СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Металлы и их соединения».

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы и их соединения».

Просмотр содержимого документа
««Металлы и их соединения».»

«Обобщение и систематизация знаний по теме:

«Металлы и их соединения».


Цели урока: 1. В игровой форме обобщить полученные знания о металлах, их соединениях, физических и химических свойствах, способах получения.

2. Закрепить умения и навыки в составлении уравнений реакций, отражающих химические свойства металлов; в решении экспериментальных и расчетных задач различного типа.

3. Привить интерес к химии и снять стрессовые состояния при словах «зачет по теме».

Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Методы: урок-игра с решением экспериментальных и расчетных задач.

Оборудование: флажки, карточки с условием расчетной и экспериментальной задач, «Сундук с загадками», три мини лаборатории, три пронумерованные пробирки, в которых следующие вещества: гидроксид натрия, хлорид калия , хлорид бария.


Ход урока.

Методич. приемы.

I. Организационный момент.

Взаимное приветствие друг друга, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку.


II. Вступительное слово учителя.

  1. Сообщение темы и цели урока, что это не просто урок, а урок-игра, в которой будут соревноваться две команды.

  2. Деление класса на две команды.

  3. Сообщение условий игры: команды будут соревноваться в 4 турах, право ответа есть у той команды, которая первой поднимет флажок, выкрики будут наказываться штрафными баллами.

III. Конкурс «Домашнее задание»

1.Каждая команда в течение одной, двух минут сообщит интересную информацию о любом металле используя литературный жанр.


IV. Игра «Брейн-ринг»

Сегодня мы будем зарабатывать баллы которые потом переведем на оценки

Итак, 1 тур «Вопрос – ответ».

За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 хим.

  1. Какой металл считается самым древним в использовании человеком? (медь).

  2. Как называется сплав меди с оловом? (бронза).

  3. Как называется процесс восстановления металлов из их руды с помощью угля, угарного газа, водорода при нагревании? (пирометаллургия).

  4. Назовите металлы, которые относятся к благородным металлам. (серебро, золото, платина).

  5. Как называется разрушение металлов под воздействием внешней окружающей среды? (коррозия).

  6. Рубины, сапфиры, корунд, глинозем – с химической точки зрения что это? (оксид алюминия).

  7. Назовите фамилию химика впервые получивший натрий , калий? (Английский химик Деви).

  8. В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для ребят? (алюминий )

  9. Самый используемый металл в мире? (Железо)

  10. Самый легкий металл? (Литий)

  11. Какой самый тяжелый металл? (Осмий)

  12. Какой металл входит в состав белка гемоглобина, участвующего в переносе кислорода в организме человека? (железо).

  13. Можно ли серную концентрированную кислоту перевозить в цистернах ? (можно)

  14. Как распознать катионы железа? (Красная кровяная соль , желтая кровяная соль, роданид калия и аммония).

  15. Какой самый распространенный на Земле металл? (Алюминий)

  16. Можно ли получить щелочной металл натрий гидрометаллургией? (Нет)


2 тур. Решить цепочку превращений. Максимально команда может заработать 5 баллов(за каждое уравнение по 1 баллу).

1)СuCuOCuCl2 → Cu(OH)2 → CuOCu


Для 1 указать переход электронов

Для 3– записать полное и сокращенное иное уравнение.

2) CaCaOCa(OH)2 → CaCO3 → CaOCaCl2

Для 1 указать переход электронов

Для 5– записать полное и сокращенное иное уравнение.


3 тур. Конкурс капитанов. ( 3 балла).

Команды выбирают капитанов, которые на доске на время и правильность решают задачу:

1) Какая масса алюминия потребуется для получения железа из 16,84 кг руды, содержащей 95% оксида железа(III)?


Решение: m (Fe2O3) = 16,84*0,95 = 16 кг

16 кг х кг

Fe2O3 + 2Al = Al2O3 + 2Fe

1 к/моль 2к/моль

160 кг - 2*27=54кг х = 16*54 / 160 = 5,4 кг.

Ответ: 5,4 кг.

2)Какая масса железа образуется в процессе алюмотермии из 8,42 кг руды содержащей 95% оксида железа(III)?


Решение: m (Fe2O3) =8,42*0,95= 8 кг

8кг х

Fe2O3 + 2Al = Al2O3 + 2Fe

160кг 2*56 х=8*2*56/160=5,6кг

Ответ: 5,6 кг.

Пока капитаны решают задачу на доске, у каждой команды есть возможность заработать дополнительные баллы в свою копилку.

«Сундук с загадками»

  1. Я – металл серебристый и легкий 
    Я зовусь “ самолетный металл” 
    И покрыт я оксидною пленкой, 
    Чтоб меня кислород не достал. 
    ( Алюминий)

  2. Среди металлов самый славный,
    Важнейший древний элемент,
    В тяжелой индустрии главный,
    Знаком с ним школьник и студент.
    Родился в огненной стихии,
    А сплав его течет рекой 
    Важнее нет его в металлургии,
    Он нужен всей стране родной.
    ( Железо)

  3. Живет обычно в керосине
    И бегает он по воде,
    В природе, в комнате – отныне
    Свободным нет его нигде.
    В солях открыть его возможно:
    Желтеет пламя от него.
    И получить из соли можно, 
    Как Дэви получил его.
    (Натрий)

  4. Если его соединения
    В воде бывают иногда,
    Не вызывает то сомненья,
    Что это жесткая вода.
    В Финляндии и на Урале
    Цветные карбонаты есть
    И белоснежные в кристалле.
    Таким в дворцах почет и честь.
    (Кальций)

  5. Прославлен всеми письменами
    Металл, испытанный огнем.
    Манил к себе людей веками.
    Алхимик жил мечтой о нём.
    Но как кумир отвергнут нами,
    И блеск его нас не манит.
    Ведь хорошо мы знаем с вами:
    Не все то ценно, что блестит.
    (Золото)

  6. Металл в солях – опора многих,
    А нас без него не носили бы ноги.
    (Кальций)

  7. Ослепительным пламенем ярким,
    Как звездочка, вспыхнув, горит.
    Металл тот и белый, и легкий 
    В двенадцатой клетке стоит.
    (Магний



  1. Давно известно человеку:
    Она тягуча и красна,
    Ещё по бронзовому веку
    Знакома в сплавах всем она
    С горячей серной кислотой
    Дает нам синий купорос.
    (Медь)

Проверка решений задачи на доске капитанов.


И наконец, 4 тур. «Вперед за экспериментом».

Распознать предложенные вещества: гидроксид натрия, хлорид калия , хлорид бария. На время и правильность. На доске представители команд записывают соответствующие уравнения реакций в молекулярном виде. (в №1 – хлорид бария, в №2 – гидроксид натрия, в №3 – хлорид калия ).


IV. Подведение итогов: подсчет баллов и выставление оценок.

V. Домашнее задание:

Повторить §§ 4-14 к контрольной работе.

2 мин.




1-2 мин.









4 мин.





30 мин.




Устно с места команды отвечают на вопросы



























Выбирают карточки с заданием.




По 1 человеку с каждой команды по очереди записать 1 уравнение.


Капитаны решают задачу на доске.

(Выбирают карточку)











Команды угадывают металл
























Команды выполняют опыты по распознава-

нию в-в.



3 мин.

1 мин.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!