СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мир русского крестьянства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

в работе раскрыты жизнь и обычаи крестьянства 16-19 вв. Предназначена для внеклассного мероприятия по истории России.

Просмотр содержимого документа
«"Мир русского крестьянства"»

Министерство образования и науки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Погарская средняя общеобразовательная школа №2
п.г.т. Погар, Брянской области












Методическая работа внеклассного мероприятия по истории России:

«Мир русского крестьянства»






Выполнила учитель общественных

дисциплин высшей категории

Свистухо Мария Ильинична











2017/ 2018 учебный год





Цель: расширить знания учащихся о жизни и быте русского крестьянства разных эпох от 16 до конца 19 века; воспитывать уважение к труду и жизни русского народа; хранить и развивать его культуру; бережно относиться к музейным экспонатам и семейным реликвиям.

«Мир русского крестьянства»


Учитель:


Мы живем в интересное и сложное время, когда на многие факты истории смотрим по-иному, многое открываем или переоцениваем. Были в истории нашей страны и войны, и победы, реформы и революции, достижения в науке и культуре. Многие исторические личности нам известны, их имена вошли в историю. Но ведь в этой истории огромную роль сыграл простой русский народ – русский крестьянин. Наш народ умеет трудиться и отдыхать. Быт нашего народа был очень прост, но в каждом рукоделии мы видим стремление души крестьянской к красоте (обратить внимание на выставку). Времена года, принятие христианства, языческие традиции и многое другое переплетается в жизни русского крестьянства. Сегодня мы с вами попробуем воспроизвести сцены жизни русского народа.


На сцене на двух столах вы видите продукты питания и предметы быта. Желающие проверить свои знания должны ответить на вопросы об их значимости в разные эпохи, выбрать лишнее.

(5 желающих участников идут готовиться к столу).


Стол: хлеб (чёрный и белый), горох, пшеница, рожь, гречка, пшено, капуста, картофель, яблоки, груши, редька, дыня, кофе, чай, рис, а также огурцы, помидоры, сахар, подсолнух, оливки, апельсины, мандарины, кукуруза. (Участники конкурса соотносят продукты согласно эпохам) – лишнее для крестьян: кофе, чай, оливки, апельсины, мандарины.


По презентации участники конкурса рассказывают о предназначении видов одежды и утвари…









Учитель и жюри выслушивает ответы конкурсантов и оценивают баллами.



Учитель:


Жизнь русского крестьянства связана с природой, поэтому появлялись приметы, с которыми народ планировал свою жизнь и труд.


Кто знает такие приметы?

1 ученик: Отлёт диких гусей осенью означает наступление холодов.

2 ученик: Зима не наступит, пока лист с вишнёвых деревьев не опал.

3 ученик: Круг около солнца или месяца зимою предвещает продолжительные метели и морозы.

4 ученик: Весной пора пахать и сеять, когда гром гремит, деревья в листву одеваются, а водяные лягушки начинают квакать, жаворонок запел.


Учитель:

Выслушаем ответы ребят со сцены (о продуктах питания и одежде (приложение)).


Учитель:


Отгадайте на эту тему загадки:


1. Комовато, ноздревато…

И твердо, и мягко

И черно и бело

И всем людям мило. ( Хлеб)


2. Красна, да не девка,

Хвостовата, да не мышь. ( Морковь)


3. Красненькие сапожки

В земле и в лукошке. ( Свекла)


4. Без рук, без ног

На поветки влез. ( Горох, дыня)


5. Заплата на заплате –

Иголка не была.( Капуста )


Учитель:


Назовите поговорки о природе и труде.


1 ученик: Готовь сани с весны, а колёса зимой.


2 ученик: Даст небо дождь, значит будет рожь.


3 ученик: Рой вглубь пласта, будет рожь густа.

…………………………………………………

Учитель:


С 19 декабря (Николин зимний день) готовилась молодёжь к святкам.

Что вам известно об этом празднике?


1 ученик: Это новогодние двухнедельные празднества (от Рождества до Крещения)

2 ученик: На святках девушки пели, водили хороводы, катались с горки с парнями, выбирали женихов, невест... и конечно же гадали.

3 ученик: Гадают вечером или ранним утром до зари, до первых петухов с желанием узнать судьбу.

4 ученик: Даже Пушкин в произведении «Евгений Онегин» писал об этом:

«Настали святки,

То – то радость,

Гадает ветреная младость,

Которой ничего не жаль

Перед которой жизни даль

Лежит светла, необозрима».


Учитель:

Давайте приведём примеры гаданий.

1 ученик: Самым распространённым является гадание на воске, кофейной и чайной гуще, когда по очертаниям на блюдце гадают о будущем.

2 ученик: В рождественскую ночь можно выйти на улицу и окликнуть прохожего, узнать имя. Это и будет имя суженого или суженой.

3 ученик: Можно стать к воротам спиной и бросить за них башмачок (в какую сторону укажет, там и замужем быть). Или бросить камушки в колодец, если долго вода журчит, то будет сварливая свекровь.

4 ученик: Предлагаю поучаствовать в нашем гадании (3 девочки и 2 мальчика). Положите на блюдце любую вещь: колечко, серьгу и т.п.

(Блюдце опрокидывается, накрывается платком и участники поочерёдно вытаскивают любую вещь. Если девушка достала вещь парня или наоборот, значит они раньше других выйдут замуж).


Учитель:


Эти же предметы гадания использовались и для святочных игр (поцеловать другого или песню исполнить, или стихотворение прочитать).









Коляда.


Учитель:


Предлагаем вашему вниманию примерный сценарий святочного колядования.

Все колядники запевают:

Коляда! Коляда!

А бывает коляда

Накануне Рождества

Коляда пришла

Рождество принесла!

Запевает: Пришли девочки под окошечко

Припев: Святый вечор добрым людям!

Пришли щедровати, счастья пожелати

Припев.

Уродись пшеничка, овес, чечевичка

Припев.

В клети-коробами , в печи-пирогами


1 колядник: Щедрый вечер! Святый вечер!

Добрым людям на весь вечер!

Открывайте окошки,

Подавайте лепёшки,

В коробейку-копейку,

В колпачок-пятачок,

На полке грош,

Отдай как хошь.

Святый вечер! Щедрый вечер!


2 колядник: Коляда! Маледа!

Дома ли хозяева?


Изба, за столом хозяин, хозяйка и ребятишки.


Ребёнок: Матушка колядники пришли, звать?

Хозяйка: Не кличте расходитесь по домам, ничего я вам не дам.

Колядники: У Ивана жена очень жадная была

У ней шуба не зашита и рубаха не помыта,

Да и муж - не дюж ,

Лентяй, неуклюж. (Ха-ха-ха).

Хозяин: Что придумала жена?

Ишь, какая сатана!

Колядники, возвращайтесь,

Чем хотите, угощайтесь!

Колядники в доме (Коза):

Коляда, колядин!

Я у бабушки один

По колено кожушок-

Дай, хозяйка, пирожок.

Пирожка мало-

Дай кусок сала.

За мою ласку

Дай мне колбаску.

А колбаски нету -

Дай мне конфету!


3 колядник: Овсень коляда!

Суконная борода

Открывай ворота

Выноси творога

Выноси каши

В золочёной чаши.

Угощается народ,

Не уходит от ворот.


4 колядник: Открывайте сундучок

Подавайте пятачок

Хоть блин,

Хоть сала клин.


2 колядник: А теперь хозяева,

Мы вас будем хвалить -

Вы нас будете дарить.

А не будете дарить -

Мы вас будем корить.


Все колядники:

Выходила коляда накануне Рождества!

Кто даст пирога-

Тому полон хлев скота

Овин с овсом

Жеребца с хвостом!

Кто не даст пирога-

Тому куричья нога,

Вилы, да лопата-

И корова горбата!!!

Хозяин: Нет! Нет!

Колдники, мы вас будем дарить!

Жена, одаривай колядующих…

(Жена подает хлеб, колбасу, пирожки, конфеты. Хозяин радует монеты).

Колядники поют:

Как у кочета головушка краснёхонька

Припев: Таусень! Таусень!

У Ивана-то жена-хорошохонька, молодёхонька,

Она по двору идёт - словно пава плывёт!

Припев.

За столом-то сидит - словно свечка горит

Припев.

Как у нашего хозяина высоки ворота!

Припев.

Наш хозяин богатый, гребёт денежки лопатою.

6 колядник: А дай Бог тому,

Кто в этом дому:

Ему рожь густа,

Рожь ужилиста.

Из зерна ему коврига

Из полузерна-пирог

И воздай вам, господи,

И подай вам Бог!

2 колядник: Мы желаем вам солнца красного,

а неба-ясного!

(Все колядники кланяются).

Учитель благодарит всех за активное участие и внимание к мероприятию, рекомендует посетить районный музей «Радогощь»

Подводим итог знаниям.

Приложение: примерные ответы учащихся

Питание.


В питании русских людей главное место занимала растительная пища. Важнейшую роль играли: рожь, пшеница, ячмень, гречка, просо. Из них готовили кашу, делали муку, приготавливали напитки с добавлением мёда и хмеля. Широко употребляли репу, капусту, редьку, морковь, дыню. Использовали льняное и конопляное масло. Картофель, подсолнечник, помидоры вошли в рацион русских людей лишь в 19 веке. Мясо употребляли по праздникам: говядину, баранину, свинину, редко конину, т.к. лошадь была важна в хозяйстве. Много ели рыбы и икру. Простой народ диковинных фруктов не видел.


Одежда.


Одежда русских людей долгое время не отличалась у мужчин и женщин: это была рубаха. Летом более тонкая, зимой верхняя и плотная. Сарафан вошел в гардероб женщин в 15 веке. Замужние женщины поверх рубахи надевали понёву – два куска клетчатой ткани, перетянутой на талии или бёдрах поясом. Мужская одежда в древности называлась ноговицы, позднее порты, что употреблялось ко всей одежде. В 17 веке порты шились из сукна брюки, отсюда видимо и появились брюки. Праздничная одежда имела сочетание красного и белого цветов. В простой одежде были синие, жёлтые, зелёные цвета.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!