Методы, формы организации деятельности учащихся, средства Проблема активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии, повышение мотивации к учению географии, является актуальной. И как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для обучающихся, а уроки более интересными- является одной из основополагающих проблем практически всех учителей. Эта проблема привела к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом студенте его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Термин «метод» (от греческого methodos) означает «путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату». Понятие «метод обучения» отражает: 1) способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи; 2) специфику их работы по достижению различных целей обучения. Методы обучения - это способы совместной деятельности преподавателя я и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач. Классификация: деление методов обучения на методы работы преподавателя: - Словесные методы (источником знаний является устное или печатное слово) рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой: конспектирование, составление плана текста, тезирование, цитирование, аннотирование, рецензирование, составление справки, составление формально-логической модели, составление тематического тезауруса, составление матрицы идей. - Наглядные методы -Практические методы: упражнения, лабораторные и практические работы. -Дидактическая игра Классификация методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся: - Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). - Репродуктивный метод. - Проблемный метод. - Частично-поисковый, или эвристический метод. - Исследовательский метод. Формы организации учебной деятельности: - Индивидуальная работа (работа по карточкам, работа с картой, работа у доски, заполнение таблиц, написание рефератов, докладов, работа с учебниками и т. д.). - Фронтальная работа (беседа, обсуждение, сравнение, диктант и т. д.). - Групповая форма работы (деление учебной группы на группы, которые получают либо одинаковое, либо дифференцированное задание и выполняют его совместно; количественный состав групп зависит прежде всего от величины учебной группы (примерно от трех до шести человек); при этом члены группы должны выбираться преподавателем таким образом, чтобы в каждой находились учащиеся разного уровня подготовки). Средства обучения: Идеальные: - Языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи; - Произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература); - Средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и др.), учебные компьютерные программы; - Организующая и координирующая деятельность преподавателя; - Формы учебной деятельности на занятиях; б) Материальные: - Отдельные тексты из учебников, пособий и книг, отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов; текстовой материал; - Средства наглядности (предметы, действующие макеты, экспонаты); - Технические средства обучения; лабораторное оборудование. |