СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа. "О терпеливый наш язык!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практикум-соревнование состоит из нескольких этапов.

  Конкурс    «Волшебный стул». От каждой команды учитель выбирает по одному человеку. 1 команда говорит комплименты участнику 3 команды, 2 команда – участнику из первой, 3 команда – из второй. Жюри оценивает искренность, правдивость, ………..

Конкурс   Инсценировки- миниатюры о нелепом поведении людей, не знающих правил этикета 

Каждой группе заранее предлагается подготовить по одному выступлению о состоянии современного русского языка и подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения о языке.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа. "О терпеливый наш язык!"»

Методическая разработка классного часа .

Учитель литературы Куликова И.М.

Тема: О терпеливый наш язык…

Цель: совершенствовать практические умения в произнесении речей

Форма : практикум-соревнование

Класс делится на три группы ( острова)

Каждой группе заранее предлагается подготовить по одному выступлению о состоянии современного русского языка и подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения о языке

Из числа приглашенных учителей выбирается жюри


Соревнование состоит из нескольких этапов.

  1. напишите на листочке свое имя ( как вам хочется , чтобы к вам обращались

  2. объяснение правил игры командам и жюри ( наивысший балл – 10 за каждый конкурс; конкурсов – 8)

  3. 1 конкурс

Конкурс ораторов. 3 участника от каждой команды выступают с речью.

4. 2 конкурс

конкурс чтецов выступают по одному человеку от команды

5. 3 конкурс Волшебный стул. От каждой команды учитель выбирает по одному человеку. 1 команда говорит комплименты участнику 3 команды, 2 команда – участнику из первой, 3 команда – из второй. Жюри оценивает искренность, правдивость, ………..

6. . 4 конкурс Инсценировки- миниатюры о нелепом поведении людей, не знающих правил этикета

7, 8 . . 5 , 6 конкурсы Найди ошибки, сформулируй правило

Классный руководитель предлагает ребятам побывать в необычном театре, где в спектаклях-миниатюрах главный персонаж Вася Васечкин живет по своим правилам, отличающимся от правил поведения, которым следуют воспитанные люди, и вот что с ним происходит... Классный руководитель предлагает детям посмотреть ситуации, в которые попадает Васечкин, найти все его ошибки и исправить их, сформулировать гра­мотно правила поведения. За каждое грамотно сформулированное прави­ло команда получает дополнительно 2 очка

. «Свет в зале уже погас. Идет спектакль...»

МИНИАТЮРА.1

На сцене условно показан зрительный зал театра -стоят два ряда стульев, на них сидят «зрители» (4-6 учащихся). Они внима­тельно «смотрят спектакль». Васечкин, запыхавшись, врывается в зал. На­ходит свой ряд и начинает пробираться между рядами, повернувшись спи-

ной к сидящим. Роняет свое пирожное на колени одного из зрителей. На­конец добирается до своего места и начинает расспрашивать, что уже пока­зали артисты. Немного посмотрел на игру актеров, дожевал свою шоколад­ку, которую до этого он долго и шумно разворачивал, Васечкин зевает и решает вернуться в буфет, приглашает с собой товарища. И вот он в фойе. Женщина роняет носовой платочек. Васечкин как настоящий рыцарь на­клоняется, берет платочек, подает его даме. И слышит в ответ: «Никогда, мальчик, этого не делай». Огорченный Васечкин бредет в буфет.

Беседа с учащимися

Классный руководитель предлагает учащимся назвать ошибки, ко­торые допустил Васечкин.

В ходе обсуждения дети формулируют правила поведения в театре, записывают их ,читают и передают жюри


«В автобусе»

МИНИАТЮРА. 2 На школьной сцене шесть стульев в ряд условно показывают салон полупустого автобуса. В «автобусе» сидит очень ста­рая женщина. Впереди сидит «кондуктор». На остановке в автобус за­прыгивает Васечкин и, держа за руку свою подружку, начинает затаски­вать ее в салон. Оказав таким образом «даме» помощь, он плюхается на сиденье и кричит подруге: «Анька, оплати проезд!». Аня, севшая позади пожилой дремлющей женщины, будит ее и просит передать деньги на

билет. На следующей остановке заходят пассажиры, в основном пожилые люди. Васечкин разговаривает с Аней, делает вид, что не замечает ус­тавших стариков. Аня встает, уступает место старушке, но при этом го­ворит: «Садитесь. Не сидится вам, старикам, дома!».

Беседа с учащимися

После просмотра миниатюры классный руководитель предлагает ребятам проанализировать поведение Васечкина и Ани в автобусе, найти допущенные ими ошибки, сформулировать правила поведения в транспорте, записывают их. читают и передают жюри


«Васечкин принимает гостей»

МИНИАТЮРА. 3 На школьной сцене стоит стол с букетом цветов, стулья. В глубине сцены «дверь». У Васечкина день рождения, он рас­ставляет стулья для гостей. Звонят. Васечкин просит свою бабушку от­крыть дверь. Гость кричит с порога: «Здрасьте!» и с расстояния бросает

Васечкину мяч: «Держи! Тебе подарок! Смотри, не потеряй! Помнишь, как ты потерял мой ножик?». Вася обращается к бабушке: «Бабуль, при­нимай гостей, а я пока с Сашкой поговорю». Снова звонят. Бабушка от­крывает дверь. Вламывается толпа одноклассников. Оттеснив бабушку в глубину коридора, они хором кричат: «Поздравляем!». Васечкин подхо­дит к друзьям, берет подарок в красивой упаковке, бросает его на стул и говорит гостям: «Проходите в комнату, пальто снимайте!». Обращаясь к бабушке, Вася добавляет: «Все собрались. Можно подавать на стол».

Беседа с учащимися

Классный руководитель предлагает проанализировать увиденную си­туацию, просит найти ошибки, допущенные Васечкиным и его одноклассни­ками. Учащиеся формулируют правила, как принимать гостей, как дарить и принимать подарки, как представлять при знакомстве людей. Записывают их, читают и передают жюри

9. 7 конкурс Игра « Путаница»

Все игроки встают в тесный круг и вытягивают вперед правую ру­ку. По сигналу ведущего каждый находит себе «партнера по рукопожа­тию». Число игроков должно быть четным. Сцепившись правыми рука­ми, все вытягивают вперед левую руку. Снова надо найти «партнера по рукопожатию», но ни в коем случае не того же самого, кому была протя­нута правая рука.

Когда все руки соединились, образовалась путаница, и теперь группе предлагается ее распутать, не разъединяя рук и никому не причи­няя боли. Конечная цель - снова выстроиться в круг. Этой игре можно придать статус теста на групповую сплоченность. Тогда определяется время, которое потребовалось группе на выход из сложной ситуации без потерь, то есть не потеряв никого из группы и никому не причинив боли или неудобства. При словесном общении запрещено произносить грубые слова и окрики, наоборот поощряется употребление вежливых слов и обращений по имени ласково дополнительными 2 баллами.. Игра проходит одновременно для всех трех команд, и возле каждой команды стоит член жюри.. Следует помнить, что количество учащихся в команде должно быть чет­ным и одинаковым.

10 . 8 конкурс. Объясни значение афоризма. ( оценивается ораторское мастерство, верность суждений, полнота, глубина ответов)

1 афоризм:

Хороший вкус, такт и воспитанность связаны между собой куда теснее, чем желательно считать. Такт – это хороший вкус в поведении и манере держать себя, а воспитанность – хороший вкус в беседе и речах .

Французский писатель-моралист 18 века Н. Шамфор

2 афоризм:

Мы родились , чтобы оставить след, Дом или тропинку, Дерево или слово.

Поэт Расул Гамзатов.

3 афоризм:

Человек – каждый из людей, высшее из земных созданий , одаренное разумом, свободной волей и словесной речью.

Из словаря Владимира Даля

11. Жюри подводит итоги соревнования.

12. Ученики из материалов у них имеющихся ( афоризмы, тексты выступлений, тексты стихотворений) выпускают стенгазету для всей школы, которую помещают после классного часа в коридоре школы на стенде.

13. Подведение итогов . Награждение команд по 3 номинациям. 1 – самая красноречивая команда, 2 – самая тактичная и воспитанная команда, 3 – самая сплоченная команда. Команде , набравшей наибольшее количество баллов вручается вымпел победителя.

14. Команде-победителю предоставляется право сказать несколько слов благодарности жюри за их работу, другим командам и членам своей команды.


Приложение



. «Свет в зале уже погас. Идет спектакль...»

МИНИАТЮРА.1

На сцене условно показан зрительный зал театра -стоят два ряда стульев, на них сидят «зрители» (4-6 учащихся). Они внима­тельно «смотрят спектакль». Васечкин, запыхавшись, врывается в зал. На­ходит свой ряд и начинает пробираться между рядами, повернувшись спи-

ной к сидящим. Роняет свое пирожное на колени одного из зрителей. На­конец добирается до своего места и начинает расспрашивать, что уже пока­зали артисты. Немного посмотрел на игру актеров, дожевал свою шоколад­ку, которую до этого он долго и шумно разворачивал, Васечкин зевает и решает вернуться в буфет, приглашает с собой товарища. И вот он в фойе. Женщина роняет носовой платочек. Васечкин как настоящий рыцарь на­клоняется, берет платочек, подает его даме. И слышит в ответ: «Никогда, мальчик, этого не делай». Огорченный Васечкин бредет в буфет.

«В автобусе»

МИНИАТЮРА. 2 На школьной сцене шесть стульев в ряд условно показывают салон полупустого автобуса. В «автобусе» сидит очень ста­рая женщина. Впереди сидит «кондуктор». На остановке в автобус за­прыгивает Васечкин и, держа за руку свою подружку, начинает затаски­вать ее в салон. Оказав таким образом «даме» помощь, он плюхается на сиденье и кричит подруге: «Анька, оплати проезд!». Аня, севшая позади пожилой дремлющей женщины, будит ее и просит передать деньги на

билет. На следующей остановке заходят пассажиры, в основном пожилые люди. Васечкин разговаривает с Аней, делает вид, что не замечает ус­тавших стариков. Аня встает, уступает место старушке, но при этом го­ворит: «Садитесь. Не сидится вам, старикам, дома!».

«Васечкин принимает гостей»

МИНИАТЮРА. 3 На школьной сцене стоит стол с букетом цветов, стулья. В глубине сцены «дверь». У Васечкина день рождения, он рас­ставляет стулья для гостей. Звонят. Васечкин просит свою бабушку от­крыть дверь. Гость кричит с порога: «Здрасьте!» и с расстояния бросает

Васечкину мяч: «Держи! Тебе подарок! Смотри, не потеряй! Помнишь, как ты потерял мой ножик?». Вася обращается к бабушке: «Бабуль, при­нимай гостей, а я пока с Сашкой поговорю». Снова звонят. Бабушка от­крывает дверь. Вламывается толпа одноклассников. Оттеснив бабушку в глубину коридора, они хором кричат: «Поздравляем!». Васечкин подхо­дит к друзьям, берет подарок в красивой упаковке, бросает его на стул и говорит гостям: «Проходите в комнату, пальто снимайте!». Обращаясь к бабушке, Вася добавляет: «Все собрались. Можно подавать на стол».





1 афоризм:

Хороший вкус, такт и воспитанность связаны между собой куда теснее, чем желательно считать. Такт – это хороший вкус в поведении и манере держать себя, а воспитанность – хороший вкус в беседе и речах .

Французский писатель-моралист 18 века Н. Шамфор




2 афоризм:

Мы родились , чтобы оставить след, Дом или тропинку, Дерево или слово.

Поэт Расул Гамзатов.




3 афоризм:

Человек – каждый из людей, высшее из земных созданий , одаренное разумом, свободной волей и словесной речью.

Из словаря Владимира Даля







1

МНЕ СОВСЕМ НЕ БЕЗРАЗЛИЧНО,

что происходит с моим род­ным языком,

А происходят грустные вещи, порой даже страшные: язык засоряется англицизма­ми и американизмами, он обедняется и упрощается. Состояние современного русского языка можно охарактеризовать такими словами Пушкина: «Кругом неве­жества убийственный позор». Я считаю, что для того чтобы сохранить правильным наш красивый русский язык, первое, что надо сделать, это полностью пересмотреть принцип отбора рекламы на телевидении. Ну, не нравится мне, когда с утра до вече­ра с экранов телевизора мне предлагают «оттянуться со вкусом» или «сникерс-нуть». И я уверена, что мое мнение раз­делят многие. «Не тормози — сникерс-ни» — разве это по-русски? К русскому языку здесь можно отнести только части­цу «не». Кто разрешил показ такой рек­ламы? Какие умные дяди и тети? Или деньги затмили разум? А у них самих,

интересно, есть дети? И хотят ли они, что­бы их дети придумывали подобные сло­вечки, чтобы разговаривали с ними на таком языке: «Ну что, предки, кофейнем и бутербнем?»


2

Я с детства воспитана на стихах и сказ­ках Пушкина. Бабушка читала мне книги великого поэта, когда я была совсем ма­ленькой, а потом я стала читать их сама. Я знаю, сколько прекрасных эпитетов находил поэт для любого явления: он употребляет краси­вые словосочетания: «нетерпеливая душа», «прекрасные порывы», «плени­тельное счастье», «лазурные равни­ны», «рассыпанные хаты», «Под голубыми небеса­ми великолепными коврами...»

Вот это — настоящий русский язык, мой род­ной и любимый. А какие самые распро­страненные синонимы сейчас? Или «кру­той» или «клевый». Даже по телевизору постоянно говорят: «это крутой триллер» «это клевая группа». Разве это язык Даля и Пушкина? Обедняется язык—обедняется душа.

Сейчас я изучаю иностранный язык:

поняла, как богат и труден русский язык Я раньше просто об этом не задумывалась Вот, возьмем, например, лошадь. Мы можем назвать ее лошадью, а можем конем

кобылкой, кобыленкой, лошадкой, кони­ком, конищем, пегасом, даже Сивкой-Буркой, в зависимости от того, как мы оцени­ваем ее достоинства, как относимся к ней — с восхищением или иронически, всерьез или шутя. Во французском и анг­лийском столько вариантов просто нет! Я перелистала самые большие словари!

Владимир Даль считал, что культурный человек должен уметь играть в синонимы, он должен знать, когда, например, назвать зеленый побег растением, когда злаком, а когда — травинкой. А у нас даже по те­левидению язык часто упрощают: «Ну, в общем, эта штука...»

3

А какие возможности открывает рус­ский язык в использовании имен собствен­ных! Благодаря тому, что в русском языке существует множество суффиксов, любое имя можно изменять десятки раз. Вот, на­пример, мое имя Даша. Как только не на­зывают меня ласково родители и бабушка с дедушкой: и Дашутка, и Дарена, и Да­шенька, и Даренка, и Дарья, и Дашуня. Возьмем для сравнения женское имя Изабель, очень распространенное во Франции. Я прочитала, что возможен лишь один ва­риант: Иза. Имя Мишель вообще не име­ет вариантов: Мишель и все. Точно так же и мужские английские имена Эл и Дик, не могут меняться. Как скучно! И еще раз убеждаешься, как богат русский язык!

4

В каждом языке существуют послови­цы. В них — народная мудрость, отраже­ние культуры, образа мыслей, характера. Изучая английские и французские посло­вицы и поговорки, я еще раз поняла, на­сколько русские пословицы более точные, лаконичные, образные. Например, кто не знает поговорку: «Скатертью дорога»? Всего два слова, а как точно они выража­ют отношение говорящего к происходя­щему. Смотрим французский вариант: он очень нейтральный и невыразительный:


«Дорога свободна. Я вас не задерживаю», и английский: «Счастливое избавление» или «Никто тебя не держит».


5

Русский язык так богат и красив, и я вовсе не понимаю: зачем говорить на каж­дом углу «о'кей», если есть прекрасное русское слово «хорошо»? Конечно, рус­ский язык — как русский желудок, он пе­реварит все. В монголо-татарское наше­ствие справился с тюркским, в наследие нам остались такие слова, как сундук, башмак, арбуз. Он выдержал и немецкие и голландские заимствования в эпоху цар­ствования Петра Великого. Вы никогда не задумывались, что слова лозунг, шлагба­ум, дуршлаг, рюкзак — это заимствования из немецкого? А уж про французские за­имствования знают даже дети. Слова ви­негрет, кашпо, кашне, портмоне, порт­фель... все это из французского. Эти сло­ва прочно вошли в русский язык, и их уже ничем не заменить.

Но вот читаю я газеты, журналы, смо­трю телевизор и порой не понимаю: вро­де говорят и пишут по-русски, а о чем? Например, в последнее время по телеви­зору постоянно говорят о какой-то экс­традиции политического деятеля, задер­жанного в США. Что такое экстрадиция? Посмотрела я во французско-русском словаре, оказалось «выдача преступника».

Так почему так и не говорить?

6


Еще сто пятьдесят лет тому назад Даль с горечью сетовал на обильное засорение рус­ского языка «чужесловами», т. е. заимство­ваниями из других языков. Он был абсо­лютно убежден, что в богатом русском язы­ке есть возможности выразить любую мысль своими национальными средствами.

А что происходит сейчас? Такого наше­ствия иностранных слов, особенно англий­ских, русский язык может и не выдержать. Сколько уже писали по поводу клиринга и лизинга, мониторинга и шопинга, тайм-шерах и промоушн, роумингов и фейс-контроле, а ничего не меняется. Не верю, что в русском языке нет соответствующих эквивалентов. В конце концов, где мы живем, в России или в Англии? Пусть аме­риканцы и англичане используют русские слова, если это им так нравится!


7

Даже французы, которые имеют во всем мире репутацию легкомысленной нации, очень серьезно относятся к свое­му языку. Я прочитала, что теперь во Франции специально организованный комитет подобрал французские аналоги английских терминов, в частности ком­пьютерных и финансовых, и отныне в го­сударственных документах, по радио и на телевидении, депутатам на заседаниях парламента запрещено использование ан­глийских терминов. Существует список из 2500 слов, которые запрещено произно­сить при публичных выступлениях, вмес­то них нужно пользоваться французски­ми словами-синонимами. Например, вме­сто «е-таИ» следует писать и говорить «электронная почта», вместо «пиара», ко­торый повсеместно используется сейчас и в русском языке, следует употреблять вы­ражение «служба связи с общественнос­тью». Более того, во Франции президент в соответствии с конституцией ежегодно отчитывается о состоянии и развитии французского языка. Проведенные опро­сы подтвердили, что подавляющее боль­шинство французов поддерживает такое решение властей.

8

Мне также не нравится, что русский язык грубеет. Я не понимаю; почему и взрослые и дети сейчас постоянно исполь­зуют такие слова, как «прикол», «при­кинь», «облом», «прикид», выражения «ко­сить от армии», «это меня ломает», а пре­зидент во всеуслышание говорит «мы бу­дем их мочить в сортире». И эти слова по­стоянно встречаются в газетах и журналах, в книгах современных писателей. Как надо не любить свою Родину, чтобы так обра­щаться с родным языком? . Однажды услышала фразу писателя Виктора Ерофеева, который на представле­нии своей новой книги сказал: «Через де­сять лет мы все поголовно будем говорить на мате. Просто перестанем его замечать». Хочется верить, что этого не произойдет.


9

«на­ехать», «потусоваться», «блин», «баксы»... Подобные слова звучат сегодня с теле­экрана и не режут слух. А откуда все это заимствовано? Да известно, откуда — из воровского жаргона, из языка «крутых».

— Подумаешь! — отмахнется кто-то. — Мало ли как люди выражаются? Русский язык вообще очень богат. Разве те, кто говорит: «мент», стали уголовниками?

Нет, пока еще нет. Но, сами того не подозревая, они уже встали на сторону уголовников. Ведь слово «мент» (как и прочие жаргонные слова)

отнюдь не нейтрально. Оно эмоционально заряжено. В данном случае — презрением и ненавистью. И человек, который его повторяет будет невольно перенимать это отноше ние к милиции. «Мент» — значит враг «Мента» нельзя уважать. А тут вдобавок чуть не все газеты, не жалея черных красок, расписывают блюстителей порядка Человек читает, читает и, убеждаясь в правоте своего отношения к ним, начинает потихоньку оправдывать собственные нарушения закона. Раз те, кто стоит на стра­же закона, не стоят уважения, то зачем уважать их законы? Такая вот убогая пси­хология потихоньку укореняется в обществе.

Язык — это не только слова, не только грамматические конструкции, но и строй мыслей.



1 остров 1

У меня от хамства нет защиты.

И на этот раз оно сильней.

Звонкие хрусталики разбиты

— Позывные доброты моей.

Только слышно, как в душе играет

На старинной скрипочке печаль,

И слова для мести выбирает,

Что забыты были невзначай.

Ну а хамство руки потирает,

Все ему пока что сходит с рук.

Сколько мир от этого теряет?!

Только нам сплотиться недосуг.

У меня от хамства нет защиты.

Как обидно, что в душе моей

Звонкие хрусталики разбиты,

А ведь я берег их для людей,

А. Дементьев



2остров 1

О скверном и святом.

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире слово самое простое

И самое возвышенное — Мать!

Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным-давно.

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено?

Тот пращур был и темный, и дурной,

И вряд ли даже ведал, что творил,

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной.

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

И все же трудно попросту понять

Что слово «мат» идет от слова «мать»,

Сквернейшее от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Ну как позволить, чтобы год за годом

Так оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь, как хотите.

Но не теряйте звания людей.

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей!

Э. Асадов




3 остров 1


Нежные слова

То ли мы сердцами остываем,

То ль забита прозой голова,

Только мы все реже вспоминаем

Светлые и нежные слова.

Словно в эру плазмы и нейтронов,

В гордый век космических ворот

Нежные слова, как граммофоны,

Отжили и списаны в расход.

Только мы здесь, видимо, слукавили

Или что-то около того:

Вот слова же бранные оставили,

Сберегли ведь все до одного!

Впрочем, сколько человек ни бегает

Средь житейских бурь и суеты,

Только сердце все равно потребует

Рано или поздно красоты.

Не зазря ж оно ему дается,

Как ты ни толкай его во мглу,

А оно возьмет и повернется

Вновь, как компас, к ласке и теплу.

Говорят, любовь немногословна

Пострадай, подумай, раскуси...

Это все, по-моему, условно,

Мы же люди, мы не караси.

И не очень это справедливо —

Верить в молчаливую любовь,

Разве молча мы всегда правдивы?

Лгут ведь часто и без лишних слов!

Чувства могут при словах отсутствовать,

Может быть и все наоборот.

Ну а если говорить и чувствовать?

Разве плохо говорить и чувствовать?

Разве сердце этого не ждет?

Что для нас лимон без аромата?

Витамин, не более того.

Что такое небо без заката?

Что без песни птица? Ничего!

Пусть слова сверкают золотинками,

И не год, не два, а целый век!

Человек не может жить инстинктами,

Человек — на то и человек!

И уж коль действительно хотите,

Чтоб звенела счастьем голова,

Ничего-то в сердце не таите,

Говорите, люди, говорите

Самые хорошие слова! Э.Асадов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!