СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Минутки здоровья на уроках физкультуры в начальной школе

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит информацию об использовании минуток зоровья на уроках, примерах игровых заданий, комплексов упражнений.

Просмотр содержимого документа
«Минутки здоровья на уроках физкультуры в начальной школе»

Выступление на заседании МО учителей физической культуры

МОУ «Санаторная школа-интернат № 2» города Магнитогорска

«Минутки здоровья на уроках физкультуры в начальной школе»

Подготовила выступление учитель МОУ «СШИ № 2» г. Магнитогорска учитель высшей категории Варенникова Л.С.



Очень большие нагрузки во время уроков ощущает на себе ученик школы, часто находится в состоянии умственного и физического напряжения. Поэтому необходимо использовать минутки здоровья для снятия эмоционального и физического напряжения на всех уроках. Урок физической культуры - это тот урок, который позволяет ребенку в большей мере избавиться от такого напряжения, получить заряд бодрости.


Задача минуток здоровья – снятие усталости, обретение спокойствия, укрепление позвоночника, стоп, кистей, профилактика близорукости, формирование красивой осанки, снятие застойных явлений, вызываемых долгими занятиями, находясь в положении лежа на кушетке, повышение умственной работоспособности.

Что входит в минутки здоровья? В зависимости от вида и типа урока в минутки здоровья можно включать массаж пальцев, пальчиковые игры, упражнения для формирования осанки, двигательно-речевые игры, упражнения для глаз, подвижные игры, упражнения на релаксацию, элементы ритмической гимнастики. Эти действия хорошо вписываются в систему оздоровительной деятельности любой современной образовательной программы, так как построены в соответствии с современными подходами и направлены на формирование здорового образа жизни. Мышцы ребёнка от длительной интеллектуальной работы могут находиться в состоянии длительного статического напряжения, что приводит к общему утомлению, при этом ухудшаются внимание, память, работоспособность.


Методическую основу содержания «минуток здоровья» составляют разнообразные игровые приёмы. Для того чтобы правильно подобрать упражнения для минуток здоровья, нужно знать, на что они направлены. Приседания с подъемом рук стимулируют мозговое кровообращение. Потряхивание кистями рук препятствует утомлению мелких мышц кистей. Наклоны и повороты снимают излишнее напряжение мышц туловища. Бег на месте снимает симптомы утомления. Ходьба и бег в чередовании с упражнениями на расслабление и дыхательными упражнениями способствуют улучшению функции терморегуляции, внешнего дыхания, осанки.

Важное значение имеют динамические и статические упражнения.

Классификация по типу сокращения основных мышц.

Статические - выполняются без перемещения тела или частей тела в пространстве, характеризуются изометрическим типом мышечного сокращения. При таких тренировках нет движений тела и конечностями, но присутствует напряжение в мышах. Примерами классических статических упражнений считаются: самовытяжение, планка. Статические упражнения необходимо практиковать с большой осторожностью, так как существует риск повышения артериального давления, развития аритмии у людей, страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Динамические - характеризуются изотоническим типом мышечного сокращения. В отличие от статических, динамические упражнения подразумевают все виды нагрузок, связанных непосредственно с движением тела и его отдельных частей, перемещением в пространстве. Именно динамические упражнения позволяют развивать силу, увеличить работу мышц, развивают выносливость. Классикой динамики считаются: бег, спортивная ходьба, выпады, отжимания, движения руками, плавание и т.д.

В уроках рекомендуется использовать следующие упражнения в минутках здоровья- ходьба на носках, при которой массируются подушечки пальцев ног, стойка на одной ноге до состояния устойчивого равновесия; в положении сидя и стоя – максимальное, последовательное напряжение ступней, голеней, бедер, ягодиц, живота с последующим медленным расслаблением; в положении сидя – подбирание подушечек пальцев ног, ходьба и бег в чередовании с различными упражнениями и т.д.

Необходимо научить ребенка следить за осанкой. От нее зависит не только стройность человека, но и его здоровье. При хорошей осанке внутренние органы находятся в правильном положении, что является одним из важных и приоритетных для нашей школы условий их нормальной работы.

Большое значение имеют игровые упражнения. Именно они создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному раскрепощению и развитию учеников 1—4 классов. В этих упражнениях, в отличие от других, нет правил, регламентирующих темп, время, смену движений, но они позволяют учащимся начальной школы выполнить задание учителя самостоятельно.

Учитель должен умело направлять процесс физического воспитания, научить детей самостоятельно использовать минутки здоровья не только на уроках физической культуры, но и на других уроках.



Примеры заданий, игр для минуток здоровья:



1. Самомассаж ушных раковин.

При выполнении массажа каждый прием повторить 3-4 раза.

- разогреть ладони трением, помассировать ушные раковины движениями ладони вперед-назад.

- разогреть трением кончики первых трех пальцев, щипцеобразно размять завитки ушей.

- подергать себя за мочки ушей вниз, за верхушки ушей вверх, за завитки - в стороны.

- разогреть ладони трением, помассировать ушные раковины движениями ладони вперед-назад.


2. Упражнения для глаз.

Широко раскрыть и закрыть глаза 3 раза.

Крепко зажмуриться и открыть глаза 3 раза.

Легко поморгать глазами 6 раз.

Медленно с выдохом сделать круг глазами по часовой стрелке.

Повторить против часовой стрелки.

Последние 2 упражнения повторить с закрытыми глазами.

С закрытыми глазами написать носом круг в воздухе по часовой стрелке и обратно.

Легко поморгать глазами 6 раз.



3. Дыхательные упражнения.

Чудо-нос

После слов “задержу дыхание” дети делают вдох и задерживают дыхание.

Носиком дышу,

Дышу свободно,

Глубоко и тихо,

Как угодно.

Выполню задание,

Задержу дыхание ...

Раз, два, три, четыре —

Снова дышим:

Глубже, шире.


Дыхательная медитация

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка... Нежный аромат цветка... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох; Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.


Дыхательное упражнение “Паровоз”

Учитель предлагает сначала переводить дыхание после каждой строчки, затем через строчку и постепенно научиться говорить на выдохе.

Паровоз кричит:

“Ду-ду-у-у! Я иду, иду, иду!”

А колеса стучат,

А колеса говорят:

“Так-так, так-так.

Чуф-чуф, чуф-чуф.

Ш-ш-ш, у-у-у! Приехали!”


4. Упражнения для профилактики плоскостопия.

Массаж ступни: сидя на скамейке, вытянуть ноги, поставить ступню правой ноги на верхнюю треть левой голени и начать активно массировать. Поочередно выполнять массаж то одной, то другой ноги.

Поочередное поднимание носков и пяток

Поочередное разведение носков и пяток

Ходьба со словами: на носочках ходят мыши, так, чтоб кот их не услышал.


а) Котенок крадется. Ходьба на цыпочках.

б) Котенок бежит. Бег на носочках.


Стоя. Ходьба на внешней стороне стопы, а затем на внутренней. Руки на поясе.


2. Игра “Запрещенное движение”.

Содержание: во время ходьбы по одному в колонне учитель (он идет первым) меняет положение рук: в сторону, на пояс, вверх, за голову, за спину. Дети выполняют за ним все движения, кроме одного — руки, на пояс. Это движение — запрещенное. Тот, кто ошибается, выходит из строя. Через некоторое время объявляется запрещенным другое движение.


5. Игра “Отгадай, чей голосок?”.

Содержание: все играющие образуют круг. Один из игроков становится в середине круга и закрывает глаза. Учитель показывает на того, кто будет говорить слова: “Скок, скок, скок!”. Все участники игры идут по кругу и поют: “Мы составили все круг, повернемся разом вдруг! (все поворачиваются вокруг себя), а как скажем — скок, скок, скок — отгадай чей голосок?”. Стоящий в центре открывает глаза и пытается отгадать, кто сказал слова “скок, скок, скок”. Угаданный игрок идет в середину, водящий — в круг. Если водящий не отгадал, он продолжает стоять в середине круга.



6. Игра “Два Мороза”.



Содержание: выбираются двое ведущих — два “мороза”: Мороз Синий нос и Мороз Красный нос. Они произносят слова:


Я — Мороз Красный нос. Я — Мороз Синий нос.


Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?


Игроки отвечают: “Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!”. После этих слов игроки должны с одной стороны площадки перебежать на другую, чтобы при этом их не поймали “морозы”. А те, кого поймали, становятся “морозами”.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!