СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика решения задач по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика решения задач по географии»

Акмолинская область

Буландынский район

Коммунальное государственное учреждение

"Вознесенская средняя школа" акимата Буландынского района












Факультативный курс

"Методика решения задач по географии"

в 11 классе.

























2018-2019 учебный год.


БЕКІТЕМІН: КЕЛІСЕМІН: ҚАРАЛДЫ:

УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАННО: РАССМОТРЕНО:

Директор оқу ісінің менгерушісі НА ЗАСЕДАНИИ М/О ______________ зам.директора по УВР Каулы№_________ «___»_______20__г. __________________ Протокол №_____

«___»_______20__г. от «__»_______20__г.











Название факультатива

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

Руководитель факультатива

"Методика решения задач по географии"

11

1

34

Ходаковская Виктория Юрьевна, учитель географии






















Ходаковская В.Ю. - учитель географии КГУ "Вознесенская средняя школа"

Буландынского района Акмолинской области. Образование - высшее, категория - вторая, стаж работы - 13 лет. Тема самообразования: "Формирование универсальных учебных действий на уроках в рамках ГОСО".










В данной программе представлено календарно- тематическое планирование факультативного курса " Методика решения задач по географии ". Целью изучения курса факультативных занятий «Методика решения задач по географии» является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной географии. Данный курс даёт возможность научить учащихся решению задач и заданий способствующих расширению географического кругозора. Задачи и задания, рассматриваемые в ходе изучения факультативного курса, могут быть использованы также и в ходе подготовки учащихся к олимпиадам по географии и для подготовки к ЕНТ и КТА.







Рассмотрено на МО естественно-математического цикла КГУ "Вознесенская средняя школа". Протокол №1 от 29.08.2018 г.




Год внедрения программы: 01.09.2018 г.




Пояснительная записка

Одним из важнейших требований к географическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками.

Предлагаемый факультативный курс направлен на более глубокое усвоение теоретических знаний по географии, через обучение учащихся умениям решать задачи, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике.

Целью изучения курса факультативных занятий «Методика решения задач по географии» является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной географии.

Освоение данного курса целесообразно проводить параллельно с изучением теоретического материала. На уроках географии закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения географии. Этим обусловлена актуальность подобного факультативного курса, изучение содержания которого важно для дальнейшего освоения содержания программы по географии.

Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках географии достаточно велико, поэтому введение подобного курса факультативных занятий будет дополнительной возможностью учителю более качественно организовать процесс усвоения необходимых практических умений учащимися в процессе обучения их решению разного рода географических задач.

Факультативный курс направлен на закрепление практического материала изучаемого на уроках географии, а также на отработку практических умений учащихся. Данный курс даёт возможность научить учащихся решению задач и заданий способствующих расширению географического кругозора. Задачи и задания, рассматриваемые в ходе изучения факультативного курса, могут быть использованы также и в ходе подготовки учащихся к олимпиадам по географии и для подготовки к ЕНТ и КТА.

Задачи изучения данного факультативного курса:

  • формирование систематических и прочных знаний по предмету;

  • отработка специальных практических умений решать задачи географического содержания, необходимых для более осознанного и глубокого усвоения теоретического материала;

  • расширение кругозора и общей подготовки, через включение теоретических знаний в практическую деятельность.


Структура программы.

Программа состоит из семи разделов. В каждом из них представлены разнообразные географические задачи, которые дополняют основной материал программы . Данная программа рассчитана на 1 час в неделю в 10 классе (34 часа в год). Рекомендуется распределение часов по разделам, оставляя при этом право за учителем самостоятельно в зависимости от уровня подготовленности учащихся, целеполагания, распределить его по темам.

Формы работы: практикумы; практические занятия, в том числе на местности; экскурсии; творческие проекты; мини-конференции.

 

Содержание курса

«Методика решения задач по географии».

10 класс

(34 часа)

Раздел I. Решение задач по плану и карте (12 часов).

Тема 1. Ориентирование на местности. Азимут.

Определение сторон горизонта разными способами. Решение задач на определение азимутов по плану и на местности. Использование для ориентирования транспортира, компаса.

Виртуальные путешествия по азимуту по плану местности. Схематическое изображение пути следования (прямой и обратный путь).

Решение задач на движение по азимутам.

Тема 2. Масштаб. Измерение расстояний на плане местности.

Работа с масштабом. Решение задач на отработку умения переводить масштаб из численного в именованный, и обратно. Измерение расстояний на плане местности разными способами: с помощью линейки; курвиметра; циркуля-измерителя, без проведения измерений.

Решение задач на определение масштаба плана по предложенным расстояниям на местности.

Решение задач на определение площадей по плану местности разными способами.

Тема 3. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа на плане местности.

Особенности определения абсолютной высоты и вычисления относительной высоты по плану местности. Решение задач на определение превышения высоты между отдельными точками на местности.

Изображение неровностей рельефа с помощью горизонталей и бергштрихов. Определение зависимости расстояния между горизонталями от крутизны склонов. Решение задач на определение крутизны и направления склонов.

Определение отметок горизонталей на плане. Решение задач на определение высоты сечения горизонталей на плане местности. Построение простых профилей холмов и впадин.

Тренировка умения читать рельеф по плану местности. Решение задач на определение взаимной видимости географических объектов на основе анализа топографической карты.

Тема 4.Форма и размеры Земли. Глобус – модель Земли.

Решение задач на определение радиусов и диаметра Земли, определение масштаба глобуса.

Решение задач на определение длины экватора на глобусах разного масштаба.

Определение расстояния от объектов на земной поверхности до центра Земли. Решение задач на определение изменения веса в различных местах земного шара – как способ объяснения формы Земли.

Тема 5. Условные линии на Земле.

Решение задач на определение территорий на поверхности земного шара, где бывает Солнце в зените.

Решение задач на определение продолжительности ночи и дня. Решение задач на определение полуденной высоты Солнца.

Тема 6. Градусная сетка.

Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей. Решение задач на сравнение протяжённости параллелей и меридианов на глобусе и географической карте. Решение задач на сравнение времени совершения путешествий в различных широтах, в зависимости от направления движения; по разным меридианам и параллелям.

Определение и анализ отличий расстояний на карте: с помощью масштаба, градусной сетки. Решение задач на определение искажений на различных картах.

Решение задач на определение расстояний до экватора и полюсов с учётом истинной формы планеты.

Тема 7. Географические координаты.

Определение местоположения объекта по одной координате. Решение задач на определение расстояний между пунктами по данным географических координат.

Решение задач на определение антиподов географических объектов (диаметрально противоположных объектов, расположенных на поверхности земного шара)

Тема 8. Часовые пояса.

Решение задач на определение местного и поясного времени.

Особенности пересечения линии перемены дат. Решение задач на определение времени затраченного на путешествие с запада на восток (с востока на запад), при условии пересечения 180 меридиана.

 

Раздел II. Решение задач по теме «Литосфера и рельеф Земли» (2 часа).

Тема 9. Внутреннее строение Земли .

Решение задач на определение изменения температуры при движении вглубь Земли.

Решение задач на определение глубины, при условии, что известны температуры на поверхности и на глубине.

Тема 10. Рельеф Земли.

Отработка умения характеризовать горы и равнины по типовому плану.

Решение задач на определение наклона суши по географическим картам. Определение по географическим картам особенностей форм рельефа (основных отличительных черт).

 

Раздел III. Решение задач по теме «Гидросфера Земли» (4 часа).

Тема 11. Мировой океан и его части.

Решение задач на сравнение и ранжирование географических объектов по глубине.

Решение задач на определение протяжённости береговой линии. Решение задач на определение ширины зоны затопления прибрежной полосы.

Решение задач на определение, сравнение и анализ солёности воды.

Тема 12. Воды суши.

Определение длины реки различными способами. Решение задач на определение зависимости характера реки от форм рельефа. Определение границ и площади бассейна реки по географической карте. Определение принадлежности бассейна реки к бассейну океана, бассейну внутреннего стока.

Составление описания водных объектов по карте.

Решение задач на определение скорости движения льда по предложенным данным (длине ледника, скорости его движения и т.д.).

 


Раздел IV. Решение задач по теме «Атмосфера» (2 часа).

Тема 13. Атмосфера.

Выполнение заданий на отработку умения работать с температурными показателями: построение графиков хода температур различного уровня сложности; определение средних температур; определение амплитуд. Сравнение полученных данных средних температур с данными многолетних наблюдений (на местном материале). Анализ графиков показателей метеорологических элементов.

Решение задач на определение высоты гор, при условии, что известны данные температур у подножия и на вершине. Решение задач на определение температур на различной высоте в атмосфере.

Решение задач с использованием данных атмосферного давления: определение высоты форм рельефа (использование данных разницы атмосферного давления у подножия и на вершине). Построение схемы движения ветра; решение задач на сравнение силы ветра. Анализ различных роз ветров.

Решение задач на определение относительной и абсолютной влажности. Определение влияния разных природных объектов на показатель насыщенности воздуха.

Отработка умений строить диаграммы и их анализировать. Определение годовой суммы осадков.

Решение задач на определение высоты образования облаков; построение диаграмм облачности.

Работа с климатическими картами: чтение изотерм, определение количества осадков. Простейшие приёмы работы с синоптическими картами.

 

Раздел V. Решение задач по теме «Биосфера» (2ч.)

Тема 14. Биосфера.

Определение зависимости видового состава произрастаемой растительности от характера почв (на местном материале). Механизмы приспособления растений и животных к определённым природным условиям.

Выделение компонентов природного комплекса (на местном материале), определение проявления взаимосвязи между компонентами на примере местных ПТК. Оценка изменений, происходящих под влиянием хозяйственной деятельности.

 Раздел VI. Решение задач по темам «Население Земли» и «Политическая карта мира» (4 часа).

Тема 15. Население Земли.

Построение и анализ диаграмм половозрастного состава населения. Определение естественного прироста населения и решение задач на сравнение показателей естественного прироста для разных стран.

Определение по статистическим данным тенденций изменения численности занятых в различных сферах хозяйства.

Решение задач на определение сальдо миграций.

Выполнение заданий на тренировку умения характеризовать расселение людей по территории планеты, определение плотности населения на заданной территории. Решение задач на выявление зависимости плотности населения на определённой территории от природных условий.

Тема 16. Политическая карта мира.

Решение задач на определение протяжённости границ и их анализ. Выполнение заданий на составление типологий государств (с использованием различных показателей – положению на материке или острове; по наличию выхода в Мировой океан; по количеству граничащих государств и т.д.)

Раздел VII. Решение задач по теме «Природные ресурсы и хозяйственная деятельность» (8 часов).

Тема 17. Природные ресурсы и хозяйственная деятельность.

Определение природно-ресурсного потенциала государства (территории) на основе анализа различных источников информации.

Решение задач по составлению прогнозов истощения разных видов полезных ископаемых. Составление творческих проектов, направленных на сохранение природных ресурсов.

Тема 18. Отрасли промышленности.

Составление диаграмм, схем, картосхем и таблиц по предлагаемым данным (на материале различных отраслей промышленности) и их анализ.

Решение задач на определение уровня загрязнения предприятиями различных отраслей промышленности окружающей среды. Решение задач на обоснование размещения предприятий различных отраслей промышленности на определённых территориях земной поверхности (обоснование выбора типа электростанций, возможности строительства металлургического комбината и т.д.)

Решение элементарных задач на определение импорта, экспорта продукции; рентабельности. Решение задач на зависимость размещения отраслей промышленности от наличия минерально-сырьевой базы. Решение задач на определение и анализ лесистости отдельных государств.

Составление проектов-прогнозов по использованию местных природных ресурсов и развитию отраслей промышленности (на краеведческом материале).

Тема 19. Сельское хозяйство.

Решение задач на определение динамики мирового сбора сельскохозяйственных культур.

Выполнение мини-проекта по проектированию отраслевой структуры пригородного сельского хозяйства (на местном материале).

Тема 20. Транспорт.

Определение по карте зависимости между уровнем экономического развития страны и степенью развития в ней транспортной системы.

Решение задач на прокладывание кратчайших путей между отдельными пунктами и обоснование использования определённых видов транспорта (с учётом особенности перевозимых грузов).


Ожидаемые результаты.


В результате изучения курса у учащихся будут сформированы представления о практической значимости географических знаний; расширены и углублены теоретические знания учащихся, за счёт обогащения их конкретными данными, полученными собственными усилиями.

Кроме того учащиеся научатся алгоритм выполнения любого практического задания, объяснять получаемые результаты, что позволит им за счёт установления причинно-следственных связей работать над формированием и совершенствованием логического мышления.

Изучение данного курса позволит усилить мотивацию к приобретению разносторонних знаний и стимулировать познавательный интерес к предмету география, через использование разного рода самостоятельных, творческих и нестандартных заданий.

Учащиеся овладеют специальными умениями: анализировать, описывать, проводить различные измерения, собирать данные, использовать различные приборы, составлять разного рода графики, схемы, диаграммы.









Календарно- тематическое планирование элективного курса

« Методика решения задач по географии»


Наименование разделов и тем курса

Всего часов

Сроки

Корректировка

Раздел I. Решение задач по плану и карте.


1

Ориентирование на местности. Азимут.

2



2

Масштаб. Измерение расстояний на плане местности

2



3

Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа на плане местности.

2



4

Форма и размеры Земли. Глобус – модель Земли.

1



5

Условные линии на Земле.

1



6

Градусная сетка.

1



7

Географические координаты.

2



8

Часовые пояса.

1



Раздел II. Решение задач по теме «Литосфера и рельеф Земли»


9

Внутреннее строение Земли.

1



10

Рельеф Земли.

1



Раздел III. Решение задач по теме «Гидросфера Земли»


11

Мировой океан и его части.

2



12

Воды суши

2



Раздел IV. Решение задач по теме «Атмосфера»


13

Атмосфера.

2



Раздел V. Решение задач по теме «Биосфера» (2ч.)


14

Биосфера.


2



Раздел VI. Решение задач по темам «Население Земли» и «Политическая карта мира»

15

Население Земли.


2



16.

Политическая карта мира.

2



Раздел VII. Решение задач по теме «Природные ресурсы и хозяйственная деятельность»

17

Природные ресурсы и хозяйственная деятельность

2



18

Отрасли промышленности

2



19

Сельское хозяйство.

2



20

Транспорт.

2





34

















































Литература.

1.    Олимпиады по географии. 6-11кл. Метод. пособие/ Под ред. О.А. Климановой, А.С. Наумова. – М.: Дрофа, 2002. – 208с

2.     Голов В.П. Изучение рельефа в курсе географии. Из опыта работы. – М., «Просвещение», 1973 – 144с.

3.     Гробштейн Н.Х. Занимательные вопросы по географии/ Гробштейн Н.Х.- М.; Учпедгиз, 1957 -

4.     Дёмина Л.А. Земля в вопросах, загадках, ребусах, кроссвордах/ Дёмина Л.А. - М., Мирос, 1984

5.     Добржицкий Б.С. Практические работы по физической географии в средней школе/ Добржицкий Б.С., Кондратьев Б.А. – М., Просвещение, 1980

6.     Жучкевич В.А. Вопросы и задачи по географической карте/ Жучкевич В.А.. – Минск «Вышэйшая школа» - 1972 – 88с.

7.  Петросян О.А. Сборник вопросов и заданий по географии/ Петросян О.А., Смирнова М.С.  – М., Новая школа, 1984   8.     Задачи по географии. Под ред. А. С. Наумова. – М., 1994.

9.     Картель Л.Н. Дидактические материалы по физической географии: Пособие для учителя/ Картель Л.Н.. – М. Просвещение, 1987 - 128с.

10. Клебанович, Н.В. олимпиады по географии/ Н.В. Клебанович, А.И. Зарубов, М.Н. Брилевский. – Минск: Аверсэв. 2008. – 318с.

11. Клебанович Н.В. «Использование задач при преподавании географии»,  -  География ПВ. 6/2008, 2, 3/2009.

12. Куприн А.М. Занимательная топография. Пособие для учащихся/ Куприн А.М -. М., «Просвещение», 1977 – 112с.

13. Куприн А.М. Занимательно об ориентировании: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1980. – 96с.

14. Левицкий И.Ю., Евглевская Я.В. Решение задач по географическим картам: - М.: Просвещение, 1996. – 159с.

15. Малахов Н.В. Элементы картографии в средней школе. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1972 – 144с.

16. Низовцев, В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/ В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 304с.



Утверждаю:

____________

Директор Вознесенской СШ

Абдрахманов М.Е.




Список учащихся 11 класса,

посещающих индивидуальные и групповые занятия развивающего характера

факультативного курса "Избранные вопросы географии".


№ п/п

ФИО учащегося

1

Власенко Борис Владимирович

2

Середа Олег Геннадьевич

3

Шевцов Даниил Александрович

4

Шульга Виталий Евгеньевич




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!