Селюн Светлана Анатольевна, учитель химии
ГУО «Любанская средняя школа Вилейского района»
Методы и приемы, направленные на повышение интереса учащихся к изучению точных наук (химии)
Основная задача средней школы – формирование всесторонне развитой личности. Главная функция – это создание условий для становления активной и самостоятельной, ответственной творческой личности, способной на основе собственного опыта, культуры и ценностей вырабатывать собственные способы самореализации в жизни и деятельности. Центральной фигурой образовательного процесса является ученик как личность. Все остальные участники педагогического процесса создают условия для становления его личности, обеспечивают его развитие с учетом природных предпосылок, стремлений, индивидуальных склонностей и способностей.
У художника есть краски, у музыканта – звуки, у писателя – слова, у актера – жесты, взгляд, мимика. У учителя есть все эти средства. Нужно только уметь ими пользоваться.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформированы потребности в знаниях. Нет интереса к учению. Мне тоже на своем опыте пришлось в этом убедиться. Поэтому повышение интереса к изучению химии, развитие творческих способностей является одной из наиболее актуальных задач. Я поставила перед собой задачу: изменить отношение старшеклассников к химии, увлечь их предметом, научить ребят учиться, вооружить детей умениями и навыками работать с книгой, с иными источниками информации. Сформировать навыки работать самостоятельно и добывать знания не только в процессе обучения в школе, но и за ее порогом. Развивать творческие способности детей.
Учитель ищет и собирает всю жизнь. Чем богаче у учителя арсенал методических средств, тем шире возможность использования различных приемов и методов, тем интереснее и увлекательнее его урок.
Я на уроках стараюсь создать условия для удовлетворения таких потребностей, что бы учащиеся с интересом включались в работу.
Новые знания лучше воспринимаются тогда, когда учащиеся хорошо понимают стоящие перед ними задачи и проявляют интерес к предстоящей работе. Постановка целей и задач всегда учитывает потребность учащихся к проявлению самостоятельности; стремлению к самоутверждению, жажде познания нового.
Если проследить исторический путь химической науки, то можно убедиться, что в ее развитии огромная роль принадлежит исследованию и эксперименту. Исследовательские подходы в известной мере универсальны. Поэтому, в какой бы области знаний ни специализировался после окончания школы выпускник, навыки исследовательской деятельности пригодятся ему в дальнейшей работе.
Для этого на уроках химии учащиеся выполняют лабораторные опыты и практические работы, где наглядно видят сами вещества, взаимодействия и признаки прохождения химических реакций.
Следующий этап развития исследовательских умений – исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность моделирует процесс научного познания. Учащиеся под руководством учителя ставят проблему, изучают различные источники информации методики проведения эксперимента. Накапливают собственный материал, анализируют и обобщают его, делают выводы.
Мы с учащимися являемся активными участниками конкурса исследовательских работ по химии. Ребята получают дипломы на районном этапе и являются участниками областного этапа конкурса исследовательских работ.
Химия – один из сложных образовательных предметов. Для овладения учебным курсом химии необходим развитый мыслительный процесс. Наиболее часто на уроках применяю умения анализировать учебный материал, сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи. Такие задания направлены на развитие внимания, воображения, памяти, мышления. Чтобы успешно развивать внимание учащихся необходимо: замечать все наиболее типичное, характерное в данном химическом объекте, замечать, что изменилось в химических реакциях и процессах с момента их протекания.
Аналогия на влияние природы реагирующих веществ. Люди бывают разных характеров, разных темпераментов и от этого зависит скорость их работы, скорость сближения с другими людьми. Так и вещества имеют свои «характеры» и это влияет на скорость химических реакций.
Аналогия на влияние температуры. При повышении температуры повышается скорость движения молекул, поэтому они чаще сталкиваются и реагируют. Это похоже на дискотеку, где все двигаются, танцуют и поэтому легче познакомиться, чем, например, на собрании, где все сидят на своих местах.
Аналогия на влияние концентрации. Чем больше вещества в единице объема, тем больше столкновений между молекулами и выше скорость реакции. Это похоже на большой супермаркет, где много товара и много покупателей.
В химии, много уроков, связанных с решением задач. Учу ребят решать задачи по алгоритму и самим его составлять. Например, в 8 классе задачи по теме Растворы» учащиеся решают по алгоритму. Даже в слабых классах виден неплохой результат. Особое внимание уделяю решению качественных задач, где ребята учатся мыслить и применять знания на практике.
Результатом работы являются: понимание, распознавание и объяснение химических веществ, реакций в обыденной жизни, прочные знания по предмету. Также участие в олимпиадах по химии, конкурсах исследовательских работ, успешная сдача ЦТ.
Обучение – как лечение. Нет единого готового рецепта. Учитель, будь солнцем, излучающий человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании своих учеников, но и в душах и сердцах!
Чтобы быть хорошим учителем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Учителям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую.
Список используемых источников
Гребер. В. Г. Интерес к уроку химии надо заслужить. А как? / Г. В. Гребер // Газета «Химия» приложение к 1 сентября М.: Просвещение. – 2004. № 7. – с. 28 – 36
Исаев. Д. С. Об использовании дидактических игр / Д. С. Исаев // Химия в школе. – 2002. - № 1. – с. 31 – 39
Маневич. Н. в. Некоторые приемы повышения интереса учащихся к учебной деятельности / Н. В. Маневич // Химия: праблемы выкладання. – 2002. - № 5. – с. 191 - 205