МБОУ «Порошевская основная общеобразовательная школа»
Использование национально -
регионального компонента на уроках
русского языка и литературы
Из опыта работы учителя русского
языка и литературы Останиной
Валентины Николаевны.
2009
В настоящее время наша школа работает над реализацией программы «Школа – хранительница села». В связи с этим я взяла себе методическую тему «Использование национально – регионального компонента на уроках русского языка и литературы». Считаю эту тему важной и актуальной. Во многих школах не изучается язык, культура, история своей малой родины. А это значит отодвинута на второй план очень важная задача: формирование у детей подлинной любви и уважения к малой Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к ее народному творчеству и искусству.
Детство человека неразрывно связано с его малой родиной, семьей, школой. С отношения к ним начинается любовь или равнодушие к родной речи, к своей деревне, к своему краю, к ее прошлому и настоящему.
Необходимость знакомства детей с историей родного края очевидна. Именно это помогает воспитывать истинного патриота, формировать любовь, привязанность к малой родине. Формировать такие чувства нужно с детства. А для этого ребенка нужно научить по-новому взглянуть на свое село, его улицы, дома. Научить удивляться, восхищаться, хранить память. Первые краеведческие знания ребенок получает еще в дошкольном возрасте. В школе же знания о природе, населении, хозяйстве своего края углубляются и систематизируются, уделяется внимание знакомству с литературой Пармы, культурой и бытом коми – пермяцкого народа.
Решая данную методическую проблему, поставила перед собой цель: изучить чрезвычайно богатую и многокрасочную литературу Пармы и знакомить детей с переводной коми – пермяцкой литературой.
Это способствует решению следующих важных задач:
расширение общекультурного кругозора учащихся, воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края, его прошлому – традициям, обычаям, - и настоящему;
развитие интереса к природе родного края;
развитие эмоционального восприятия на основе услышанного и увиденного, осмысление ценности того, что нас окружает.
Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы дает новые знания по другим предметам: по литературе, русскому языку, истории, географии, музыке, изобразительному искусству. У учащихся обогащается и развивается речь, в процессе изучения регионального материала воспитывается чувство любви к малой и большой родине, формируется нравственные основы личности, её духовный и этический потенциал. Это способствует общему развитию школьника.
Национально – региональный компонент я использую на уроках литературы и на уроках русского языка.
Л и т е р а т у р а
Мною разработана программа «Литература родной Пармы». (Приложение 1) Это уроки внеклассного чтения. Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и открывают широкие возможности для воспитания высокой читательской культуры. Они проходят в самых разнообразных формах: рассказы детей о прочитанных книгах, чтение вслух интересных отрывков, выразительное чтение, литературный монтаж, час поэзии, конкурс на лучшего чтеца, конференция с участием писателей, поэтов, заочные путешествия.
Уроки внеклассного чтения готовлю по книгам «Ступени надежд», «Заветный клад», «Шаги времени», «Книга Памяти», «Литература родной Пармы», «Сто дней, сто ночей», «Страницы истории», «Наша боль» и другие. (Приложение 2)
Прочитав книгу «Ступени надежд», дети узнали о прошлом и настоящем округа, о красоте его лесов и рек, а главное, о красоте души народа, живущего на этой земле и прославившего ее своими трудовыми подвигами, созданиями своего таланта.
Из «Заветного клада» дети запомнили легенды, мифы, предания, сказки, лирические песни.
«Книга Памяти» помогает собирать материал о героях, живущих в деревне и в районе. Материалы этой книги использую при изучении произведений о Великой Отечественной войне.
«Литература родной Пармы» помогает развивать творческие способности учащихся, расширять их знания в области коми- пермяцкой литературы.
На таких уроках я широко использую краеведческий материал, который находится в школе. Это исследовательские работы детей и материалы школьного музея. Такие уроки внеклассного чтения проходят на высоком эмоциональном уровне. Учащиеся включаются в краеведческий поиск, учатся проносить через себя радостные и трагические события своего края, переживают за судьбы его жителей.
Региональный компонент используется и на уроках
р у с с к о г о я з ы к а.
Создаю свой методический комплекс по определенным темам. При изучении темы «Стили речи» тексты беру из художественной литературы коми – пермяцких писателей.
Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля, составление плана.
Дидактический материал представляет собой серию карточек, предназначенных для закрепления и углубления знаний по теме «Синтаксис», «Лексика», «Фразеология», совершенствование орфографических и пунктуационных навыков. (Приложение 3)
Интересно и необычно проходят уроки развития речи, где я использую региональный компонент.
Детям нравится писать сочинения о родной природе, которая их окружает, о доме, о своей семье. Работая над сочинениями, младшие школьники замечают удивительные явления окружающей природы, восхищаются ими, учатся понимать красоту своей малой родины, а значит, любить ее. В 5 классе это только мини-сочинения: «Чудо в декабре», «Вид из моего окна», «Моя зима». В 6 классе темы уже усложняются: «Таланты в деревне живут», «Что в имени моем», «Дорога в школу», «Выпускники моей школы». В 7 классе – «Малая моя родина», «История из семейного альбома», «Счастливая старость» и другие. (Приложение 4)
Детское сочинение – это возможность поделиться впечатлениями, переживаниями с учителем, классом. В сочинении проявляется, а значит и воспитывается восприятие красоты природы, красоты человека. Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких – либо проявлений.
Дети материал собирают в папки, применяют на уроках литературы, делятся своими впечатлениями.
В своей практике использую методы исследовательской деятельности. Умение анализировать, составлять, строить свои догадки и проверять их на практике, стремление к поиску неизведанного, желание вести пусть небольшую, но исследовательскую работу – это ценные качества в современной жизни. Со своими работами дети участвуют в школьных и районных конкурсах: «Энциклопедия слова «Татьяна», «Родимый сердцу уголок».
Провожу на уроках мини-исследования по топонимике. Географических названий, окружающих нас в любом поселке и селе, очень много: это названия лесов и полян, оврагов и угорков, рек и прудов, дорог, вырубок, ягодных мест. А кроме того -- названия улиц и переулков, мест, где берут воду и т. д. Работы ребят обращены к описанию своих деревень, к историческому прошлому: «Два кедра», «История моей школы», «О чем говорят имена Пармы», «Моя малая родина».
Топонимические материалы использую при изучении способов словообразования (сложение основ -- Пятигоры, Дасмортово, Новоселы, Вовдзебан, приставочный -- Подгора, Несоли, суффиксальный-Собачка). Вследствие проводимой работы у учащихся расширяется литературный кругозор в области краеведения, пробуждается интерес к поэзии, литературе, собственному творчеству, учебно-исследовательской работе. Воспитывается чувство любви к своему краю. Вызванный интерес у учащихся побуждает к поиску новой информации. (Приложение 5)
.В результате осуществления исследовательской деятельности ребята с удовольствием оформляют фотоальбомы: «Природа моего края», «Моя деревня», «Богатство моего края». (Приложение 6)
Внедрение национально-регионального компонента в изучение литературы и русского языка во многом решает задачу гуманизации образования, усиливает практическую и актуальную направленность уроков, учитывая интересы учащихся, формирует национальную, общекультурную компетентность грамотного ученика, знающего историю, традиции, обычаи, прошлое своего края. Потому как без знания прошлого в настоящем не построить будущего, которое будет жить веками.
Считаю, что моя методическая тема способствует формированию самостоятельности творчества, развивает познавательный интерес, воспитывает любовь к родине, позволяет детям больше узнать о жизни и культуре коми- пермяков.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Отдел образования Косинского муниципального района
МОУ «Порошевская основная общеобразовательная школа»
Приложение 1.
Программа курса
«Литература родной Пармы»
Составитель программы:
Останина Валентина Николаевна,
учитель русского языка и литературы.
2006
Пояснительная записка.
Любовь к Родине, отечеству начинается с любви к малой родине, к родным и близким, с детства любимым уголкам родного края. Чтобы ребенок научился любить, ценить и уважать место, где он родился, ему необходимо знать историю родной земли, ее достопримечательности, ее культурные памятники.
У каждого народа есть свой язык, свои песни сказки, национальная одежда, обычаи, понимание добра и красоты, отдается предпочтение определенным предметам, растениям, животным, пище -- все это дает культура народа. Составной частью культуры является и литература.
Коми – пермяки, как и любой другой народ, имеют богатое устное народное творчество, своеобразную литературу.
Цель программы – изучение чрезвычайно богатой и многокрасочной картины литературы Пармы по месту создания бытования, по месту рождения или жизни тех, кто ее творил с надеждой на обогащение их духовного мира.
Предлагаемая программа решает следующие задачи:
Познакомить учащихся с жизнью, традициями древнего мира.
Научить уважать язык, быт и нравы, лучше и глубже понять его, ценить и беречь окружающую природу, любить родной язык.
Ценить красоту и прелесть произведений искусства художественного слова.
Расширить кругозор учащихся при знакомстве с биографическими сведениями о писателях.
Развивать наблюдательность, мышление, творческое воображение, умение работать с литературой.
Воспитывать патриотизм, любовь к малой родине и живущим на ней людям.
Программа «Литература родной Пармы» рассчитана для учащихся 5-9 классов по внедрению национально – регионального компонента на уроках внеклассного чтения по литературе. Программа рассчитана на 16 часов.
Класс | Изучаемая литература | Часы | Разделы |
5 | Коми-пермяцкие народные сказки | 1 | Устное народное творчество |
5 | С. Федосеев «Алеша» | 1 | Лит-ра 20 века К. Паустовский «Теплый хлеб» |
5 | Картины родной природы в творчестве коми- пермяцких поэтов | 1 | Русские поэты 19 века о Родине, родной природе |
6 | Коми-пермяцкие предания | 1 | Мифы |
6 | В. Я. Баталов «На Иньве» | 1 | Литература 20 века М. Пришвин «Кладовая солнца» |
6 | Ф Истомин «Серанька» | 1 | Литература 20 века |
7 | В. Климов «О чем рассказывают имена Пармы» | 1 | Устное народное творчество |
7 | В. Кузнецов «Моя Родина» | 1 | Литература 20 века |
7 | В. Климов «Пылай, пылай» | 1 | Литература 20 века После творчества А. П. Платонова |
8 | Т. Фадеев «Руки матери» | 1 | К, Паустовский «Телеграмма» |
8 | Заочное путешествие по книге «Заветный клад» | 1 | Устное народное творчество |
8 | И. Минин «Кукушкин рай» | 1 | Тема экологии |
8 | А. Д. Баяндин «Сто дней и сто ночей» | 1 | Военная тематика |
9 | В. Климов Пушкину» | 1 | После изучения творчества А. С. Пушкина |
9 | Заочное путешествие по книге «Степени надежд» | 2 | Литература 19 века |
Литература:
1. «Ступени надежд»
2. «Золотые косы»
3. «Солнце и месяц»
4. «Коми-пермяцкие песни» 1995г.
5. А. Баяндин «Сто дней, сто ночей»
6. «Заветный клад»
7. И. Минин «Кайские повести»
8. И. Минин «Ссора в Пеливоже»
9. «Полный колодец», 1993г.
10. «Памяти вечный огонь»
11. «Шаги времени»
12. Журналы «Силькан»