СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия для преподавателя по теме «Познание»

Нажмите, чтобы узнать подробности

м

Методическая разработка занятия для преподавателя  по теме

«Познание»

 

Предмет «Обществознание»

Специальность 34.02.01.Сестринское дело

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия для преподавателя по теме «Познание»»

Рыльский филиал ОБПОУ «КБМК»








Методическая разработка занятия для преподавателя по теме

«Познание»


Предмет «Обществознание»

Специальность 34.02.01.Сестринское дело



Подготовила: Литвинова О.А.-

преподаватель обществознания

Рыльского филиала ОБПОУ «КБМК»



Рассмотрена и утверждена

на заседании ЦМК ООД, ОГСЭ и ЕН

дисциплин






2017г.


Методическая разработка занятия для преподавателя по предмету «Обществознание»

Тема: «Познание»

Тип урока: комбинированный

Технология обучения: развития критического мышления через чтение и письмо.

Методы и приёмы обучения: рассказ, работа с понятиями, приведение примеров на изучаемое явление, составление схем, заполнение таблиц, работа с учебником по нахождению и интерпретации необходимой информации, фронтальная беседа, приведение аргументов, установление соответствия, классификация, работа в парах, «малых» группах, работа по восприятию текста и распознаванию пропущенных в нем терминов и определений, решение тестовых задания, рефлексия, участие в дискуссии, дифференциация в социальной информации фактов, мнений, теоретических утверждений, выполнение практико-индуктивных и дедуктивных заданий на применение знаний.

Время занятия: 90 минут.

Цель: развитие у обучающихся познавательного интереса и познавательных способностей.

Задачи:

Учебная:

  1. Выяснить степень усвоения обучающимися следующих знаний по теме «Человек»: понятий «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление», характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение.

  2. Выяснить степень освоения обучающимися умений приводить аргументы, примеры, составлять план ответа.

  3. Создать условия для освоения студентами умения давать определение понятий «мировоззрение», «познание», «истина», «убеждения», «направленность личности», «рационализм», «эмпиризм», «сенсуализм», «агностицизм», «скептицизм», «свобода», «ответственность».

  4. Создать условия для усвоения студентами теории познания, методов научного познания, путей формирования мировоззрения.

  5. Создать условия для формирования умений:

- осуществлять поиск и творческое преобразование информации, извлекать из текстов знания по теме.

- раскрывать на примерах социальной жизни теоретические положения.

- обобщать информацию по теме, делать выводы.

- объяснять значение мировоззрения в жизни человека.

- устанавливать соответствие между чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами.

- характеризовать гражданские качества личности;

Развивающая:

Создать условия для совершенствования таким мыслительных операций как различение в тексте фактов, оценочных суждений, теоретических утверждений.

  1. Создать условия для развития индуктивного и дедуктивного мышления, устной и письменной речи обучающихся.

  2. Создать условия для формирования на основе приобретенных знаний собственных суждений о свободе и ответственности личности.

Воспитывающая:

  1. Создать условия для формирования положительного отношения к процессу познания через актуализацию духовных и социальных потребностей обучающихся;

  2. Способствовать повышению ответственности обучающихся за результаты своей деятельности.

  3. Способствовать выработке активной гражданской позиции обучающихся.

Межпредметные связи:

Философия – теория познания, типы мировоззрения.

Физика – открытия Г.Галилея, закон всемирного тяготения.

История – подвиг народа в Великую Отечественную войну 1941 – 1945 гг.

Внутрипредметные связи:

- тема «Введение», дидактическая единица «Виды человеческих знаний»;

- тема «Духовна культура личности и общества», дидактические единицы «Свобода и ответственность личности»;

- тема «Наука и её значение», дидактическая единица «Особенности научного мышления».

Учебно - методическое обеспечение и оснащение:

1.Учебно-методический комплекс по предмету «Обществознание».

2.ТСО: компьютер, проектор.

3.Дидактический материал: рабочая и рефлексивная карты для обучающихся.

4. Презентация по теме.

Литература:

1. Важенин А.Г. Обществознание: учебник. - М.: Академия, 2014.

2. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учебное пособие. – М., 2014.

Хронокарта занятия

  1. Организационный этап. – 1 мин.

  2. Проверка домашнего задания. – 7 мин.

  3. Контроль знаний. – 13 мин.

  4. Мотивация, темо и целеполагание. – 5 мин.

  5. Актуализация знаний, изучение нового материала и первичная проверка его понимания. – 48 мин.

  6. Применение знаний. – 10 мин.

  7. Рефлексия. Подведение итогов занятия. – 3 мин.

  8. Информация о домашнем задании. – 3 мин.

Ход занятия

Этап

Содержание

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Формируемые УУД

Организационный этап – 1 минута.

Общая готовность студентов к занятию. Концентрация их внимания.

Приветствие. Преподаватель проверяет наличие обучающихся. Знакомит с общим ходом занятия. Объясняет правила и последовательность работы с рабочей и рефлексивной картами обучающегося на данном занятии.

Самоконтроль готовности. Проявляют заинтересованность.

Личностные:

- волевая саморегуляция.

Регулятивные:

- учиться работать по предложенному плану.

Проверка домашнего задания – 7 минут

Проверка выполнения домашнего задания ведётся фронтально и индивидуально устно и письменно у доски (приложение 1). Уплотненного опроса экономит время.

Эссе и планы остальных обучающихся проверяются во внеучебное время и анализируются на следующем уроке.

Преподаватель организует опрос, включает как можно большее количество обучающихся в активную учебно-познавательную деятельность.

Собирает тетради с эссе и планом на проверку во внеурочное время.


Отвечают на вопросы и выполняют задание у доски по выявлению знаний содержания вопроса «Мышление и деятельность человека» через составления плана его раскрытия.

Личностные:

- Моральный выбор.

Регулятивные:

- Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные:

- уметь слушать и слышать, понимание речь других, оформление внутренней речи во внешнюю.

- формулирование собственного мнения, умение строить монологическое высказывание.

Познавательные:

- использование имеющихся знаний, выделение необходимой информации, подведение под понятие.

-построение логической цепи рассуждений;

- приведение доказательства, систематизация знаний;

Контроль знаний – 13 минут.

Выполнение тестовых заданий (приложение 2). Разбор выполненных тестовых заданий с обучающимися.

Организует выполнение тестовых заданий, объясняет критерии.

Организует последующее обсуждение правильности решения тестовых заданий. Управляет поведением обучающихся.

Письменно индивидуально выполняют тестовые задания, затем корректируют свои знания, проверяя их выполнение и объясняя сделанный выбор.

Личностные:

- Моральный выбор.

Регулятивные:

- Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные : анализ истинности утверждений; определение понятий, сравнение объектов, выделение общего и различного;

Коммуникативные: формулирование собственного мнения, умение строить монологическое высказывание.

Мотивация, темо и целеполагание – 5 минут.

Совместное формулирование темы Название темы занятия выводиться на проекционный экран: «Познание».

Цели и план занятия поочерёдно выводятся на проекционный экран.

Объявление плана занятия с целью организации деятельности.

План

1.Мировоззрение. Типы мировоззрения.

2.Виды знания. Проблема познаваемости мира.

3.Понятие истины, её критерии.

4.Свобода и ответственность личности.

Актуализация знаний будет происходить по ходу изучения всех пунктов плана на основе базовой модели обучения по технологии развития критического мышления.

Преподаватель рассказывает библейский миф (приложение 3), чтобы подвести обучающихся к теме занятия.

Слово преподавателя: итак, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего занятия?

Обращение к группе с целью организации совместного целеполагания: итак, что вы помните из школьного курса о познании мира? Роли мировоззрения в жизни человека? Афоризм Сократа: «Меня признали самым мудрым только потому, что я знаю, что ничего не знаю, а афиняне не знают даже этого» позволит через постановку учебной проблемы мотивировать обучающихся к её разрешению для себя в ходе учебно-познавательной деятельности.

Учебная проблема: Где же границы нашего познания? Насколько мы можем познать окружающий нас мир?

Называют предполагаемую тему.

Формулируют цели занятия.

Записывают тему, проблему и план занятия в тетрадях.


Личностные: Выработка учебной мотивации, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Регулятивные: Учиться работать по предложенному плану, выдвигать свой план;

Познавательные: Использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками — определение цели; постановка вопросов.


Актуализация знаний, изучение нового материала и первичная проверка его понимания –48 минут.

1.Мировоззрение.


СТАДИЯ ВЫЗОВА

Из памяти обучающихся «вызываются» знания в процессе решения заданий (приложение 4)



Организует выполнение заданий, объясняет условия учебной деятельности, временной режим - 3мин.

Организует последующее обсуждение выполненных заданий методом активного слушания. Управляет поведением обучающихся.

Обсуждение в парах.

После обсуждения, студенты называют типы мировоззрения (используя метод активного слушания, т.е. уже прозвучавшие положения не повторяются)




Личностные:

- задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеют для меня полученные знания и уметь на него отвечать;

Регулятивные:

-определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

Познавательные:

-Использование имеющихся знаний, поиск и выделение необходимой информации; выдвижение гипотез и их обоснование, обобщение информации.

- Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные:

- Планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.


СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

Эффективная лекция с презентацией. Идёт работа с новой информацией, вводятся новые понятия.

.


Слово преподавателя (приложение 5). Метод объяснительно иллюстративный.

На слайдах выводятся основные положения и графическое представление учебного материала.


Слушают лекцию, записывая в тетради то, что является для них новым.

Записывают в тетради пути формирования мировоззрения, роль мировоззрения в жизни человека.

Личностные:

осуществление морального выбора.

Познавательные:

Умение слушать, находить нужную информацию в тексте, давать определение понятиям;

Коммуникативные: владение письменной формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; согласование усилий по достижению общей цели;

Регулятивные: - управление своими поступками.

- Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий


СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ Суммирование полученной на двух предыдущих стадиях информации.

Преподаватель организует обсуждение выполненных заданий, коррекцию знаний

Проверка и коррекция своих предположений, сделанных на стадии вызова при выполнении задания.

Личностные: Выделение морально- этического содержания в действиях личности.

Познавательные: Умение сопоставлять информацию, делать выводы, систематизация знаний.

Регулятивные: оценка - выделение и осознание обучающимся того, что было уже усвоено ранее, а что они усвоили на предыдущей стадии, в чем изменилось их мнение, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: формулирование собственного мнения и позиции;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка


Виды знания. Проблема познаваемости мира.


СТАДИЯ ВЫЗОВА

Из памяти обучающихся «вызываются» межпредметные знания(физика), актуализируется способность к инсайту, в процессе выполнения заданий проблемно-поискового характера (Приложение 6).


Организует выполнение заданий методом «малых групп», дает методические рекомендации по работе в данном составе, объясняет условия учебной деятельности, временной режим - 5 мин.

Оказывает дифференцированно индивидуальную помощь обучающимся при самостоятельной работе над заданиями, не предоставляя готовых ответов.

Организует последующее обсуждение выполненных заданий методом активного слушания. Управляет поведением обучающихся.

Обсуждение и выполнение в малых группах по 5 – 6 человек.

После обсуждения, студенты выделяют характерные особенности и противоречия научного познания, используя метод активного слушания.



Личностные:

- Определять под руководством преподавателя общие правила поведения при сотрудничестве

-понимать какое значение и какой смысл имеют для него полученные знания;

Регулятивные:

-определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

Познавательные:

-Использование имеющихся межпредметных знаний, обобщение; выдвижение гипотез и их обоснование,

Классификация путём установления соответствия.

- Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные:

- Планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

Эффективная лекция с презентацией (приложение 7).

Идёт работа с новой информацией, вводятся новые понятия, осуществляется диалог с обучающимися с целью активного вовлечения их в учебный процесс.

Работа с текстом учебника позволяет выявить структурные элементы уровней, форм и методов познания с помощью схем.

В лекции разбирается информация, необходимая для выполнения заданий, получая, таким образом, новые знания.

Преподаватель рассказывает и вовлекает студенческую аудиторию в совместное размышление над научными истинами.

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы. Предлагаю с ними ознакомиться самостоятельно, работая с учебником и составляя схемы, выписывая определения понятий форм и методов научного познания и отмечая непонятное для себя.

Схемы «Уровни и формы познания», «Уровни и методы познания». Рассказывая о видах познания и знаниях, преподаватель раскрывает теоретические положения на примерах социальной жизни.

Предлагает обучающимся привести свои примеры по аналогии с примерами преподавателя.

Слушают лекцию, включаются в диалог, записывают в тетради, то, что является для них новым, определения понятий;

структурируют информацию в форме таблицы, схем.

Работа с тестом учебника Важенина.

Предполагаемый результат работы (приложение 7)

Студенты приводят примеры видов познания, знания рассказывают миф.


Личностные: Волевая саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии, побуждение интереса к теме.

Познавательные:

-Выбор оснований и критериев для сериации - упорядочение предметов по некоему признаку, структурирование информации в форме таблицы, схемы;

классификации объектов; подведение под понятие, приведение примеров – дедукция.

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

Регулятивные:

- Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

- Умение в сотрудничестве работать по намеченному плану, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Коммуникативные: владение письменной и устной формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;


СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Знания студентов корректируются, суммируется информация, полученная на стадии вызова и осмысления.

Преподаватель организует обсуждение выполненных заданий, коррекцию знаний.

Проверка и коррекция своих предположений, сделанных на стадии вызова. Суммирование полученной на двух стадиях информации.


Личностные: Выделение морально- этического содержания в действиях личности.

Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора.

Регулятивные:

- Оценивание обучающимися собственной деятельности.

Познавательные:

-систематизация полученной информации.

Коммуникативные:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных зада Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Понятие истины, её критерии.


СТАДИЯ ВЫЗОВА

Из памяти обучающихся «вызываются» знания в процессе выполнения заданий на классификацию путём установления соответствия, на соотнесение видовых понятий с родовыми (приложение 8).


Организует выполнение заданий, объясняет условия учебной деятельности, временной режим - 5 мин.

Организует последующее обсуждение выполненных заданий методом активного слушания. Управляет поведением обучающихся.

Обсуждение в парах.

После обсуждения, студенты называют вид истины (используя метод активного слушания).


Личностные :

Волевая саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии, побуждение интереса к теме.

Регулятивные:

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные:

- Формирование умения анализа и синтеза, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

Коммуникативные : Умение с достаточной полнотой и точностью выражать

свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка— инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.


СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

Эффективная лекция с презентацией(приложение 9).

Идёт работа с новой информацией, вводятся новые понятия, осуществляется диалог с обучающимися с целью активного вовлечения их в учебный процесс.


Преподаватель вовлекает студенческую аудиторию в совместное размышление над научными истинами, анализируя отдельные признаки объективной, относительной и абсолютной истин, подводя к обобщению понятий. Приводит примеры из научной действительности.

Предлагает обучающимся привести свои примеры по аналогии с примерами преподавателя.


Слушают лекцию, записывая в тетради то, что является для них новым, признаки различных аспектов истины, определения понятий.

Приводят примеры по аналогии с примерами преподавателя.

Личностные :

Волевая саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии, побуждение интереса к теме.

Регулятивные:

- Умение в сотрудничестве работать по намеченному плану.

- Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий

Познавательные:

-Выбор оснований и критериев для сериации - упорядочение предметов по некоему признаку, структурирование информации в форме таблицы, сравнения объектов; подведение под понятие, приведение примеров – дедукция.

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

Коммуникативные: владение письменной и устной формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;


СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ Знания студентов корректируются, суммируется информация, полученная на стадии вызова и осмысления.

Преподаватель организует обсуждение выполненных заданий, коррекцию знаний.

Проверка и коррекция своих предположений, сделанных на стадии вызова. Суммирование полученной на двух стадиях информации.


Личностные:

- Оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

Познавательные : Умение сопоставлять информацию, делать выводы.

систематизация полученной информации.

Коммуникативные : формулирование собственного мнения и позиции;

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Регулятивные : оценка - выделение и осознание обучающимся того, что было уже усвоено ранее, и что они усвоили на предыдущей стадии, в чем изменилось их мнение, осознание качества и уровня усвоения.

Свобода и ответственность личности


СТАДИЯ ВЫЗОВА

Из памяти обучающихся «вызываются» знания, в процессе выполнения заданий на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту (Приложение 10).


Преподаватель предлагает обучающимся выполнить задание, напоминает методику выполнения.

Временной режим - 3 мин.

Организует последующее обсуждение выполненных заданий методом активного слушания. Управляет поведением обучающихся.

Выполняют в парах задание по восприятию текста и распознаванию пропущенных в нём терминов, понятий. После студенты называют свои предположения по заданию, используя метод активного слушания.


Личностные: Волевая саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии. побуждение интереса к теме.

Регулятивные УУД: Умение работать по намеченному плану.

Познавательные УУД:

Использование имеющихся знаний, выделение необходимой информации;

выдвижение гипотез и их обоснование, аргументация;

подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные УУД: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать

свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка— инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.


СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

Эффективная лекция с презентацией (приложение 11).

Идёт работа с новой информацией, вводятся новые понятия, осуществляется диалог с обучающимися с целью активного вовлечения их в образовательный процесс на основе межпредметных связей и их социального опыта.

Приводятся примеры, раскрывающие теоретические положения и характеризующие гражданские качества личности. Получая, таким образом, новые знания, вырабатывая активную гражданскую позицию обучающихся.

Преподаватель дает характеристику понятиям свобода и ответственность личности, объясняет их взаимосвязь.

Приводит пример подвигов «обычных» людей во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., демонстрирует копии наградных листов.

Включает обучающихся в обсуждения их гражданской позиции и личностных качеств на основе приведённого примера.

Преподаватель организует подготовку к дискуссии по вопросу: что, на ваш взгляд, действеннее и важнее в современном обществе: внутренние или внешние ограничители свободы?

Слушая лекцию, анализируют свои ответы на стадии вызова, ликвидируя неточности и пробелы. Приводят свои примеры, демонстрирующие свободу и ответственность личности,

обсуждают гражданские позиции и личностные качества героев и антигероев.

Совместно, малыми группами проводят поиски аргументов в доказательство той или иной точи зрения.

Личностные: Выделение морально- этического содержания в действиях личности.

Морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации – механизм преодоления эгоцентризма личности).

Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора

Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора

Регулятивные:

- Умение в сотрудничестве работать по намеченному плану.

- Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий

Познавательные:

-Выбор оснований и критериев для сериации - упорядочение предметов по некоему признаку, подведение под понятие,

применение методов информационного поиска;

Коммуникативные: владение письменной и устной формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;


СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ Знания студентов корректируются, суммируется информация, полученная на стадии вызова и осмысления.

Преподаватель организует обсуждение выполненных заданий, коррекцию знаний, дискуссию по вопросу: что, на ваш взгляд, действеннее и важнее в современном обществе: внутренние или внешние ограничители свободы?

Проверка и коррекция своих предположений, сделанных на стадии вызова. Суммирование полученной на двух стадиях информации.

Участвуют в дискуссии, приводя свои аргументы- факты, примеры, доводы, суждения.

Личностные:

- изменение точки зрения, позиции субъекта путем их столкновения, сопоставления и интеграции с другими позициями, мнениями.

- Оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор

Регулятивные:

Управление своим поведением самоконтроль, коррекция, оценка действий;

Познавательные: Умение сопоставлять информацию, делать выводы, приводить аргументы,

систематизация полученной информации.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

- Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

- разрешение спорных ситуаций, принятие решения и его реализация.


Применение знаний – 10 минут.

Выполнение заданий на применение полученных на занятии знаний (Приложение 12)

Организует выполнение заданий «малыми» группами, объясняет условия учебной деятельности, временной режим - 10 мин.

Управление поведением обучающихся - контроль, коррекция, оценка их действий.

Далее предлагает обучающимся вернуться к учебной проблеме, поставленной в начала занятия:

Где же границы нашего познания? Насколько мы можем познать окружающий нас мир?

Выполняют задания. Участвуют в их обсуждении. В дальнейшем дают аргументированные ответы.

Дают ответы по разрешению учебной проблемы.

Личностные:

- Оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

Регулятивные:

Управление своим поведением самоконтроль, коррекция, оценка действий;

Познавательные : Умение сопоставлять информацию, делать выводы.

систематизация полученной информации.

-построение логической цепи рассуждений на основе дедуктивного и индуктивного методов;

- приведение доказательства, обобщения;

-аргументирование своего мнения.

- различение в тексте фактов, оценочных суждений, теоретических утверждений.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

- Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

- Уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю.

Итоговая рефлексия. Подведение итогов занятия. – 3 минуты.

Рефлексия. Выставление отметок.

Предлагает обучающимся вернуться к рефлексивной карте и подвести итоги работы на занятии, проанализировав свои достижения и затруднения (Приложение 13).

Обучающиеся работают с рефлексивной картой, подводят итоги учебной деятельности на занятии, проанализировав свои достижения и затруднения.

Личностные:

- Умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.

Регулятивные:

- Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения

- Оценивание обучающимися собственной деятельности, определение своей позиции.

Познавательные:

- анализ познавательной деятельности на уроке.

- Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность.

Коммуникативные:

- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

- Умение отвечать за себя и других участников учебного процесса

Информация о домашнем задании – 3 минуты.

Основное: прочитайте §3.1.-3.3 в учебнике «Обществознание», автор Важенин А.Г., конспект занятия и на этой основе выполните следующие задания(приложение 14)


Инструктаж и разъяснения по его выполнению. Преподаватель предлагает задания на выбор. Знакомит студентов с правилами написания решения ребусов, подготовки сообщения. Критериями оценки.


Знакомятся с правилами и критериями оценки. Задают уточняющие вопросы.

Личностные:

- Моральный выбор. Построение образа «Я», включая самоотношение и самооценку.

Познавательные: решение заданий творческого и поискового характера.

Регулятивные:

- Постановка учебной задачи. Учиться работать по предложенному плану, выдвигать свой план

Коммуникативные:

Умение задавать вопросы по существу.






Приложение 1


Вопросы для уплотненного опроса:

1.Дайте определение понятий «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление», «характер», «социализация личности», «самосознание» и «социальное поведение».

2.«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность - отстаивают» А.Г. Асмолов. В чём смысл высказывания? Приведите 3 аргумента в поддержку высказывания автора из своего эссе. Сдайте эссе на проверку.

3.Напишите на доске развёрнутый план по вопросу «Мышление и деятельность человека». Составьте кратко рассказ по этому плану.



Приложение 2


Тестовые задания по теме: Человек. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Вариант 1

Выберите букву, под которой находится правильный ответ.


1. Единичный представитель человеческого рода, носитель социальных и психических черт

1. человек

2. индивид

3. личность

4. гражданин

2. В отличие от животного человек способен

1. реагировать с помощью чувств

2. вырабатывать условные рефлексы

3. удовлетворять потребности

4. прогнозировать результаты действий

3. Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей, называется

1. цель

2. результат

3. мотив

4. способность

4. Деятельность, результатом которой является создание материальных и духовных ценностей:

1. общение

2. понимание

3. творчество

4. познание

5. Индивидуальность — это

1 специфические черты, присущие человеку как биологическому организму

2. темперамент человека, его характер

3. неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке

4. совокупность человеческих потребностей и способностей

6. Смысл человеческой жизни

1. определен религиозными учениями

2. носит сугубо индивидуальный личностный характер

3. закреплен в нормативных правовых актах

4. отсутствует; поскольку человек смертен

8. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Деятельность человека преобразует окружающий мир и меняет самого человека.

Б. Человеку не всегда удается планировать и контролировать свою деятельность.

1. вёрно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

9. Теория происхождения человека, которая рассматривает про­цесс его возникновения и развития, называется

1. социогенез

2. эгоцентризм

3. антропогенез

4. дуализм

10. Какому понятию соответствует следующее определение? Запишите его.

«Психические свойства, которые являются условиями успешного вы­полнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности».



Тестовые задания по теме: Человек. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Вариант 2

Выберите букву, под которой находится правильный ответ.

1. Осознанный образ ожидаемого итога, на достижение которого направлена деятельность человека называется

1. цель

2. результат

3. мотив

4. потребность

2. Самопознание направлено на

1. познание общественных норм и ценностей

2. отражение объективной действительности

3. осознание своих возможностей

4. познание законов прекрасного

4. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в

1. самосохранении

2. самореализации

3. самопознании

4. самообразовании

5. Уровень мировоззрения, который формируется у человека под влиянием жизненных обстоятельств и основывается на здравом смысле называется

1. обыденным

2 религиозным

3. научным

4. гуманистическим

7. Теория, в которой утверждается, что под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, речь, творческие способности

1. религиозная

2. палеовизита

3. материалистическая

4. идеалистическая

8. Устойчивый взгляд на мир, идеалы и принципы, стремление воплощать их в жизнь через свои действия и поступки

1. интересы

2. убеждения

3. нравы

4. традиции

10. Качества личности проявляются в

1. чертах человека как биологического организма

2. наследственной предрасположенности

3. особенностях темперамента

4. социально-преобразующей деятельности

12. Артисты музыкального театра играют классический спек­такль. Объектом этой деятельности являются

1. декорации

2. исполнители

3. музыкальные инструменты

4. зрители

9. Агентами первичной социализации являются

1. сотрудники телевидения

2. должностные лица

3. коллеги по производственной деятельности

4. родители

10. Завершите фразу: «Человек как носитель сознания, наделённый рядом важных социальных свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные чувства – это …»



Приложение 3


Библейский миф об Адаме и Еве:

Всем, наверное, знаком библейский миф об Адаме и Еве, о том что жили они в райском саду Эдеме, в котором росли самые разнообразные фруктовые деревья... и они могли лакомиться плодами и только с одного яблоневого дерева запретил им Бог есть плоды с древа познания добра и зла. На том дереве жил хитрый и коварный Змей, который уговорил Еву отведать запретного яблока, а она уговорила сделать это же Адама. Люди ослушались Бога и были изгнаны из рая.

Легенда о Сократе:

Всем хорошо известно имя знаменитого древнегреческого Мудреца Сократа, который стал символом философии как знания о человеке и его мире. Однажды к нему пришли сограждане и сказали: «Сократ! Жрица из Дельфийского оракула (святилища бога Апполона в городе Дельфы) назвала тебя самым мудрым среди эллинов. Радуйся!» На что тот ответил: «Меня признали самым мудрым только потому, что я знаю, что ничего не знаю, а афиняне не знают даже этого».



Приложение 4


Задания обучающимся:

1. Продолжи предложение:

А) Мировоззрение основанное на вере в бога и в сверхъестественные силы – это _________

Б) Элемент мировоззрения, безоговорочное, бездоказательное принятие каких-то истин и догм – это _________

В) Составная часть структуры мировоззрения, означающие устойчивые, укоренившиеся взгляды и установки – _________

Г) Целостное представление о природе, об обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества –_________

Д) Мировоззрение, которое ставит во главу угла человека, его права и свободы –_________

2. О каком типе мировоззрения идет речь в следующих высказываниях?

«Быть подлинно нищим уже означает многое знать» - Вовенарг;

«То, что мы называем здравым смыслом, есть по большей части не что иное, как результат ежедневного опыта, усовершенствованного разумом. Для приобретения его не нужно больших способностей, а нужны только терпение, аккуратность и прилежание»(С. Смайлс);

«Слепая вера, лежащая в основе всех религий, - источник заблуждений, иллюзий, обмана» (Ж. Мелье);

«Истинная вера влечёт к себе не столько тем, что обещает благо верующему, сколько тем, что представляет единственное прибежище спасения не только от всех бед этой жизни, но и от страха смерти» (Л.Толстой).




Приложение 5



Слово преподавателя: мировоззрение – совокупность взглядов человека на окружающий мир: целостное представление человека о природе, обществе и самом себе. Эти взгляды, представления достаточно устойчивые, поэтому мы можем сказать, что мировоззрение состоит из убеждений. Убеждения – это идеи, взгляды, принципы, которыми мы руководствуемся когда совершаем выбор, как поступить в том или ином случае.

Мировоззрение определяет направленность личности (совокупность устойчивых мотивов деятельности личности, относительно независимых от сложившейся в данный конкретный момент ситуации).

Структура мировоззрения:

- мироощущение;

- мировосприятие;

- миропонимание.

Мироощущение – настроения, которые возникают у человека.

Мировосприятие – отдельные чувства, эмоции объединяются в единый чувственный образ.

Миропонимание – это рациональные представления о мире.

Как же происходит формирование мировоззрения?



Пути формирования мировоззрения

Виды мировоззрения

СТИХИЙНОЕ

обыденное (житейское)

ОСОЗНАННОЕ

религиозное

философское

научное

Роль мировоззрения в жизни человека. Что даёт мировоззрение человеку:

- Оно определяет иерархию ценностей. Что главное в жизни? На этом основывается наш жизненный выбор.

- Даёт ориентиры и цели для деятельности человека.

- Позволяет понять, какими средствами (методами) можно достичь поставленных целей.








Приложение 6


Задания:

  1. О каком противоречии процесса научного познания говорится в следующих стихотворных строках А.С. Пушкина? Какие уровни научного познания нашли в них свое отражение?

Движенья нет, сказал мудрец брадатый,

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить.

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.

  1. Какую особенность научного познания имел в виду известный физик М. Планк, когда говорил, что хочет отыскать такие знания, которые истинны не только для всего человечества, но и для инопланетного разума, если тот вообще существует?

3.Заполните схему







4.Соотнесите утверждения с гносеологическими понятиями (понятиями теории познания)

а)Рационализм

б)Эмпиризм

в)Сенсуализм

г)Агностицизм

д)Скептицизм

  1. Достоверное знание может быть почерпнуто из самого разума.

  2. Получить достоверные знания о мире нельзя.

  3. Только при помощи ощущений можно познавать мир.

  4. «Вещь в себе» непознаваема.

  5. Ничего нельзя знать достоверно, любое знание относительно.

6. Все знание о мире обосновывается только опытом



  1. К сторонникам какого философского направления теории познания принадлежат авторы следующих высказываний:

«Высшее благо заключено в разуме, а не в чувствах. Что в человеке самое лучшее? Разум. Силой разума он превосходит животных и идет вровень с богами. Итак, разум в его совершенстве есть благо, присущее человеку, тогда как все остальные чувства — общие с животными и растениями» (Сенека);

«Истина не познается расчетами, лишь язык сердца знает, где живет великая Правда, которая, несмотря ни на что, ведет человечество к восхождению» (Н. Рерих)?

  1. Заполните схему:





Приложение 7


Слово преподавателя:

Откуда берутся знания? В результате познавательной деятельности.

Субъект деятельности - тот, кто действует. Объект деятельности – то на что направлено действие. Субъект познания – человек, общество (способно накапливать знания и передавать последующим поколениям). Объект познания – в широком смысле слова – окружающий мир или в узком смысле слова, конкретный предмет, как часть окружающего мира.

Цель познания – истина, достоверные знания об окружающем мире и они же результата познания, если мы их получили.

Гносеология (греч. gnosis - знание, logos - учение) – теория познания. С производными от этого понятия мы сегодня ещё встретимся.

Познаваем ли мир? Этот вопрос издавна волновал людей, особенно философов. То как они отвечали на него, предлагаю оформить в тетрадях в форме таблицы. Познаваем ли мир?



«НЕТ»

«ДА»

«СОМНЕВАЙСЯ»

Человек не в состоянии понять, по каким законам развивается мир. Их назвали АГНОСТИКИ. Агностицизм – философское учение, отрицающее познаваемость мира.

Человек обладает сознанием и развитым мышлением. Это позволит ему познать всё в окружающем мире. Он не всё знает, потому что мир бесконечен, но к этому нужно стремиться. Это достоверные знания, им можно доверять и на них опираться. Так думали ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОПТИМИСТЫ.

Человек обладает способностями познавать окружающую действительность, но есть серьезные сомнения в том , что он при этом получает достоверные знания, ведь органы чувств способны нас обманывать. Например, опускаем карандаш в стакан с водой и нам кажется, что он сломан в том месте, где заканчивается вода. Это повод усомниться в том, что человек получает достоверную информацию о мире. Так говорили гносеологические СКЕПТИКИ. Философское учение получило название - гносеологический скептицизм.



Разновидностью агностицизма является конвенционализм (конвенция - договор) – учение о том, что все научные теории – результат договора между учеными о том, чтобы считать их достоверными.

Давайте мы будем гносеологическими оптимистами и будем считать, что мир познаваем.

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать все в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

Чувственное познание реализуется в виде непосредственного получения информации с помощью органов чувств, которые прямо связывают нас с внешним миром.

Ощущения – отражение отдельных свойств предмета, когда он воздействует на наши органы чувств.

Восприятие – это целостный чувственный образ предмета, формируемый мозгом из ощущений, непосредственно получаемых от этого предмета.

Представление возникает без непосредственного воздействия предмета на органы чувств. Через какое-то время после того, как предмет на нас воздействовал, мы можем вызвать его образ в своей памяти.

Рациональное познание (от лат.ratio – разум) – это мышление человека, когда мы объясняем причины, выделяем существенные признаки предмета.

Формами рационального познания (мышления человека) являются: понятие, суждение и умозаключение. Понятие – это мысль, которая утверждает существенные признаки объекта познания.

Суждение - это та форма мышления, посредством которой раскрывается наличие или отсутствие каких-либо признаков у объекта или связей и отношений между предметами.

Умозаключение – вывод из нескольких суждений. Под умозаключением понимается форма мышления, посредством которой из известного знания выводится новое знание.

Суждение и умозаключение может быть истинным, а может быть ложным.

Характеристика основных методов научного познания:

-анализ – разложение целого на части;

- синтез – воссоединение целого из частей;

- индукция – выведение общего положения из фактов, логический переход от частного к общему, результат которого имеет вероятностный характер;

- дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих, логический переход от общего к частному; выведение согласно строгим правилам логики достоверных заключений из посылок;

-  аналогия – сходство нетождественных объектов;

- моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;

- абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения;

- идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.

Предлагаю, работая с учебником, составить схемы (предполагаемый результат деятельности см. схемы):





Слово преподавателя:

Какой уровень познания важнее? Об этом велись споры между философами.

Представители философского направления – эмпиризма утверждали, что главную информацию в познании окружающем мире даёт чувственный опыт.

Говоря о приоритете чувственного познания, мы встречаем термин сенсуализм.

Сенсуализм – направление в теории познания, признающее ощущение единственным источником и главной формой достоверного познания.

Сторонники рационализма считали, что главный уровень познания – рациональный. Ведь какой толк от информации, полученной от органов чувств, если мы не знаем, что с ней делать и не можем объяснить, почему в мире происходит всё так, а не иначе.

В современном мире сторонники различных направлений в теории познания пришли к мнению, что оба уровня познания важны.

Все методы научного познания всегда используются в комплексе. Какие и когда зависит от особенностей изучаемого объекта и самого исследования. С развитием науки развивается и система ее методов, формируется новые приемы и методы исследовательской деятельности (компьютерный анализ, построение виртуальных моделей). Виды познания:

- обыденное (основано на житейском опыте);

- мифологическое (объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни, перенесение человеческого образа и его свойств на неодушевлённые предметы, на одушевлённых существ, на явления и силы природы и т.д.);

- религиозное (стремление объяснить мир опираясь на сверхъестественное);

- научное (предполагает поиск объяснений и закономерностей);

- социальное (познание обществом самого себя с помощью изучения социальных явлений);

- художественное (основано на чувственном восприятии объекта). Что такое знание? Знания – это информация; совокупность сведений об окружающем мире; это результат познания человеком действительности. Виды знания: житейские; практические; научные.


Приложение 8


Выполните задания:

1.Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго.


ХАРАКТЕРИСТИКА

ЗНАНИЯ

ВИД ИСТИНЫ

1. Достоверное знание, не зависящее от мне­ний и пристрастий людей

А. Объективная истина

2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире

Б. Относительная истина

3. Знание, дающее приблизительное и непол­ное отражение действительности

В. Абсолютная истина

4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент

 

5. Информация, соответствующая действи­тельному положению вещей


 

2.Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «истина».

Отражение действительности; знание; конкретность; зависимость от человека; процесс.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «истина».




Приложение 9

Слово преподавателя:

Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории познания: «Что есть истина?».

Истина – это достоверные знания, соответствующие предмету познания, совпадающие с ним.

Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА

Достоверное знание, которое не будет подвергаться пересмотру.

Неполное, ограниченное знание.

Она недостижима, т.к. мир бесконечен.

Недостаточно развиты методы познания. При изменении условий изменяются протекание определённых процессов.

Это утверждение можно наглядно представить следующим образом: вообразим, что всё наше знание — это внутренность шара, а незнание — внешность шара. Чем больше становится наше знание, тем больше становится площадь поверхности шара, а следовательно наше «соприкосновение» с непознанным.

«Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого»



Например, температура кипения воды 100 градусов по Цельсию. Это относительная истина, так как в горах, где атмосферное давление выше температура кипения воды иная. Точка кипения воды также зависит от ее чистоты. Вода, которая содержит примеси (соль, сахар) закипит при более высокой температуре, чем чистая.




Как определить, что знания истины?

Основными критериями истины являются:

- практика (если мы руководствуемся своими суждениями на практике, значит они истины);

- знания, соответствующие законам логики, фундаментальным законам;

- простота.

Приложение 10


Работа с текстом:

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, ко­торые необходимо вставить на место пропусков. «Основополагающими чертами человека являются труд, раз­ум, коллективность, творчество, но наряду с этим свобода и ______________(1). Свобода — это специфическое чело­веческое качество, лежащее в основе формирования его ____________(2). В свободной деятельности человек до­бивается поставленных________(3) и реализует себя. Про­блема свободы чаще сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободой________(4), или все его поступки обус­ловлены внешней_____________(5), под которой пони­мали предопределение, Божий промысел,______(6), рок».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для запол­нения пропусков.

A) воля Б) необходимость

B) смысл Г) индивидуальность

Д) индивид Е) цель

Ж) судьба З) ответственность







Приложение 11


Слово преподавателя:

В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т.д.)

Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм общественной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе.

Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Свобода есть там, где есть выбор. Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков.

Социальные условия реализации свободы:

-социальные нормы;

- свобода выбора;

-формы общественной деятельности;

- место человека в обществе;

-уровень развития общества;

- социализация личности.

Приложение 12



Задания на применение знаний (по одному для каждой малой группы):

1. (А) Научное познание – особый вид познавательной деятельности. (Б) Исследования Пастера, Коха привели к разработке практических мер в борьбе с заразными заболеваниями. (В) Российские медики внесли существенный вклад в изучение эпидемий и борьбу с ними. (Г) Многие забытые земские врачи выполняли свой долг скромно, честно и ответственно, нередко рискуя собственной жизнью. (Д) Их вклад в развитие отечественной медицины заслуживает более пристального внимания.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

А

Б

В

Г

Д






2. Познавательная задача №1. Как-то Альберт Эйнштейн с женой посетили крупную американскую обсерваторию. Осматривая телескоп, имеющий зеркало диаметром 2,5 метра, жена ученого поинтересовалась предназначением столь грандиозного прибора. Директор обсерватории пояснил, что этот инструмент необходим, чтобы узнать строение вселенной. «А мой муж обычно делает это на обороте старого конверта», - сказала супруга ученого.

Назовите два метода научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них.

Познавательная задача №2. Немецкий химик Ф.А.Кекуле вспоминал: «Я увидел клетку с обезьянами, которые ловили друг друга, то схватываясь между собой, то опять расцепляясь, и один раз схватились таким образом, что составили кольцо. Таким образом, 5 обезьян, схватившись, образовали круг, и у меня сразу же блеснула в голове мысль: «вот изображение бензола».

На основании какого метода научного исследования Ф.А. Кекуле сделал открытие?

Познавательная задача №3. Основоположник современной аэродинамики Н.Э. Жуковский, как и его предшественники, начал наблюдать за полетами птиц, источником подъемной силы их полетов. На основе этих наблюдений, он создал математическую модель крыла, научно обосновал наиболее целесообразные профили крыльев для летательных аппаратов. Расчеты и рекомендации Н.Э. Жуковского полностью оправдались на практике: крылья и воздушные винты современных самолетов рассчитываются по формулам и конструируются на основе оптимальных профилей, предложенных ученым.

Сущность какого процесса иллюстрирует приведенный пример. Укажите три признака, по которым вы это определили.

Текст «О законе всемирного тяготения»

«Повседневные наблюдения убеждают нас в том, что все тела притягиваются к Земле. Но тела притягиваются не только к Земле, но и друг к другу. В этом можно убедиться на опыте. В 1667 г., анализируя материалы астрономических наблюдений, Ньютон применил сформулированные им законы динамики к движению Луны. Ему было известно, что Луна обращается вокруг Земли почти по круговой орбите. Но движение по круговой орбите возможно только тогда, когда на тело действует какая-то сила, сообщающая ему центростремительное ускорение... Ньютон высказал предположение, что этой силой является сила взаимного притяжения Луны и Земли. Произведя необходимые расчеты, он пришел к выводу, что силу взаимного притяжения Луны и Земли можно вычислить по формуле ...

Ньютон не остановился на этом, а предположил, что по полученной им формуле можно рассчитать силу притяжения любых тел, если их размеры малы по сравнению с расстоянием между ними. Поэтому открытый им закон получил название закона всемирного тяготения...

Два тела (рассматриваемые как материальные точки) притягиваются друг к другу по прямой, их соединяющей, с силами, прямо пропорциональными произведению их масс и обратно пропорциональными квадрату расстояния между ними”. (Шахмаев Н. М. и др. Физика. Учебник для 9 класса средней школы)

Вопрос: Какие способы и методы научного познания упомянуты в этом фрагменте?

Предполагаемый ответ: наблюдение, эксперимент, математические расчеты, применение известных теоретических обобщений, выдвижение предположений.


Приложение 13

Рефлексивная карта


Содержание деятельности обучающегося

Самооценка

Оценка преподавателя

Умение давать определение понятий:

  • «Мировоззрение»

  • «Познание»

  • «Истина»

  • «Убеждения»

  • «Направленность личности»

  • рационализм

  • эмпиризм

  • сенсуализм

  • агностицизм

  • скептицизм



Выполнение заданий по 1 вопросу плана: Мировоззрение. Типы мировоззрения.



Выполнение заданий по 2 вопросу плана: Виды знания. Проблема познаваемости мира.



Выполнение заданий по 3 вопросу плана: Понятие истины, её критерии.



Выполнение заданий по 4 вопросу плана: Свобода и ответственность личности.



Участие в дискуссии



Выполнение заданий на этапе применения знаний.






Приложение 14


Домашнее задание:

  1. Основное: Дайте определение понятий «мировоззрение», «познание», «истина», «убеждения», «направленность личности», «рационализм», «эмпиризм», «сенсуализм», «агностицизм», «скептицизм», «свобода», «ответственность».

2. Дополнительное (студенты по желанию выбирают одно из следующих заданий):

1) Подготовьте сообщения: «Значимость социального познания», «Свобода в жизни человека».

2) Разгадайте ребусы. Запишите разгаданные слова в качестве ответа без каких-либо знаков препинания.





3) Какое свойство процесса познания находит отражение в эпиграмме С.Я.Маршака: «Был этот мир глубокой тьмой окутан. Да будет свет! И вот явился Ньютон. Но сатана недолго ждал реванша, пришел Эйнштейн – и стало все как раньше». Приведите иные аналогичные примеры из области научного познания мира



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!