СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая копилка по русскому языку (9 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая копилка содержит материалы, адресованные учителям, работающим в выпускных классах.Здесь можно найти информацию, необходимую для создания рабочей программы по русскому языку в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Методическая копилка по русскому языку (9 класс)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

Энгельсского муниципального района Саратовской области


«Согласовано»

Руководитель МО

/­­­_____________/



Протокол № 1

от«___» ___________ 20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №12»

______ /________________/



«___» сентября 20__г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ 12»


___________



Приказ № ____




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

по учебному предмету «русский язык»

для учащихся 9 класса «Б»


на 2015-2016 учебный год







Составитель:

Борисенко Татьяна Ивановна

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории
















Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС 2004 на основе примерной программы для общеобразовательныхпо русскому языку для 5-9 кл. (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2012) и УМК под редакцией С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова.Авторская программа соответствует Госстандарту.


Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.


Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.



Основные составляющие учебно-воспитательного процесса:


- технологии (методы): системно-деятельностный подход, личностно-ориентированное обучение, кейс – технологии, дистанционные консультации.

- формы уроков: защита проектов; конференции; деловая игра; практикумы; лекции; уроки контроля; презентации, уроки рефлексии, уроки- зачёты.


Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Русский язык» является обязательной областью учебного плана ГОС 2004.

Рабочая программа разработана для учащихся 9- х классов общеобразовательнойогранизации МБОУ «СОШ №12» Энгельсского муниципального образования, рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.


Знания, умения, навыки

В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;


уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;


аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;


говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
























Содержание учебного предмета «Русский язык»

Курс рассчитан на 68 часов(2 ч. в неделю)

УМК «Русский язык». 9 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений под редакцией С.Г.Бархударова - М.: «Просвещение», 2012 г.).


Тематический блок

Количество

часов

Развитие речи

Контрольные работы

Творческие работы

Разделы

1.

Международное значение русского языка

2

1

1

1

2.

Повторение пройденного в 5-8 классах

9


1

1

3.

Синтаксис и пунктуация.

Сложное предложение

8

4

1

1

4.

Сложные союзные предложения. Сложносочиненные предложения

6

1

1

1

5.

Сложноподчиненные предложения

17

3

3


6.

Бессоюзные сложные предложения

11

5

3


7.

Сложные предложения с разными видами связи

6


1


8.

Общие сведения о языке

2

1



9.

Повторение

7

2

1


Практическая часть





Контрольные диктанты

3




Контрольные изложения

3




Классные сочинения

2




Домашние сочинения

2




Контрольные тесты

5




Количество уроков с использованием ИКТ

60%




Количество проектов:

«Крылатые фразы А.С.Грибоедова»;

«Названия покровских улиц»




2 четверть

3 четверть




Итого

68 часов

17 часов


















Тематическое планирование


урока


Наименование тем уроков


Виды деятельности учащихся



Дата проведения

План


Коррек-

тировка

1 четверть

1

Международное значение русского языка

Лекция, беседа



2

Р.р. Подготовкак дом.соч.по картине

В.М.Васнецова «Баян»

Сбор материалов к сочинению.



3

Повторение фонетики, лексики и фразеологии

Фронтальная беседа с элементами практической работы, индивидуальная ра-бота с раздаточным материалом, объяснительный диктант



4

Повторение морфемики и словообразования

Практическая работа, самостоятельная работа с раз-даточным материалом



5

Входящая диагностика (тест)

Решение тестовых заданий



6-7

Повторение морфологии

Фронтальная беседа, объяснительный диктант, самостоятельная работа с раздаточным материалом, проверочная работа



8-9

Повторение синтаксиса

Фронтальная беседа, лексико-орфографическая работа, самостоятельная работа, практическая работа, творческая работа



10-11

Знакомство с демоверсией ГИА-2016 г.


Практикум на основе экзаменационных материалов




12

Виды сложных предложений

Знакомство с новым материалом. Конструирование предложений



13-14

Контрольный диктант по повторению №1,

его анализ.


Написание контрольного диктанта




15-16

Р.р. Подробное контрольное изложение

Написание подробного изложения



17

Р.р.Способы сжатого изложения содержания текста

Практикум по способам сжатия текста



18

Подготовка к ОГЭ. Решение тестовых заданий.

Практикум



2 четверть

19

Р.р.Сжатое обучающее изложение

Написание сжатого изложения



20-22

Основные группы ССП, знаки препинания в них

Знакомство с новым материалом. Конструирование предложений



23

Контрольный диктант по ССП №2

Написание контрольного диктанта



24

Подготовка к ОГЭ. Решение тестовых заданий.

Анализ контрольного диктанта

Лексико-орфографическая работа, практическая работа



25

Р.р.Рецензия

Лексико-орфографическая работа, практическая работа, самостоятельная работа



26

Строение сложноподчиненных предложений, знаки препинания в них

Фронтальная беседа,самостоятельная работа, практическая работа, объяснительный диктант, лексико-орфографическая работа




27

СПП с придаточными определительными

Знакомство с новым материалом. Конструирование предложений



28

Подготовка к ОГЭ. Решение тестовых заданий.

СПП с придаточными изъяснительными

Знакомство с новым материалом. Конструирование предложений



29-30

Р.р.Контрольное изложение (портретный очерк)

Сбор материала для изложения



31

СПП с придаточными обстоятельственными. Придаточные предложения образа действия и степени

Знакомство с новым материалом. Конструирование предложений



32

Подготовка к ОГЭ. Решение тестовых заданий.

Придаточные предложения места и времени

Фронтальная беседа,самостоятельная работа, практическая работа, объяснительный диктант, лексико-орфографическая работа



33

Придаточные предложения условия, причины, цели

Фронтальная беседа,самостоятельная работа, практическая работа, объяснительный диктант, лексико-орфографическая работа



34

Подготовка к ОГЭ. Решение тестовых заданий.

Придаточные предложения сравнительные, уступительные, следствия

Практическая работа, объяснительный диктант,



3 четверть

35

Р.р.Контрольное сочинение №1 о природе родного края (по упр.151)

Подбор материала для сочинения, электронные презентации



36

Подготовка к ОГЭ. Решение тестовых заданий.

Придаточные предложения присоединительные

Контрольный словарный диктант, фронтальная беседа, практическая работа, работа по развитию речи, самостоятельная работа



37-39

Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными, пунктуация в них

Знакомство с новым материалом. Конструирование предложений



40

Контрольный диктант №3 по СПП

Написание контрольного диктанта



41

Пробное тестирование (части А,В)

Практикум на основе экзаменационных материалов



42

Анализ ошибок, допущенных в диктанте и пробном тестировании

Лексико-орфографическая работа, практическая работа



43

Р.р.Деловые бумаги

Лексико-орфографическая работа, практическая работа, самостоятельная работа



44

Подготовка к ОГЭ. Решение тестовых заданий.

Запятая и точка с запятой в БСП

Знакомство с новым материалом. Конструирование предложений



45

Двоеточие в БСП

Знакомство с новым материалом. Конструирование предложений



46

Подготовка к ОГЭ. Решение тестовых заданий.

Тире в БСП

Знакомство с новым материалом. Конструирование предложений



47-48

Р.р.Контрольное сочинение №2

«Моя улица»

Подбор материала для сочинения, электронные презентации



49

Повторение темы «БСП»




50

Контрольная работа по БСП (тест)

Контрольное тестирование



51-52

Р.р.Контрольное сжатое изложение с элементами сочинения

Написание сжатого изложения



53

Р.р.Реферат

Лексико-орфографическая работа, практическая работа, самостоятельная работа



54

Резервный урок




4 четверть

55-56

Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, пунктуация в них

Знакомство с новым материалом. Конструирование предложений



57

Подготовка к ОГЭ. Решение тестовых заданий.

Авторские знаки препинания

Лексико-орфографическая работа, практическая работа, самостоятельная работа



58

Контрольная работа по сложным предложениям (тест)

Выполнение контрольных тестовых заданий



59-60

Пробное тестирование




61

Подготовка к ОГЭ. Решение тестовых заданий.

Р.р.Роль языка в жизни общества.

Лексико-орфографическая работа, практическая работа, самостоятельная работа



62

Подготовка к ОГЭ. Решение тестовых заданий.

Русский литературный язык и его стили

Лексико-орфографическая работа, практическая работа, самостоятельная работа



63-64

Р.р. Итоговое контрольное сжатое изложение №3 с сочинением-рассуждением по данному тексту

Практикум на основе экзаменационных материалов



65

Пробное тестирование (части А,В)

Практикум на основе экзаменационных материалов



66-68

Повторение изученного в 5-9 классах

Лексико-орфографическая работа, практическая работа, самостоятельная работа






























Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

УМК:

Русский язык: учеб.для 9 кл. общеобразоват. учреждений / (С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др.) – М.: Просвещение, 2012


Литература для учащихся:

ОГЭ 2015. Русский язык. Типовые тестовые задания. Гостева Ю.Н., Васильевых И.П. – М.,2015.


Литература для учителя:


  • Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009

  • Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. – М.: ВАКО, 2010.

  • Русский язык: Сборник текстов для письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – М.: Дрофа, 2013.

  • ГИА 2015. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс / Львова С.И. – М.: Эксмо, 2015. – (Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс).

  • Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2015.

  • Русский язык и литература. 5-11 классы: творческие упражнения к урокам развития речи / сост. О.А. Хорт, Г.С. Шамшина. – Волгогррад: Учитель, 2008

  • Диктанты по русскому языку для средней и старшей школы (5-11 классы): Учебное пособие. – М.: «Издательство Астрель», «Издательство АСТ», 2008.



Интернет-ресурсы для ученика и учителя:


http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9

http://uchimcauchitca.blogspot.se/2013/05/2013_6481.html

http://www.saharina.ru/gia


Техническое обеспечение:

компьютер;

мультимедийный проектор;

интерактивная доска;

телевизор;

учебно-методический комплекс «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия» - «Уроки русского языка. 9 класс»;

мультимедийные презентации по темам уроков, подготовленные учителем;

фрагменты из кинофильмов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!