СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и формы оценивания в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Своим опытом по теме "Методы и формы оценивания в начальной школе" я поделилась с коллегами на заседании ШМО учителей начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Методы и формы оценивания в начальной школе»

Методы и формы оценивания:


Процесс оценивания деятельности учащихся является важной составляющей образовательного процесса. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли обучающихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании. Цель оценивания – улучшать качество учения. От правильного оценивания зависит отношение ученика к изучаемому предмету, взаимоотношения между учеником и учителем, между учениками внутри группы. Правильное оценивание - залог успешной работы, как ученика, так и учителя.

На начальной ступени обучения учителями используются разнообразные методы оценивания:

-наблюдение за деятельностью учащихся или их продвижением;

-оценка процесса выполнения учащимися различного рода творческих заданий, выполняемых обучающимися как индивидуально, так и в парах, группах;

-тестирование (для оценки продвижения в освоении системы предметных знаний);

-оценка открытых ответов, даваемых учеником в свободной форме – как устных, так и письменных;

-оценка закрытых или частично закрытых ответов (задания с выбором ответов, задания с коротким свободным ответом);

-оценка результатов рефлексии учащихся (листы самоанализа, листы достижений, дневники учащихся и др.)

. За задачи, решённые при изучении новой темы, текущая отметка ставится только по желанию ученикаЗа каждую задачу проверочной, контрольной работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право выполнить работу  еще раз с целью повышения отметки.

. Оценка предметных результатов ученика начальной школы производится на основе трёх уровней успешности: максимального, программного и базового. Программный уровень имеет две ступени – повышенный и просто программный. Предметные результаты обучающихся, не достигшие базового уровня, характеризуются как ниже необходимого/базового уровня. Все уровни оцениваются по пятибалльной шкале отметки.

 Как учитель начальной школы в своей работе использую три вида оценивания: 

-стартовую диагностику

-текущее оценивание( тесно связанное с процессом обучения)

- итоговое оценивание.

Новый стандарт ставит перед учителем и обучающимися новые требования. Обучающиеся начальной школы учатся оценивать себя, свои успехи в учёбе, анализируют новую информацию, оценивают не только свои результаты учёбы, но и работу одноклассников

Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. 

Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «листов учебных достижений».

В своей работе я использую критериальные модели оценивания: самооценивание, взаимооценивание, рефлексию.

Начиная с января 1 класса, ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно или не совсем верно? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

Наиболее простым инструментом считаю знакомую многим методику цветовых дорожек или светофора.

Цветовые дорожки позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трёх цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой. Красный цвет – это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно, жёлтый – неуверенности: я не совсем в этом разобрался, зелёный – благополучия: мне всё ясно, я с этим справлюсь. Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.

Светофор, другой вариант той же методики, даёт возможность посылать учителю сигналы в реальном времени, по ходу урока. У детей для этого есть три карточки тех же трёх цветов. Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, жёлтую или зелёную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача. Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли ожидаемые результаты, реализованы ли цели урока.

Также я использую знаки «+» и «-« для оценки согласия или несогласия с решением одноклассника.

Начиная с 1 класса использую Линейку Цукермана. После выполнения самостоятельной работы ученики оценивают свой результат по пятиуровневой шкале. Вместе с учителем класс договаривается о том, по каким критериям будет оцениваться работа. Например, на этот раз это три критерия: правильность, аккуратность, и оформление работы.

На полях тетради ученики чертят три отрезка – линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. Дети ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы. Каждая линеечка помечается буквой «П», «А» или «О»: П – правильность, А – аккуратность, О – оформление работы.

В начальной школе дети очень любят оценивать себя. Поэтому вместе с детьми разрабатываем критерии к разным видам деятельности. Мои второклассники имеют лист самооценки (возможны разные варианты), который мы заполняем при работе дома и на уроке:


Критерии для самоанализа деятельности ученика на уроке и дома

Критерии оценки

На сколько баллов я оцениваю свою работу (от 1 до 5)

Оценка учителя

1. готовясь к уроку дома, я поработал на …



2. я выучил (повторил) необходимую лексику, грамматику на …



3. я выполнил письменное задание на …



4. я работал со словарём на …



5. я использовал дополнительный материал на …



6. я подготовил устное задание на …



7. моё участие в работе на уроке можно оценить на …



8. моя реальная отметка за урок



9. какую отметку в журнал я бы сам себе поставил …



Что я могу сделать, чтобы улучшить свой результат:

1. быть внимательнее на уроке



2. активнее работать на уроке



3. сразу просить объяснить то, что непонятно



4. получить консультацию учителя



5. воспользоваться помощью товарищей



6. увеличить количество времени на подготовку к уроку дома



7. другое





Следующий лист оценивания использую на разных этапах урока по математике. На листе указаны задания, которые взяты под контроль.


Например, Лист оценивания работы обучающегося на уроке математики по теме «Сложение и вычитание. Письменные вычисления» 2 класс.


Задание

Правильность выполнения

Оценка

о выполнении

(+, –)

Вычисли

№ 4 с.18







«Реши задачу»

№ 2 с.18

Кр. запись

Решение

Ответ






Оцени свою работу. Отметь нужное место на линейке знаком x.



0 1 2 3 4 5

На уроках русского языка часто использую листы самооценивания для проверки усвоения знаний как пройденного, так и нового материала.

Тема «Правописание безударных гласных»


Ф.И.

Задание по русскому языку

Проверяемое

Проверочное

ед.ч. или мн. ч.

уменьш. – ласкательное

Другое однокоренное

Ст…ной




Л..сичка




Л…сной




Тр…ва




Сл…ва




Оценка работы

обучающегося

«+» - всё правильно

«+-» - есть ошибки, но сам исправил

«-» - не выполнил задание


Оценка учителя


Также прием самооценки применяю при работе с тестами на разных уроках. Выполненные тесты мои ученики проверяют сами по слайдам-ответам. Сами выставляют себе количество баллов, а потом я беру тетради на проверку и сравниваю оценку ученика со своей оценкой.

Использовать самооценку можно и во внеурочной деятельности.


Лист самооценки творческого дела

Ф.И. ученик ___________________



Необыкновенный результат, его будет сложно повторить



Очень доволен, так как результат отличается от обычного



Доволен, похоже на то, что делаю обычно



Цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе




Практикую на своих уроках парное взаимооценивание, так называемая взаимопроверка.


Лист взаимооценки выразительного чтения


Критерии чтения

Я как исполнитель

Мнение слушателя

Названы автор и заглавие произведения



Передано настроение автора и героя



Голосом выделены ключевые слова каждой смысловой части



Соблюдены паузы внутри и в конце высказываний



Выбран необходимый темп чтения



Текст прочитан с необходимой громкостью



Удачно нарисован голосом словесный образ….



Слушателям понятно то, о чём было прочитано




Начиная с 3 класса использую критерии оценивания и при групповой работе. Учащиеся оценивают себя и друг друга при  выполнении задания по весу участия каждого в групповой работе.

Лист оценивания на уроке технологии

Название группы ______________________________

Фамилия и имя ___________________________________

Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

Все ли члены группы принимали участие в работе?

А. Да, все работали одинаково.

Б. Нет, работал только один.

В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

А. Работали дружно, ссор не было.

Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

Тебе нравится результат работы группы?

А. Да, все получилось хорошо.

Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

В. Нет, не нравится.


Лист оценки работы в группе над проектом

По каждому пункту ученикам предлагается выставить баллы от 0 до 5.


Критерии самооценки


1

Мы тщательно изучили тему проекта







2

Мы ознакомились с критериями оценивания проектной работы







3

Мы распределили обязанности участников проекта







4

Мы провели исследование по теме проекта







5

Каждый участник команды участвовал в сборе информации







6

Мы умеем работать в группе







7

Мы подобрали необходимый изобразительный и музыкальный ряд для презентации проекта 







8

Мы правильно распределили время работы над проектом







9

Мы научились анализировать свои действия







10

Мы научились представлять результаты своего труда







11

Мы научились создавать презентации для представления проекта







12

Мы умеем употреблять в речи изученную лексику по теме проекта







13

Мы умеем работать с информационными ресурсами в сети Интернет







14

Мы научились защищать свой проект перед аудиторией








Всего:







В процессе работы учащиеся пытаются оценить качество своего проекта, сверяясь с критериями и получая комментарии от учителя. Ученик видит, где он не достиг нужного результата и корректирует свою деятельность. Конечно, учащиеся не всегда объективны, поэтому отметки учителя и учеников могут отличаться.

В начальной школе дети очень любят участвовать в оценке других детей. Я систематически применяю критериальные оценки, так как они дают возможность предусмотреть заранее все аспекты работы ученика, дают возможность самому ученику правильно построить свою работу, работать на результат. В любой момент ученик может улучшить свои достижения.Зная заранее критерии оценивания, ученики более осознанно подходят к выполнению заданий и объективно оценивают свои собственные  достижения, а также достижения своих  одноклассников.

В конце урока обучающиеся проводят самооценку собственной деятельности или так называемую рефлексию. Каждый отмечает для себя уровень сложности материала, свою активность на уроке и свой личностный рост. Я использую следующие варианты рефлексивных заданий:

1. Наш урок (мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать...

  • Мне больше всего удалось...

  • А особенно удалось...

  • Что я получил от этого урока, мероприятия?

  • За что ты можешь себя похвалить?

  • За что ты можешь похвалить одноклассников?

2. Мои достижения на уроке...

Сегодня на уроке я (мне):

  • научился...

  • было интересно...

  • было трудно...

  • мои ощущения...


3. Урок привлек меня тем ...

  • Показался интересным...

  • взволновал...

  • заставил задуматься...

  • навел меня на размышления...


4. «Состояние моей души».

Ребенок рисует изображение человечка на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.





Д



Г

Комфортно


В

Уверен в своих силах


Б

Хорошо



А

Плохо





Крайне скверно


Методами, служащими для цели получения интегральных оценок, являются также портфолио, выставки и презентации крупных целостных, законченных работ, отражающих результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени, и требующие для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельности от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня освоения формальной системы знаний.

Используемые средства, формы, виды и методы оценивания образовательных результатов обеспечивают самое главное – комплексную оценку результатов. Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Причем, оценки и отметки нужны не сами по себе, а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученикам в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!