СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Прямая и окружность" 6 класс,УМК "Сферы" Е. А .Бунимовичч

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока "Прямая и окружность" 6 класс УМК "Сферы" Е. А. Бунимович.Методическая разработка урока "Прямая и окружность" 6 класс УМК "Сферы" Е. А. Бунимович.Методическая разработка урока "Прямая и окружность" 6 класс УМК "Сферы" Е. А. Бунимович.Методическая разработка урока "Прямая и окружность" 6 класс УМК "Сферы" Е. А. Бунимович.Методическая разработка урока "Прямая и окружность" 6 класс УМК "Сферы" Е. А. Бунимович.Методическая разработка урока "Прямая и окружность" 6 класс УМК "Сферы" Е. А. Бунимович.Методическая разработка урока "Прямая и окружность" 6 класс УМК "Сферы" Е. А. Бунимович.Методическая разработка урока "Прямая и окружность" 6 класс УМК "Сферы" Е. А. Бунимович.Методическая разработка урока "Прямая и окружность" 6 класс УМК "Сферы" Е. А. Бунимович.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Прямая и окружность" 6 класс,УМК "Сферы" Е. А .Бунимовичч»





















ПРЯМАЯ И ОКРУЖНОСТЬ


Методическая разработка урока

6 класс, математика

УМК « СФЕРЫ» Е. А. Бунимович, Г. В. Дорофеев и др.
































Тип урока: Усвоение учащимися новых знаний


Технологии: Урок — лаборатория, информационные технологии.

.

Цели урока: Предметные:

1. Исследовать взаимное расположение прямой и окружности.

2.Ввести понятие касательной к окружности.

3.Рассмотреть задачу на построение касательной к окружности.


Метапредметные:

1.Создание условий для анализа, обобщения результатов исследования.

2.Развитие умения выделять существенные признаки для решения учебных задач.


Личностные:

Формирование умения оценивать себя, работать в паре.

.

Метод: Исследовательский.


Формы познавательной деятельности: Работа в парах.


Оборудование: Проектор, электронное приложение к учебнику, тетрадь -

тренажер (УМК «Сферы»), раздаточный, материал (модель

окружности из бумаги, лист наблюдений.

Структура урока:


  • Организационный момент


  • Актуализация опорных знаний и их коррекция


  • Изучение нового материала и способов действий


  • Первичная проверка понимания изученного


  • Самостоятельная работа


  • Подведение итогов


  • Информация о домашнем задании


  • Рефлексия.










Ход урока.


1 этап.

Сегодня мы проведем урок геометрии. Это будет не обычный урок, а урок-лаборатория. Работать вы будете в парах, заниматься самопроверкой и взаимопроверкой. Вы будете учиться наблюдать и делать выводы. А начну я с шутливого стихотворения.

Кто ничего не замечает,

Тот ничего не изучает.

Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает.

Роберт Сеф

2 этап

Выполните тест. Ответы запишите в тетрадь.

1.Сколько общих точек могут иметь две прямые?

  1. А бесконечно много, Б 1 или 2, В 2 или 0, Г 0 или1.


2. С помощью каких инструментов строят перпендикулярные прямые?

А линейка, Б прямоугольный треугольник, В транспортир.

3.Чему равен радиус окружности, если ее диаметр равен 36см? А 72см, Б 18см, В 9см, Г 36 см.


4. Чему равно расстояние от точки А до прямой р?

А


5 3 4


р

С М К


А 5см, Б 3см, В 4см, Г 5,5см.


5.Расстояние от центра окружности, радиус которой равен 10см, до любой ее точки равно:

А 5см, Б 10см, В 20см, Г 1дм.


6.Прямая а не пересекает окружность. Расстояние от центра окружности до прямой а

А равно радиусу, Б меньше радиуса, В больше радиуса.

Ответы к тесту записаны на доске и прикрыты, причем в ответах преднамеренно содержится ошибка.



3 этап

Мы вспомнили, как располагаются 2 прямые на плоскости. А теперь давайте рассмотрим взаимное расположение прямой и окружности.


Запишите тему урока « ПРЯМАЯ И ОКРУЖНОСТЬ»


Работаем в парах.

Возьмите заготовленные вами модели окружности, карандаш, который будет служить моделью прямой, и, прикладывая карандаш к окружности, рассмотрите все возможные случаи их расположения.

Сколько общих точек могут иметь прямая и окружность?

Сколько возможных вариантов вы заметили?

Теперь результаты своих исследований зарисуйте в листах наблюдений, которые лежат у вас на партах ( см приложение).

Выполните задания в 1 строке. Ответьте на вопросы во2-ой и 3-ей строчках.

Прочтите, что у вас получилось.

Итак, сколько общих точек могут иметь прямая и окружность?

Ответ: 1, 2, ни одной.

Отчего это зависит?

Ответ: от расстояния между прямой и центром окружности.

Проведите соответствующие отрезки.

В каком случае прямая не имеет общих точек с окружностью? Имеет одну точку? Две?

Ответ: прямая не имеет общих точек с окружностью, если расстояние от нее до центра окружности больше радиуса. Имеет одну точку, если расстояние равно радиусу и имеет две точки, если расстояние меньше радиуса.

Прошу вас заполнить 4- ую строку. Прочтите, что вы записали.

Ответ:секущая, не пересекающая и касательная.

Итак, с какими новыми терминами вы познакомились?

Что вы сегодня запишите в ваши словарики? Что же мы назовем касательной к окружности?

Ответ: прямая, которая имеет с окружностью одну общую точку, называется касательной к этой окружности.


Включается проектор, и ученики смотрят флешь— демонстрацию «Взаимное расположение прямой и окружности» к пункту 17 учебника.


4 этап.

Отработаем определение касательной к окружности.

Задача №273.

По готовому чертежу рис.5.3 учебника определите, какая из 4 параллельных прямых является касательной к окружности?







a


b

c

d




Ответ: прямая b является касательной, так как она имеет с окружностью одну общую точку.

А теперь решите задачу из учебника № 275.

В таблице даны радиус окружности и расстояние от центра этой окружности до некоторой прямой. Что можно сказать о взаимном расположении прямой и окружности в каждом случае? Проверьте себя, выполнив построения.

Условие задачи в виде таблицы записано на доске.


Радиус окружности в см

3

3

3

Расстояние от центра окружности до прямой в см

2

3

4


Мы познакомились с новым математическим объектом- касательной, а как всякий математический объект, касательная должна обладать какими-то свойствами. Давайте выясним, какими же?

Одно из них поможет ответить на вопрос: как построить касательную к данной окружности, проходящую через данную на окружности точку. А поможет вам ваш лист наблюдений

Ответ: Касательная перпендикулярна к радиусу, проведенному в точку касания прямой и окружности.

Посмотрим еще одну флешь-демонстрацию.


Включается проектор, и ученики смотрят флешь — демонстрацию «Построение касательной» к пункту 17.


5 этап.

Откройте тренажеры на стр.60. Найдите рубрику "Осваиваем алгоритмы" ,

и выполните упражнения № 130 и 131.


6 этап. Сегодня вы для себя открыли новое геометрическое понятие - касательная к окружности.

Историческая справка: Оказывается, такое же определение касательной впервые встречается в учебнике "Элементы геометрии" французского математика Лежандра, написанного в конце 19 века. А то, что касательная перпендикулярна к радиусу, проведенному в точку касания, было уж известно греческому ученому Архиту Тарентскому, жившему в 4 веке до н.э.

Мы уже говорили на наших уроках, что математические объекты реально не существуют. В окружающем нас мире нет точек, треугольников, чисел. Все они созданы человеческим умом. Но все они описывают реальные объекты. Посмотрите сюжет, в котором с помощью касательной описывается некоторое физическое явление ( см приложение). Как видите, искры от точильного камня летят по касательной к вращающемуся кругу, аналогично мелкие камешки, частички земли, вода вылетают из-под колес движущейся машины так же по касательной.


Итак, что же нового вы сегодня узнали на уроке?

Ответьте на вопросы: Как располагаются прямая и плоскость?

Какая прямая называется касательной к окружности?

Как ее построить?

Сколько касательных можно провести через данную

на окружности точку?

Сколько всего касательных существует у окружности?

6 этап.

Запишите домашнее задание:

1) п.17, стр.87 ответить устно на вопросы;

2) выполнить упражнения № 276, 279 и №257(в) на повторение действий с дробями.


7 этап.

Подумайте, все ли вы сегодня поняли на уроке? Все ли вы сделали для того, чтобы усвоить новый материал? Оцените свою работу с помощью фигур:

круг — очень хорошо

квадрат — хорошо

треугольник — удовлетворительно.


СПАСИБО, ДЕТИ, ЗА УРОК!






Приложения 1. Лист наблюдений



ВЗАИМНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ПРЯМОЙ И ОКРУЖНОСТИ


1

Проведите прямую.

Рассмотрите все возможные варианты.









2

Сколько общих точек у окружности и прямой?




3

Найдите расстояние от центра окружно-

сти до прямой и сравните его с радиусом.




4

Придумайте назва-

ние для каждой прямой.






  1. Фотография « ИСКОРКИ»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!