафриканская компания, которая закрепилась в прибрежной полосе Африки протяжённостью 1800 км. Германии удалось захватить часть Юго-Западной и Восточной Африки, Того и Камерун. Попытки африканцев сопротивляться колонизаторам пресекались с исключительной жестокостью. Так, численность племён гереро и готтентотов после подавления восстания 1904-1905 гг. в немецких владениях в Африке уменьшилась в 4-5 раз.

Италия закрепилась на восточном побережье Африки, основав колонии Сомали и Эритрея. Она попыталась завладеть Абиссинией (Эфиопией), однако в итало-эфиопской войне 1895-1896 гг. потерпела поражение и вынуждена была не только отказаться от своих претензий, но и выплатить Эфиопии контрибуцию. Тем не менее Италии всё же удалось создать свою колониальную империю в Африке. В результате войны с Турцией 1911-1912 гг. она захватила её владения — Триполитанию и Киренаику (современная Ливия).

3. Колониальные империи. С завершением раздела Африки большая часть мира оказалась поделена между индустриальными державами. Сложились обширные колониальные империи, каждая из которых имела свои особенности.

Колониальная империя Великобритании включала доминионы, колонии и протектораты (зависимые страны). Доминионами в основном были территории, освоенные переселенцами из Великобритании и других европейских стран. В 1867 г. статус доминиона получила Канада, в 1901 г. — Австралия, в 1907 г. — Новая Зеландия, в 1910 г. — Южная Африка, в 1921 г. — Ирландия (с 1937 г. независимое государство). Это происходило, как правило, под влиянием движений протеста против политики колониальных властей. Учитывая опыт потери североамериканских колоний, правящие круги Англии проявляли уступчивость.

В доминионах формальным главой государства был монарх Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии, представленный генерал-губернатором. Доминионы избирали парламенты, имели право принимать собственные законы. Лидер парламентского большинства формировал правительство, самостоятельно решавшее вопросы внутренней политики. Права доминионов постепенно расширялись. В 1931 г. им была предоставлена возможность самостоятельно определять внешнюю политику, хотя при этом сохранялась так называемая единая система имперской обороны. В 1932 г. между Англией и доминионами был установлен льготный режим таможенных пошлин. Свои золотовалютные резервы доминионы должны были держать в британских банках. Всё это позволяло Англии сохранять господствующие позиции на рынках большинства доминионов.

К протекторатам относились государства, чья внешняя и внутренняя политика контролировалась британским правительством, но при этом формально сохранялась независимость. На их землях могли создаваться военные базы, метрополия направляла советников для контроля над деятельностью министерств, отвечавших за финансы, сбор налогов, армию. К числу протекторатов в 1882- 1922 гг. относился Египет, а в 1919-1930 гг. Ирак. Позднее им были навязаны неравноправные договоры.

Колониальная империя Великобритании включала колонии, управляемые назначаемыми генерал-губернаторами. Крупнейшей и самой богатой из колоний была Индия. После Первой мировой войны к Англии перешли Германская Восточная Африка, Юго-Западная Африка, часть Того и Камеруна, ряд островов в Тихом океане и Новая Гвинея.

Крупной колониальной державой мира стала Франция. К числу её основных колониальных владений относились Индокитай (территории современного Вьетнама, Лаоса, Камбоджи), Северная Африка (Алжир, Тунис, протекторат Марокко). После Первой мировой войны Франция получила в своё управление в качестве протекторатов Ливан и Сирию, ранее входившие в состав Османской империи. Ей были переданы также большая часть Камеруна и небольшая — Того.





Записывают конспект.


V этап Формирование умений и навыков учащихся

Воплощение плана по обретению умений и навыков


Закрепляет полученный материал занятия просмотром конспектов занятия.

Осуществляет выборочный контроль освоения материала (произвести опрос по пройденному материалу, а также оценить работу с раздаточным материалом)

Отвечают на вопросы преподавателя

  1. Что происходило в Африке?

  2. Расскажите что представлял из себя мир в политическом плане конца 19- начала 20в.

  3. Какие союзы были заключены в конце 19- начале 20в.

VI этап Рефлексия


Самостоятельная оценка действий обучающимися

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии

Ставит оценки

Формулируют конечный результат своей работы на занятии.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

VII этап Домашнее задание

Обеспечить понимание обучающимися целей и содержание домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию.


§ 2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!