СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА ЭТАПЕ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ( ЛИТЕРАТУРА,2-й курс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ  ПОДХОД

НА ЭТАПЕ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

 ( ЛИТЕРАТУРА,2-й курс)

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА ЭТАПЕ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ( ЛИТЕРАТУРА,2-й курс)»

Министерство образования и науки РК

БПОУ РК «Политехнический техникум»


«Утверждаю»_____ «Утверждаю»____ «Согласовано»____

Директор «ПТ» зам по УР председатель М\К

Харкебенов А.Б. Бурулова О.Г. гуманитарных дисциплин

Каширская Т.Н.


Методическая разработка




ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД

НА ЭТАПЕ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ


( ЛИТЕРАТУРА,2-й курс)



ПОДГОТОВИЛА


Каширская Т.Н,

Преподаватель русского языка и литературы



















2017 г.






 Учебный процесс является целостной системой, в которой все составляющие её компоненты тесно взаимосвязаны. Контроль, являясь важной составной частью процесса обучения, выполняет важнейшие функции: обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую и ориентирующую. Согласно этому выделяют следующие цели контроля:

  • диагностирование и корректирование знаний и умений

  • учет результативности отдельного этапа процесса обучения

  • определение итоговых результатов обучения на разном уровне

В методической литературе принято считать, что контроль знаний, умений и навыков является так называемой "обратной связью" между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету.

При зачётной системе контроля поурочный контроль уступает место серии последовательных зачетов, которые дают возможность проверить знания по целому разделу программы в тот момент, когда изучение его завершено, а следовательно для обучающихся становятся видимыми и осознанными внутренние связи изученного (черты сходства и различия явлений, причинно-следственные связи, развитие процессов, основные понятия и идеи). Таким образом, создаются благоприятные условия для проверки умений обучающихся обобщать знания по материалу целого раздела, умений актуализировать необходимые сведения. Тематический контроль обеспечивает одновременно и систематичность проверки, что так же способствует повышению объективности оценок.

Введение зачётной системы требует от преподавателя более серьёзного, творческого отношения к проверке и оцениванию знаний студентов. Необходима разработка системы письменных и устных заданий разного уровня сложности (в том числе и творческого характера) в соответствии с принципом индивидуализации и дифференциации обучения, призванного разрешить одно из противоречий традиционной школы: между групповой формой обучения – с одной стороны, и индивидуальным характером усвоения знаний – с другой.

Это означает, что по отношению к отдельным студентам содержание проверки необходимо индивидуализировать с учётом текущей успеваемости и познавательных возможностей. Необходимо использовать вопросы и задания разных типов, чтобы, с одной стороны, оптимально выявить уровень овладения материалом зачётного раздела (усвоение теории, фактов, приобретение необходимых умений и навыков), с другой стороны – стимулировать учащихся к самостоятельному выбору наиболее значимых для них способов проработки учебного материала (словесного, письменного, графического, с использованием ИКТ и пр.).

Например, для зачёта по литературе в устной форме («Проза 20-х годов ХХ века», 2-й курс) предлагаются вопросы и список рекомендуемой литературы. Зачёт проводится в этом случае в форме собеседования. Вместо традиционных билетов (содержание которых определяет преподаватель) студенту предоставляется право самому выбрать по 1 – 2 вопроса из каждого раздела «Дифференцированных вопросов и заданий» (приложение 1), при необходимости учитель сможет задать дополнительные вопросы.

Вопросы и задания сгруппированы по разделам согласно принципу дифференциации: по содержанию, уровню сложности, способам выполнения заданий: репродуктивный характер вопросов в разделе I и проблемный – в разделах II, III.

Приложение 1


Дифференцированные вопросы и задания *

к зачёту «Проза 20-х годов XX века»

/2- курс/



I


  1. По каким направлениям развивался литературный процесс после 1917 года? Литературно-художественные организации, объединения писателей.

  2. Многообразие литературных направлений эпохи 20-30 годов, их сосуществование и взаимодействие.

  3. Отличие «нового» реализма от реализма предшествующей эпохи.

  4. Можно ли прозу 20-х годов считать носительницей традиционных моральных ценностей и одновременно преходящих антиценностей?

  5. Концепция личности и коллектива в литературе 20-х годов.

  6. Традиции и новаторство в изображении Гражданской войны в прозе 20-х годов: восприятие событий прозаиками старшего и нового поколения.


II


  1. Судьба народа и страны в повести И.С.Шмелёва «Солнце мёртвых». Почему писатель назвал своё произведение эпопеей?

  2. Человек и революционная действительность в романе А.Фадеева «Разгром». Как реализуется в романе авторская идея «переделки людей» в революции»?

  3. Нравственные проблемы в романе А.Фадеева «Разгром». Образ Левинсона: служение идее или человеку? Какова позиция автора?

  4. Своеобразие трактовки Гражданской войны в цикле рассказов И.Бабеля «Конармия». Автор и повествователь: сходство и различие?

  5. «Интеллигенция и революция» в романе А.Фадеева и новеллах И.Бабеля.

  6. Причины обращения Е.Замятина к жанру антиутопии в 20-е годы? Сущность и характер центрального конфликта в романе «Мы».

  7. Сатирическое изображение эпохи в произведениях М.М.Зощенко. Герои, проблематика рассказов, особенности стиля писателя.


III


    1. Какую роль в эпопее «Солнце мёртвых играет приём контраста в изображении природы? Проанализируйте соответствующие страницы произведения и определите особенности таланта И.Шмелёва-художника.

    2. Проанализируйте последнюю сцену романа А.Фадеева «Разгром»: предательство Мечика и гибель Морозки. Смысл противопоставления героев?

    3. Как решается проблема гуманизма в романе А.Фадеева «Разгром»? Проанализируйте эпизоды: в корейской фанзе, смерть Фролова (гл.2), определите авторскую позицию.

    4. Конармия» И.Бабеля как «летопись будничных злодеяний». Анализ 1-2 новелл.

    5. Трагедия личности в романе Е.Замятина «Мы»: внутренние монологи героя.


* Вопросы предназначены для собеседования: по 1-2 вопроса из каждого раздела – по выбору.

Для зачёта в письменной форме предлагаются те же вопросы с рекомендуемой литературой и примерными темами сочинений, карточки заданий. Ученик освещает письменно ряд вопросов (по согласованию с учителем) или работает с карточкой-заданием (приложение 2) – по выбору.

Приложение 2

Индивидуальная карточка-задание*

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните предложенные задания.


Много невероятного мне приходилось читать и слышать о тех временах, когда люди жили ещё в свободном, т.е. неорганизованном, диком состоянии. Но самым невероятным мне всегда казалось именно это: как тогдашняя – пусть даже самая зачаточная государственная власть, могла допустить, что люди жили без всякого подобия нашей Скрижали, без обязательных прогулок, без точного урегулирования сроков еды, вставали и ложились спать, когда им взбредёт в голову; некоторые историки говорят даже, будто в те времена на улицах всю ночь горели огни, всю ночь по улицам ходили и ездили.

Вот этого я никак не могу осмыслить. Ведь как бы ни был ограничен их разум, но всё-таки должны же они были понимать, что такая жизнь была самым настоящим поголовным убийством – только медленным, изо дня в день …

…Единая Государственная Наука утверждает, что жизнь древних была именно такова, а Единая Государственная Наука ошибаться не может. Да и откуда тогда было бы взяться государственной логике, когда люди жили в состоянии свободы, т.е. зверей, обезьян, стада. Чего можно требовать от них, если даже и в наше время – откуда-то со дна, из мохнатых глубин – ещё изредка слышно обезьянье эхо.

К счастью, только изредка. К счастью, это только мелкие аварии деталей: их легко ремонтировать, не останавливая вечного, великого хода всей Машины. И для того, чтобы выкинуть вон погнувшийся болт – у нас есть искусная, тяжкая рука Благодетеля, у нас есть опытный глаз Хранителей… (Е.И.Замятин)

  1. Определите жанр романа Е.Замятина «Мы».

  2. Какие мысли и чувства автора отражены в данном фрагменте? Способы выражения

авторской позиции?

  1. Каким понятием в Едином Государстве заменено понятие «человек»?

  2. Из абзаца 1 выпишите определения, с помощью которых повествователь поясняет суть «свободного состояния», противопоставленного идеальной несвободе жителей Единого Государства.

  3. В чём значение предостережений Е.Замятина для нашего времени?

  4. Предложите свой вопрос по данному произведению.


* Дайте полный ответ в объёме 8 — 10 предложений на два вопроса (по выбору), опираясь на конкретный литературный материал (задания 1, 4 предполагают краткий ответ). Задание выполняется в письменной форме.



Одной из форм зачёта является так же тестирование, актуальное в целях подготовки к ЕГЭ по литературе. Тестовые задания, разработанные по методу профессора В.Беспалько [1], являются разноуровневыми: I уровень – репродуктивный, II уровень – репродуктивно-поисковый , III уровень – творческий (примеры разноуровневых тестовых заданий можно найти по указанной ссылке [2])Тестирование в рамках зачёта выполняет не только контролирующую функцию, творческие задания в рамках теста нацелены на формирование читательских интересов, познавательной активности, способствуют творческой реализации личности.

Система контроля внутри каждого блока предполагает не только вариативность выполнения контрольных и проверочных работ, но и индивидуальные задания в различных видах деятельности (творческие мастерские, семинары, мини-проекты, практикумы исследовательского характера и пр.). Такой подход позволяет акцентировать личностно-ориентированный, развивающий характер обучения.

На основе вышеизложенного материала можно сделать следующее заключение. Тематический контроль как разновидность периодического контроля представляет собой качественно новую систему проверки и оценки знаний, тесно связанную с проблемным обучением, с технологией сотрудничества.

Система зачётов в дополнении к системе оценки знаний, умений, навыков, принятых в технологии сотрудничества, позволяет систематически отслеживать темп продвижения каждого ученика. При индивидуально-дифференцированном подходе в обучении сам учащийся получает возможность более свободно планировать свою деятельность, имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования: смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов.

Индивидуально дифференцированный подход в процессе обучения и на этапе контроля способствует формированию у учащихся системы научных знаний, развитию творческих способностей, освоению различных способов деятельности на основе актуализации их субъективного опыта, создаёт условия для проявления индивидуальности, неповторимости в самореализации



Литература и ссылки

  1. Тестовые задания для школьников и абитуриентов (под ред. Селезневой Н.А., Беспалько В.П. , 2012

  2. Шатунова Л.Г. Разноуровневые тестовые задания.11 класс.

2012

  1. Шатунова Л.Г. Структура и содержание зачётного материала по литературе (11класс): теория и практика. // Доклады XII Всероссийского интернет-педсовета., вып.20. – М: Образ-Центр, 2011


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!