СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Число и цифра 0" с УУД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока "Число и цифра 0" с УУД. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Число и цифра 0" с УУД»











Методическая разработка

урока математики по теме:

«Число и цифра ноль»

1 класс «Школа 2100»












Авторы: Руссиян Анна Борисовна, учитель начальных классов МОУ лицей № 5 им. Ю.А. Гагарина;

Татарова Наталья Игоревна, учитель начальных классов МОУ СШ № 19










Волгоград 2015

Пояснительная записка


Урок математики разработан по программе «Школа 2100». Образовательная система 2100 - система личностно ориентированного, развивающего образования. Основной целью работы по математике является развитие у детей мышления, памяти, речи, творческих способностей, формирование положительной мотивации учения. Характер построения урока тесно связан с технологией деятельностного метода. Существенной особенностью использования деятельностного метода является необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, познавательных мотивов деятельности. Главное в уроке – способ подачи материала. Новые понятия и отношения между ними не даются детям в готовом виде, а добываются ими самими в процессе собственной учебной деятельности.

































Цели урока:

  1. Познакомить детей с числом и цифрой 0. Научить писать

цифру 0. Сформировать представление о свойствах нуля. Тренировать навыки счета в пределах 9.

  1. Развивать мыслительные операции, внимание, память, познавательный интерес учащихся.

  2. Воспитывать трудолюбие, стремление к знаниям.


Оборудование: иллюстрация к устному счету (замок с примерами и ключи с ответами), иллюстрация к заданию по составлению ряда цифр, образец цифры ноль, два мешочка, 3 яблока, карточки, иллюстрирующие свойства нуля, карточки с числами 0, 10, 20, 30, 40, 100, 200. Учебник и его задания.


Планируемые результаты: на уроке дети должны научиться писать цифру ноль, познакомится со свойствами нуля, научиться применять эти свойства, работая с примерами.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь планировать самостоятельную работу; осуществлять взаимопроверку.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

Познавательные: уметь формулировать проблемы; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные: осуществляют организацию исследовательского пространства ученика.


Предварительная подготовка к уроку: учитель заранее выбирает два ученика и раздает им два стихотворения. Проводит репетицию выразительного чтения. С ребенком, который читает стихотворение и показывает карточки с числами, репетирует порядок демонстрации карточек.
















Ход урока


  1. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент.)


Вот звенит звонок

Начинаем наш урок!

Учитель обращается к девизу урока, который написан на доске в виде пословицы.

Была бы охота, заладится всякая работа.

-Ребята, как вы понимаете эту пословицу? (Если работать с желанием, с душой, любая задача будет по плечу, выполнится.)

-Улыбнемся друг другу! Пожелаем, чтобы работа наша заладилась! Сядем ровненько. Настроимся на какую работу? (Считать устно.)


  1. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в деятельности.


  1. Устные упражнения в стихах.


Взял девять вишенок Сергей

И угостил своих друзей:

Четыре вишни дал он Вите,

А остальные все Никите.

Сколько вишен дал Никите?

Вы сосчитайте и скажите! (5 вишен.)


Бегали по лесу

Восемь резвых коз,

Беленьких и сереньких,

Вверх задравши хвост.

Пять козочек белых.

Сколько было серых? (3 козы.)


Дружно муравьи живут

И без дела не снуют.

Два несут травинку,

Два несут былинку,

Три несут иголки.

Сколько их под елкой? (7 муравьев.)


-Как хорошо вы считаете!

-Принесли муравьишки нужное в муравейник, да не могут в него попасть.

Замочек нужно открыть! Помогите, ребята!

-Кто догадался, какое задание нужно выполнить? (Решить примеры на замочке, подобрать нужный ключик с правильными ответами.)


Иллюстрация замочка и ключей. Приложение 1.


-Молодцы! Справились! А вот следующее задание.


На доске помещена зашифрованная пословица. Дети должны восстановить числовой ряд в порядке возрастания и прочитать пословицу.


Иллюстрация задания. Приложение 2.


-Рассмотрите внимательно задание. Что заметили? (Зашифрованное предложение, пословица.)

-Какова на ваш взгляд суть задания? Что необходимо сделать? Кто догадался? (Расшифровать пословицу, расположить числа в порядке возрастания).


Дети выходят к доске, восстанавливают пословицу, располагают числа в порядке возрастания.


В результате получился ряд 123456789 и пословица.

Мир освещается солнцем, а голова знанием.

- Скажите, пожалуйста, зачем мы выполняли данное задание? (Чтобы повторить изученные цифры.)

-А какой цифры не хватает? (Дети могут дать ответ, что не хватает 10, но их необходимо нацелить на то, что существующих цифр десять 0123456789.)

-Какая же тема нашего урока? (Число и цифра 0.)

-Какую цель поставим? (Познакомится с числом и цифрой 0, свойствами нуля.)

-Зачем нам необходимо знать о числе и цифре 0? (Чтобы научиться писать эту цифру, решать примеры, составлять выражения.)


  1. Постановка учебной проблемы.


-Я уверена, что вы справитесь с поставленной целью. Идем дальше! Вперед!

-Решите задачи.

Летела стая уток. Охотник выстрелил и убил одну. Сколько уток осталось? (Ни одной. От выстрела утки разлетелись.)


Дети могут высказывать различные мнения. Если нет правильного ответа, дать готовый ответ.


-Росли две яблони. На каждой яблоне по 3 груши. Сколько всего груш росло на двух яблонях? (Ни одной. Нисколько. На яблоне груши не растут.)


Дети могут высказывать различные мнения. Если нет правильного ответа, дать готовый ответ.


  1. Построение проекта выхода из-за затруднения. Открытие нового знания.


-Давайте подумаем, как можно обозначить зрительно «нисколько», «ни одной»? (Цифрой 0.)

-Совершенно верно!

Учитель вывешивает карточку с цифрой 0. Приложение 3.




-Рассмотрите эту цифру. На что же она похожа? (На овал, на бублик.)


-А Даниил подготовил стихотворение про ноль.


1. Выходит ученик и читает стихотворение.


Могу назвать его мячом,

А, хочешь, дыркой назовем,

А может бубликом,

Почти что кругленьким.

Но как его не назовем,

Он называется нулем.


2. Работа с учебником Л. Г. Петерсон «Математика 1 класс». Часть 2.


-Проверим порядок на рабочем месте. Откроем учебник на странице30.


Задание учебника. Приложение 4.


-Рассмотрите верхний рисунок на этой странице.

-Сколько листочков осталось на ветке после ветерка? (Нисколько, ноль.)

-Какой точке числового отрезка соответствует это количество листочков? (Началу отрезка.)

-Каким цветом отмечено начало числового отрезка? (Красной точкой и цифрой ноль.)

-Сколько точек на кости домино «пусто-пусто»? (Ноль.)

-Сколько предметов лежит в мешочке? (Нисколько, ноль.)

-А теперь настала пора прописать эту цифру в тетради. Но для начала выполним пальчиковую гимнастику.




3. Гимнастика для пальчиков.


Замок.

На дверях висит замок.

Кто открыть его не смог?

Мы замочком постучали,

Мы замочком повертели,

Мы замочком покрутили

И открыли!


При чтении первой, второй строчки-пальцы в «замочек».

При чтении третьей строчки - стучим о стол «замочком».

Затем выполняем круговые движения «замочком».

На слова последней строчки - показать растопыренные ладошки.


-Молодцы! Подготовились к письму.


4. Работа с учебником.


-Открываем учебник на странице 31.

Образец рабочего поля для детей в учебнике. Приложение 5.


-А я посмотрю, кто тише откроет учебник? Проверю, у всех ли ребят есть закладки? Приготовимся писать и внимательно посмотрим правильный образец написания.

-Вы слушаете и прописываете за мной в воздухе.


Учитель комментирует технику написания.

-Начинаем писать чуть ниже верхнего правого угла клеточки. Далее ведем закругление вверх справа налево. Доводим до верхней линии клеточки. Опускаемся плавно вниз. Доводим до нижней линии клеточки. Делаем закругление вправо. И замыкаем овал в исходной точке.


-Приступаем к письму. Тетрадь лежит с наклоном. Сидим ровно. Спинка прямая.


Дети прописывают строку с цифрой 0. Соблюдают одноклеточный интервал. Учитель во время письма детей ходит по классу, корректирует посадку, постановку рук детей.


-Закончили работу. Устали? Настало время физкультминутки.





5. Двигательная физкультминутка.


Я возьму мяч большой.

Подниму над головой,

Прогну спину

И мяч кину!


При чтении первой строчки - наклон вниз. Имитируем, что взяли в руки мяч.

При чтении второй строчки - возвращаемся в исходное положение с поднятыми вверх руками.

На третьей строчке - выполняем команду «Прогну!».

На последней строчке - из-за головы образно кидаем мяч и выполняем прыжок.


-Хорошо отдохнули! Тихо сядем. Наведем порядок на столе.


6. Знакомство со свойством нуля.


-Ребята! Про нуль сочинили множество стихотворений, послушайте одно.


Цифра вроде буква О.

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!


-Интересно, неужели ноль - пустое место, «ничто»?

-Проведем эксперимент. Мне нужны два человека.


К доске выходят два ученика. Учитель им предлагает взять в руки два тряпичных или целлофановых мешочка. В одном 3 яблока, а в другом 0 яблок.

-Нам необходимо к трем яблокам прибавить 0 яблок.

-Что будем делать, если сказано сложить мешочки? (Их объединять.)

-Объединяем. Что-нибудь изменилось? (Нет.)

-Сколько получилось яблок после сложения? (3 яблока.)

-Какой сделаем вывод? (При сложении числа с нулем получится то же самое число.)

-Какой пример получился? (3+0=3)

-Как называются числа при сложении? (Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.)


Учитель вывешивает на доску таблички


3+0=3

а+0=a Приложение 6.


-А теперь поменяйте местами мешочки. Если к пустому мешочку мы присоединим мешочек с тремя яблоками, к нулю прибавим три, изменится что-нибудь? (Нет.)


-Какой же теперь мы сделаем вывод? (Если к нулю прибавить число, то получится то же число.)


Учитель вывешивает на доску таблички


0+3=3

0+a=a Приложение 7.


-Мы работали с нулем в рамках сложения. А какое действие еще можно произвести с нулем? (Вычитание.)

-И в этом нам поможет учебник, страница 30, №2.


Задание учебника. Приложение 4.


-Рассмотрим мешочки в №2.

-Какое действие будем выполнять? (Вычитание.)

-Сколько кружочков в первом мешочке уменьшаемом? (2)

-Сколько необходимо вычесть? (0, мешочек пустой.)

-Как называется это число? (Вычитаемое.)

-Какой получится результат? (2 кружочка, разность.)

-Если вычитали ноль, изменился ли результат? (Нет.)

-Значит 2-0, сколько получится? (2)

-Запишем красиво ответ в клеточку-разность.

-Какой вывод можно сделать? (Если из числа вычесть 0, то получится то же число.)


Учитель вывешивает на доску табличку


a-0=a Приложение 8.


-Рассмотрим мешочки с красными овалами.

-Какое действие будем выполнять? (Вычитание.)

-Еще раз проговорим компоненты вычитания. (Уменьшаемое, вычитаемое, разность.)

-Сколько овалов в первом мешке уменьшаемом? (2)

-Сколько необходимо вычесть? (2)

-Как называется этот компонент? (Вычитаемое.)

-Сколько получится 2-2? (0)

-Какой вывод можно сделать? (Если из числа вычесть то же число, получится ноль.)


Учитель вывешивает на доску табличку


a-a=0 Приложение 8.


-Теперь рассмотрим №3 стр. 30.


Задание учебника. Приложение 4.


-Рассмотрим внимательно задание. Какой вывод можете сделать по сложению? (Если к нулю прибавить ноль, получится ноль.)

-По вычитанию? (Если из нуля вычесть ноль, то получится ноль.)


Учитель вывешивает на доску таблички


0+0=0

0-0=0 Приложение 9.


-Интересная штука получается, что прибавляй 0, что вычитай 0, ничего не меняется. Значит ноль - пустяковая цифра? Может без него и вовсе можно обойтись? (Дети высказывают различные версии.)


Учитель читает стихотворение.


У людей говорят:

«Не шути с огнем!»

А у нас говорят:

«Не шути с нулем!»

У нуля про запас

Сотни каверз и проказ,

Нужен глаз за ним

Да глаз!


-Как ни странно, ноль самая важная цифра нашей счетной системы! И об этом нам расскажет…


К доске выходит ученица и рассказывает стихотворение С.Я. Маршака. В руках ребенок держит карточки с числами. Показывает их по мере называния в тексте.

Карточки с числами. Приложение 10.


Вот это ноль - иль ничего. (Ученица

показывает 0.)


Послушай сказку про него.


Сказал веселый круглый ноль

Соседке единице:

-С тобою рядышком позволь

Стоять мне на странице!


Она окинула его

Сердитым, гордым взглядом:

-Ты, ноль, не стоишь ничего,

Не стой со мною рядом!


Ответил ноль:

-Я признаю,

Что ничего не стою,

Но можешь стать ты десятью,

Коль буду я с тобою.


Так одинока ты сейчас,

Мала и худощава,

Но будешь больше в десять раз,

Когда я встану справа. (Ученица показывает число 10.)


Напрасно думают, что ноль

Играет маленькую роль.


Мы двойку

В двадцать превратим. (Ученица показывает число 20.)

Из троек и четверок

Мы можем, если захотим,

Составить тридцать, сорок. (Ученица показывает числа 30, 40.)


Пусть говорят, что мы ничто,-

С двумя нолями вместе

Из единицы выйдет сто, (Ученица показывает число 100.)

Из двойки целых двести! (Ученица показывает число 200.)


-Прекрасное стихотворение, правда, ребята? (Да!)

-Вот какая интересная цифра 0! Так пустое место она обозначает? (Далеко не пустое. Это очень нужная цифра в математике.)



  1. Первичное закрепление во внешней речи.


-Мы познакомились со свойствами нуля. Настало время закрепить наши знания.

Работа по учебнику с.30, № 4.

Задание учебника. Приложение 4.


Работа проводится фронтально. Один ученик комментирует пример, который ему достанется. Дети проверяют его предположение, его ответ. А верный записывают в пустое окошко.


  1. Включение в систему знаний, повторение и

самостоятельная работа.


Работа по учебнику с.31, № 6.

Задание учебника. Приложение 5.


-Внимательно рассмотрите задание. Что заметили? (Два столбика на действие вычитание, один на сложение.)

-Рассмотрите выражение первого столбика. На что обратили внимание? (Уменьшаемое одинаковое-9, вычитаемое последовательно увеличивается на 1.)


-Что можете сказать о разности? (Значение разности также последовательно уменьшается на 1.)


-Решаем самостоятельно столбик.


-Какую закономерность увидели во втором столбике? (Первое слагаемое одинаковое-3, второе увеличивается на 1.)

-Значит, что будет происходить с суммой? (Значение суммы также будет увеличиваться на 1.)

-Докажите свое мнение, найдите значения выражений.


Дети самостоятельно выполняют 2, 3 столбики.


VII. Рефлексия деятельности. Итог урока.


-Ребята! Наш урок подошел к концу.

-Что нового мы узнали на уроке? (Познакомились с числом и цифрой 0.)

-Что показалось сложным? (Запомнить все свойства нуля.)

-Какие же свойства нуля мы изучили?


а+0=a

a-0=a

a-a=0

0+0=0

0-0=0


-Как построим следующий урок? (Отработаем подробно, на примерах все свойства нуля.)

-А каким был девиз нашего урока? (Была бы охота, заладится всякая работа.)

-Как вы считаете, наша сегодняшняя работа сладилась? (Ответы детей выслушиваются.)


-Всем спасибо! Урок окончен.




































Этапы урока

Ход урока

Разви-тие УУД

1.Самоопределе-

ние к деятельности. (Организационный момент.)



Вот звенит звонок

Начинаем наш урок!

Учитель обращается к девизу урока, который написан на доске в виде пословицы.

Была бы охота, заладится всякая работа.

-Ребята, как вы понимаете эту пословицу? (Если работать с желанием, с душой, любая задача будет по плечу, выполнится.)

-Улыбнемся друг другу! Пожелаем, чтобы работа наша заладилась! Сядем ровненько. Настроимся на какую работу? (Считать устно.)


Развитие личност-ных и коммуникатив-ных УУД

2.Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1.Устные упражнения в стихах.


Взял девять вишенок Сергей

И угостил своих друзей:

Четыре вишни дал он Вите,

А остальные все Никите.

Сколько вишен дал Никите?

Вы сосчитайте и скажите! (5 вишен.)


Бегали по лесу

Восемь резвых коз,

Беленьких и сереньких,

Вверх задравши хвост.

Пять козочек белых.

Сколько было серых? (3 козы.)


Дружно муравьи живут

И без дела не снуют.

Два несут травинку,

Два несут былинку,

Три несут иголки.

Сколько их под елкой? (7 муравьев.)


-Как хорошо вы считаете!

-Принесли муравьишки нужное в муравейник, да не могут в него попасть.

Замочек нужно открыть! Помогите, ребята!

-Кто догадался, какое задание нужно выполнить? (Решить примеры на замочке, подобрать нужный ключик с правильными ответами.)


Иллюстрация замочка и ключей. Приложение 1.


-Молодцы! Справились! А вот следующее задание.


На доске помещена зашифрованная пословица. Дети должны восстановить числовой ряд в порядке возрастания и прочитать пословицу.


Иллюстрация задания. Приложение 2.


-Рассмотрите внимательно задание. Что заметили? (Зашифрованное предложение, пословица.)

-Какова на ваш взгляд суть задания? Что необходимо сделать? Кто догадался? (Расшифровать пословицу, расположить числа в порядке возрастания).


Дети выходят к доске, восстанавливают пословицу, располагают числа в порядке возрастания.


В результате получился ряд 123456789 и пословица.

Мир освещается солнцем, а голова знанием.

- Скажите, пожалуйста, зачем мы выполняли данное задание? (Чтобы повторить изученные цифры.)

-А какой цифры не хватает? (Дети могут дать ответ, что не хватает 10, но их необходимо нацелить на то, что существующих цифр десять 0123456789.)

-Какая же тема нашего урока? (Число и цифра 0.)

-Какую цель поставим? (Познакомится с числом и цифрой 0, свойствами нуля.)

-Зачем нам необходимо знать о числе и цифре 0? (Чтобы научиться писать эту цифру, решать примеры, составлять выражения.)


Развитие познава-тельных, регуля-тивных и комму-никатив-ных УУД

3.Постановка учебной проблемы.




-Я уверена, что вы справитесь с поставленной целью. Идем дальше! Вперед!

-Решите задачи.

Летела стая уток. Охотник выстрелил и убил одну. Сколько уток осталось? (Ни одной. От выстрела утки разлетелись.)


Дети могут высказывать различные мнения. Если нет правильного ответа, дать готовый ответ.


-Росли две яблони. На каждой яблоне по 3 груши. Сколько всего груш росло на двух яблонях? (Ни одной. Нисколько. На яблоне груши не растут.)


Дети могут высказывать различные мнения. Если нет правильного ответа, дать готовый ответ.


Развитие познава-тельныхУУД и регулятивных УУД

4.Построение проекта выхода из-за затруднения. Открытие нового знания.

-Давайте подумаем, как можно обозначить зрительно «нисколько», «ни одной»? (Цифрой 0.)

-Совершенно верно!

Учитель вывешивает карточку с цифрой 0. Приложение 3.




-Рассмотрите эту цифру. На что же она похожа? (На овал, на бублик.)


-А Даниил подготовил стихотворение про ноль.


1. Выходит ученик и читает стихотворение.


Могу назвать его мячом,

А, хочешь, дыркой назовем,

А может бубликом,

Почти что кругленьким.

Но как его не назовем,

Он называется нулем.

2. Работа с учебником Л. Г. Петерсон «Математика 1 класс». Часть 2.


-Проверим порядок на рабочем месте. Откроем учебник на странице30.


Задание учебника. Приложение 4.


-Рассмотрите верхний рисунок на этой странице.

-Сколько листочков осталось на ветке после ветерка? (Нисколько, ноль.)

-Какой точке числового отрезка соответствует это количество листочков? (Началу отрезка.)

-Каким цветом отмечено начало числового отрезка? (Красной точкой и цифрой ноль.)

-Сколько точек на кости домино «пусто-пусто»? (Ноль.)

-Сколько предметов лежит в мешочке? (Нисколько, ноль.)

-А теперь настала пора прописать эту цифру в тетради. Но для начала выполним пальчиковую гимнастику.




3. Гимнастика для пальчиков.


Замок.

На дверях висит замок.

Кто открыть его не смог?

Мы замочком постучали,

Мы замочком повертели,

Мы замочком покрутили

И открыли!


При чтении первой, второй строчки-пальцы в «замочек».

При чтении третьей строчки - стучим о стол «замочком».

Затем выполняем круговые движения «замочком».

На слова последней строчки - показать растопыренные ладошки.


-Молодцы! Подготовились к письму.


4. Работа с учебником.


-Открываем учебник на странице 31.

Образец рабочего поля для детей в учебнике. Приложение 5.


-А я посмотрю, кто тише откроет учебник? Проверю, у всех ли ребят есть закладки? Приготовимся писать и внимательно посмотрим правильный образец написания.

-Вы слушаете и прописываете за мной в воздухе.


Учитель комментирует технику написания.

-Начинаем писать чуть ниже верхнего правого угла клеточки. Далее ведем закругление вверх справа налево. Доводим до верхней линии клеточки. Опускаемся плавно вниз. Доводим до нижней линии клеточки. Делаем закругление вправо. И замыкаем овал в исходной точке.


-Приступаем к письму. Тетрадь лежит с наклоном. Сидим ровно. Спинка прямая.


Дети прописывают строку с цифрой 0. Соблюдают одноклеточный интервал. Учитель во время письма детей ходит по классу, корректирует посадку, постановку рук детей.


-Закончили работу. Устали? Настало время физкультминутки.





5. Двигательная физкультминутка.


Я возьму мяч большой.

Подниму над головой,

Прогну спину

И мяч кину!


При чтении первой строчки - наклон вниз. Имитируем, что взяли в руки мяч.

При чтении второй строчки - возвращаемся в исходное положение с поднятыми вверх руками.

На третьей строчке - выполняем команду «Прогну!».

На последней строчке - из-за головы образно кидаем мяч и выполняем прыжок.


-Хорошо отдохнули! Тихо сядем. Наведем порядок на столе.


6. Знакомство со свойством нуля.


-Ребята! Про нуль сочинили множество стихотворений, послушайте одно.


Цифра вроде буква О.

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!


-Интересно, неужели ноль - пустое место, «ничто»?

-Проведем эксперимент. Мне нужны два человека.


К доске выходят два ученика. Учитель им предлагает взять в руки два тряпичных или целлофановых мешочка. В одном 3 яблока, а в другом 0 яблок.

-Нам необходимо к трем яблокам прибавить 0 яблок.

-Что будем делать, если сказано сложить мешочки? (Их объединять.)

-Объединяем. Что-нибудь изменилось? (Нет.)

-Сколько получилось яблок после сложения? (3 яблока.)

-Какой сделаем вывод? (При сложении числа с нулем получится то же самое число.)

-Какой пример получился? (3+0=3)

-Как называются числа при сложении? (Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.)


Учитель вывешивает на доску таблички


3+0=3

а+0=a Приложение 6.


-А теперь поменяйте местами мешочки. Если к пустому мешочку мы присоединим мешочек с тремя яблоками, к нулю прибавим три, изменится что-нибудь? (Нет.)


-Какой же теперь мы сделаем вывод? (Если к нулю прибавить число, то получится то же число.)


Учитель вывешивает на доску таблички


0+3=3

0+a=a Приложение 7.


-Мы работали с нулем в рамках сложения. А какое действие еще можно произвести с нулем? (Вычитание.)

-И в этом нам поможет учебник, страница 30, №2.


Задание учебника. Приложение 4.


-Рассмотрим мешочки в №2.

-Какое действие будем выполнять? (Вычитание.)

-Сколько кружочков в первом мешочке уменьшаемом? (2)

-Сколько необходимо вычесть? (0, мешочек пустой.)

-Как называется это число? (Вычитаемое.)

-Какой получится результат? (2 кружочка, разность.)

-Если вычитали ноль, изменился ли результат? (Нет.)

-Значит 2-0, сколько получится? (2)

-Запишем красиво ответ в клеточку-разность.

-Какой вывод можно сделать? (Если из числа вычесть 0, то получится то же число.)


Учитель вывешивает на доску табличку


a-0=a Приложение 8.


-Рассмотрим мешочки с красными овалами.

-Какое действие будем выполнять? (Вычитание.)

-Еще раз проговорим компоненты вычитания. (Уменьшаемое, вычитаемое, разность.)

-Сколько овалов в первом мешке уменьшаемом? (2)

-Сколько необходимо вычесть? (2)

-Как называется этот компонент? (Вычитаемое.)

-Сколько получится 2-2? (0)

-Какой вывод можно сделать? (Если из числа вычесть то же число, получится ноль.)


Учитель вывешивает на доску табличку


a-a=0 Приложение 8.


-Теперь рассмотрим №3 стр. 30.


Задание учебника. Приложение 4.


-Рассмотрим внимательно задание. Какой вывод можете сделать по сложению? (Если к нулю прибавить ноль, получится ноль.)

-По вычитанию? (Если из нуля вычесть ноль, то получится ноль.)


Учитель вывешивает на доску таблички


0+0=0

0-0=0 Приложение 9.


-Интересная штука получается, что прибавляй 0, что вычитай 0, ничего не меняется. Значит ноль - пустяковая цифра? Может без него и вовсе можно обойтись? (Дети высказывают различные версии.)


Учитель читает стихотворение.


У людей говорят:

«Не шути с огнем!»

А у нас говорят:

«Не шути с нулем!»

У нуля про запас

Сотни каверз и проказ,

Нужен глаз за ним

Да глаз!


-Как ни странно, ноль самая важная цифра нашей счетной системы! И об этом нам расскажет…


К доске выходит ученица и рассказывает стихотворение С.Я. Маршака. В руках ребенок держит карточки с числами. Показывает их по мере называния в тексте.

Карточки с числами. Приложение 10.


Вот это ноль - иль ничего. (Ученица

показывает 0.)


Послушай сказку про него.


Сказал веселый круглый ноль

Соседке единице:

-С тобою рядышком позволь

Стоять мне на странице!


Она окинула его

Сердитым, гордым взглядом:

-Ты, ноль, не стоишь ничего,

Не стой со мною рядом!


Ответил ноль:

-Я признаю,

Что ничего не стою,

Но можешь стать ты десятью,

Коль буду я с тобою.


Так одинока ты сейчас,

Мала и худощава,

Но будешь больше в десять раз,

Когда я встану справа. (Ученица показывает число 10.)


Напрасно думают, что ноль

Играет маленькую роль.


Мы двойку

В двадцать превратим. (Ученица показывает число 20.)

Из троек и четверок

Мы можем, если захотим,

Составить тридцать, сорок. (Ученица показывает числа 30, 40.)


Пусть говорят, что мы ничто,-

С двумя нолями вместе

Из единицы выйдет сто, (Ученица показывает число 100.)

Из двойки целых двести! (Ученица показывает число 200.)


-Прекрасное стихотворение, правда, ребята? (Да!)

-Вот какая интересная цифра 0! Так пустое место она обозначает? (Далеко не пустое. Это очень нужная цифра в математике.)




Развитие познава-тельныхУУД и регулятивных УУД

5.Первичное закрепление во внешней речи.

-Мы познакомились со свойствами нуля. Настало время закрепить наши знания.

Работа по учебнику с.30, № 4.

Задание учебника. Приложение 4.


Работа проводится фронтально. Один ученик комментирует пример, который ему достанется. Дети проверяют его предположение, его ответ. А верный записывают в пустое окошко.


Регуля-тивные УУД

6.Включение в систему знаний, повторение и

самостоятельная работа.



Работа по учебнику с.31, № 6.

Задание учебника. Приложение 5.


-Внимательно рассмотрите задание. Что заметили? (Два столбика на действие вычитание, один на сложение.)

-Рассмотрите выражение первого столбика. На что обратили внимание? (Уменьшаемое одинаковое-9, вычитаемое последовательно увеличивается на 1.)


-Что можете сказать о разности? (Значение разности также последовательно уменьшается на 1.)


-Решаем самостоятельно столбик.


-Какую закономерность увидели во втором столбике? (Первое слагаемое одинаковое-3, второе увеличивается на 1.)

-Значит, что будет происходить с суммой? (Значение суммы также будет увеличиваться на 1.)

-Докажите свое мнение, найдите значения выражений.


Дети самостоятельно выполняют 2, 3 столбики.



Познава-тельные и регуля-тивные УУД


7. Рефлексия деятельности. Итог урока.




-Ребята! Наш урок подошел к концу.

-Что нового мы узнали на уроке? (Познакомились с числом и цифрой 0.)

-Что показалось сложным? (Запомнить все свойства нуля.)

-Какие же свойства нуля мы изучили?


а+0=a

a-0=a

a-a=0

0+0=0

0-0=0


-Как построим следующий урок? (Отработаем подробно, на примерах все свойства нуля.)

-А каким был девиз нашего урока? (Была бы охота, заладится всякая работа.)

-Как вы считаете, наша сегодняшняя работа сладилась? (Ответы детей выслушиваются.)


-Всем спасибо! Урок окончен.








Регуля-тивные УУД


28




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!