Методы и приёмы обучения по ФГОС
- Метод — это способ совместной деятельности учителя и ученика.
- Прием — лишь составная часть метода, разовое действие, шаг реализации метода.
классификация методов обучения:
- Пассивные : когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.
- Активные - учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору
учитель = ученик.
- Интерактивные — наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом:
учитель = ученик = ученик.
В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных
Кейс-метод . Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений)
Метод развития критического мышления — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления .
Здоровьесберегающие технологии
Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
· соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
· рациональная плотность урока должно составлять не менее 60% и не более 75-80%;
· четкая организация учебного труда;
· строгая дозировка учебной нагрузки;
· смена видов деятельности;
· построение урока с учетом работоспособности учащихся;
· индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
· формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
Проведение физминуток и динамических пауз
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии
Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
Исследовательский метод :
учитель формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.
Основные методические приемы развития критического мышления 1. Прием «Кластер» 2. Учебно- мозговой штурм 4. Интеллектуальная разминка 5. Эссе 6. Приём «Корзина идей» 7. Метод контрольных вопросов 8. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…» 9. Да - нет
Выбор метода зависит от многих условий:
-цели обучения; -уровня подготовленности учащихся; -возраста учащихся; -времени, отведенного на изучение материала; -оснащенности школы; -теоретической и практической подготовленности учителя.
Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.