СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом методическом пособии даётся практический материал для занятий по гимнастике со старшеклассниками. Оно может быть полезным для учителей физической культуры в организации спортивных праздников и школьных мероприятий. Уроки с построением пирамид проходят очень эмоционально. Пирамиды способствуют развитию координации движений, воспитанию внимания, самообладания, смелости, решительности, ориентировки в пространстве, чувства равновесия и балансировки, а также учат страховке и самостраховке. Из предлагаемого материала можно составить целую программу показательной и массовой части как урока, так и вечера, праздника. Отдельные пирамиды лучше смотрятся, если они выполняются под музыкальное сопровождение. Упражнения расположены в порядке усложнения для юношей и девушек, в каждом разделе в порядке нарастающего количества участников

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»







МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ

УРОКОВ ГИМНАСТИКИ ПО ТЕМЕ:













АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В РАВНОВЕСИИ

И БАЛАНСИРОВАНИИ НА УРОКАХ ГИМНАСТИКИ В ШКОЛЕ











(Занятий в неделю: 2 часа на уроках гимнастики во 2 четверти)














Составил учитель физической культуры

МОУ СОШ № 60 города Ярославля

Мусакин Олег Валентинович






СОДЕРЖАНИЕ:


  1. Введение

  2. Анатомо-физиологические и психологические особенности школьников (15-17 лет)

  3. Упражнения в равновесии

3.1.Упражнения на месте

3.2.Равновесие в смешанной опоре

3.3.Равновесие в движении

3.4.Методические указания

  1. Акробатические упражнения

4.1.Статические упражнения

4.2.Динамические упражнения

  1. Парные упражнения

5.1.Виды хватов

5.2.Составные части пирамид

5.3.Акробатические упражнения в парах

  1. Акробатические упражнения в тройках

  2. Групповые упражнения

8 Пирамиды (упражнения в балансировании)

8.1. Для девочек

8.2. Для мальчиков

8.3. Для смешанных групп

9 Сравнительная таблица медицинских и физических показаний

10 Выводы

11 Литература

1. Введение


В этом методическом пособии даётся практический материал для занятий по гимнастике со старшеклассниками. Оно может быть полезным для учителей физической культуры в организации спортивных праздников и школьных мероприятий. Уроки с построением пирамид проходят очень эмоционально. Пирамиды способствуют развитию координации движений, воспитанию внимания, самообладания, смелости, решительности, ориентировки в пространстве, чувства равновесия и балансировки, а также учат страховке и самостраховке. Из предлагаемого материала можно составить целую программу показательной и массовой части как урока, так и вечера, праздника. Отдельные пирамиды лучше смотрятся, если они выполняются под музыкальное сопровождение. Упражнения расположены в порядке усложнения для юношей и девушек, в каждом разделе в порядке нарастающего количества участников.

Пирамиды распределены по разделам:

  1. Для девочек.

  2. Для мальчиков.

  3. Для смешанных групп.

Для занятий не требуется много места и инвентаря. Основной инвентарь – гимнастические маты, которые обеспечивают безопасность во время занятий.


2. Анатомо–физиологические и психологические особенности школьников

9 – 11 классов.

Анатомо-физиологические и психологические особенности, отличающие школьников разного возраста, оказывают существенное влияние на организацию учебного процесса, методику обучения двигательным действиям.

В 15-17 лет практически завершается морфо–функциональное созревание организма, но продолжается развитие костно–мышечного и связочного аппарата. Отвердение костей ног, рук, позвоночника ещё не закончено, поэтому следует избегать чрезмерных нагрузок. У старшеклассников ещё не закончено развитие нервной регуляции работы сердца.

Для девушек этого возраста характерно увеличение массы тела. Этим обусловлено падение у девушек относительной силы, в результате чего им труднее, чем юношам, справляться с упражнениями, выполнение которых требует преодоления собственного веса (сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, прыжки, бег, поднимание ног и др.) Обязательными для девушек являются упражнения на мышцы спины, живота, малого таза, но с умеренной интенсивностью. Они должны остерегаться упражнений, сопровождающихся сотрясением внутренних органов, а также вызывающих увеличение внутрибрюшного давления (прыжков в глубину, поднимания и переноски тяжестей).

У юношей и девушек к этому времени уже сформирована способность понимать структуру двигательных действий, выполнять их только по словесным описаниям. Способность учеников анализировать причины и неудачи при выполнении упражнений служит предпосылкой того, чтобы дать им большую самостоятельность на уроках. Причина некоторой неловкости, которая наблюдается у отдельных школьников при выполнении сложных по координации упражнений, заключается в наблюдаемом в этом возрасте преобладании процессов возбуждения над процессами торможения. Ослабить это явление можно, систематически выполняя упражнения для развития точности движений в пространстве, времени и по степени мышечных усилий (Например: быстрая постановка рук в заранее определенное положение: точно вверх, точно в стороны, вниз – в стороны, бег по разметкам, жонглирование мячом и др.), упражнения на согласование движений рук и ног.

Особенно благоприятные возможности в старшем школьном возрасте создаются для развития выносливости к динамической работе и для развития силовых качеств.

3. Упражнение в равновесии

Умение сохранять равновесие и балансировку тела весьма важно в жизненной практике. Любое движение человека вызывает смещение общего центра тяжести тела: чтобы при этом сохранить равновесие, необходима определенная работа мышц. Работа нервно-мышечного аппарата позволяет удержать тело в равновесии и балансировке, возникает непроизвольно (рефлекторно). Тем не менее, чтобы сохранить равновесие при выполнении целого ряда сложных движений и положений, связанных с уменьшением и повышением площади опоры, непривычностью позы, быстротой движений при сменяемом положении, нужен специальный навык. При исполнении этих упражнений ясно ощущается перемещение центра тяжести тела, благодаря чему движения, способствующие развитию умения сохранять равновесие и балансировку, выделяются в сознании более отчетливо.

Таким образом, овладение равновесием и балансировкой заключается в воспитании специальных умений и формировании навыков, позволяющих сознательно управлять своим телом. Упражнения такого характера содействуют развитию главным образом вестибулярного, зрительного и двигательного аппаратов. В результате многократного исполнения движений формируется устойчивый навык.


3.1. Упражнения в равновесии на месте

Равновесие с опорой на ноги.

1. Упражнения на полу.

  1. И.П. – О.С. Смыкать и размыкать стопы.

  2. Стойка, стопы на одной линии.

  3. Подниматься на носки с разомкнутыми и сомкнутыми стопами.

  4. В стойке на носках повороты головы.

  5. Стойка на пятках (на одной пятке).

  6. Движение руками или одной ногой в указанных выше стойках.

  7. Стоя на одной ноге, наклонять туловище и поднимать свободную ногу в противоположную сторону (равновесие на одной ноге) и в этом положении делать различные движения ногой и руками.

Пример:

  • Ногу вперед, назад, в сторону (меняя опору).

  • Руки вверх, вперед, в стороны.

  1. Приседать и вставать на двух (одной) ногах.

  2. Повороты в стойке на одной ноге со взмахами рук.

  3. Повороты в положении равновесия на одной ноге.

  4. Перешагивание через палку, находящуюся в руках горизонтально внизу, или через свои руки, соединенные в кистях.

  5. Различные повороты на 90; 180; 270; 360 градусов с остановкой в стойке на ногах.


2. Упражнения на повышенной опоре.

Большинство упражнений в равновесии на полу можно выполнять и на повышенной опоре.

  1. Поднять предмет (груз) и положить обратно.

  2. Повороты прыжками.

  3. Двое, стоя лицом друг к другу и взявшись за кисти рук, приседают на двух ногах или одной ноге (нога опускается прямая вниз вертикально).

  4. Броски и ловля мяча (двумя руками, одной поочередно из рук в руку).

  5. Прыжки на одной и двух ногах без поворота (с поворотом).

  6. Опуститься на колено и встать, не опираясь руками.

3.2. Равновесие в смешанной опоре.

1. Упражнения на полу.

  1. Из упора стоя на коленях, поднимая левую ногу назад и левую руку вверх, повернуть туловище кверху за рукой (тоже в другую сторону).

  2. Сесть и встать, руки вверху, в стороны (без опоры на руки).

  3. Сесть со скрещенными ногами (колени врозь) и встать без помощи рук.

  4. Упор присев на одной ноге, другую вперед, затем встать (тоже с другой ноги: можно без опоры руками об пол).

  5. В упоре лежа боком (опора одной рукой) движения свободной рукой и ногой.


2. Упражнения на повышенной опоре.

  1. Из строевой стойки перейти в упор на коленях, упор верхом, в сед на одно бедро и обратно.

  2. В сед на одно бедро поперек, руки в стороны: поворотом кругом или перемах через снаряд в сед на другом бедре.

  3. Сесть без помощи рук и встать, зацепившись носком другой ноги за снаряд снизу.

  4. Лечь на спину без помощи рук: исполнить предыдущее упражнение (сесть) и, продолжая сохранять зацеп ногой, медленно лечь.

  5. Прийти в упор и встать двумя способами: прийти в упор верхом и сделать перемах ногой назад в упор, или опуститься в сед на одно бедро и повернуться в упор.

  6. Стоя в упоре на коленях, сделать движение разноименной рукой и ногой (упражнение можно выполнять продольно и поперек).

  7. Из упора сзади или упора сидя (поперек) поднимать ноги вверх.

  8. В упоре присев (продольно) одна нога в сторону на носок, прыжками менять положение ног или выполнять поворотом.

  9. В сед верхом продольно, руки в стороны, последовательные перемахи ногами вперед и назад.

  10. Из упора – махом назад вскок согнув ноги, встать.

  11. Из положения лежа на спине (продольно), хватом руками за бревно над головой, поднимать ноги на себя до касания бревна носками за головой.


3.3. Равновесие в движении.

Эти упражнения выполняются на повышенной опоре.

1. Свободное передвижение.

  1. Ходьба вперед, назад, боком с различными положениями рук.

  2. Бег вперед или спиной вперед.

  3. Передвижение: на четвереньках, в приседе руки в стороны или за головой.

  4. Вскок на снаряд с разбега.

  5. Передвижение прыжками на одной или двух ногах.

  6. Ходьба с закрытыми глазами.

  7. Ходьба с поворотом головы или туловища (тоже с наклоном).

  8. Ходьба боком вдвоем, втроем взявшись за руки.


2. Передвижение с дополнительными движениями.

  1. Ходьба с различными движениями рук и ног, с хлопками в различном темпе и ритме, с остановками в различных положениях.

  2. Ходьба с движениями палкой или булавой, с бросками мяча вверх, об пол, о снаряд с последующей ловлей.




3. Передвижение с преодолением препятствий.

  1. Перешагивание через расстояние, отмеченное на снаряде, через предметы (кубики, набивные мячи и т.д.).

  2. Преодоление препятствий, наступая на них (кубики, планка, обруч и т.д.).

  3. Ходьба с подлезанием под веревкой, планкой. В зависимости от высоты препятствия передвигаться с наклоном вперед, на четвереньках или в упоре лежа на животе.

  4. Ходьба со сталкиванием ногой предметов, лежащих на снаряде.


4. Передвижение с грузом.

  1. Переноска груза (набивных мячей, мешка с песком) различными способами при ходьбе или беге.

  2. Переноска партнера.


5. Расхождение вдвоем.

  1. При встрече один приходит в положение упора присев, другой через него перешагивает.

  2. При встрече оба выставляют вперед правые ноги вперед - поперек, носками наружу так, чтобы стопы касались одна другой. Взявшись за руки, быстро поворачиваются на правой ноге направо кругом и меняются местами. Этот способ лучше сначала разучить на полу.

3.4. Методические указания


Упражнения в равновесии, способствующие общей подготовке занимающихся, применяются главным образом в основной гимнастике, как с мужскими, так и с женскими группами. В начале их следует выполнять в общем строю на полу. Постепенно площадь опоры уменьшается, упражнение выполняется с сомкнутыми носками, в стойке одна стопа в продолжение другой, в стойке на одной ноге и т.д. В дальнейшем следует усложнять упражнения различными движениями: метанием, ловлей предметов, движениями руками или ногами, с предметами (обруч, гимнастическая палка, булава и др.).

При исполнении упражнений на повышенной опоре трудность упражнений увеличивается. Первое время (пока преодолевается защитный рефлекс) движения выполняются неуверенно, скованно. Поэтому их не следует выполнять сразу на большой высоте. Новое упражнение проделывается на полу, затем на скамейке высотой 20 – 30 см и только после этого на бревне. При изучении не следует спешить. Нужно добиться осмысления в ощущении перемещения общего центра тяжести тела по отношению к опоре. Поэтому в начале упражнение выполняется медленно, с предельной концентрацией внимания на каждом движении. По мере накопления опыта упражнения выполняются с нужной скоростью.

Упражнения в равновесии надо изучать в первой половине основной части урока, не давая в разминке значительного напряжения, вызывающего утомление.

Упражнения, применяемые в основной гимнастике, могут усложняться с помощью методических приемов:

  1. Уменьшение площади опоры с изменением стоек (на носках, на одной ноге и т.д.) и уменьшение ширины поверхности снаряда (скамейка, перевернутая скамейка).

  2. Увеличение высоты опоры.

Высоту снаряда необходимо увеличивать постепенно, одновременно обеспечивая надежную страховку и помощь.

  1. Повышение расположения общего центра тяжести тела по отношению к опоре достигается вставанием на носки, подниманием рук без отягощения и с отягощением (набивной мяч, гантели, гимнастическая палка).

  2. Увеличение подвижности опоры (бревно с одним закрепленным концом и свободно подвешенным другим). Например: один конец бревна закрепить, а второй подвесить, просунув в гимнастическое кольцо.


  1. Придание наклона опорной плоскости. Например: то же, что и в п.4, но один конец на полу.






  1. Преодоление препятствий на пути следования (набивные мячи, диски от штанги, обручи и т.п.). Препятствие преодолевается перешагиванием, прыжками, подлезанием.

  2. Изменение условий, привычных для человека (выполнение упражнений с закрытыми глазами).

8 Изменение привычных условий ориентировки (развешивание флажков, плакатов, а также других цветных предметов; смена местоположения снаряда в зале)

9 Исключение облегчающего движения руками. Ходьба со взмахом рук в стороны, вверх, одну вперёд, а другую назад.

Упражнения в равновесии легче исполнять с балансирующими движениями руками. Исключение их, естественно, повысит трудность упражнений.

Обучать упражнениям в равновесии можно с музыкальным сопровождением. Музыка повышает эмоциональное состояние занимающихся, подчёркивает характер движений и тем самым облегчает их исполнение. С другой стороны, музыка регулирует скорость движений, что затрудняет выполнение. Поэтому музыку следует применять после овладения упражнениями.

Чтобы обеспечить безопасность выполнения упражнений на бревне, следует укладывать маты под бревном и по обе его стороны. По мере передвижения занимающегося по бревну страхующие должны перемещаться рядом с ним.

4. Акробатические упражнения

Акробатические упражнения оказывают разностороннее влияние на организм человека. С их помощью совершенствуется сила, быстрота, точность движений, ориентировка в пространстве, воспитывается тонкое чувство равновесия. Они состоят из вращательных движений, выполняемых во всех трёх плоскостях, и статических положений, исполняемых преимущественно вниз головой, что делает их ценными в совершенствовании функций многих анализаторов и особенно вестибулярного.

Акробатические упражнения являются основным содержанием акробатики и применяются почти во всех видах гимнастики, а также во многих видах спорта.

Акробатические упражнения, выполняемые вдвоём и группами, требуют умения точно согласовывать свои действия с движениями партнёров.

Классификация акробатических упражнений.

Приведённая здесь классификация составлена в рамках упражнений спортивной акробатики. Она отражает принцип построения обязательных и произвольных соревновательных программ.

В каждом виде акробатики имеются три разнохарактерные композиции:

1. В прыжках.

1.1. Гладкая, состоящая из переворотов и сальто без поворотов вокруг продольной оси или с поворотом не более чем на 1800.

1.2.Пируэтная, состоящая из переворотов и сальто с поворотами вокруг продольной оси на 1800 и более.

1.3. Комбинированная, включающая те и другие упражнения.

2. В парах.

2.1. С сило - балансовыми упражнениями.

2.2. С вольтижными упражнениями (с фазой полёта).

2.3. Комбинированная.

3. В группах.

3.1. С пирамидами

3.2. С вольтижными упражнениями.

3.3. Комбинированная.

Кроме указанных упражнений пары и группы включают в свои композиции индивидуальные элементы:

  1. Прыжковые.

  2. Сило-балансовые

  3. На гибкость

  4. Хореографические


СХЕМА


Индивидуальные упражнения

По характеру исполнения индивидуальные упражнения делятся на статические (в балансировании) и динамические (вращательные).


В группу статических упражнений входят:

1. Равновесие на левой и правой ноге.

2. Упоры – стоя, в приседе, лёжа.

3. Стойки – с силой и махом, на кистях, руках, голове, на ногах (в парных и групповых упражнениях).

4. Мосты и шпагаты – в одиночных и смешанных парах.


В группу динамических упражнений входят:

1. Перекаты – в группировке и прогнувшись вперёд и назад, в стороны.

2. Кувырки – вперёд и назад, в группировке и прогнувшись.

3. Перевороты – с фазой полёта и без неё, вперёд и назад, с последовательной опорой вперёд, назад и в стороны, прыжком и с места.

4. Вскоки разгибом – прогнувшись, в полуприседе, без поворота и с поворотом.

5. Колеса – вперёд, в стороны, назад.

6. Курбеты – вращение тела вперёд (с ног на руки) и назад (с рук на ноги), прыжком согнувшись с фазой полёта.

7. Перекидки – вращательное движение тела вперёд или назад прогнувшись через стойку на руках без фазы полёта.

8. Сальто – вперёд и назад, в группировке, согнувшись и перегнувшись, без поворота и с поворотом.


Динамические акробатические упражнения имеют наибольший удельный вес в программах по акробатике. Они являются неотъемлемой частью вольных упражнений спортивной гимнастики. Индивидуальную подготовку проходят все акробаты.

Большинство индивидуальных упражнений выполняются на ковре, а наиболее сложные на гимнастических матах и с использованием специальной дорожки, автокамеры, трамплина, батута, поролоновой ямы, ручных поясов для страховки.


4.1. Статические упражнения

Виды равновесий:


Согнув ногу

Высокое равновесие (тело вертикально): 1 Ногу назад , 2 Ногу вперед

Равновесие (ласточка)

Ногу в сторону (влево вправо поочередно)

Фронтальное равновесие с захватом за подколенный сгиб.

С наклоном к опорной ноге - двумя руками.


Упоры – вертикальное и горизонтальное статическое положение занимающегося с опорой на руки и расположением плеч выше точек опоры.

Упор углом.

Упор на локтях- с опорой животом и бедрами на локти согнутых рук.


Стойки – статическое вертикальное положение, при котором исполнитель находится вверх ногами: на лопатках, голове, предплечьях, руках, руке.

Стойка на лопатках: 1 Ноги врозь. 2 Ноги вперед и назад поочередно правая или левая.

Стойка на лопатках, руки на полу прямые.

Стойка на голове, в этом положении выполнить хлопок в ладоши.

Стойка на руках.

Во всех стойках можно разводить ноги врозь, вперед и назад поочередно.


Мосты – дугообразное, максимально прогнутое положение тела с опорой на руки и на ноги спиной вниз.

Мост.

Мост с опорой на одну ногу.

Мост на коленях.

Мост с опорой на голове и ногах - борцовский. Руки согнуты в локтях и скрещены на груди. Покачивание на голове вперед, назад, влево, вправо.


Шпагаты – сед с предельно разведенными ногами.

Полушпагат.

Шпагат левой (правой).

Прямой шпагат.

В шпагатах разрешается опора на руки.


4.2. Динамические упражнения.


Перекаты – вращательное движение тела с последовательным касанием опоры без переворачивания через голову.

Перекаты в сторону:

  1. Из положения лежа на груди прогнувшись, руки вверх.

  2. Из стойки на коленях в группировке.

  3. Из положения лежа прогнувшись в сочетании с группировкой.

  4. Перекат с поворотом.

  5. Перекат вправо в длину.

Перекаты назад.

Перекаты вперед.

Кувырки – вращательное движение тела через голову вперед или назад с последовательным касанием опоры.

Кувырок из стойки на голове.

Кувырок вперед через стойку на руках.

Кувырок вдвоем.

Переворот – колесо.

Переворот в сторону.

Вскок разгибом (из положения лежа на спине).


5. Парные упражнения.

Для раздела школьной программы нам более подходит левая сторона данной схемы.

К балансовым относятся упражнения, выполняемые без разрыва:

  1. Хвата.

  2. Контакта с партнером.

Прежде чем изучать парные и другие упражнения, нужно овладеть различными хватами, поддержками и способами входов на плечи партнера.


5.1. Виды хватов


Хваты – это соединения рук партнеров для совместного выполнения упражнений.

Различают следующие хваты руками:

1. Каждый из спортсменов одной рукой берёт за запястье другой своей руки хватом сверху, свободной же кистью берёт хватом сверху за свободное запястье руки партнёра; оба партнёра исполняют одноимённый захват за запястье сверху.


2. Глубокий хват – обоюдный хват за лучезапястные суставы (одноимённые или разноимённые руки)


3. Хват пальцами – обоюдный хват согнутыми пальцами.


4. Хват за большие пальцы (одноимёнными руками)


5. Поперечный хват – кисти ладонями друг к другу поперёк (разноимёнными руками)


6. Прямой хват – ладони друг к другу, пальцы в разные стороны, лучезапястные суставы между указательными и средними пальцами (одноимёнными руками)


7. Плечевой хват – нижний (лицом вверх)

захватывает руки верхнего сверху выше

локтевого сустава, верхний берёт за локти

нижнего снизу (разноимёнными руками)





5.2. Составные части пирамид


Большое число реально и теоретически существующих пирамид затрудняет присвоение им конкретных терминов, но состоят они, как правило, из определённых положений и поз или составных частей. Присвоение терминов наиболее повторяющимся в пирамидах составным частям и знание их позволяет правильно и одинаково называть и понимать даже те пирамиды, которые ещё не описаны в терминологии или правилах соревнований.

Акробатические пирамиды в парах и тройках служат, как правило, составными частями для построения более крупных и сложных комбинаций по их структуре и рисунку.









5.3. Акробатические упражнения в парах



Входы на плечи


Вход – это влезание или впрыгивание ногами на плечи нижнего различными способами. Входы составляют значительную часть упражнений в балансировании и построении пирамид.

1. Вход на плечи партнера сбоку. Нижний в полуприседе ноги врозь правую руку сгибает над головой, а левую в сторону (ладонями вверх). Верхний с левой стороны захватывает руки нижнего прямым хватом и ставит левую ногу на его левое бедро (ближе к туловищу). Оттолкнувшись правой ногой от пола и опираясь на руки нижнего, верхний выпрямляет левую ногу, встаёт правой ногой на правое плечо, а левой – на левое (на носки) и соединяет пятки и колени, опираясь голенями о затылок нижнего. В это время нижний разгибает руки и ноги, поочерёдно захватывает ноги верхнего за верхнюю часть голеней пальцами внутрь и разводит локти в стороны. Для начинающих упражнение выполнять с помощью и страховкой третьего лица.


2. Вход на плечи прыжком сзади. Нижний поднимает руки вверх ладонями вверх (кисти над плечами), правую (левую) ногу ставит назад на носок и слегка сгибает обе ноги. Верхний сзади захватывает руки нижнего прямым хватом, правой (левой) ногой опирается о верхнюю часть правой икроножной мышцы нижнего, отталкивается левой ногой от пола, а правой от ноги нижнего и, опираясь на его руки, выходит в упор и встаёт ногами на плечи. Нижний во время прыжка верхнего разгибает руки и ноги и поднимает верхнего на плечи, а затем перехватывает руки.


3.Вход на плечи прыжком спереди. Нижний стоит в затылок верхнему. Верхний прыжком вверх - назад, опираясь на руки нижнего прямым хватом, выходит в упор и встаёт на плечи нижнему, который в момент прыжка ему помогает.



6. Акробатические упражнения в тройках



7. Групповые упражнения


Содержанием спортивной акробатики в женских и мужских группах являются сило-балансовые упражнения (пирамиды) и вольтижные упражнения. К вольтижным групповым упражнениям относятся полёты, курбеты, перевороты, сальто, выполняемые с фазой полёта верхним (но вольтижные упражнения мы рассматривать не будем).


Участники групп выполняют следующие роли:

Нижний (Н) – акробат, находящийся в основании пирамиды.

Средний (С) – акробат, находящийся в пирамиде на нижнем и удерживающий одного или двух вышестоящих партнеров.

Второй средний (2С) – акробат, находящийся в пирамиде на среднем и удерживающий верхнего в стойках, упорах и переходах.

Верхний (В) – акробат, завершающий пирамиду стойками или упорами, поддержками или равновесиями.

Благодаря весовым категориям и ростовым показателям между нижним, средним и верхним (разница в среднем по 5 кг и 4 см между каждым партнером) групповые виды акробатики стали доступными для широкого круга людей различного роста, телосложения и возраста.

Немаловажно и значение групповых видов акробатики в воспитании коллективизма, товарищества, взаимопомощи, взаимовыручки, ибо только при наличии этих качеств группа может рассчитывать на выполнение и завершение пирамид, на достижение высоких результатов в соревнованиях.


8. Пирамиды

(упражнения в балансировании)

Пирамиды – групповое размещение акробатов в виде композиционно оформленной фигуры. Пирамиды разнообразны по количеству исполнителей, композиционному рисунку и сложности. Классификация пирамид идет по количеству партнеров, составляющих основание пирамиды и по положению среднего на них:


Построение пирамиды – поочередные или одновременные входы партнеров и занятие ими предусмотренного положения, включая выполнение верхним стойки, упора, поддержки или равновесия.


Фиксация пирамиды – удерживание завершенной пирамиды в соответствии с требованиями правил соревнований; тройки – четверки человек, четверки и более человек – пяти человек.


Сходы с пирамиды – поочередное или одновременное спрыгивание с пирамиды предусмотренное описанием или правилами соревнований.


Разрушение пирамиды – это не предусмотренное описанием или правилами соревнований спрыгивание партнеров ранее соскока верхнего или изменение направления и техники (например, в сторону или назад вместо схода вперед между руками).


Кроме пирамид одной конфигурации (рисунка) широко применяют пирамиды с парной работой и переходные. Переходные чаще всего применяются в тройках. Когда верхний меняет свое положение со средним, нижним или наоборот.








8.1. Пирамиды для девочек








8.2. Пирамиды для мальчиков







8.3. Пирамиды для смешанных групп





Примечание:

Из акробатических упражнений в парах и тройках, приведенных выше в пункте 5.3. и пункте 6., можно составлять свои акробатические пирамиды.








9. Сравнительная таблица медицинских и физических показателей


Сравнительные таблицы для девочек и мальчиков 10-11 классов составляются

по следующей схеме:

Фамилия, вес, рост, индекс весоростовых показателей, положение в пирамиде

(В – верхний, С – средний, Н - нижний), гибкость (измерение в см), прыжки в длину с места и количество приседаний за 20 секунд (у юношей количество подтягиваний).


Примечание (девочки): верхняя (В) – индекс 250-300, средняя (С) – индекс 300-330, нижняя (Н) – индекс 330 и более; гибкость – наклон вперед из положения стоя на скамейке (от 0 до 5 – плохая, от 6 до 12 – хорошая, 13 и ниже - отличная); индекс равен весу тела, поделённому на рост.


Примечание (мальчики): индекс равен весу, поделенному на рост.

Например: 46/160 = 0,2875 – ноль не пишется и округляется до трех цифр, получается

288 – это индекс. Если вес превышает рост, то пишется четырехзначное число, так как индекс получается более единицы.

Например: 234/204 = 1,1470588, индекс – 1147. Такой индекс может быть у людей с избыточной массой тела (ожирением), чаще всего встречается у борцов сумо.


10. Выводы и рекомендации


Предлагаемые пирамиды для мальчиков, девочек и смешанных групп утверждены Управлением Гимнастики Спорткомитета России по спортивной акробатике. Эти упражнения состоят в удержании и перемещении тела на уменьшенной площади опоры. Они способствуют развитию координации движений, воспитанию внимания, самообладания, смелости, решительности, ловкости, силы, выносливости, чувства взаимопомощи, учат страховке и самостраховке, ориентированию в пространстве. Тонкие и точные движения развивают мышечное чувство. Смелость движений, слаженность и динамичность действий участников подчеркивают зрелищность этих упражнений.

Пирамидковые упражнения и пирамиды – это комплекс простейших акробатических и гимнастических упражнений, выполняемых несколькими участниками. Пирамидковые упражнения для школьников подбираются в зависимости от их подготовленности, возраста и физических данных.

Детям младшего и среднего школьного возраста доступны легкие, простые по технике исполнения пирамиды. Следует избегать соскоков с большой высоты, упражнений с натуживанием при поддержке партнеров. С юношами старшего возраста можно выполнять более сложные и высокие композиции. В работе с детьми следует уделять особое внимание технике безопасности при выполнении упражнений. Гимнастические маты желательно располагать в виде ковра, избегая расхождения матов во время стыковки, и не допускать нахлеста. Большие пирамиды следует строить в центре коврового покрытия, маленькие – по краям.

При разучивании упражнений с построением пирамид необходимо придерживаться следующих рекомендаций по методике. Сначала нужно произвести расчет от середины к флангам. Например: строится пирамида из 5 человек. Участник, стоящий в середине пятерки, будет считаться 1 номером, слева и справа от него – 2 номером, а крайние – 3. При определении номера и места учитывается физическая подготовка и индивидуальные особенности ребенка. Для этого необходимо вычислить весоростовой индекс.

Разучивание пирамид обычно начинается с показа рисунков или схем, чтобы создать общее впечатление от пирамиды или упражнения. Можно продемонстрировать пирамиду с помощью экспериментальной группы детей. Для лучшего запоминания содержания и последовательности упражнений можно придумать на начальном этапе обучения условные названия, отражающие форму упражнения. Например: «домик», «самолет», «мостик», «волна» и т.д.


Пирамиды могут выполняться без предметов и с предметами (флажками, шестами, гимнастическими палками, лентами и т.д.), а также могут быть использованы скамейки, стулья - для создания и придания пирамиде оригинальной формы. Если пирамида проходит отдельным номером в выступлении, то необходимо тщательно продумать подход, разрушение и отход.


Успешное выполнение пирамидковых упражнений во многом зависит от удачного подбора музыкального сопровождения. Оно подбирается обычно в соответствии с темпом, содержанием и характером выступления, а также ритмом гимнастических упражнений и построений. Музыка должна быть бодрой и жизнерадостной. Чем раньше дети начнут выполнять упражнения под музыку, тем быстрее она становится для них понятной, привычной и точно соответствует выполняемым упражнениям. Не следует подбирать для пятиминутного выступления 5-7 разных мелодий. Это может снизить эмоциональную окраску выступления, не всегда построение пирамиды может получиться с первого раза. Лучше подобрать фрагменты из популярных мелодий, которые знакомы им и ими любимы. Имеет смысл здесь и законченный музыкальный рисунок. Удачно подобранное музыкальное сопровождение помогает детям продолжительно и более продуктивно работать и во время репетиции, и особенно во время выступления.


Эффект выступления во многом зависит и от формы и цвета костюмов. На темном фоне хорошо выделяются светлые костюмы, а на светлом - темные.


Таким образом, подводя итог вышесказанному, хочется заметить, что упражнения в равновесии и балансировании с построением пирамид могут с успехом использовать в своей работе, как учителя физической культуры, так и организаторы внеклассной работы с детьми при подготовке спортивно-массовых мероприятий, концертов, школьных или лагерных праздников.




11. Литература



  1. Васютин Н.А. Физкультурные праздники школьников. – М.: Детгиз, 1953.

  2. Гузов Н.Н., Узоры на стадионе. – М.: ФиС, 1987.

  3. Залетаев И.П., Шеянов В.П., Загорский Б.И. и др. Физическая культура: Учебник для профтехобразования. – М.: Высшая школа, 1984.

  4. Качашкин В.М. методика физического воспитания. – М.: Просвещение, 1972.

  5. Коркин В.П., Аракчеев В.И. Акробатика: Каноны терминологии. – М.: ФиС, 1989.

  6. Коркин В.П. Акробатические пирамиды. III юношеский разряд. – Физкультура в школе, 1985, № 6, С.48-53.

  7. Коркин В.П. Акробатика. Классификационная программа для III юношеского разряда. – Физкультура в школе, 1989, № 12, С.40-46.

  8. Мейксон Г.Б., Шаулин В.Н., Шаулина Е.Б. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре. – М.: Просвещение, 1986.

  9. Гимнастика. Под общей редакцией Орлова Л.П. – М.: ФиС, 1958.

  10. Соломянская Л.Л., Глязер С.В. Игры молодежи. – М.: Советская Россия, 1981.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!