ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 386 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
г. Донецк – 2022
АННОТАЦИЯ
Методические рекомендации составлены с целью разъяснения педагогическим работникам особенностей использования проектного метода в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.
Методические рекомендации раскрывают основные требования к проекту, правила организации и оформления проектов.
Настоящие рекомендации могут быть использованы при подготовке авторских и иных материалов для организации воспитательно-образовательной работы с дошкольниками, обмена педагогическим опытом.
Автор-составитель: Гончарова Т.С. – старший воспитатель МБДОУ «Ясли-сад № 386 г. Донецка».
Методические рекомендации рассмотрены на заседании педагогического совета и рекомендованы к использованию педагогами дошкольного учреждения.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТУ
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ
ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ПАПКИ
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРАВИЛА УСПЕШНОЙ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ НАД ПРОЕКТОМ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современному дошкольному учреждению в условиях высокой динамики общественных процессов и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию дошкольников в добывании знаний; развивали бы исследовательские, рефлексивные навыки; формировали бы умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности, т. е. компетенции. Все вышеперечисленное может обеспечить метод проектов.
Накопленный педагогический опыт в последнее десятилетие подтверждает состоятельность и эффективность использования проектного метода в дошкольной образовательной практике. В Типовой образовательной программе «Растим личность» проектная деятельность заявлена как форма организации образовательной деятельности и основана на тематическом принципе построения образовательного процесса.
Перспективность метода проектов заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате максимальной самостоятельности действий воспитанников с обязательной презентацией этих результатов.
Метод проектов – это мощная движущая сила информации, эмоций и интеллекта. Значимость и результативность инновационной технологии напрямую зависит от знания внутренней организации данного метода педагогом. Поэтому важно знать некоторые постулаты данного метода.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТУ
Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем
социально-значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой (данную форму активно можно использовать в подготовительной группе, а внедрять уже во втором полугодии старшей группы).
2. Планирование действий по разрешению проблемы – иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако, некоторые проекты (творческие) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.
3. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации. Исследовательская работа воспитанников как обязательное условие каждого проекта. Направление задает педагог и информацию ищет тоже педагог, но преподносить ее нужно аккуратно, опираясь на уже имеющиеся представления и опыт сопутствующих экспериментов, опытов, умозаключений.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.
5. Осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.
Таким образом, проект – это «пять П»: проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация. Шестое «П» проекта – это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ
Классификация проектов по доминирующей деятельности дошкольников
Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни группы, детского сада, микрорайона, города.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для воспитанников. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в сети Internet.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализация, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Главная особенность проектной деятельности, какую бы он направленность не носил – тесное сотрудничество «родитель-воспитатель-ребенок».
Классификация проектов по продолжительности
Мини-проекты могут укладываться в несколько минут, по сути это проблемная ситуация, которая может реально возникнуть в процессе какой-то деятельности, например на экскурсии в школу, библиотеку, музей. Воспитатель быстро ориентируется в непредсказуемой ситуации, обыгрывает ее и дает возможность принять решение или высказаться воспитанником по поводу результата. Вместе приходят к единому мнению.
Недельный проект тема данного проекта может быть исчерпана в течении недели. Проекты типа «Я и мои друзья», «Чудо сказки» и т.д.
Краткосрочные проекты могут решаться в течении 1-4 месяцев. Как правило эти проекты являются самыми интересными и живыми для детей, которые любят динамику, перемены, смену событий.
Долгосрочные (годичные) проекты – в таких проектах время от поставленной задачи до результата может укладываться в год или два года. Такие проекты очень серьезны и интересны, требуют большой поддержки и заинтересованности родительской общественности.
Выход проектной деятельности
В ряде случаев на вид продукта сразу указывает тема проекта. Примерный перечень (далеко не полный) возможных выходов проектной деятельности: атлас, карта, видеофильм, выставка, газета, журнал, действующая фирма, законопроект, игра, коллекция, костюм, модель, мультимедийный продукт, оформление групповой комнаты, постановка, праздник, экскурсия.
ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ПАПКИ
В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:
паспорт проекта (здесь должна указываться тема, цели, задачи, актуальность, вид проекта, средства/формы реализации, сроки реализации, место проведения);
планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, ежедневные планы). В планах указываются: индивидуальные задания участников проекта на предстоящий промежуток времени, все беседы, консультации, тематические праздники, выставки, экскурсии, тематические родительские собрания и т.д;
все материалы представлены в печатном формате; вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Internet;
результаты исследований и анализа;
описание конечного продукта с фотографиями или сам конечный продукт.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
При организации проекта первое, что должен сделать педагог – поставить цель, решить для чего это нужно сделать, к чему нужно прийти и посредством чего это достигнуть. Воспитатель – это движущая сила проекта, именно он является руководящей силой, основываясь на интересы и потребности воспитанников.
После постановки цели воспитатель должен составить план реализации проекта и отразить это в печатном виде. Воспитатель должен помнить и четко дифференцировать этапы реализации проектной деятельности.
Проект состоит из трех частей:
Подготовительный (организационно-подготовительный) – обдумывание идеи проекта, сбор информации для реализации, составление плана проекта, определение сроков реализации, проведение круглых столов с родителями, воспитанникам и, если требуется, с педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач. Разработка положений смотров, конкурсов, конспектов ООД, сценария итогового мероприятия. Постановка проблемы перед всеми участниками проекта. Проект начинается с проблемы, которая обозначается для всех участников проекта.
Основной этап – проведение ООД и других мероприятий с детьми, родителями, специалистами и педагогами ДОУ (комплексные, тематические, бинарные), посещение выставок и т.д. Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта.
Заключительный этап – итог работы – создание продукта проектной деятельности (проведение итогового мероприятия (праздника, развлечения), создание книги, альбома и т.д.) и его презентация. Если требуется и задумано – награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.
ПРАВИЛА УСПЕШНОЙ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ НАД ПРОЕКТОМ
Организуя проектную деятельность, педагог должен действовать по принципам – доступности материала, целесообразности, уважения к ребенку. Двигаться к намеченной цели путем проб и ошибок, исследований и опытов, знаний, которые дети почерпнут сами из правильно организованной среды при тесном сотрудничестве с воспитателем и родителями.
Совместная работа взрослых и детей над проектом будет успешной, если вы будете придерживаться следующих правил:
1. Глубоко изучите тематику проекта.
2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживайте детскую инициативу.
3. Заинтересуйте каждого ребенка тематикой проекта, поддерживайте его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
4. Создавайте игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
5. Вводите детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания с опорой на детский личный опыт.
6. Тактично рассматривайте все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
7. Последовательно и регулярно работайте над проектом.
8. В ходе работы над проектом создавайте атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
9. Творчески подходите к реализации проекта, ориентируйте детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Боровлева, А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. – 2006. – №7.
Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
Виноградова, Н.А., Панкова, Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
Журавлева, В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие для воспитателей ДОУ / В.Н. Журавлева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 302с.
Киселева, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.
Кудрявцева, А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г.Д.Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. – Пермь: Меркурий, 2011. – С.80-84.
Кузнецова, А.А. В помощь специалистам Центра «Проект шаг за шагом». Методическое пособие / А.А.Кузнецова, И.В.Матвеева. – Ярославль: Методическое отделение Центра «Наставник», 2009. – 40 с.
Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие / А.А.Майер. – М.: ТЦ «СФЕРА»,2008. – 128 с.
Педагогическое проектирование – ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г.Н. Масич. – Красноярск: КИМЦ, 2010. – 78 с.
Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.
Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2004. – № 4