СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приёмы, используемые на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст выступления на тему "Методы и приёмы, используемые  на уроках биологии".

Просмотр содержимого документа
«Методы и приёмы, используемые на уроках биологии»

Методы и приёмы на уроках биологии

Эффективно организованные уроки способствуют осмыслению обучающимися изучаемой проблемы в целом, ее усвоению, активизируют познавательную деятельность обучающихся и повышают интерес к предмету.

Выбирая методику построения урока, очень важно построить его так, чтобы дети почувствовали свою активную роль в учебном процессе. Бесспорно, знания должны приобретаться активно. Задачей преподавателя при выполнении этой данной основы обучения становится мобилизация всех психологических компонентов познания: внимания, мышления, памяти, чувств, восприятий, воображения… Особое внимание привлекают те формы занятий, методы и приемы их осуществления, которые создают максимальную возможность работы у детей всех перечисленных процессов.

Познавательный интерес – это важнейший мотив учения школьников, залог успеха. Он проявляется в активности и внимании учащихся на уроках, в их эмоциональных реакциях, в вопросах учителю, в чтении дополнительной литературы и т.п.

Применение всего разнообразия методических приемов способствует обогащению методов обучения, более эффективному их использованию в целях прочного усвоения учащимися системы знаний, умений и навыков.

Приведу лишь некоторые формы и методы, которые я использую на уроках, и которые способствуют активизации познавательной деятельности учащихся.

Совместное формулирование цели урока. Планируя деятельности детей на уроке, учитель должен знать ее конечный результат - продукт образовательной деятельности. Я считаю, что детей необходимо информировать о целях и задачах той или иной учебной деятельности как до ее начала, так и в процессе работы. Лучше если формулирование цели осуществляется совместно с учениками ( можно использовать опорные глаголы или наводящие вопросы). В старших классах ребята сами могут формулировать цели урока, учитель только уточняет.

ПРИМЕР. Тема урока « Выделительная система человека», на доске опорные глаголы: сформулировать, перечислить, характеризовать, выделить, доказать. Учитель предлагает учащимся глаголы использовать для того чтобы составить цель урока. Учащиеся (каждый в своей тетради) работает над целью. Через 2-3 минуты цель озвучивается несколькими учениками и каждый в тетради дополняет свою цель. Итоговая цель – сформулировать понятие выделительная система, перечислить составные части выделительной системы, определить функции выделительной системы, месторасположение.

Нахождение критериев. Каждый выпускник общеобразовательного учреждения знает, что осуществить сравнение, это значит найти сходства и различия, но не каждый может определить критерии сравнения, так же выделить критерии характеристики. Данное умение является достаточно сложным и им не могут овладеть все ученики до конца, но на формирование данного умения стоит затратить время на уроках, т.к. умение является очень важным для успешного решения заданий уровня С на ЕГЭ, а так же на олимпиадах, кроме того способствует развитию интеллекта учащихся . ПРИМЕР. Прочитайте характеристику семейства Розоцветные, и выделите критерии характеристики (если в классе много слабых учеников можно читать характеристику семейства вслух и разбирать каждый абзац). Критерии: строение цветка, соцветия, строение листьев, плод, примеры растений.

Составление схем. Учитель предлагает учащимся поработать с текстом и сжать информацию, предложенную в тексте, т.е. схематизировать, при этом очень важно сохранить последовательность событий, объектов. Умение схематизировать материал является важным при подготовке к экзаменам, если необходимо запомнить большой объём информации, т.к. схема запоминается легче, чем целый текст.

Дифференцированное домашнее задание. Домашнее задание состоит из двух частей. Первая часть домашнего задания – обязательный минимум для всех. Вторая часть выполняется добровольно и включает творческое задание, использование дополнительной литературы. 1. Изучить § 16 2.Составить схему онтогенеза растения любого отдела.

Составление кроссвордов, чайнвордов. Когда ученики приходят в пятый класс, то немногие умеют составлять кроссворды. Обучив ребят этому «ремеслу», невозможно оторвать их от этого занятия. Часто после изучения темы ученики сами предлагают составить кроссворд в качестве домашнего задания и испытывают удовлетворение, когда их кроссворд разгадывают одноклассники. Такая работа развивает творческие способности ребят, умение работать с текстом, умение составлять вопросы, активизирует познавательный процесс

Занятия в группах очень удобны для проведения экспериментальных и лабораторных работ, семинарских и зачетных занятий.

При работе как с группой, так с целым классом очень важно использовать активные методы обучения. Их можно объединить в три группы: словесные, наглядные и практические и использовать на уроках в разном сочетании.

Словесные

Метод дискуссии: вопросы учителя или учащихся, требующие размышлений, обмена мнениями. Пример: «Нередко приходится работать согнувшись, низко склонив голову, при этом сдавливается грудная клетка, затрудняется дыхание и кровообращение. Объясните:

– как влияет это на здоровье и почему;
– как предотвратить, ослабить отрицательное влияние такой позы. Обоснуйте ответ».

Метод самостоятельной работы с учебником: учащиеся самостоятельно работают по заданию учителя с учебными пособиями, при этом составляя план, таблицы, схемы.

Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом: работа учащихся по дидактическим материалам.

Метод эвристической беседы: учащиеся решают проблемные вопросы и получают новые знания в процессе дискуссии, коллективных размышлений. Пример: «Сравните функции рибосом и митохондрий. В чем заключается противоположность функций этих органоидов клетки? Докажите!»

Метод проблемного изложения: проблемные вопросы решает сам учитель, размышляя вслух и побуждая учащихся к логическому мышлению.

Метод решения расчетных и логических задач: учащиеся по заданию учителя самостоятельно решают расчетные или логические задачи, требующие вычислений, размышлений и умозаключений. Пример: «Представьте ритмическую работу сердца 80-летнего человека и, исходя из продолжительности фаз сердечного цикла, определите, сколько лет из 80 у него: 1) отдыхали мышцы желудочков сердца; 2) отдыхали мышцы предсердий; 3) были закрыты створчатые клапаны; 4) были закрыты полулунные клапаны».

Наглядные

Метод частично-поисковый демонстрационный: учащиеся решают проблемный вопрос, наблюдая и обсуждая демонстрируемые учителем опыты, натуральные объекты и т.д.
Пример: «Какие химические превращения происходят с пищей под действием желудочного сока? Как это можно исследовать? Проанализируйте результаты опыта «Действие желудочного сока на белок»; сравните изменения содержимого во всех пробирках, заполните таблицу (№ пробирки – содержимое – условия – результат – причина результата), запишите выводы и обсудите в группах».

Метод опорных сигналов: использование плакатов с опорными сигналами.

Метод работы с использованием ИКТ: учащиеся решают проблемный вопрос и получают часть новых знаний при просмотре слайдов, видеофильмов, работе с соответствующими компьютерными программами (электронный лабораторный практикум «Биология 6–11 класс», «Библиотека электронных наглядных пособий, 6–9 класс», электронный атлас «Анатомия 8–9 класс»).

Практические

Лабораторно-практические занятия – важная форма урочной работы по биологии. На них максимум времени отводится самостоятельной работе учащихся. После сообщения темы, целей и задач лабораторной или практической работы учащиеся выполняют ее, пользуясь инструктивными карточками. При выполнении заданий лабораторной работы они могут пользоваться учебниками и другими учебными пособиями. Учащиеся должны сделать выводы по работе, ответить на ряд вопросов, носящих чаще всего проблемный характер. Часто та или иная проблема ставится непосредственно перед выполнением практической работы.

Лабораторный метод: учащиеся решают проблемный вопрос и получают часть новых знаний в ходе выполнения и обсуждения эксперимента или работая с натуральным раздаточным материалом. До лабораторной работы ученикам известна лишь ее цель, но не ожидаемый результат. Пример: «Определите, какие кровеносные сосуды видны на тыльной стороне кисти руки. Правильность своего ответа проверьте так: 2–3 раза сдавите пальцами запястье и наблюдайте за изменениями толщины сосудов, заметных на тыльной стороне кисти. Что происходит с этими сосудами и кровью в них? Почему? Что происходит с ними, если освободить запястье? Почему? В каком направлении (от сердца или к нему) течет кровь в этих сосудах?»
В программе заложены основные лабораторные работы, проводимые на уроках в школе, но иногда учащиеся получают задание выполнить лабораторную работу определенной тематики (определить частоту заболеваемости инфекционными болезнями в семье, проследить за динамикой температуры тела) дома и относятся к таким заданием с большим интересом.

Наблюдение за живыми объектами: использование живых объектов при проведении исследовательской или лабораторной работы.

Создание компьютерных презентаций: эту форму практической работы можно использовать как на уроках, так и на занятиях кружка при проведении предметной недели.

Большую роль в предпрофильной подготовке играет внеурочная деятельность. Это годовая экскурсионная программа по предмету, работа на пришкольном участке, проведение предметной недели – праздники для начальной школы «Удивительное рядом» и «Птичий переполох», а также участие ребят в различных олимпиадах: окружных и городских биологических и экологических; районных.

Участие в ДОО учит ребят работать с литературой (научной, познавательной, документальной), использовать информационные технологии, обобщать собственный опыт, проявлять творческие способности.

В классах предпрофильной подготовки желательна также организация кружка или проведение элективных курсов. Это способствует получению учащимися более глубоких знаний и развитию познавательного интереса. Например, на занятиях кружка «Легенды и мифы в биологии» ребята не только узнают, но и пытаются доказать реальность существования различных мифических животных или явлений: летающих драконов, цветение папоротника. Можно организовать кружок совместно с учителем информатики, например, кружок «Рисуем на компьютере». Это помогает в работе моего кружка: мы придумываем несуществующих животных, а на кружке информатики учащиеся создают их изображения, которые потом можно использовать на уроках зоологии, генетики.

Нельзя изучать биологию в отрыве от природы. Поэтому целесообразно после 7-го класса, когда учащиеся познакомились с миром растений и животных, проводить полевую практику, где многое из того, что ребята изучили теоретически, они смогут увидеть собственными глазами. Есть различные программы проведения практики – в зависимости от поставленных целей и возможностей.

Средства обучения – разнообразные предметы, явления, факты, обучающие программы, способствующие повышению эффективности учебной деятельности в соответствии с целями и задачами обучения. То есть средства обучения – это все источники знаний и приспособления, при помощи которых учитель учит, а ученики учатся.

Средства обучения выполняют две основные функции: познавательную и функцию управления познавательной деятельностью учащихся. Эффективному использованию средств обучения помогает их классификация.

Можно выделить три основных вида средств обучения: реальные(натуральные) объекты и процессы, знаковые (изобразительные) заместители реальных объектов и процессов, словесные, или вербальные средства.

Все средства обучения представляют собой те или иные способы выражения фиксации содержания биологии и организации учебно-познавательной деятельности.

Реальные, или натуральные, объекты – это микропрепараты, организмы живые или фиксированные, надорганизменные биосистемы (лес, озеро, аквариум). Реальные свойства изучаемых объектов могут восприниматься не только зрением, но и органами обоняния, слуха, осязания.

Знаковыми, или изобразительными, заменителями реальных объектов и процессов являются таблицы с изображением, схемы, фотографии, модели, муляжи, мультимедийные средства обучения.

Словесные, или вербальные, средства – это книга, в том числе учебник, слово учителя, дикторский текст, тесты, рабочие тетради. Восприятие вербальных средств обучения позволяет направить путь познания, проникнуть в сущность изучаемых предметов и явлений, обеспечить эмоциональное содержание.

Практика работы школы и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения всех органов чувств человека. Чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем прочнее он усваивается. Еще Я.А. Коменский обосновал «золотое правило дидактики»: привлекать к обучению все органы чувств.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!