СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование здоровьесберегающих технологий

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Вопрос 1. «Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в школе-интернат»

Забота о здоровье – это важнейший труд  педагога.  От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»                                        В.А.Сухомлинский 

Самое популярное определение, данное Всемирной организацией здравоохранения:  «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом. Вступление ребенка в возраст ученичества повышает нагрузку на весь организм. Именно поэтому охрана и укрепление здоровья обучающихся является не только важной медицинской проблемой, но и актуальной педагогической задачей. На сегодняшний день тема «сохранение здоровья» – очень важная и злободневна. Чтобы образовательный процесс приносил удовлетворение и радость для всех, надо чтобы и обучающиеся и педагоги были здоровы. Каким образом от нас зависит здоровье обучающихся и что мы, педагоги, можем сделать для его сбережения? Укрепление здоровья детей является важной задачей всего коллектива школы-интерната. Следуя концепции здоровьесберегающего образования, педагогический коллектив школы-интерната включает в план работы следующие направления деятельности: •    здоровьесберегающее обучение и воспитание (построение уроков и самоподготовок на здоровье сберегающей основе); •    активизация физической деятельности;       •    соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил; •    пропаганда здорового образа жизни.

Основополагающими принципами подобной деятельности в условиях школы-интерната являются: 1 Введение традиции максимального разнообразия формы и содержания проведения любых занятий. 2.  Обязательное чередование на уроках физических и интеллектуальных нагрузок на ребенка. 3. Повышение требовательности к поддержанию в помещениях, где проводятся занятия с детьми, комфортных условий для их деятельности. 

Только при соблюдении названных принципов во время проведения всех занятий со школьниками можно говорить о возможности укрепления здоровья ребенка в школе. Согласно этому плану в школе-интернате стало традиционным проведение «Дней здоровья», участие в районных соревнованиях по баскетболу, легкой атлетике. Обучающиеся и воспитанники школы-интерната являются не только постоянными участниками, но и призерами районных и краевых спортивных мероприятий. Общешкольные мероприятия, классные часы, диспуты, круглые столы: «Урок здоровья», «Берегите воду – источник жизни», «Здоров будешь – все добудешь», «Здоровье в твоих руках», «Здоровое питание – отличное настроение», «В здоровом теле – здоровый дух», «Советы от доктора Айболита», «Вредные привычки», ежедневная утренняя зарядка, сбалансированное пятиразовое питание, уроки физкультуры, ЛФК, физминутки, спортивные часы, прогулки на свежем воздухе и множество воспитательных мероприятий данной тематики способствуют сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Многие годы своей жизни человек проводит в стенах образовательных учреждений. Поэтому естественно возникает вопрос, что и как нужно сделать для того, чтобы образование, в частности обучение, не разрушало, а наоборот, сохраняло, укрепляло и развивало здоровье человека. Педагоги  в организации проведении урока учитывают: 1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.; 2) число видов учебной деятельности: опрос обучающихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.; 3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности; 4) способы преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.; 5) чередование видов преподавания; 6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся; 7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения; 8) позы обучающихся, чередование поз; 9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность; 10) наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации; 11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение обучающимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.; 12) психологический климат на уроке; 13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.; В конце урока обращают внимание на следующее: 14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу; 15) момент наступления утомления обучающихся и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы; 16) темп и особенности окончания урока.

Что такое здоровьесберегающие технологии?  «Здоровьесберегающая технология» – это наука о здоровье, здоровом образе жизни и мастерстве сохранения здоровья.

Десять великих секретов здоровьесберегающих технологий:  •Секрет доброты •Секрет успешности •Секрет эффективности усилий •Секрет результативности •Секрет соответствия создаваемого задуманному •Секрет технологичности •Секрет надежности получаемых результатов •Секрет перспективности преобразований •Секрет заинтересованности •Секрет истинности 

Актуальность Здоровье - важнейший фактор работоспособности и развития детского организма.      Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста. 

Цель  здоровьесберегающих образовательных технологий обучения:  Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи: •    Сформировать потребности в здоровом образе жизни; •    способствовать сохранению и укреплению здоровья ребёнка, созданию благоприятной обстановки в классе; •    создать условия для  дальнейшего развития и адаптации обучающихся в социуме. •     организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья; •     создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения; •    научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром; •    воспитание культуры здоровья; •    мотивация на здоровый образ жизни; •    научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни; •    внедрение инновационных педагогических технологий;

Типы технологий Оздоровительные  (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия,  закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)  Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)  Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)  Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания) 

Оздоровительные моменты на уроке:     физкультминутки     пальчиковая гимнастика     дыхательная гимнастика     Гимнастика для глаз     минутки релаксации     точечный массаж     Динамические паузы     психогимнастика

Физкультурные минутки помогают:      Снятие усталости, напряжения;     Ослабить утомление на уроке;     Проводить профилактику нарушения осанки;     Поддержание работоспособности, активного внимания;

Пальчиковая гимнастика  может помочь:     Подготовить руку к письму;     Развить внимание, терпение;     Стимулировать фантазию;     Активизировать работу мозга;     Научиться управлять своим телом.

Пальчиковая гимнастика: •    Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать. •    А потом они в тетрадке будут буковки писать. •    Идет по парте человечек, переставляет ножки. •    А если ножки смотрят вверх, что получилось? Рожки! •    Мы пришли смотреть балет, гаснет в зале верхний свет. •    Ах, какой балет хороший! Мы похлопаем в ладоши! •    Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь. •    Вдруг ладошка заискрится, и бумажка загорится. •    Наши пальчики согнем и другой рукой согнем. •    Раз, два, три, четыре, пять – будем сверху нажимать. •    Наши пальчики сцепились и тянулись, и крутились. •    Каждый хочет победить и награду получить. •    А теперь одну ладошку развернем наоборот •    И похлопаем немножко – пусть другая отдохнет.

Гимнастика глаз Цели: Профилактика возникновения и развития близорукости. Расширение пространственной активности  глаз  в ходе занятий. 

38-52% детей к окончанию начальной школы имеют снижение остроты зрения. Согласно разным теориям  одним из фактором  возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные  нагрузки. Существующие противоречия между физиологическими возможностями зрительного анализатора детей  и общепринятыми технологиями обучения, способствуют массовому возникновению зрительных  расстройств. 

Гимнастика глаз помогает:     Снять физическую и психоэмоциональную  напряжённость;     Тренировать вестибулярный аппарат;     Развить зрительную координацию;     Укреплять глазные мышцы;     Развить зоркость и внимательность;     Улучшить зрение.

Дыхательная гимнастика:         Укрепление дыхательной мускулатуры;     Уменьшение заболеваний дыхательной системы;     Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет      нервно-психическое состояние.

    Точечный массаж помогает:     проводить профилактику простудных заболеваний;     закаливание детей;     научить детей расслабляться, освобождаться от стрессов, перенапряжения;     обучить навыкам проведения точечного  массажа.

Релаксация на уроке:     Помогает снять стресс;     Расслабление мышц;     Снятие усталости;     Восстановление работоспособности

Экологическое пространство Проветривание помещений  Наличие живого уголка Озеленение кабинета Освещение кабинета    

Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии образования, являются два обстоятельства: во-первых, внимательное отношение педагога к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни; и во-вторых, общий настрой школы-интерната на создание рационального режима и благоприятных условий для воспитания и обучения детей, т. е. на содействие здоровью. В заключении хочется высказать мнение о том, что правильно организованный образовательно-воспитательный процесс в условиях школы-интерната, может существенно и положительно влиять на укрепление и развитие здоровья как педагогов, так и обучающихся. Педагогический коллектив школы-интерната старается так формировать учебно-воспитательные программы, чтобы выпускник школы-интерната обладал навыкам управления здоровьем в собственной жизни, чтобы ребенок после завершения образования имел более качественное здоровье, чем при поступлении в нее.

Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий»

Самое популярное определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Самое популярное определение, данное Всемирной организацией здравоохранения:

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Психическое Физическое Социальное Концепция Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Здоровье

Психическое

Физическое

Социальное

Концепция Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Здоровье

Компоненты здоровья.

Компоненты здоровья.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Актуальность Здоровье - важнейший фактор  работоспособности и развития детского  организма.  Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста .

Актуальность

Здоровье - важнейший фактор работоспособности и развития

детского организма.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка

на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста .

Ц ЕЛЬ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ.

Ц ЕЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ.

Типы технологий Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия) Технологии обучения здоровью  (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла) Воспитание культуры здоровья  (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.) Здоровьесберегающие  (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

Типы технологий

Оздоровительные

(физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия,

закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия,

арттерапия)

Технологии обучения здоровью

(включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

Воспитание культуры здоровья

(факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

Здоровьесберегающие

(профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация,

организация здорового питания)

Оздоровительные моменты на уроке:

Оздоровительные моменты на уроке:

Физкультурные минутки помогают: Снятие усталости, напряжения; Ослабить утомление на уроке; Проводить профилактику нарушения осанки; Поддержание работоспособности,  активного внимания;

Физкультурные минутки помогают:

  • Снятие усталости, напряжения;
  • Ослабить утомление на уроке;
  • Проводить профилактику нарушения осанки;
  • Поддержание работоспособности,

активного внимания;

Пальчиковая гимнастика может помочь:   Подготовить руку к письму; Развить внимание, терпение; Стимулировать фантазию; Активизировать работу мозга; Научиться управлять своим телом.

Пальчиковая гимнастика

может помочь:

  • Подготовить руку к письму;
  • Развить внимание, терпение;
  • Стимулировать фантазию;
  • Активизировать работу мозга;
  • Научиться управлять своим телом.

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке будут буковки писать.  Идет по парте человечек, переставляет ножки. А если ножки смотрят вверх, что получилось? Рожки!  Мы пришли смотреть балет, гаснет в зале верхний свет. Ах, какой балет хороший! Мы похлопаем в ладоши!  Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь. Вдруг ладошка заискрится, и бумажка загорится.  Наши пальчики согнем и другой рукой согнем. Раз, два, три, четыре, пять – будем сверху нажимать.  Наши пальчики сцепились и тянулись, и крутились. Каждый хочет победить и награду получить.  А теперь одну ладошку развернем наоборот И похлопаем немножко – пусть другая отдохнет.
  • Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
  • А потом они в тетрадке будут буковки писать.
  • Идет по парте человечек, переставляет ножки.
  • А если ножки смотрят вверх, что получилось? Рожки!
  • Мы пришли смотреть балет, гаснет в зале верхний свет.
  • Ах, какой балет хороший! Мы похлопаем в ладоши!
  • Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.
  • Вдруг ладошка заискрится, и бумажка загорится.
  • Наши пальчики согнем и другой рукой согнем.
  • Раз, два, три, четыре, пять – будем сверху нажимать.
  • Наши пальчики сцепились и тянулись, и крутились.
  • Каждый хочет победить и награду получить.
  • А теперь одну ладошку развернем наоборот
  • И похлопаем немножко – пусть другая отдохнет.
Гимнастика для глаз   Цели:   Профилактика возникновения и развития близорукости.  Расширение пространственной активности глаз в ходе занятий.  38-52% детей к окончанию начальной школы имеют снижение остроты зрения. Согласно разным теориям одним из фактором возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки. Существующие противоречия между физиологическими возможностями зрительного анализатора детей и общепринятыми технологиями обучения, способствуют массовому возникновению зрительных расстройств.

Гимнастика для глаз

Цели: Профилактика возникновения и развития близорукости. Расширение пространственной активности глаз

в ходе занятий. 38-52% детей к окончанию начальной школы имеют снижение остроты зрения. Согласно разным теориям одним из фактором возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки. Существующие противоречия между физиологическими возможностями зрительного анализатора детей и общепринятыми технологиями обучения, способствуют массовому возникновению зрительных расстройств.

Гимнастика для глаз помогает: Снять физическую и психоэмоциональную  напряжённость; Тренировать вестибулярный аппарат; Развить зрительную координацию; Укреплять глазные мышцы; Развить зоркость и внимательность; Улучшить зрение.

Гимнастика для глаз помогает:

  • Снять физическую и психоэмоциональную

напряжённость;

  • Тренировать вестибулярный аппарат;
  • Развить зрительную координацию;
  • Укреплять глазные мышцы;
  • Развить зоркость и внимательность;
  • Улучшить зрение.
 Гимнастика для глаз Движение глазного яблока по заданным направлениям Самомассаж Использование бумажных офтальмотренажеров

Гимнастика для глаз

  • Движение глазного яблока по заданным направлениям
  • Самомассаж
  • Использование бумажных офтальмотренажеров
Дыхательная гимнастика: Укрепление дыхательной мускулатуры; Уменьшение заболеваний дыхательной  системы; Повышает общую сопротивляемость  организма, его тонус, оздоровляет  нервно-психическое состояние.

Дыхательная гимнастика:

  • Укрепление дыхательной мускулатуры;
  • Уменьшение заболеваний дыхательной

системы;

  • Повышает общую сопротивляемость

организма, его тонус, оздоровляет

нервно-психическое состояние.

Часики Часики вперед идут,  За собою нас ведут.  И.п. – стоя, ноги слегка расставлены.  1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох);  2 - взмах руками назад – «так» (выдох). Насос Накачаем мы воды,   Чтобы поливать цветы.  1 -  наклон туловища в правую сторону (вдох);   2 – руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох). Пчелы Мы представим, что мы пчелы,  Мы ведь в небе – новоселы.  И.п. – ноги слегка расставлены.  1 – развести руки в стороны (вдох);  2 – опустить руки вниз со звуком «з-з-з» (выдох).

Часики

Часики вперед идут, За собою нас ведут. И.п. – стоя, ноги слегка расставлены. 1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох); 2 - взмах руками назад – «так» (выдох).

Насос

Накачаем мы воды,  Чтобы поливать цветы. 1 -  наклон туловища в правую сторону (вдох);  2 – руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох).

Пчелы

Мы представим, что мы пчелы, Мы ведь в небе – новоселы. И.п. – ноги слегка расставлены. 1 – развести руки в стороны (вдох); 2 – опустить руки вниз со звуком «з-з-з» (выдох).

Точечный массаж помогает: проводить профилактику простудных  заболеваний; закаливание детей; научить детей расслабляться, освобождаться  от стрессов, перенапряжения; обучить навыкам проведения точечного  массажа.

Точечный массаж помогает:

  • проводить профилактику простудных

заболеваний;

  • закаливание детей;
  • научить детей расслабляться, освобождаться

от стрессов, перенапряжения;

  • обучить навыкам проведения точечного

массажа.

Психогимнастика Цель: сохранение психического здоровья, коррекция и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.   Передай ритм по кругу Передай чувство по кругу Движение по кругу Разговор через стекло Изобрази эмоцию Зеркало Это специальные упражнения, в которых участники общаются без помощи слов; выражают свои переживания и эмоциональные состояния посредством движений, мимики и пантомимики; учатся снимать психофизическое напряжение, преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других.

Психогимнастика

Цель:

сохранение психического здоровья, коррекция и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

  • Передай ритм по кругу
  • Передай чувство по кругу
  • Движение по кругу
  • Разговор через стекло
  • Изобрази эмоцию
  • Зеркало

Это специальные упражнения, в которых

  • участники общаются без помощи слов;
  • выражают свои переживания и эмоциональные состояния посредством движений, мимики и пантомимики;
  • учатся снимать психофизическое напряжение,
  • преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других.
Релаксация на уроках: Помогает снять стресс; Расслабление мышц; Снятие усталости; Восстановление работоспособности

Релаксация на уроках:

  • Помогает снять стресс;
  • Расслабление мышц;
  • Снятие усталости;
  • Восстановление работоспособности


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!