СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Что вокруг нас может быть опасным"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью курока является формирование у обучающихся культуры безопасного здоровьесберегающего поведения в окружающем пространстве. Работа может быть использована учиетлями начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Что вокруг нас может быть опасным"»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ


Программа: «Школа России» (учебник М.И Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова)


Автор: Ф.И.О.(полностью) Щеголихина Наталья Брониславовна

Полное название образовательного учреждения: (включая регион и населенный пункт) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 34 пгт. Джубга Краснодарского края МО Туапсинский район

Предмет: окружающий мир

Тема: Что вокруг нас может быть опасным

Класс: 1

Учебно-методическое обеспечение: Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 1-го класса. Часть 1. С. 46-47, рабочая тетрадь для 1 класса. Часть 1. С. 32.

Время реализации занятия: 40 минут

Цель урока: формирование у обучающихся культуры безопасного здоровьесберегающего поведения в окружающем пространстве

Задачи урока:

Образовательные

- учить детей видеть опасность со стороны самых обычных вещей; соблюдать осторожность при обращении с ними;

Развивающие

- развивать связную речь, оперативную память, произвольное внимание, наглядно-действенное мышление;

Воспитательные

- формирование культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе

Тип урока: урок освоения новых знаний

Формы работы: фронтальная и индивидуальная

Оборудование:

- проектор и электронная;

- карточки с номерами телефонов: 01, 02, 03, 04



Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе


Технология проведения

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД


I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:

- актуализиро-вать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности



Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.










Разгадывают кроссворд


































Проговаривают девиз урока.

Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.


- Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем


- Разгадайте кроссворд.

Слайд 1. Кроссворд «Безопасность»

рыбы звезды звери осень компьютер облака

известняк гранит зоопарк растение птицы ель

  1. Водные животные, тело которых покрыто чешуей (Рыбы)

  2. Животные, тело которых покрыто шерстью (Звери)

  3. Лишь солнце погасло

И стало темно,

Как по небу кто-то

Рассыпал зерно (Звезды)

  1. Золотые, тихие

Рощи и сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды (Осень)

  1. Он может хранить информацию, помогает учиться, может играть с тобой (Компьютер)

  2. Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут (Облака)

  1. Состоит из раковин морских животных (Известняк)

  2. Очень прочен, его часто используют в строительстве (Гранит)

  3. Здесь много замечательных животных. Их привозят сюда из разных стран (Зоопарк)

  4. Дышит, растет,

А ходить не может (Растение)

  1. Животные, тела которых покрыты перьями (Птицы)

  2. Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год (Ель)

- А что такое безопасность?

- Хотите узнать? (Да)

Слайд 2. Девиз урока

Девиз урока:

Знаешь – говори,
не знаешь – слушай


- Значит, чему будет посвящён наш урок?

(Открытию нового знания)

- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

(10 мин)

Цели:

- организовать актуализацию умений находить лишний предмет, обобщать предметы, используя связь целого и частей;

-организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения

Проговаривают, что повторили.







Выполняют задание устно.



































Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю)

- А теперь переходим к следующему этапу. Что мы будем делать?

Слайд 3. Картинки для задания


- Найдите лишние предметы.

- Объедините лишние предметы в две группы

Слайд 4. Картинки для задания


- Что мы повторили?

- Отгадайте загадку.

Стоит бычище,

Проклеваны бочища (Дом)

Слайд 5. Задание для пробного действия

Стоит бычище,
Проклеваны бочища

- Сегодня мы поговорим о доме, где живет каждый из нас и самых обычных вещах в нашем доме.

- «Дом – машина для жилья» - так назвал дом один архитектор. Почему?

- У нас получились разные варианты.

- А почему (назвать по имени) вы не предлагаете свои варианты? (Мы не знаем)

Уметь объединять предметы в группы

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД)




Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД) Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)

III. Выявление места и причины затруднения

(2 мин)

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Под руководством учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

- В каком месте возникло затруднение?

- Почему возникло затруднение? (Не знаем, что может быть опасным)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

IV. Построение проекта выхода из затруднения

(3 мин)

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства




Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

С помощью учителя проговаривают и ставят цель урока.

Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.



Называют средства.

- Что же будем делать? (Сами искать способ)

- Какую цель ставим? (Узнать, что может быть опасным в доме)

- Что вы повторили в начале урока? (В доме нас окружает посуда и бытовые приборы)

- Наметим наш план действий:

1. Сами попробуем выполнить задание: узнать, какие предметы могут представлять опасность.

2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.

3. Устраним затруднение.

4. Применим новое знание.

- Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)


Физкультминутка

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

V. Реализация построенного проекта

(10 мин)

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

Под руководством учителя выполняют составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.













































Фиксируют новое знание в речи и знаках.





















Под руководством учителя формулируют тему урока.

- Как устроен дом?

Слайд 6.Устройство дома

- Работаем с учебником. Рассмотрите рисунки.

- Какие опасности могут нести изображенные предметы?

- Выделите среди них режущие и колкие предметы.

- Какую угрозу они могут представлять?

- Что нужно делать, чтобы избежать этих опасностей? (Хранить предметы в специальных местах и не разбрасывать)

- Назовите бытовые приборы.

Слайд 7.


- При помощи чего они работают? (электричества)

- Что же будем делать, если заметим неполадки с электричеством: задымился провод, выскочила искра? (Нужно сказать взрослым)

- Верно. Самому нельзя пробовать чинить электроприборы, может ударить током. Когда уходишь из дома нужно выключать все приборы. Почему? (может возникнуть пожар)

- Рассмотрите рисунки и скажите, только ли от электроприборов может быть пожар? (От газовой плиты и баловства со спичками)

Слайд 11.Газовая плита

Четыре синих солнца,

У бабушки на кухне,

Четыре синих солнца

Горели и потухли.

Поспели щи, шипят

блины,

До завтра солнца не

Нужны.

- Какую опасность может еще представлять газовая плита? (Утечка газа)

Слайд 8. Правила пользования газом

  • С газом не шути.

  • Газ нельзя увидеть, он имеет запах.

  • Если почувствовали запах газа - нельзя зажигать огонь и включать электроприборы.

  • Нужно позвонить в газовую службу по телефону - 04

- Почему газ может наполнить кухню?

- Что нужно сделать, если почувствуешь запах газа? (Сказать взрослым, открыть окно)

- Прочитайте вывод в учебнике.

- Какие опасности подстерегают нас дома? (Газ)

- Кто знает телефон газовой службы? (04)

А какая плита у вас дома?

- Опасна ли она?

Слайд 9. Электрическая плита

  • Нет открытого огня

  • Не любит соседства с водой

  • Не крутить ручки, не трогать мокрыми руками

- Назовите еще опасности. (Электричество)

- К чему они могут привести? (К пожару)

Слайд 10. Спички детям не игрушка!

- Знаете ли вы номер телефона, по которому нужно звонить во время пожара? (01)

Слайд 11. Знаете ли вы номер телефона, по которому нужно звонить во время пожара?

- Какую опасность таят в себе данные предметы.

- Все эти опасности могут причинить вред здоровью. Куда нам нужно обратиться? (В скорую помощь)

- По какому номеру? (03)

Слайд 12. Какой номер телефона нужно знать, чтобы вам оказали помощь?

- Что вы видите на слайде?

Слайд 13. Какую опасность несет данный предмет?


- Опасен ли этот предмет? Чем?

Иметь представление об экстренных службах

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД)

VI. Первичное закрепление с проговарива-нием во внешней речи

(8 мин)

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Выполняют задание по тетради.

Работа в печатной тетради: С. 32

- Обведи лишний предмет в каждой группе. Обоснуй своё решение.


Уметь различать бытовые предметы по уровню опасности.

Уметь обосновывать свои мысли

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

VII. Включение в систему знаний и повторение (7 мин)

- организовать включение новое знание в систему знаний;

- организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.


Выполняют задание по учебнику, отвечают на вопросы учителя.












Составляют сказку, объясняя правила перехода улицы.



Выполняют задание самостоятельно.


Работа по учебнику. С.47

- Где еще мы должны с вами быть очень внимательны и осторожны?

- Рассмотрите рисунок. Что на нем видите? (Проезжая часть дороги)

- Что установлено на перекрестке, чтобы движение было безопасным? (Светофор)

- А для пешеходов есть светофор? Покажите.

- Чем он отличается? (Два цвета и человечки)

- Как муравьи переходят улицу? (По пешеходному переходу)

- Как обозначен пешеходный переход? (Нарисована зебра)

- А что установлено на перекрестке? (Дорожный знак)

- Что означает этот знак? (Пешеходный переход)

- Составьте сказку о том, как муравьи учились переходить улицу.

- Рассмотрите рисунок в нижней части. Что нарисовано? (Светофор для транспорта, светофор для пешеходов и дорожный знак)

- Раскрасьте сигналы светофора и дорожный знак.

Уметь различать виды светофоров

Уметь обдумывать последовательность действий

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной и форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД)


IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.


Рассказывают, что узнали, знают, смогли.









- Когда обычные вещи могут быть опасными для нас? (Если с нами неправильно обращаться)

- Еще раз назовите номера телефонов экстренных служб.

- Давайте сделаем вывод.

- С какими правилами перехода проезжей части вы познакомились?

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из смайликов.

Умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).



Планируемый результат

Предметные:

Знать номера телефонов экстренных служб. Знать правило перехода улицы.

Уметь различать опасность. Уметь правильно реагировать на опасность.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!