Ф.И.О. учителя: Медведева Наталья Юрьевна
Учебный предмет: русский язык
Класс: 3
Тема урока: Что такое устойчивые выражения
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме
Цели урока: Формировать умение отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов, находить фразеологизмы в тексте и объяснять их значение; содействовать развитию познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, ввести в активный словарный запас учеников новые крылатые выражения; развивать наблюдательность, память, мышление, умение работать с фразеологическими словарями; воспитывать любовь и интерес к познанию родного языка.
Тип урока: первичного предъявления новых знаний
Создать условия для формирования УУД:
Регулятивные –
целеполагание(способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно);
планирование как способность самостоятельно определить последовательность выполнения действий при решении учебных задач;
контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент, запоминать и удерживать правило, инструкцию;
коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
самооценка как способность осознать то, что уже усвоено и то, что еще нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Познавательные –
выполнять задания с использованием рисунков, схем;
проводить сравнение, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ);
строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
использовать таблицы;
Коммуникативные –
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
Личностные –
понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки - обязательная часть решения любой задачи
Ожидаемые результаты: определяются целями урока и оформлены в содержании технологической карты
Технология: проблемно-диалогическая, сотрудничества
Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная
Используемые ресурсы:
-Интересные выражения? Что же это за такие сочетания слов?
-Откройте учебник на с.112
Чтение учителем ситуации. Фрагмент текста со стр. 112
Обсуждение ситуации по вопросам:
-Что сделал Миша? Покажите
-Почему Мише не помог совет Анишит Йокоповны?
- Что она имела в виду?
-Как Миша должен был понять выражение, сказанное учителем?
- Найдите на стр 112, что ответила Анишит Йокоповна?
- Существуют ли еще такие выражения в рус яз? Назовите их.
-Назовите тему нашего урока. (слайд1)
- Сформулируйте цели нашего урока
-Вам интересно узнать как называются такие выражения? Что вам может в этом помочь? (учебник, словарь, учитель )
Дети показывают сценку, в которой употребляют устойчивые выражения.(Приложение)
Дети высказывают свои предположения
Дети слушают отрывок и показывают движение Миши.
Миша себя обнял.
ДОСЛОВНЫЙ РАЗБОР – объясняют значение каждого слова в отдельности и приходят к выводу, что буквально его понимать не надо, у него есть переносное значение
Ориентируются на стр учебника и называют тему урока
(Что такое устойчивые выражения?)
Дети перечисляют цели урока
1.Мы должны ответить на вопрос: Что такое устойчивые выражения?
2.Находить и объяснять устойчивые выражения.
3.Учиться использовать их в своей речи.
Отбирать необходимые источники информации
Смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно соотносить свои действия с поставленной целью
Осуществлять выбор под определенную задачу литературы, инстр4ументов, приборов
Уметь понимать прочитанное
III.Открытие нового знания
- Рассмотрите иллюстрацию на стр 112 и прочитайте устойчивое выражение
- Какой новый значок появился на этих страницах?
-Где мы можем посмотреть, что он обозначает?
(слайд 2)
- Откройте словарь и найдите значение выражения «Как воды в рот набрать»
- Прочтите на стр 113 важное правило от летучей мыши
Значок Ф
Смотрят условные обозначения
Значок обозначает, что существует словарь устойчивых выражений, где объясняется их значение. Открывают словарь.(2 часть, стр 157-159)
Находят значение выражения в словаре
Читает один ученик вслух
Умение работать со знаками, символами
Оформлять свои мысли в устной речи с учетом речевых ситуаций
IV.Первич-ное закрепление
Работа с учебником стр. 113 упр 103
- В русском языке целый раздел посвящен таким выражениям
1. Один ученик читает задание упражнения. Дети рассуждают
2. Самостоятельное чтение текста упражнения
Подводится итог осмысления прочитанного по предложенным фразам
Вывод: Эти сочетания появились очень давно, ещё в те времена, когда люди не умели писать. В течение столетий эти выражения передавались из одного поколения к другому через устную речь. Эти сочетания нельзя понимать в прямом смысле, потому что они предназначены для употребления в переносном значении. Эти слова называются фразеологизмами. Их нужно запоминать и знать их значение. Чем больше вы их будете знать, тем точнее и красочнее вы можете выразить свою мысль. Фразеологизмы встречаются в литературных произведениях, сказках и в речи людей.
Оценивать собственную ценность в выполнении задания
Умение читать вслух тексты
Умение высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения
V. Закрепление
Работа в парах
-Возьмите карточку
-Давайте рассмотрим происхожение некоторых устойчивых выражений. (слайды 3-6)
ПЛАН РАБОТЫ:
1.Прочитайте предложения.
2.Найдите и подчеркните в них устойчивые выражения
(карточка №1, см.Приложение)
Корректировка выполнения задания в соответствии с условиями выполнения
I. физминутка
Физминутка «Если весело живется…» (слайд)
Ребята повторяют движения под музыку
VII. закрепление
-Возьмите карточки и соедините цветными карандашами предложение с подходящим к нему устойчивым выражением.
Работа в тетради с.72 упр.78
Индивидуальная работа
- А теперь проверьте себя, сможете ли вы определить, когда так говорят
Берут карточку.
Подбирают фразеологизм, подходящий к предложению и соединяют. ( Карточка №2,
см. Приложение)
Работа со словарем. Выписывают устойчивые выражения.
Оказывают помощь друг другу.
Проверяют и оценивают работу
Берут карточку по вариантам.
Выбирают правильный ответ, о каком человеке так говорят. (Карточка №3 см.Приложение)
Извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, иллюстрация, таблица, схема и др.
Предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа
Осознавать способы и приемы действий при решении учебных задач
Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого
Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель
Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе
Уметь договариваться и приходить к общему решению
VI.Итог урока. Рефлексия.
Подводим итог урока: (слайд 7)
А теперь оцените свою работу на уроке, используя фразы… (слайд №8)
Ребята, вы все сегодня хорошо, активно, засучив рукава работали. Никто не ударил в грязь лицом и не сел в калошу. Я решила наградить вас ценными подарками. Вот неполный перечень: телевизор, компьютер, видеокамера, цифровой фотоаппарат, автомобиль ВМW и другие, любезно предоставленные фирмой «Рожки да ножки». Вручение будет сразу, как только рак на горе свиснет.
Попались на удочку?
А если серьёзно, то спасибо вам за работу на уроке.
Учитель оценивает работу класса и отдельных учащихся.
Домашнее задание вам будет разного уровня сложности. ( слайд №9)
Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи