I. Организационный момент. Взаимное приветствие друг друга, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку. II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока, что это не просто урок, а урок-игра, в которой будут соревноваться две команды. Деление класса на две команды. Сообщение условий игры: команды будут соревноваться в 4 турах, право ответа есть у той команды, которая первой поднимет флажок, выкрики будут наказываться штрафными баллами. III. Конкурс «Домашнее задание» 1.Каждая команда в течение одной, двух минут сообщит интересную информацию о любом металле используя литературный жанр. IV. Игра «Брейн-ринг» Сегодня мы будем зарабатывать баллы которые потом переведем на оценки Итак, 1 тур «Вопрос – ответ». За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 хим. Какой металл считается самым древним в использовании человеком? (медь). Как называется сплав меди с оловом? (бронза). Как называется процесс восстановления металлов из их руды с помощью угля, угарного газа, водорода при нагревании? (пирометаллургия). Назовите металлы, которые относятся к благородным металлам. (серебро, золото, платина). Как называется разрушение металлов под воздействием внешней окружающей среды? (коррозия). Рубины, сапфиры, корунд, глинозем – с химической точки зрения что это? (оксид алюминия). Назовите фамилию химика впервые получивший натрий , калий? (Английский химик Деви). В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для ребят? (алюминий ) Самый используемый металл в мире? (Железо) Самый легкий металл? (Литий) Какой самый тяжелый металл? (Осмий) Какой металл входит в состав белка гемоглобина, участвующего в переносе кислорода в организме человека? (железо). Можно ли серную концентрированную кислоту перевозить в цистернах ? (можно) Как распознать катионы железа? (Красная кровяная соль , желтая кровяная соль, роданид калия и аммония). Какой самый распространенный на Земле металл? (Алюминий) Можно ли получить щелочной металл натрий гидрометаллургией? (Нет) 2 тур. Решить цепочку превращений. Максимально команда может заработать 5 баллов(за каждое уравнение по 1 баллу). 1)Сu → CuO → CuCl2 → Cu(OH)2 → CuO → Cu Для 1 указать переход электронов Для 3– записать полное и сокращенное иное уравнение. 2) Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaCO3 → CaO → CaCl2 Для 1 указать переход электронов Для 5– записать полное и сокращенное иное уравнение. 3 тур. Конкурс капитанов. ( 3 балла). Команды выбирают капитанов, которые на доске на время и правильность решают задачу: 1) Какая масса алюминия потребуется для получения железа из 16,84 кг руды, содержащей 95% оксида железа(III)? Решение: m (Fe2O3) = 16,84*0,95 = 16 кг 16 кг х кг Fe2O3 + 2Al = Al2O3 + 2Fe 1 к/моль 2к/моль 160 кг - 2*27=54кг х = 16*54 / 160 = 5,4 кг. Ответ: 5,4 кг. 2)Какая масса железа образуется в процессе алюмотермии из 8,42 кг руды содержащей 95% оксида железа(III)? Решение: m (Fe2O3) =8,42*0,95= 8 кг 8кг х Fe2O3 + 2Al = Al2O3 + 2Fe 160кг 2*56 х=8*2*56/160=5,6кг Ответ: 5,6 кг. Пока капитаны решают задачу на доске, у каждой команды есть возможность заработать дополнительные баллы в свою копилку. «Сундук с загадками» Я – металл серебристый и легкий Я зовусь “ самолетный металл” И покрыт я оксидною пленкой, Чтоб меня кислород не достал. ( Алюминий) Среди металлов самый славный, Важнейший древний элемент, В тяжелой индустрии главный, Знаком с ним школьник и студент. Родился в огненной стихии, А сплав его течет рекой Важнее нет его в металлургии, Он нужен всей стране родной. ( Железо) Живет обычно в керосине И бегает он по воде, В природе, в комнате – отныне Свободным нет его нигде. В солях открыть его возможно: Желтеет пламя от него. И получить из соли можно, Как Дэви получил его. (Натрий) Если его соединения В воде бывают иногда, Не вызывает то сомненья, Что это жесткая вода. В Финляндии и на Урале Цветные карбонаты есть И белоснежные в кристалле. Таким в дворцах почет и честь. (Кальций) Прославлен всеми письменами Металл, испытанный огнем. Манил к себе людей веками. Алхимик жил мечтой о нём. Но как кумир отвергнут нами, И блеск его нас не манит. Ведь хорошо мы знаем с вами: Не все то ценно, что блестит. (Золото) Металл в солях – опора многих, А нас без него не носили бы ноги. (Кальций) Ослепительным пламенем ярким, Как звездочка, вспыхнув, горит. Металл тот и белый, и легкий В двенадцатой клетке стоит. (Магний
Давно известно человеку: Она тягуча и красна, Ещё по бронзовому веку Знакома в сплавах всем она С горячей серной кислотой Дает нам синий купорос. (Медь) Проверка решений задачи на доске капитанов. И наконец, 4 тур. «Вперед за экспериментом». Распознать предложенные вещества: гидроксид натрия, хлорид калия , хлорид бария. На время и правильность. На доске представители команд записывают соответствующие уравнения реакций в молекулярном виде. (в №1 – хлорид бария, в №2 – гидроксид натрия, в №3 – хлорид калия ). IV. Подведение итогов: подсчет баллов и выставление оценок. V. Домашнее задание: Повторить §§ 4-14 к контрольной работе. | 2 мин. 1-2 мин. 4 мин. 30 мин. Устно с места команды отвечают на вопросы Выбирают карточки с заданием. По 1 человеку с каждой команды по очереди записать 1 уравнение. Капитаны решают задачу на доске. (Выбирают карточку) Команды угадывают металл Команды выполняют опыты по распознава- нию в-в. 3 мин. 1 мин. |