СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации при работе с проектами (из опыта работы).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендовано учителям, которые решили внедрять "Метод проектов" в образовательный процесс школы.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации при работе с проектами (из опыта работы).»

Методические рекомендации при работе с проектами (из опыта работы).

В практике учителя в отношении применения метода проектов необходимо обратить внимание на несколько ключевых моментов, имеющих немаловажное значение.

В основе любого проекта всегда должна быть проблема. Проблематизация является первым этапом работы над проектом. Работа над проектом начинается с объяснения учащимся сути проблемы, важности и необходимости ее выявления. Следует заметить, что речь идет не об обычных с которыми человек может сталкиваться в повседневной жизни, а о проблеме, которая требует обращения к дополнительной информации, исследованию, рассмотрению разных точек зрения на один и тот же вопрос. В этом разница между затруднением и проблемой. Проблемы, обсуждаемые на уроках, должны быть связаны с программным материалом. Увидеть проблему – значит увидеть противоречие. Например: Новейшие технологии, делают жизнь человека комфортной, но при этом создается множество проблем для его здоровья. Проблему проекта педагог должен сформулировать для себя и на уроке учащимся ее не озвучивать. Конкретную проблему будущего исследования школьники должны будут сформулировать сами, при этом роль учителя должна остаться направляющей. Далее учитель готовит ситуации, на основании анализа которых учащиеся и будут строить свои размышления, выявлять проблему, выдвигать возможные гипотезы решения выявленных проблем.

Задача учащихся на этапе обсуждения – дать как можно больше аргументированных гипотез. Начинать можно с ответов на вопросов, которые требуют однозначных ответов. Далее учащиеся учатся давать аргументированные ответы на вопросы, используя факты и данные источников. А если к аргументации ответов последовательно подключать других учащихся, то ответы на отдельные вопросы можно превратить в дискуссию. Рассмотрение альтернативных точек зрения, совместное обсуждение, обмен мнениями, учит учащихся приходить к общему пониманию. Вторым этапом работы является целеполагание. Особенностью этого этапа является то, что дети не умеют ставить конкретные цели и соизмерять свои возможности с реалиями жизни, плохо оценивают трудности, с которыми придется столкнуться в работе над проектом. Учитель должен научить ученика понимать, что достижение цели проекта, должно способствовать решению исходной проблемы, а для этого необходимо определиться с проектным продуктом. Например, составить рекомендации для тех, кто не умеет вести дискуссию в группе. Когда эти два этапа будут поняты детьми начинается работа с третьим этапом проекта – планированием. Задача учителя - формирование умений спланировать работу над проектом. Как показывает опыт работы учителя в основной школе, для детей данного возраста - это представляет определенную трудность. Важно, чтобы учитель не начал планировать деятельность детей сам. Это будет большой ошибкой в обучении проектной деятельности. У детей может исчезнуть мотивация, так как возникнет ощущение выполнения навязанного плана работы. Можно предложить алгоритм планирования. На этом этапе можно воспользоваться таблицей, чтобы убедиться, что все идет правильно:

Вопрос

Ответ

Почему выбрана эта тема проекта?

Проблема проекта

Что надо сделать, чтобы решить данную проблему?

Цель проекта

Что ты создашь, чтобы цель была достигнута?

Проектный продукт (ожидаемый результат)

Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена проблема?

Объяснение связи между проблемой, целью и проектным продуктом

Какие шаги ты должен проделать от проблемы проекта до реализации проекта

Перечисление основных этапов работы

Все ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги(информация, материалы ит. д )

Развернутый план

Ребенок должен понимать, что умение планировать свою деятельность – это путь к успеху. Учителю важно следить за мотивацией своих учеников и поддерживать ее на протяжении всей работы над проектом, так у многих детей в этом возрасте не сформировано «чувство времени» и они могут отложить работу «на потом». Как показывает опыт, одни дети начинают эффективно работать при дефиците времени, а вот детям с повышенной тревожностью это не подходит. Учитель должен выстраивать работу с учетом индивидуальных возможностей детей. Этап презентации проекта так же сложен для учеников основной школы. Учитель должен формировать важнейший социальный навык умения ребенком показать себя в выгодном свете, но при этом не терять чувство меры. Любая презентация имеет регламент, соблюдение которого дети часто нарушают, здесь очень важно научить ребенка выбирать для презентации только главную информацию, которую нужно излагать коротко и ясно. Ученик должен рассказывать, а не читать, допускается прочтение тезисов. Опыт показывает, что презентации и самопрезентации лучше отрепетировать.

Работа над проектом основана на взаимодействии детей друг с другом в обсуждении проблем, взаимопомощи и взаимной ответственности всей учебной группы.

При организации работы в группах имеют значение межличностные отношения и предпочтения. Для их выявления хорошо использовать такие приемы, как анкетирование, интервью, беседы. Учителю необходимо подобрать такие задания, чтобы, выполняя их, школьники учились организовывать работу внутри малых групп сотрудничества: знакомиться с материалом, планировать работу, распределять задания и роли, обсуждать общие задания и индивидуальные результаты, подводить итоги выполнения заданий. Все это способствует социализации детей в условиях ОУ.

Часто в работе на разными видами проектов у учителей, детей и родителей возникают разногласия по оцениванию проектов, чтобы избежать конфликтных ситуаций, учитель должен четко представлять методику оценивания проекта. Для этого применяется стардантизация критериев оценивания. Критерии обсуждаются на методическом совете и внедряются в практику школы. Хорошим способом подбора критериев оценивания проектов для учителя может служить литература, рекомендованная методистами педагогического университета повышения квалификации «Первое сентября», апробированная учителем в ОУ. Критериальное оценивание позволяет оценивать уровень сформированности проектных умений, навыков презентации и самопрезентации, а также отчасти предметных знаний, умений и навыков в тех работах, проектный продукт которых связан с ЗУН в конкретных предметных областях, поэтому на основе критериев оценки проекта, предложенной методистом педагогического университета повышения квалификации «Первое сентября» М.А. Ступницкой, совместно с учениками были разработаны следующие критерии оценки проектной деятельности:

  • постановка цели проекта;

  • планирование путей достижения цели проекта;

  • глубина раскрытия темы проекта;

  • разнообразие источников информации, целесообразность их использования;

  • личная заинтересованность автора, творческий подход к работе;

  • соответствие требованиям оформления письменной части;

  • качество проведения презентации;

  • качество проектного продукта

Пример критерия, разработанного учителем:

Критерий №1. Постановка цели проекта

(максимум 3 балла)

Цель не сформулирована

0

Цель сформулирована, но не обоснована

1

Цель ясно сформулирована и обоснована в общих чертах

2

Цель определена, ясно сформулирована и четко обозначена

3

Всего баллов




Аналогично разрабатываются остальные 7 критериев оценки проектной деятельности.

Согласно критериям ученик набирает баллы, затем определяется процент выполненной работы, после чего процент выполненной работы переводится в отметку.

Таблица перевода

Проценты

Отметки

От 1% до 40 %

2

От 41% до 74%

3

От 75% до95%

4

От 96% до 100%

5

Дети, имея критериальные таблицы, учатся по ним оценивать себя сами, а при групповой работе оценивать и своих товарищей. Умение делать правильную самооценку и оценивать действия других людей важное условие успешной социализации.

Работа над проектом основана на взаимодействии друг с другом обсуждении проблем, взаимопомощи и взаимной ответственности всей учебной группы.

При организации работы в группах имеют значение межличностные отношения и предпочтения. Для их выявления хорошо использовать такие приемы, как анкетирование, интервью, беседы. Учителю необходимо подобрать такие задания, чтобы, выполняя их, школьники учились организовывать работу внутри малых групп сотрудничества: знакомиться с материалом, планировать работу, распределять задания и роли, обсуждать общие задания и индивидуальные результаты, подводить итоги выполнения заданий. Все это также способствует социализации детей в условиях ОУ.

Таким образом, в процессе применения методов проектирования в образовательном процессе, учащиеся приобретают те умения и навыки, которые являются необходимым условием социализации.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!