СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы технологии проблемного обучения математике как средство повышения уровня мотивации

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемное обучение – это тип обучения, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы технологии проблемного обучения математике как средство повышения уровня мотивации»

Методы и приемы технологии проблемного обучения математике как средство повышения уровня мотивации

Проблемное обучение – это тип обучения, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. Основные функции и отличительные признаки проблемного обучения были сформулированы М.И. Махмутовым. Он разделяет их на общие и специальные.Общие функции проблемного обучения: усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности; развитие интеллекта учащихся, т. е. их познавательной самостоятельности и творческих способностей; формирование диалектико-материалистического мышления школьников; формирование всесторонне и гармонично развитой личности.Специальные функции проблемного обучения: воспитание навыков творческого усвоения знаний; воспитание навыков творческого применения знаний и умений решать учебные проблемы; формирование и накопление опыта творческой деятельности; формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей. Каждая из указанных функций осуществляется в разнообразной практической и теоретической деятельности школьника и зависит от учета характерных особенностей проблемного обучения, которые одновременно являются и его отличительными признаками.

Проблемная ситуация – основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление. Проблемная ситуация в педагогике рассматривается не вообще как состояние интеллектуального напряжения, связанного с неожиданным «препятствием» для хода мысли, а как состояние умственного затруднения, вызванного объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной или практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи. Неожиданное затруднение всегда удивляет, озадачивает человека, стимулирует умственный поиск. Словесное выражение содержания проблемной ситуации составляет учебную проблему. Выход из проблемной ситуации всегда связан с осознанием проблемы (того, что неизвестно), ее формулированием и решением. Прежде чем планировать проблемное изучение темы (раздела), необходимо установить его возможность и дидактическую целесообразность. При этом нужно учитывать специфику содержания изучаемого материала, его сложность, характер информации (описательный или требующий обобщений, анализа, выводов).

Важно выявить «внутренние условия мышления» обучаемых, а именно: уровень знаний по изучаемой теме; интеллектуальные возможности обучаемых, уровень их развития. В зависимости от выявленного уровня «внутренних условий мышления» обучаемых разрабатывается система конкретных заданий, выводящих на обнаружение противоречия на пути движения от незнания к знанию. К таким заданиям можно отнести: вопросы, требующие объяснить то или иное явление, задания на сопоставления, сравнения и т. п.Особое значение проблемное обучение приобретает в условиях введения стандартов нового поколения. Главной задачей ФГОС является формирование УУД. Универсальные учебные действия можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Таким образом, применение проблемного обучения на уроках математики с целью формирования познавательных УУД приводит к улучшению качества знаний учащихся.

Предложенные условия использования проблемного обучения и приёмов его реализации на уроках математики позволяют повысить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся; позволяют ряд учеников перевести на более высокий уровень усвоения материала и повысить качество знаний в целом.

Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: «Знание», 1991.

Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: «Знание», 1974Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие – М.: Народное образование, 1998 г.

Е.Л.Мельникова Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!