Межпредметное взаимодействие в педагогическом коллективе с целью повышения качества образования.
Бюлбюл Елена Александровна,
учитель биологии МБОУ СОШ №25 г. Химки
учебный 2020-2021 год, г. Химки
Введение
Потребности личности в образовании, представляющие собой источник и средство социализации личности, способствуют движению вперед, повышению культурного уровня человека.
Школа как социальный институт выполняет поставленные перед ней задачи по передаче элементов человеческого опыта, усвоение которых необходимо для успешной жизни человека и его профессиональной деятельности.
Содержание образования
Одна из теорий содержания общего образования в педагогике разработана Краевским В.В., Лернером И.Я., Скаткиным М.И.
Имеет 4 компонента:
- Знания о мире.
- Опыт осуществления способов деятельности.
- Опыт творческой деятельности.
- Опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, к себе и собственной деятельности.
Все компоненты содержания - это компоненты человеческой культуры.
Г.И. Лернер.
4 компонента:
1. знания о мире
все виды знаний -понятия и термины, научные факты, законы, теории взаимосвязаны и им обучают комплексно,
2. опыт осуществления способов деятельности
Компонент культуры, усвоение которого невозможно без усвоения знаний, уровень усвоения этого опыта определяется уровнем его применения на практике, опыт человечества должен стать опытом личности -умениями и навыками,
3. опыт осуществления способов деятельности
Компонент культуры, имеющий специфическое содержание, не совпадающее с содержанием первых двух компонентов - самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новой, альтернативное мышление, построение нового способа решения проблемы.
4. опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, к себе и собственной деятельности.
Эмоции как стимул человеческой деятельности, определяющие мотивы поступков.
Содержание образования (принципы конструирования содержания образования)
- Доступность.
- Актуальность.
- Проблемность.
- Гармоничное сочетание гуманитарных и естественно- математических наук.
- Практико-ориентированность.
- Межпредметность.
- Интегативность.
- Стандартизация и дифференциация.
https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29320
«Сущность межпредметных связей состоят в такой организации предметов естественнонаучного цикла, в таком их дидактическом сочетании, при котором обеспечивается взаимный перенос знаний из одного предмета в другой и процесс формирования единой для всех связанных предметов системы понятий.
Это очевидно, так как вся совокупность предметов естественнонаучного цикла дает учащимся знания об одном и том же предметом мире –природе. Изучаются различные явления, раскрывается существо различных законов, но все это касается одного и того же объекта материи. Именно поэтому понятия, законы, теории, носящие межпредметный характер, должны формироваться в процессе изучения всех предметов цикла»
Медведев, В.Е. Дидактические основы межпредметных связей в профессиональной подготовке учителя: дис. ... д-ра пед. наук / В.Е. Медведев. –М., 2000 –С. 40.
Методика обучения учащихся использованию межпредметных связей
В учебной деятельности можно представить состоящей из трех ступеней.
На первой ступени (условно названной воспроизводящей) основная цель учителя - приучить учащихся использовать знания, полученные в естественнонаучных дисциплинах.
Вторая ступень - обучение учащихся переносу знаний из предмета в предмет.
Основная цель третьей ступени заключается в том, чтобы обучить учащихся применять понятия, факты, законы и теории для иллюстрации единства мира, а также использовать общие законы диалектики для объяснения явлений, изучаемых на уроках.
Г.И. Лернер.
4 компонента:
1. знания о мире
все виды знаний -понятия и термины, научные факты, законы, теории взаимосвязаны и им обучают комплексно,
2. опыт осуществления способов деятельности
Компонент культуры, усвоение которого невозможно без усвоения знаний, уровень усвоения этого опыта определяется уровнем его применения на практике, опыт человечества должен стать опытом личности -умениями и навыками,
3. опыт осуществления способов деятельности
Компонент культуры, имеющий специфическое содержание, не совпадающее с содержанием первых двух компонентов - самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новой, альтернативное мышление, построение нового способа решения проблемы.
4. опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, к себе и собственной деятельности.
Эмоции как стимул человеческой деятельности, определяющие мотивы поступков.
Построение кластера межпредметных связей
Кластер межпредметных связей – это группа связей, объединенных логически по их свойствам или функциям.
Исходя из классификации межпредметных связей по их функциям, можно выделить кластеры межпредметных связей:
содержательный , методический, операционный и организационный.
https://cyberleninka.ru/article/n/klasternyy-podhod-k-voprosam-obucheniya-fizike/viewer
https://cyberleninka.ru/article/n/klasterizatsiya-mezhpredmetnyh-svyazey-shkolnyh-kursov-fiziki-i-himii-na-osnove-ih-grafovoy-modeli
Гнитецкая Т.А.,
Иванова Е.Б.
https://cyberleninka.ru/article/n/klasterizatsiya-mezhpredmetnyh-svyazey-shkolnyh-kursov-fiziki-i-himii-na-osnove-ih-grafovoy-modeli
Межпредметный содержательный кластер
Группа элементов учебного материала (понятий, законов, теорий, моделей, принципов), связывающих содержание фундаментальных и специальных дисциплин в структуре подготовки учащегося.
В кластере выделены классы по следующим признакам:
1) степень межпредметности – определяется числом специальных курсов, в которых используется межпредметное физическое понятие;
2) степень фундаментальности – определяется относительными количественными характеристиками используемого метода (длиной и силой межпредметной связи). Они качественно сопоставляются числу разделов специального курса, в которых используется межпредметное физическое понятие. Например, многие физические понятия используются в обоих рассматриваемых курсах дисциплины. Вместе с тем, понятия вещества, температуры, массы, энергии, давления составляют класс понятий с высокой степенью фундаментальности.
Г.И. Лернер.
4 компонента:
1. знания о мире
все виды знаний -понятия и термины, научные факты, законы, теории взаимосвязаны и им обучают комплексно,
2. опыт осуществления способов деятельности
Компонент культуры, усвоение которого невозможно без усвоения знаний, уровень усвоения этого опыта определяется уровнем его применения на практике, опыт человечества должен стать опытом личности -умениями и навыками,
3. опыт осуществления способов деятельности
Компонент культуры, имеющий специфическое содержание, не совпадающее с содержанием первых двух компонентов - самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новой, альтернативное мышление, построение нового способа решения проблемы.
4. опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, к себе и собственной деятельности.
Эмоции как стимул человеческой деятельности, определяющие мотивы поступков.
Приемы осуществления межпредметных связей. Методы и приемы, ориентированные на установление межпредметных связей
Изложение учителем на уроках и элективных курсах учебного материала других дисциплин; беседа на воспроизведение знаний обучающихся другого предмета; использование учителем наглядных пособий (натуральных и аудиовизуальных); постановка вопросов проблемного характера; сообщения обучающихся по материалам других предметов; привлечение в практических и лабораторных работах знаний из других предметов; применение специального оборудования на практических и лабораторных работах; использование некоторых материалов экскурсий межпредметного содержания.
Приемы осуществления межпредметных связей. Специфические методы и приемы обучения.
Самостоятельная и совместная работа с учителем на уроке с материалами других дисциплин; создание и использование комплексных наглядных пособий с обобщенным учебным материалом; выполнение письменных работ, совместно разрабатываемых и оцениваемых учителями разных предметов; ведение межпредметных тетрадей; совместная работа учителей по организации изучения межпредметных связей; творческие задания в практических и лабораторных работах межпредметного характера; осуществление проектной деятельности; рефераты или задачи, составленные по материалам экскурсий межпредметного содержания.
Формирование метапредметной компетентности.
Информационные источники.
- Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания биологии.М.:Педагогика, 1974. - 224с.
- Лернер И.Я.. Дидактические основы методово обучения.М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
- Смелова В.Г. Технология межпредметной интеграции на уроках общей биологии в старшей школе: учебное пособие. В 2-х ч. Ч. 1. – Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 205 с.
- Смелова В.Г. Технология межпредметной интеграции на уроках общей биологии в старшей школе: учебное пособие. В 2-х ч. Ч. 2. – Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 155 с
- https://docplayer.ru/68903695-Tehnologii-mezhpredmetnoy-integracii-gumanitarnyh-i-estestvennonauchnyh-predmetov-v-obshcheobrazovatelnoy-shkole-sbornik-itogovyh-rabot-chast-1.html
- http://dt-kopeysk.ru/media/docs/2019/06/28/sbornik-itogovyih-rabot-mgpu.pdf
- http://www.ug.ru/method_article/1092
- http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/7/pedagogika/andreeva.pdf
- https://docplayer.ru/71896761-Sistemnyy-podhod-v-pedagogike-v-s-lednev.html
- https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-kulturologicheskoy-teorii-soderzhaniya-obrazovaniya-i-ee-razvitie-v-sovremennyh-issledovaniyah/viewer
- https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-idei-m-n-skatkina-i-ih-razvitie/viewer
- https://cyberleninka.ru/article/n/i-ya-lerner-o-protsesse-obucheniya-sovremennoe-prochtenie/viewer
- https://smekni.com/a/281461/zverev-i-d-maksimova-v-n-mezhpredmetnye-svyazi-v-sovremennoy-shkole/
- https://cyberleninka.ru/article/n/klasterizatsiya-mezhpredmetnyh-svyazey-shkolnyh-kursov-fiziki-i-himii-na-osnove-ih-grafovoy-modeli
- https://cyberleninka.ru/article/n/puti-ustanovleniya-mezhpredmetnyh-svyazey-istorii-i-obschestvoznaniya/viewer