СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционная направленность лабораторного метода обучения химии в условиях специальной (коррекционной) школы III, IV вида

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрывается роль метода лабораторных работ, который применяется в единстве со словесными и наглядными методами обучения, и особенности организации и проведения лабораторных работ по химии в школе слепых и слабовидящих.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционная направленность лабораторного метода обучения химии в условиях специальной (коррекционной) школы III, IV вида»

Жихарева Н.А.

СКОШИ №23, г. Полысаево

Коррекционная направленность лабораторного метода обучения химии в условиях специальной (коррекционной) школы III, IV вида

Метод лабораторных работ (лабораторный метод) занимает особое место в обучении слепых и слабовидящих школьников, способствуя формированию у них сенсорного опыта, практических умений и навыков, что влияет на развитие познавательной деятельности.

Особенности проведения лабораторных работ в школе для слепых и слабовидящих обусловлены психофизиологическими нарушениями детей и характеризуются коррекционной направленностью.

При проведении лабораторных работ по химии следует учитывать, что ориентировочные реакции у слепых и слабовидящих замедленны и характеризуются меньшей точностью движений и большим количеством ошибочных действий. Выработке навыка быстрой ориентации и сокращению времени на поисковые движения способствуют: 1) строго определенное постоянное расположение оборудования, посуды и реактивов на рабочем месте ученика; 2) использование оборудования, дифференцированного по форме, объему, цвету надписей. Например, разные классы веществ хранятся в разных по форме склянках; 3) организация четко определенной последовательности действий при помощи инструктивных карточек.

Большое значение при проведении лабораторных работ слепыми и слабовидящими учащимися имеет соблюдение техники безопасности. Нельзя увеличивать концентрацию веществ для усиления признаков химических реакций, чтоб сделать их более доступными для восприятия слепыми и слабовидящими учениками. Безопаснее для этой цели увеличить объемы реагирующих веществ. Все оборудование должно быть устойчиво и надежно в употреблении, например, безопаснее использовать круглые штативы для пробирок, а не этажерочного типа, так как они более устойчивы.

Штативы этажерочного типа удобнее использовать при наблюдениях реакций с помощью фонового экрана, который включает в себя набор металлических пластин разных цветов и подставок для них. В изменении цвета раствора или выпадении осадка в ходе реакции слепые учащиеся могут убедиться, используя тифлотехнический прибор фотофон (говорящий определитель цвета).

Процесс определения уровня жидкости в цилиндре слабовидящим учащимся можно облегчить при помощи простого устройства: на куске бумаги зачернить нижнюю часть (или сложить таким же образом черную цветную бумагу), затем сделать два поперечных надреза и через них надеть бумагу на бюретку или мерный цилиндр. При пользовании следует черное поле подвести к уровню жидкости так, чтобы мениск (углубление жидкости на границе с воздухом) касался верхней линии поля. В этом случае мениск примет черную окраску и четко обозначится, показывая уровень жидкости.

Для определения массы и температуры веществ слепыми учащимися, целесообразно использовать лабораторные дискретные весы и термометры с фонической сигнализацией [1, с. 45 ].

При проведении лабораторных и демонстрационных опытов по химии в классах, где есть слепые дети, предпочтение следует отдавать реакциям, протекающим с изменением температуры, образованием газов и веществ, обладающих запахом – признаками, доступными для восприятия сохранными анализаторами. Лабораторные работы по моделированию молекул органических соединений проводятся с использованием шаростержневых моделей и конструктора по органической химии для слепых.

Лабораторный метод дает учащимся со зрительной депривацией возможность почувствовать себя участниками, творцами проводимого опыта, эксперимента, исследования; гармонизировать свое отношение к учебному предмету, формировать адекватные представления об изучаемых явлениях, практиковать навыки ориентировки в малом пространстве.

Литература:

1. Г.Н. Федяй. Организация условий обучения химии в школе для слабовидящих детей.

Учебно-методическое пособие. М., ВОС, 1990.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!