СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы , формы, средства организации деятельности обучающихся с нарушением зрения на уроках музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Незрячие и слабовидящие дети обладают огромными компенсаторными возможностями, которые реализуются в условиях специального обучения. Выбор  форм, методов и средств обучения слепых и слабовидящих детей напрямую зависят от глубины зрительного дефекта. Следовательно при выборе учитываются характер и структура дефекта, возраст, в котором он возник, уровень и потенциальные возможности психического развития, разнообразные осложняющие развитие ребенка нарушения функций. Коррекционная направленность методов обучения определяется набором специальных  приемов и сочетанием их с общедидактическими методами и приемами .  

Просмотр содержимого документа
«Методы , формы, средства организации деятельности обучающихся с нарушением зрения на уроках музыки»

Методы , формы, средства организации деятельности
обучающихся с нарушением зрения на уроках музыки


Незрячие и слабовидящие дети обладают огромными компенсаторными возможностями, которые реализуются в условиях специального обучения. Выбор  форм, методов и средств обучения слепых и слабовидящих детей напрямую зависят от глубины зрительного дефекта. Следовательно при выборе учитываются характер и структура дефекта, возраст, в котором он возник, уровень и потенциальные возможности психического развития, разнообразные осложняющие развитие ребенка нарушения функций. Коррекционная направленность методов обучения определяется набором специальных приемов и сочетанием их с общедидактическими методами и приемами .  
В нашей школе  обучаются  дети с нарушением зрения. К ним относятся слабовидящие, тотально слепые, незрячие со светоощущением, незрячие с остаточным зрением. Слепые и слабовидящие дети сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. Так, обучающийся со светоощущением имеет зрительные ощущения    с неправильной проекцией (не может правильно определять направление света), это не дает ему возможности использовать светоощущение при самостоятельной ориентировке в пространстве. У незрячих обучающихся снижены скорость и точность восприятия, недостаточно сформированы полнота и целостность образов, возникают трудности в формировании и оперировании понятиями, трудности в концентрации внимания. У данной подгруппы в качестве ведущей учебно-познавательной ориентировочной деятельности выступает осязательное и слуховое восприятие.  Существуют разные определения метода обучения. По основному содержанию, метод обучения — это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и обучающихся, направленные на достижение целей образования с учетом состояния здоровья.

В современной дидактике существуют различные точки зрения на классификацию методов обучения:

  • по источнику знаний (словесный, практический, наглядный, работа с книгой, видеометод);

  • по назначению (приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков);

  • по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский, игровой);

  • по дидактическим целям (методы, способствующие первичному усвоению материала, закреплению и совершенствованию приобретенных знаний).

Методы обучения музыке детей с нарушением зрения имеют свою специфику. В тифлопедагогике используются как общие методы обучения, так и специальные, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей. Необходимость применения общих и специальных методов определяется характером и спецификой познавательной деятельности детей. 

Классификация по Ю.К. Бабанскому рассматривает в единстве методов обучения– это словесные, наглядные и практические, репродуктивные, объяснительно – иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные, коррекционные и другие методы обучения, которые традиционно вошли в мою практику. Охарактеризую некоторые методы обучения и специфику их применения.

Словесные методы обучения являются основными и широко применяются в работе с детьми, у которых нарушено зрение. К ним относятся: беседа, рассказ, работа с учебником, печатными текстами и иллюстрациями, письменные и устные самостоятельные работы, видеоуроки, «говорящие» книги, школьные лекции. Пояснения, уточнения помогают детям лучше осознать содержание и выразительные особенности музыкального произведения, так как они дают им информацию об окружающем мире, словесно характеризуя эмоциональные отношения. Беседа как важный источник получения знаний предусматривает целенаправленный подбор вопросов, адресующихся главным образом к мыслительной деятельности обучающихся. В беседах рассматриваются причинно-следственные связи, логико-дидактические основы изучаемого материала, обобщение полученных знаний. На уроках я слежу за тем, насколько правильно обучающиеся пользуются словом, приемами доказательного мышления, терминологией, усвоены ли основные выводы, законы, правила, умеют ли они применять приемы образной речи. Беседы бывают: вводные, заключительные, индивидуальные, групповые, с целью проверить усвоение учебного материала и поисковые.
При обучении музыке в школе для обучающихся с нарушением зрения словесные методы позволяют не просто передавать художественную информацию, но и определенным образом эмоционально настраивать ребенка, создавать атмосферу сопереживания, сочувствия тем настроениям, мыслям, которые выражены в музыкальных произведениях, вызывая отклик, интерес к явлениям, событиям или героям, которым посвящена музыка. Среди словесных методов использую методы сообщения и закрепления знаний о музыке, о ее специфических особенностях, о средствах музыкальной выразительности, например о том, что музыка может звучать в разном темпе (быстро, медленно, очень быстро, очень медленно), в разных регистрах (высоком, среднем, низком) и т. д. С этой целью применяются беседа о музыке, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы и др. Рассказ, объяснение помогают мне донести до детей новую информацию. Рассказ, беседа должны по возможности сочетаться с наглядностью, то есть показом иллюстраций, звучанием музыкальных фрагментов.

Наглядные методы. Наглядность в обучении лиц с нарушением зрения является специфическим средством развития их познавательных возможностей и эстетического воспитания, служит источником новых знаний и формирования представлений об окружающем мире. В своей работе наглядным методам я уделяю особое внимание. Они способствуют обогащению сенсорного опыта путем развития приемов и способов восприятия, развития наблюдательности, формирования образов памяти у обучающихся. На уроках музыки в школе слабовидящих применяются те же виды наглядности, что и в школе для детей, не имеющих нарушений зрения. Наглядные пособия, применяемые на уроках музыки в школе вообще и в классах слепых и слабовидящих с частности, согласно концепции Т. А. Ильиной, подразделяются на: 1) естественную наглядность (предметы объективной реальности); 2) объёмную наглядность (макеты, фигуры); 3) изобразительную наглядность (картины, фотографии, рисунки); 4) звуковую наглядность (аудиозаписи); 5) символическую и графическую наглядность (схемы);
6) внутреннюю наглядность (образы, создаваемые речью учителя). В массовой школе наиболее распространенным методом наглядности является демонстрация, обеспечивающая возможность организации фронтальных занятий. В школах для слепых и слабовидящих такой метод имеет значительные ограничения, обусловленные тем, что обучающиеся не могут дистантно, целостно и одновременно наблюдать многие демонстрируемые предметы, процессы и явления. Они вынуждены длительно рассматривать предметы. Поэтому в школах для слепых и слабовидящих широко используется разнообразный раздаточный материал, позволяющий каждому школьнику самому определить время и оптимальное расстояние от глаз для рассматривания изображения. Наглядный материал должен быть доступным, убедительным, понятным для воспринимающего. Применение наглядности расширяет возможности познания. При этом качество его значительно улучшается, если в восприятии участвует максимальное количество органов чувств. Наглядный метод предполагает воздействие на все органы чувств - слух, зрение и др. Так, применяется наглядно-слуховой метод, основанный на исполнении самим педагогом (или с помощью технических средств) музыкального произведения или отдельных его фрагментов для лучшего восприятия и запоминания детьми, а также с целью акцентирования внимания на некоторых выразительных особенностях произведения (например, изменениях темпа, ритма, т. д.). Эффективно использование разнообразной зрительной наглядности: карточек, рисунков, фотографий композиторов, музыкальных инструментов, игрушек, различных атрибутов. Показ наглядных демонстрационных материалов должен подкрепляться речевым воздействием. Слово, поясняющее особенности музыкального искусства, сопровождающееся наглядностью, способствует осознанию смысла воспринимаемой музыки, адекватному восприятию.
В целом, работа с наглядностью определяется индивидуальными особенностями слепых и слабовидящих обучающихся. Например, у слабовидящих школьников гораздо чаще встречаются недоразвитие фонематического и речевого слуха, дефекты произношения. В связи с этим особое значение при обучении приобретает звуковая наглядность: чёткое произношение слов песни, выразительное чтение (декламация) стихов, подбор ярких образов и примеров. Виды зрительной наглядности при обучении музыке слабовидящих разнообразны: портреты композиторов, картины, рисунки, репродукции, слайды презентаций, видео - и аудиозаписи. Огромное значение придается использованию натуральных наглядных пособий для формирования у обучающихся с нарушениями зрения бисенсорного (зрительно-осязательного или осязательно-слухового) и полисенсорного (с использованием всех анализаторов) восприятия изучаемого материала. Через натуральную наглядность с помощью сохранных органов чувств, слепые и слабовидящие обучающиеся получают максимально полную информацию о различных музыкальных инструментах. На своих уроках я использую настоящие (реальные) музыкальные инструменты (в натуральную величину), как барабаны, гитары, балалайки, скрипка, фортепиано, синтезатор, труба, дудочки . Шумовые музыкальные инструменты: маракасы, деревянные ложки, треугольники, колокольчики, трещетки, бубенцы, бубны, румба. Также изготавливаю наглядные пособия для индивидуальной и фронтальной работы. (средний размер рисунков, предназначенных для индивидуального пользования слабовидящими школьниками, должен быть 27х18 см, а время рассматривания их – 2-4 минуты).
Использование наглядности имеет значение и для обучения слепых детей. Полное отсутствие зрения сужает чувственную основу познания внешнего мира и вызывает необходимость полного использования сохранных анализаторов. На уроках осуществляется коррекция зрительного восприятия : дети учатся не просто смотреть, а «видеть»: выделять признаки, отделять главное от второстепенного, устанавливать причинно-следственные связи. Для этого применяются специальные средства наглядности. Например, рельефнографические пособия.
На уроках музыки можно использовать и пособия, которые повышают мотивацию к обучению: например, смайлики. Они могут использоваться как на основном этапе урока для определения характера музыкального произведения (веселая или грустная музыка, светлая или темная окраска звучания), так и на этапе рефлексии. В качестве наглядного пособия можно использовать и простые геометрические фигуры: круг и треугольник, для того чтобы слепые и слабовидящие обучающиеся определили музыкальную форму произведения (круг - рондо, треугольник - трехчастная форма) Объемная, изобразительная, символическая наглядность должна соответствовать определенным тифлопедагогическим требованиям.

Практические методы формируют практические умения и навыки, имеют высокую эффективность.
Они эффективны в случае освоения детьми способов музыкальных действий, например навыков пения, движения под музыку, приемов игры на музыкальных инструментах и др. Упражнения являются основным методом закрепления полученных знаний и выработки определенных умений и навыков, связанных с различными видами музыкальной деятельности. Они очень разнообразны и могут решать самые разные задачи. Существует целая система разнообразных ритмических упражнений, цель которых – развитие движений под музыку. Слушая энергичную, ритмичную музыку, обучающийся воспринимает ее общее настроение в связи с определенным характером движения. Разнообразные двигательные упражнения под музыку позволяют почувствовать ее характер и те изменения, которые происходят в процессе звучания произведения. Огромную роль играют ритмические упражнения, благодаря которым формируются двигательный самоконтроль, произвольность внимания, навык ориентировки в пространстве, координация движений. Отбор упражнений и их использование в работе с детьми осуществляются в соответствии с задачами обучения и опять же, с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

Применение словесных, наглядных, практических методов может носить репродуктивный и проблемно-поисковый характер. При этом один и тот же метод, в частности беседа о музыке, может использоваться и как репродуктивный – в случае, если от ребенка требуется лишь воспроизведение воспринятого материала, и как проблемный – если педагог ставит перед ребенком задачу поискового характера (например, на основе полученной информации сделать самостоятельный вывод о тех средствах выразительности, к которым обратился композитор при создании музыкального произведения). Репродуктивные методы способствуют развитию необходимых практических навыков в разных видах музыкальной деятельности: навыков восприятия музыки, пения, движений под музыку, игре на музыкальных инструментах. Эти методы основаны на показе, подражании образцу педагога. отличаются от объяснительно‐ иллюстративных наличием объяснения знаний, запоминания их обучающимися и последующим воспроизведением их. Прочность усвоения достигается многократным повторением.
Наряду с репродуктивными методами применяются методы проблемного обучения, или проблемно- поисковые. Их основная цель – развить у детей навыки творческой музыкально - познавательной деятельности. Эти методы способствуют развитию гибкости музыкального мышления, творческого воображения, что несомненно имеет большое значение при восприятии музыки и включении детей в разнообразную музыкально – эстетическую деятельность. Проблемно- поисковые методы помогают развивать музыкально- творческие способности детей, реализовать их потребности, связанные с различными видами музыкальной деятельности, направляют их на поиск тех средств музыкальной выразительности, которые наиболее соответствуют поставленной задаче и позволяют передавать художественный образ при исполнении песенных импровизаций, собственных танцевальных композиций, при музицировании на детских музыкальных инструментах.
Методом стимулирования музыкальной деятельности является игра. Она служит прекрасным средством активизации процессов непроизвольного запоминания у детей, повышения их интереса к окружающему миру, к разнообразным видам музыкальной деятельности. Развивающие игры создают ситуацию для развития творческой стороны интеллекта и широко применяются в обучении, как младших, так и старших школьников. Игра готовит ребенка к социализации в жизни.

Специальные методы музыкального воспитания и обучения

Наряду с общедидактическими методами в педагогике музыкального образования существуют и специальные методы обучения.

К группе методов, определяемых спецификой музыкального искусства, известные педагоги-музыканты относили и относят:

метод наблюдения за музыкой (а не обучения ей), метод не навязывать музыку, а убеждать ею, не развлекать, а радовать, метод импровизации (Б. В. Асафьев);

-метод сопереживания (Н.А. Ветлугина);

-методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному, размышления о музыке, эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский и Э.Б. Абдуллин);

-метод развития стилеразличения у подростков (Ю. Б.Алиев);

- метод музыкального собеседования (Л.А. Безбородова);

-метод интонационно-стилевого постижения музыки и моделирования художественно-творческого процесса (Е.Д. Критская и Л.В. Школяр).

Все методы музыкального образования направлены на развитие художественного мышления школьников и адекватны эстетической сущности музыкального искусства, а также целям и задачам музыкального воспитания.

Перечисленные методы обучения школьников музыке обладают общим свойством - все они предназначены для охвата различных видов музыкальной деятельности в создаваемых учителем целесообразных педагогических условиях, наиболее эффективных для вовлечения детей в процесс творчества. При этом данные методы могут применяться как в организации урока, выступающего своеобразным "художественным произведением" учителя и обучающихся, так и в организации коллективного творческого дела во внеклассной работе.

Следующие методы дополняют список методов работы по организации музыкально творческой деятельности обучающихся:

Метод создания художественного контекста (автор - Л. В. Горюнова) Этот метод предполагает своеобразный "выход" за пределы музыки в другие виды искусства, литературу, историю, а также обращение к конкретным жизненным ситуациям.
Метод "забегания" вперёд и "возвращения" к уже пройденному материалу направлен на формирование у детей целостного представления о музыке, метод размышления, рассуждения о музыке (автор - Д. Б. Кабалевский), метод музыкального обобщения (автор - Э. Б. Абдуллин). Также необходимо указать специальные методы, относящиеся к различным видам музыкальной деятельности. Это, прежде всего, те способы обучения школьников, которые направлены на развитие разного рода умений: слушать музыку в течение длительного времени, анализировать музыкальное произведение, составлять словесный рассказ о его художественном содержании

Метод эмоциональной драматургии активизирует эмоциональное отношение учащихся к музыке, а также способствует созданию увлеченности и живого интереса к музыкальному искусству.

Для включения детей и подростков в активную и приятную для них деятельность при слушании или исполнении произведения Ю.Б. Алиев рекомендует ряд эффективных приемов, особенно полезных в музыкальном образовании младших школьников, полезных в музыкальном образовании младших школьников.

Музыкальные движения. С помощью движений детям легче «войти в образ», почувствовать музыку «всем телом», глубже проникнуться ее настроением. Поскольку места для движений в классе мало, их можно выполнять сидя или стоя возле парт; можно также предложить отдельным группам двигаться под музыку вдоль рядов парт.

Движения должны быть простыми, легко выполнимыми без специальной тренировки, ритмичными и, главное, соответствовать настроению музыки. Например, под веселую музыку - «танцевать» в воздухе кистями рук, притопывать ногами (сидя), делать элементарные танцевальные движения (стоя). Под грустную или спокойную музыку - тихо шагать (на месте) или делать плавные движения руками. Под «таинственную» музыку - изображать любопытство или испуг, желание спрятаться.

В начале учителю лучше самому показать ученикам различные «образцы движений» - так им легче импровизировать новые. Дети с удовольствием двигаются под музыку, и те произведения, которые были связаны с движением, они лучше запоминают и больше любят.

Данный методический прием создает у детей впечатление участия в исполнении музыки. Это активизирует их восприятие и очень им нравится. Для участия в игре раздаются элементарные музыкальные инструменты: палочки, звоночки, погремушки, металлические и деревянные ложки. Под звучание исполняемого в записи произведения дети негромко выполняют заданные учителем ритмы. Когда они привыкнут к такой игре, можно предложить им импровизировать ритм.

Учитель во время исполнения музыки указывает, какой именно группе пришел черед вступать со своим инструментом. Играть в оркестре следует в соответствии с настроением музыки: весело, бодро, громко, или тихо, нежно, или затаенно, со страхом.

Импровизация мелодий. Чтобы обучающиеся лучше восприняли эмоциональное содержание музыки, можно предлагать им самим импровизировать мелодию в том же настроении (на заданный текст).

Рисование картинок. После двух-трех раз повторного слушания произведения, когда оно уже будет у ребят на слуху, можно предложить им нарисовать (дома или на уроке изобразительного искусства в классе) картинку, которая возникла у них в воображении при восприятии музыки.

Чтобы дети лучше запомнили музыкальное произведение, оно должно быть повторено. Повторение можно проводить в игровой форме - викторины, концерта-загадки, концерта.

Характерным и адекватным эстетической сущности музыкального искусства является метод сопереживания. A.A. Мелик-Пашаев, определяя значимость данного метода в педагогике искусства, отмечал, что если сознательной деятельности по правилам, работе с терминами, понятиями, знаками предшествует эмоционально чувственный опыт ребенка, то и сама история искусства откроется детям не как совокупность внешних факторов и объективных взаимосвязей, а как сокровищница духовных содержаний, которые ученик воспринимает, сопереживая, находя им аналогии.

Методы обучения органически связаны и взаимообусловлены формами организации учебной деятельности обучающихся на уроке или любой другой формой обучения .
Я использую следующие формы обучения : урок, групповая ,фронтальная работа, индивидуальная, коллективная, работа в парах, внеклассная работа и др.
Основной формой обучения является урок.

Основные типы и виды уроков музыки для слепых и слабовидящих обучающихся

Тип урока музыки определяется в соответствии с его ведущей дидактической целью и индивидуальными особенностями обучающихся: урок изучения нового материала, урок закрепления, урок повторения, контрольный урок, урок коррекции.

Урок изучения нового материала связан с выявлением и усвоением основных понятий, которые приведут обучающихся к намеченной цели.
Урок закрепления направлен на личностное присвоение этих понятий или осмысление этих понятий в новом контексте содержания. Здесь обучающиеся осваивают различные способы действий, операции, ориентируясь при этом на ведущую цель.
Урок повторения направлен на сравнение полученных результатов с ведущей целью определенного периода обучения. В контрольном уроке происходит внешняя оценка (объем содержания, ведущие задачи, полученные продукты деятельности) самоконтроля и самоанализа.
Урок коррекции направлен на совершенствование, улучшение результатов деятельности. В соответствии с типом урока и особенностями ребят учитель выбирает вид урока, который позволит ему достичь запланированных результатов у максимального количества детей класса.

Виды уроков: Урок- путешествие, инсценировка, проблемный урок, экскурсия, урок-игра, контрольный урок( викторина, защита проектов, тестирование, конкурс)
При фронтальном обучении я, как учитель, управляю учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Но фронтальная работа не всегда рассчитана на учёт зрительных и интеллектуальных различий обучающихся.
При использовании групповых форм обучения , управляю учебно-познавательной деятельностью групп обучающихся ( в том числе работа в парах).
Индивидуальная работа-это самостоятельное выполнение заданий на уровне и в темпе доступном для конкретного обучающегося, с учётом его личностных особенностей. Индивидуальная работа позволяет обучающимся в нашей школе осваивать программный материал в комфортных для них условиях.

Средства обучения – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения,
используемые в условиях музыкальных занятий и уроков музыки , на следующие виды, которые я применяю на своих уроках

Технические устройства (ТСО), программное обеспечение, информационные средства (печатные и электронные издания), материальные средства.

-печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);

-электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа): сетевые образовательные ресурсы, аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay и т.п.).
В нашей школе программой не визуального доступа является JAWS for Windows американской компании Freedom Scientific, которую можно перевести как "доступ к рабочему столу без визуального контроля". Данные программы не «разговаривают», а отыскивают на экране и передают текстовую информацию на синтезатор речи или Брайлевский дисплей, являются основным инструментом для незрячих пользователей компьютерной техники. Использование программы не визуального доступа с  Брайлевским дисплеем позволяет получить тактильный доступ к текстовой информации, выводимой на экран компьютера.
-наглядные плоскостные средства (плакаты, иллюстрации настенные, магнитные доски)
-наглядные объёмные средства (фигуры, макеты)
К средствам музыкального образования и воспитания относятся также различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), педагогическая техника (речь, мимика, движения и т.д.), средства, обеспечивающие музыкальную деятельность учителя и обучающихся (настроенные музыкальные инструменты, наличие светлого, достаточно просторного помещения для музыкальных занятий, инструментов детского оркестра, нотной библиотеки).

Известные тифлопедагоги: В.З.Денискина, Л.И.Плаксина, Л.И. Солнцева отмечают, что правильная дифференцированная работа с использованием специальных методов, форм, и средств обучения, создаёт комфортные условия обучения , способствует формированию культуры учебной деятельности, информационной культуры обучающихся, помогает детям с нарушением зрения преодолеть все трудности и адаптироваться в обществе .

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 № 1897.

2. Бочкарев Л., Психология музыкальной деятельности. – Л. – М.: Институт психологии РАН, 1997.

3. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности [Текст] / М.И. Земцова; Академия педагогических наук РСФСР, Институт дефектологии. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1956.

4. Забурдяева Е., Н. Перунова Посвящение Карлу Орфу: учебное пособие по элементарному музицированию и движению– СПб.: Невская нота, 2012.

5. Зинченко В.П. Психологические основы педагогика. (Психолого – педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова): Учебное пособие / М.: Гардарики, 2002.

6. Затямина Т.А. Современный урок музыки - Москва «Глобус» 2008

7. Коваленко Б. И., Коваленко Н. Б. Тифлопедагогика.- М.: Издательство АПН РСФСР, 1962.

8. Костючек Н. С. Развитие речи учащихся школ слепых (1-4 классы)/ Н. С. Костючек. — М.: Просвещение, 1967.

9. Тупоногов, Б. К. Содержание и методы обучения детей с нарушением зрения: научнометодическое пособие [Текст] / Б. К. Тупоногов. - М. :АПКиППРО, 2005.

10. Ушинский К. Д. Собр. соч.— М.; Л., 1988.

11. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей/Под ред. А.Г. Литвака.—Л., 1981.

Интернет-ресурсы:

1. https://rudocs.exdat.com/docs/index-332400.html

2.https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2013/07/22/plasticheskoe-intonirovanie-v-usloviyakhsovremennogo-uroka

3.https://infourok.ru/priyomi-i-metodi-raboti-na-urokah-muziki-v-specialnom-korrekcionnomklasse-iv-vida-na-primere-tri-kita-v-muzike-664511.html











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!