Урок окружающего мира, 3-й класс. Тема: «Степи. Растительность»
Учитель начальных классов Коцюруба Н.В.
Цели:
расширить представления учащихся о зоне степей;
изучить особенности климатических условий и растительности;
развивать умения самостоятельно работать с учебником;
воспитывать культуру общения, любовь к родному краю.
Форма урока: комбинированный урок-путешествие Презентация
План урока;
1.Организационный момент.
2.Проверка дом задания.
Работа в парах. Заполни пропуски.
Восточно-Европейская равнина начинается от ………………….гор и уходит далеко на ……………
Вся равнина лежит в …………………….климатическом поясе.
На ней преобладают западные ветры, несущие……………….
Чем южнее, тем влаги становится……………………
На территории равнины в соответствии с количеством тепла и влаги распределились следующие природные зоны……………………..
3.Сообщение темы и цели урока. Постановка проблемы.
«Родимая степь под низким донским небом! Ковыльный простор, курганы, в мудром молчании берегущие заветную казачью славу. Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю», так сказал об этой природной зоне наш знаменитый донской писатель М.А.Шолохов.
Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в одну из самых красивых, воспетых поэтами, писателями, художниками природных зон. Как вы думаете, о какой из природных зон идет речь:
Ответы детей.
Итак, отправляемся в путешествие по степи. Доводилось ли вам бывать в степи? Какая она?
Ответы детей.
Действительно, степь – это безбрежные просторы, неоглядные дали, раздолье для ветров.
Слайд №1
Степь-это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью. Иногда можно увидеть группы деревьев, в основном, по берегам рек. Почему?
Правильно, влаги в степи хватает для роста травянистых растений, но недостаточно для роста деревьев.
Климат.
В степной зоне жаркое сухое лето. Зима холодная со снегопадами и сильным ветром. Рассказ о растительности в степной зоне мы начнем с ранней весны, когда тает снег, почва напитывается влагой и покрывается нежной зеленью. В это время степь особенно красива. Среди травяного покрова появляются раннецветущие растения: маки, тюльпаны, гусиный лук. О каком цветке идет речь в загадке:
Замечательный цветок,
Словно яркий огонёк.
Пышный, важный, словно пан,
Нежный бархатный …
Правильно, ребята. Речь пойдет о тюльпане.
Внимательно слушайте, вам предстоит ответить на вопросы.
Слайд №2. Сообщение ученика о тюльпане.
Вопросы задает ученик.
Физминутка.
К концу весны степь меняет свой вид. На смену яркому разнотравью приходят серо-зеленые травянистые растения, которые приспособились к засушливому климату: ковыль, полынь, типчак.
Южная степь-царство ковылей, воспетое поэтами:
Ученик: «Спит ковыль. Равнина дорогая, и свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая, не вольет мне в грудь мою теплынь».
Эти строки принадлежат замечательному поэту Сергею Есенину.
А сейчас поговорим о ковыле. Слайд №3. Сообщение ученика о ковыле. Вопросы задает ученик.
Тюльпаны и ковыль встречаются в степи повсеместно. Но в то же время, некоторые степные растения встречаются очень редко. Об одном из таких растений вы узнаете из сообщения Поискова А. Слайд №4. Сообщение о пионе тонколистном.
Продолжаем путешествие. Для этого откройте учебники на стр. 86. Найдите после рисунков описание еще одного растения степи с очень интересным названием. Прочтите о нем и назовите его особенности. Слайд №5. Перекати-поле.
Физминутка.
Работа в группах.
А сейчас мы будем работать в группах. У каждой группы лежит таблица «Степь». С этой таблицей мы будем работать несколько уроков. Сегодня вы будете заполнять графы, которые касаются определения степи, географического положения, климата и растительности. Группа, которая правильно и быстрее других ответит на четыре вопроса получит оценку пять.
Вопросы | Ответы |
1.Что такое степь? | |
2.Географическое положение. | |
3.Климат | |
4.Растительность | |
5.Животный мир | |
6.Занятия людей. | |
Проверим заполнение таблицы.
Закрепление. Практическая работа. «Выбери нужное растение». У каждого на парте лежит конверт с рисунками растений. Необходимо выбрать и наклеить в рабочую тетрадь на страницу 28 рисунки растений степи. Проверка правильности выполнения работы.
Наше путешествие подходит к концу.
С какой природой зоной мы познакомились?
Что нового о степи вы узнали на уроке?
Домашнее задание: стр.84-86. Придумать загадку о растении степи.