СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая тема

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая тема "Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка и литературы" является актуальной и важной.

Просмотр содержимого документа
«Методическая тема»

МБОУ «Порошевская основная общеобразовательная школа»






Использование национально -

регионального компонента на уроках

русского языка и литературы






Из опыта работы учителя русского

языка и литературы Останиной

Валентины Николаевны.






2009


В настоящее время наша школа работает над реализацией программы «Школа – хранительница села». В связи с этим я взяла себе методическую тему «Использование национально – регионального компонента на уроках русского языка и литературы». Считаю эту тему важной и актуальной. Во многих школах не изучается язык, культура, история своей малой родины. А это значит отодвинута на второй план очень важная задача: формирование у детей подлинной любви и уважения к малой Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к ее народному творчеству и искусству.

Детство человека неразрывно связано с его малой родиной, семьей, школой. С отношения к ним начинается любовь или равнодушие к родной речи, к своей деревне, к своему краю, к ее прошлому и настоящему.

Необходимость знакомства детей с историей родного края очевидна. Именно это помогает воспитывать истинного патриота, формировать любовь, привязанность к малой родине. Формировать такие чувства нужно с детства. А для этого ребенка нужно научить по-новому взглянуть на свое село, его улицы, дома. Научить удивляться, восхищаться, хранить память. Первые краеведческие знания ребенок получает еще в дошкольном возрасте. В школе же знания о природе, населении, хозяйстве своего края углубляются и систематизируются, уделяется внимание знакомству с литературой Пармы, культурой и бытом коми – пермяцкого народа.

Решая данную методическую проблему, поставила перед собой цель: изучить чрезвычайно богатую и многокрасочную литературу Пармы и знакомить детей с переводной коми – пермяцкой литературой.

Это способствует решению следующих важных задач:

  • расширение общекультурного кругозора учащихся, воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края, его прошлому – традициям, обычаям, - и настоящему;

  • развитие интереса к природе родного края;

  • развитие эмоционального восприятия на основе услышанного и увиденного, осмысление ценности того, что нас окружает.

Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы дает новые знания по другим предметам: по литературе, русскому языку, истории, географии, музыке, изобразительному искусству. У учащихся обогащается и развивается речь, в процессе изучения регионального материала воспитывается чувство любви к малой и большой родине, формируется нравственные основы личности, её духовный и этический потенциал. Это способствует общему развитию школьника.

Национально – региональный компонент я использую на уроках литературы и на уроках русского языка.

Л и т е р а т у р а

Мною разработана программа «Литература родной Пармы». (Приложение 1) Это уроки внеклассного чтения. Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и открывают широкие возможности для воспитания высокой читательской культуры. Они проходят в самых разнообразных формах: рассказы детей о прочитанных книгах, чтение вслух интересных отрывков, выразительное чтение, литературный монтаж, час поэзии, конкурс на лучшего чтеца, конференция с участием писателей, поэтов, заочные путешествия.

Уроки внеклассного чтения готовлю по книгам «Ступени надежд», «Заветный клад», «Шаги времени», «Книга Памяти», «Литература родной Пармы», «Сто дней, сто ночей», «Страницы истории», «Наша боль» и другие. (Приложение 2)

Прочитав книгу «Ступени надежд», дети узнали о прошлом и настоящем округа, о красоте его лесов и рек, а главное, о красоте души народа, живущего на этой земле и прославившего ее своими трудовыми подвигами, созданиями своего таланта.

Из «Заветного клада» дети запомнили легенды, мифы, предания, сказки, лирические песни.

«Книга Памяти» помогает собирать материал о героях, живущих в деревне и в районе. Материалы этой книги использую при изучении произведений о Великой Отечественной войне.

«Литература родной Пармы» помогает развивать творческие способности учащихся, расширять их знания в области коми- пермяцкой литературы.

На таких уроках я широко использую краеведческий материал, который находится в школе. Это исследовательские работы детей и материалы школьного музея. Такие уроки внеклассного чтения проходят на высоком эмоциональном уровне. Учащиеся включаются в краеведческий поиск, учатся проносить через себя радостные и трагические события своего края, переживают за судьбы его жителей.

Региональный компонент используется и на уроках

р у с с к о г о я з ы к а.

Создаю свой методический комплекс по определенным темам. При изучении темы «Стили речи» тексты беру из художественной литературы коми – пермяцких писателей.

Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля, составление плана.

Дидактический материал представляет собой серию карточек, предназначенных для закрепления и углубления знаний по теме «Синтаксис», «Лексика», «Фразеология», совершенствование орфографических и пунктуационных навыков. (Приложение 3)

Интересно и необычно проходят уроки развития речи, где я использую региональный компонент.

Детям нравится писать сочинения о родной природе, которая их окружает, о доме, о своей семье. Работая над сочинениями, младшие школьники замечают удивительные явления окружающей природы, восхищаются ими, учатся понимать красоту своей малой родины, а значит, любить ее. В 5 классе это только мини-сочинения: «Чудо в декабре», «Вид из моего окна», «Моя зима». В 6 классе темы уже усложняются: «Таланты в деревне живут», «Что в имени моем», «Дорога в школу», «Выпускники моей школы». В 7 классе – «Малая моя родина», «История из семейного альбома», «Счастливая старость» и другие. (Приложение 4)

Детское сочинение – это возможность поделиться впечатлениями, переживаниями с учителем, классом. В сочинении проявляется, а значит и воспитывается восприятие красоты природы, красоты человека. Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких – либо проявлений.

Дети материал собирают в папки, применяют на уроках литературы, делятся своими впечатлениями.

В своей практике использую методы исследовательской деятельности. Умение анализировать, составлять, строить свои догадки и проверять их на практике, стремление к поиску неизведанного, желание вести пусть небольшую, но исследовательскую работу – это ценные качества в современной жизни. Со своими работами дети участвуют в школьных и районных конкурсах: «Энциклопедия слова «Татьяна», «Родимый сердцу уголок».

Провожу на уроках мини-исследования по топонимике. Географических названий, окружающих нас в любом поселке и селе, очень много: это названия лесов и полян, оврагов и угорков, рек и прудов, дорог, вырубок, ягодных мест. А кроме того -- названия улиц и переулков, мест, где берут воду и т. д. Работы ребят обращены к описанию своих деревень, к историческому прошлому: «Два кедра», «История моей школы», «О чем говорят имена Пармы», «Моя малая родина».

Топонимические материалы использую при изучении способов словообразования (сложение основ -- Пятигоры, Дасмортово, Новоселы, Вовдзебан, приставочный -- Подгора, Несоли, суффиксальный-Собачка). Вследствие проводимой работы у учащихся расширяется литературный кругозор в области краеведения, пробуждается интерес к поэзии, литературе, собственному творчеству, учебно-исследовательской работе. Воспитывается чувство любви к своему краю. Вызванный интерес у учащихся побуждает к поиску новой информации. (Приложение 5)

.В результате осуществления исследовательской деятельности ребята с удовольствием оформляют фотоальбомы: «Природа моего края», «Моя деревня», «Богатство моего края». (Приложение 6)

Внедрение национально-регионального компонента в изучение литературы и русского языка во многом решает задачу гуманизации образования, усиливает практическую и актуальную направленность уроков, учитывая интересы учащихся, формирует национальную, общекультурную компетентность грамотного ученика, знающего историю, традиции, обычаи, прошлое своего края. Потому как без знания прошлого в настоящем не построить будущего, которое будет жить веками.

Считаю, что моя методическая тема способствует формированию самостоятельности творчества, развивает познавательный интерес, воспитывает любовь к родине, позволяет детям больше узнать о жизни и культуре коми- пермяков.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Отдел образования Косинского муниципального района

МОУ «Порошевская основная общеобразовательная школа»



Приложение 1.







Программа курса

«Литература родной Пармы»







Составитель программы:

Останина Валентина Николаевна,

учитель русского языка и литературы.




2006


Пояснительная записка.

Любовь к Родине, отечеству начинается с любви к малой родине, к родным и близким, с детства любимым уголкам родного края. Чтобы ребенок научился любить, ценить и уважать место, где он родился, ему необходимо знать историю родной земли, ее достопримечательности, ее культурные памятники.

У каждого народа есть свой язык, свои песни сказки, национальная одежда, обычаи, понимание добра и красоты, отдается предпочтение определенным предметам, растениям, животным, пище -- все это дает культура народа. Составной частью культуры является и литература.

Коми – пермяки, как и любой другой народ, имеют богатое устное народное творчество, своеобразную литературу.

Цель программы – изучение чрезвычайно богатой и многокрасочной картины литературы Пармы по месту создания бытования, по месту рождения или жизни тех, кто ее творил с надеждой на обогащение их духовного мира.

Предлагаемая программа решает следующие задачи:

      • Познакомить учащихся с жизнью, традициями древнего мира.

      • Научить уважать язык, быт и нравы, лучше и глубже понять его, ценить и беречь окружающую природу, любить родной язык.

      • Ценить красоту и прелесть произведений искусства художественного слова.

      • Расширить кругозор учащихся при знакомстве с биографическими сведениями о писателях.

      • Развивать наблюдательность, мышление, творческое воображение, умение работать с литературой.

      • Воспитывать патриотизм, любовь к малой родине и живущим на ней людям.

Программа «Литература родной Пармы» рассчитана для учащихся 5-9 классов по внедрению национально – регионального компонента на уроках внеклассного чтения по литературе. Программа рассчитана на 16 часов.














Класс

Изучаемая литература


Часы

Разделы



5


Коми-пермяцкие народные сказки



1

Устное народное творчество



5


С. Федосеев «Алеша»


1

Лит-ра 20 века

К. Паустовский

«Теплый хлеб»


5

Картины родной природы в творчестве коми- пермяцких поэтов


1

Русские поэты 19 века о Родине, родной природе


6


Коми-пермяцкие предания


1


Мифы


6


В. Я. Баталов «На Иньве»


1

Литература 20 века

М. Пришвин

«Кладовая солнца»


6


Ф Истомин «Серанька»


1


Литература 20 века


7

В. Климов «О чем рассказывают имена Пармы»


1

Устное народное творчество


7


В. Кузнецов «Моя Родина»


1


Литература 20 века


7


В. Климов «Пылай, пылай»


1

Литература 20 века

После творчества

А. П. Платонова


8


Т. Фадеев «Руки матери»


1

К, Паустовский «Телеграмма»


8

Заочное путешествие по книге «Заветный клад»


1

Устное народное творчество


8


И. Минин «Кукушкин рай»


1

Тема экологии


8

А. Д. Баяндин «Сто дней и сто ночей»

1

Военная тематика


9


В. Климов Пушкину»


1

После изучения творчества А. С. Пушкина


9

Заочное путешествие по книге «Степени надежд»


2

Литература 19 века





Литература:

1. «Ступени надежд»

2. «Золотые косы»

3. «Солнце и месяц»

4. «Коми-пермяцкие песни» 1995г.

5. А. Баяндин «Сто дней, сто ночей»

6. «Заветный клад»

7. И. Минин «Кайские повести»

8. И. Минин «Ссора в Пеливоже»

9. «Полный колодец», 1993г.

10. «Памяти вечный огонь»

11. «Шаги времени»

12. Журналы «Силькан»







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!