СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы проектирования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В проектировании используются десятки методов. В разработке приведены три группы методов, с помощью которых можно разрабатывать проекты

Просмотр содержимого документа
«Методы проектирования»

Методы проектирования

В проектировании используются десятки методов.

Приведем три группы методов, описанных, с помощью которых можно разрабатывать проекты.

Первая группа

Первую группу образуют методы, дающие новые парадоксальные решения: «инверсия», «мозговая атака», «мозговая осада», «карикатура».

Метод «инверсия» или проектирование «от противного» заключается в том, что при рассмотрении способов решения проблемы совершается такая их перестановка, которая позволяет получить принципиально новые, порой парадоксальные решения. 

Метод «мозговой атаки» является, по сути, методом генерирования идей в сжатые сроки и подразумевает этапы:

  • - спонтанное изложение каждым участникам своих идей в быстром темпе без предварительной критики и обсуждения;

  •  - запись «выданных» идей;

  • - поочередное обсуждение и оценка каждой идеи;

  • - отбор 1-2 идей, которые становятся основой проекта.

Близким по структуре к методу «мозговой атаки» является метод «мозговой осады», включающий этапы:

  • - предложение идеи и описание ее структуры и механизма реализации;

  • - фиксация идей:

  • - анализ и оценка каждой идеи;

  • - отбор наиболее интересных и нестандартных.

Метод «карикатура» в проектировании используется как эскиз к выявленной проблеме, поиску образного представления проблемной ситуации и нахождению нового неожиданного решения.

Вторая группа

Вторая группа методов проектирования связана с пересмотром постановки задач. 

Это «наводящая задача-аналог», «изменение формулировки задач», «перечень недостатков», «свободное выражение функции».

Метод «наводящая задача-аналог» основан на заимствовании опыта посредством поиска, тщательного анализа достоинств и недостатков и «улучшения» чужих идей в научной и методической литературе. Данный метод чаще всего используется в работе со школьниками для начального формирования проектировочных умений (например, в работе с младшими школьниками).

Метод «изменение формулировки задач» заключается в расширении границ поиска решения актуальной проблемы. Так, например, меняя формулировки структурных составляющих готового и реализованного проекта, можно выявить интересные решения известной проблемы и определить новые направления деятельности. 

Метод «наводящих вопросов» позволяет упорядочить поиск вариантов решения проблемы. Такими вопросами могут быть: - Почему данную проблему нужно решать? - Что нужно сделать, чтобы проблемная ситуация разрешилась? - Какие средства для этого необходимы? - Кто мог бы участвовать в проекте и т.п.

Метод «перечень недостатков» можно применять для описания проблемной ситуации, когда необходимо собрать информацию и составить полный развернутый перечень недостатков, подлежащих изменению.

Метод «свободное выражение функции» направлен на описание всех функций, которые должен выполнять предполагаемый проектный продукт и поиск «идеального» результата в виде макета или модели.

Третья группа

Третья группа методов – это творческие методы проектирования. К ним относятся «аналогии», «ассоциации», «неологии», «эвристическое комбинирование», антропотехника».

Суть метода «аналогии» состоит в использовании уже существующих решений в других областях жизнедеятельности. При использовании этого метода интерпретируется аналог первоначальной заимствованной идеи и постепенно доводится до получения проектного замысла.

Метод «ассоциации» связан с извлечением ассоциаций из разных идей по изменению социальной действительности. Применение данного метода в немалой степени способствует развитию образного и ассоциативного мышления школьников.

Метод «неологии» - метод использования чужих идей, но при условии изменения структуры, содержания, оформления, представления.

Метод «эвристического комбинирования» состоит в том, чтобы первоначальную идею проекта перекомпоновать, довести до абсурда, а потом найти в этом рациональное зерно.

Метод «антропотехника» предполагает привязку свойств проектированного объекта к удобству его использования, т.е. определении условий и обстоятельств, наличие которых обеспечит максимальный комфорт для целевой группы проекта.

Таким образом, можно видеть, что существует множество методов, с помощью которых можно создавать оригинальные и интересные проекты. Оптимальный выбор методов проектирования определяется спецификой деятельности, заложенной в проекте, возрастом участников, длительностью проекта и т.д.

В каждом проекте могут присутствовать все описанные виды деятельности, поэтому, тип проекта определяет не единственная, а преобладающая или доминирующая деятельность.



ПРИМЕРЫ МОДЕЛЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ

Модель № 1

  • Определение предмета, темы, цели и задачи проекта, выбор руководителя (1-2 месяца). 

  • Выполнение работы (2—3 месяца).

  • Предзащита работы в своем или другом классе с целью выявления уровня понимания и владения материалом, а также выработки умения понимать вопросы и отвечать на них (1 месяц). 

  • Собственно защита на совете школы (2 месяца). 

  • Подведение итогов: общешкольная конференция по итогам года.

Модель № 2

  • Работа над проектом начинается с решения школьного парламента о защите проекта. Затем председатели МО обозначают проблемы, создают «мастерские», в которые имеет право включиться любой ученик школы, интересующийся этими вопросами. Группа разработчиков (председатели МО) выстраивают концепцию, выделяют приоритетные задачи проекта. Дети намечают промежуточные задачи, ищут пути их решения, координируют свою деятельность.

Модель № 3

  • В течение учебного года выполняется 4 масштабных, долгосрочных и, как правило, межпредметных проекта (в течение учебной четверти реализуется один проект). Приводим циклограмму работы в каждой четверти. 

  • Педсовет, посвященный проектной работе. Выбор направления и тем. Уточнение руководителей проектов. Планирование проектной работы школы на четверть (для административного контроля) (1-я неделя четверти). 

  • Формирование состава проектных групп. Обсуждение принципов работы в творческих группах. Постановка исследовательских задач, планирование работы в группах (2-я неделя четверти). 

  • Информационный этап работы над проектами. Выбор формы продукта (3-я неделя четверти). 

  • Выполнение практической части проектов, оформление продукта и портфолио проекта (4-я и последующие недели четверти). 

  • Презентация проектов. Торжественный заключительный вечер, на котором демонстрируются фрагменты презентаций лучших проектов четверти. (Предпоследняя неделя четверти) 

  • Оценка преподавателями деятельности участников проектных групп и составление рейтинга участия учащихся в проекте (по100-балльной шкале.) Педсовет по подведению итогов проектной работы в данной четверти. Общешкольная линейка с вынесением благодарности активным участникам проекта. (Последняя неделя четверти)

Модель № 4

Базируется на «технологии проектной деятельности», разработанной E. Полат.

  • Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов. 

  • Стендовая информация о проектной работе. • Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций и проч.). 

  • Консультации по выбору тематики учебных проектов, формулирование идей и замыслов. 

  • Формирование проектных групп. 

  • Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами. 

  • Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над ними. 

  • Поисковый этап. 

  • Промежуточные отчеты учащихся. 

  • Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ. 

  • Обобщающий этап: оформление результатов. 

  • Предзащита проектов. 

  • Доработка проектов с учетом замечаний и предложений,

  • Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!