СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология и методика решения задач повышенного уровня ОГЭ

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

выступление на ММЦ учителей географии

Просмотр содержимого документа
«Технология и методика решения задач повышенного уровня ОГЭ»

Стажерская площадка по географии
МОБУ "Уранская СОШ"
учитель географии
Черняев И.М.


Технология и методика решения заданий повышенного уровня.


Цель: научить приёмам решения задач повышенной сложности.

Как указано в кодификаторе ОГЭ по географии, к заданиям повышенного уровня относятся 50% заданий (3, 7,11, 15-19, 23,25, 26,29, 30). Анализ результатов ОГЭ по географии показывает, что у учащихся вызывают затруднение решение именно этих заданий.

В рамках ограниченного времени сложно разобрать все задания повышенного и высокого уровня сложностей, к тому же решение данных заданий хорошо показано на интернет площадках для учителей, на видеохостингах и т.п.
Поставим перед собой задачу – разберем задания повышенного и высокого уровня сложности и выработаем алгоритм подготовки к данным заданиям.
За основу возмем Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2021 года по ГЕОГРАФИИ.

13 заданий повышенного и 2 заданий высокого уровня сложностей можно разделить на следующие категории:

Задание

АТД России

Координаты

Чтение карты (рельеф)

Экология

Логика, математика

Особенности дижения Земли в Солнечной сист.

Климатограммы

Географичекие понятия

Фактологичсекие знания

3. Расположите регионы России по степени уменьшения естественного плодородия почв на их территории. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр

+









7. Определите, какой город, являющийся столицей республики в составе Российской Федерации, имеет географические координаты 62° с.ш. 34° в.д.


+








11. На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А – В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?



+







15. Какие два из перечисленных видов хозяйственной деятельности человека способствуют предотвращению образования оврагов на склонах холмов в зоне лесостепей и степей? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны выбранные виды хозяйственной деятельности человека.




+






16. Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?


+



+





17. В каком из перечисленных населённых пунктов 22 июня в полдень по местному солнечному времени угол падения солнечных лучей будет наименьшим?






+




18. Анализ климатограммы







+



19. Последовательное расположение регионов по времени встречи Нового года

+





+




21. В каких двух из приведённых высказываний содержится информация о воспроизводстве населения? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны выбранные высказывания.








+


23. Определите величину миграционного прироста населения России в 2018 г. Ответ запишите в виде числа.





+



+


25. Расположите перечисленные города в порядке увеличения в них численности населения. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

+








+

26. Какие два из перечисленных городов являются центрами алюминиевой промышленности? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти города.









+

29. Объяснение причин географических явлений по тексту

+







+

+

30. Определите регион по его краткому описанию

+







+

+


5

2

1

1

2

2

1

4

4

Для чего эти сложности? Как известно, при длительной подготовке учащихся по примерно аналогичным или подобным материалам возможно наступление такого состоятия как окклюзия (термин, который указывает на какое-либо состояние, которое обычно открыто, а в определённый момент времени полностью закрыто). Мотивированный учащийся осознает, что данный материал он усвоил и отгораживается от процесса закрепления знаний настриаваясь на более сложные для него темы, слабомотивированные или слабоуспевающие ученики в режиме интенсивной подготовки зачастую отторгают новые знания или материал для закрепления. Изложение материала не по заданиям, а в новой логике, способствует более легкому усвоению и закреплению материала для учеников. Но учителю нужно быть внимательным. Для использования данной методики подготовки к ГИА, важно, чтобы учащиеся были знакомы со структурой КИМа по географии и примерными вопросами по каждому заданию.


Анализируя данную таблицу можно заметить, что наиболее часто встречаемыми в вопросах категориями являются: знание АТД России, географические понятие и фактологические знания. Эти категории позволяют охватить 59% вопросов повышенного и высокого уровней сложности.


Устойчивое представление о АТД России возможно только при систематическом применении на уроках, консультациях при изучении любой темы по географии карт АТД России. Использования во время закрепления, контроля знаний по географии дополнительных вопросов по АТД России. Без работы с картой научить ученика пространственному мышлению невозможно.


Многие проблемы слабо успевающих обучающихся связаны с несформированностью понятийного аппарата. Отсутствие понимания используемых понятий и терминов создает трудности понимания объяснений учителя и решения простых учебных задач. При работе со слабо подготовленными обучающимися важна постоянная и целенаправленная работа над понятиями. Необходимо обеспечить полное овладение географическими понятиями в совокупности всех признаков. Неусвоение одного-двух признаков понятий приводит к формированию ложных представлений. Школьникам с трудностями в обучении целесообразно на постоянной основе предлагать упражнения, направленные на закрепление и усвоение каждого из признаков географических понятий, чтобы был усвоен весь комплекс признаков. Не менее важно регулярно проводить систематизацию понятий, выстраивать понятийные связи: вписывать изученные понятия в более крупные системы, проводить ранжирование, выделять родовые и видовые понятия.

Еще одним элементом географической системы знаний являются связи (пространственно-временные и причинно-следственные) между ее элементами. Для слабо подготовленных обучающихся некоторые природные или региональные системы с их связями оказываются сложными для усвоения. Однако здесь также можно выделить простые связи между двумя элементами, которые доступны для усвоения этой группе школьников. Например, Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток, линия перемены дат находится на меридиане 180°, новый день на территории России раньше наступает в более восточных регионах.


Формирование фактологических знаний для обучающихся должно быть поэтапным. Первый шаг – усвоение знания первой «пятерки» городов по численности населения, площади территории, регионов – лидеров по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции и знание крупнейших центров основных отраслей промышленности Российской Федерации. Второй шаг – формирование пространственного представления о территориальном размещении объектов. Для этого повторение теоретического материала необходимо сопроводить практической работой на контурной карте. Приемы запоминания географической информации разнообразны. К общим приемам запоминания можно отнести структурирование учебного материала, приемы сосредоточения внимания, опирающиеся на использование школьниками разных видов самоконтроля, поэтапную проверку своей работы, общие приемы поиска дополнительной информации (работа с библиографическими материалами, справочниками, словарями, энциклопедиями).

Перейдем к приемам обучения работе с географической информацией. Для слабо подготовленных обучающихся работа с текстами должна постепенно усложняться: от заданий на поиск и выявление информации, представленной в явном виде, формулирования прямых выводов на основе фактов, имеющихся в тексте, к заданиям на анализ, интерпретацию и обобщение информации, формулирование логических выводов на основе содержания текста, а также к заданиям, нацеленным на формирование умений использовать информацию из текста для решения различного круга задач с привлечением ранее полученных географических знаний.


Резервом по повышению уровня географической подготовки слабых обучающихся по географии может быть использование межпредметного потенциала географии. Возможности применения этого метода в значительной степени зависят от личности, интересов и общей учебной подготовки школьников. Среди слабо успевающих обучающихся есть такие, главной причиной неуспеха которых в географии является нежелание изучать предмет, отсутствие интереса. При этом по остальным предметам эти обучающиеся могут быть более успешны. Таких школьников довольно много в старших классах, что обусловлено в первую очередь тем, что обучающиеся выбирают для подготовки к ИА другие предметы, а географией не занимаются, считая, что этот предмет им не понадобится для поступления. Резервом привлечения таких обучающихся к изучению географии является использование познавательных задач, решение которых лежит на стыке научных дисциплин, в том числе таких, к каким у конкретного обучающего есть стойкий познавательный интерес. В качестве примеров можно назвать использование математических методов в статистике, исследование флоры и фауны в изменяющихся природных условиях, изучение физической сущности происходящих в геосферах процессов, влияние изменения климата Земли на распространение инфекционных болезней, выживание в экстремальных условиях.

Продвижение обучающихся к более высокому уровню овладения географическим материалом может реализоваться только во взаимодействии, взаимном уважении обучающихся и учителей в атмосфере доброжелательности, ожидания успехов, поэтапного продвижения вперед.



Для подготовки учащихся к успешной сдече ОГЭ, в течение последних трех лет, мной подготовлены универсальные «шпаргалки» для учащихся. Шпаргалки содержат: основное содержание рассматриваемого вопроса, фактологический материал, материалы для самостоятельной работы.


Предлагаю вам рассмотреть и совместно разобрать некоторые задания.


Задание 7

Географические координаты.

Как определять географические координаты на карте? Легко!!!

  1. Определяем широту (северная или

южная?)

2. Определяем долготу (западная или восточная).


Определяем координаты точек А, В, Х,

Координаты точки А 45°с.ш. 90° в.д.

Координаты точки В 30° ю.ш. 60° з.д.

Координаты точки Х 60° с.ш. 120° з.д.

Координаты точки Y 15° ю.ш. 30° в.д.







Выполните самостоятельно задания.

  1. Задание 14

Ответ

8. Задание 14

ответ

Какой город имеет координаты 15 сш 33 вд


Какой город имеет координаты 25 юш 28 вд


Какая горная вершина (или вулкан) имеет координаты 33 юш 70 зд



Какая горная вершина (или вулкан) имеет координаты 44 сш 44 вд


  1. Задание 14

Ответ

9. Задание 14

ответ

Какой город имеет координаты 23 юш 46 зд


Какой город имеет координаты 13 юш 77 зд






Задания 17

Географические следствия движений Земли


1. В каком из пунктов, обозначенных на карте, в такой-то день Солнце раньше/позже всего поднимется над/скроется за горизонтом.

Необходимо помнить, что Солнце встает на востоке. Следовательно, чем восточнее пункт, тем Солнце там встанет раньше. Соответственно, если стоит вопрос о заходе Солнца, то будет наоборот: чем западнее пункт, тем Солнце зайдет за горизонт позже.
2. В каком из пунктов, обозначенных на карте, в такой-то день, долгота светового дня наибольшая/наименьшая.
Важно помнить о том, где находится Солнце в этот день. Еще очень важно посмотреть, а что в этот день происходит за Полярным кругом того полушария, о котором идет речь в задании (полярный день или ночь). Чем ближе пункт к полярному кругу, тем дольше день (если за полярным кругом полярный день) или короче (если в пункте полярная ночь).

Вместо карты в заданиях могут использоваться таблицы с координатами.




3. В каком из пунктов, обозначенных на карте, в такой-то день Солнце выше/ниже всего горизонта.

В день летнего солнцестояния (22 июня) Солнце в зените над северным тропиком (23,5 с.ш.). Следовательно, выше всего над горизонтом 22 июня в полдень по местному солнечному времени оно будет в том городе, который ближе всего к северному тропику.

В день зимнего солнцестояния (22 декабря) Солнце в зените над южным тропиком (23,5 с.ш.). Следовательно, выше всего над горизонтом 22 декабря в полдень по местному солнечному времени оно будет в том городе, который ближе всего к южному тропику.

21 марта, 23 сентября - Солнце выше всего над экватором. Следовательно, ниже всего оно будет в точке, наиболее удаленной от экватора.


Задание 1. В каком из перечисленных городов 22 декабря Солнце позже всего по московскому времени поднимется над горизонтом?

Шалон 2) Мюнхен 3) Кошице 4) Черновцы

Пояснение. Позже всего Солнце поднимется над горизонтом в г. Шалон, т. к. он расположен на западнее.

 Задание 2. В каком из перечисленных городов 21 марта Солнце раньше всего по московскому времени поднимется над горизонтом?

1) Санкт-Петербург

2) Москва

3) Тамбов

4) Астрахань

Пояснение. Раньше всего Солнце над горизонтом поднимется над самым восточным городом, над Астраханью (48 градусов в.д.!!!)

 

Задание 3. В каком из перечисленных городов 1 мая продолжительность светового дня будет наибольшей?

  1) Воронеж

2) Рязань

3) Уфа

4) Вологда

Пояснение. В северном полушарии в это время продолжительность дня увеличивается с юга на север. Следовательно, самый продолжительный день будет у самого северного города. Вологда, 59 градусов с.ш.



Задание 22-23

Территориальная обеспеченность ресурсами

Разные территории Земли, их обеспеченности ресурсами


I. Плотность населения = численность/площадь

население

:

площадь

Средняя плотность населения мира - 52 человек на км², 48 человек на км² с учётом Антарктиды.

Плотность населения Монако  - 18679!!! чел/км².

Плотность населения в России - 8,4 чел/км².

II. Естественный прирост = рождаемость-смертность

Еп (России)= 1942683-1912347=30336 (человек)

Еп=Р-С

 Еп=((Р-С)/Н)*1000, где ЕП — естественный прирост, Р —рождаемость (чел.), С —смертность (чел.), Н — численность населения (чел.). Расчет в промилях.

III. Общий прирост = естественный прирост + миграционный прирост

Оп=Еп+Мп Мп=Оп-Еп

IV. Миграционный прирост

Мп=П-В или Мп=И-Э

Иммиграция

Страна

Эмиграция

Прибывшие


Выбывшие




Выполните задания самостоятельно.

Задание1. Определите миграционный прирост населения России в 1994 г. Ответ запишите в виде числа.

 

Международная миграция населения в России

(человек)

 

Годы

1994

1998

2002

2006

2010

Прибыло

1 355 335

999 657

682 754

670 191

609 457

Выбыло

1 097 016

944 053

729 910

704 044

705 468


Задание2. Какое утверждение, характеризующее миграции населения в России в 2000-2010 гг., верно?

Общие итоги миграции населения в России в 2000-2010 гг. (человек)


Показатель

Число прибывших

Число выбывших

2000 г.

2010 г.

2000 г.

2010 г.

Миграция в пределах России:

2 302 999

1 910 648

2 274 854

1 910 648

внутрирегиональная

1 284 592

1 035 899

1 284 592

1 035 899

межрегиональная

1 018 407

874 749

990 262

874 749

Международная миграция

359 330

191 656

145 720

33 578

Всего:

2 662 329

2 102 304

2 420 574

1 944 226


1) В 2010 г. число прибывших в Россию из других стран было больше, чем в 2000 г.

2) В 2010 г. число переселенцев из одного региона России в другой было больше, чем в 2000 г.

3) В 2000 г. число выбывших из России в другие страны было больше, чем в 2010 г.

4) В 2000 г. число переселенцев внутри регионов России было меньше, чем в 2010 г.

Ответ:________________

2.| Определите миграционный прирост (всего) населения России в 2010 г. Ответ запишите в виде числа.


Задание 3. В каком из указанных годов превышение смертности над рождаемостью было наимень­шим?

Компоненты изменения общей численности населения РФ в 2009 – 2012 гг. (тыс.чел)

Годы

Среднегодовая численность населения

Общий прирост населения

Естественный прирост населения

2009

142 785

96,3

-248,9

2010

142 849

31,9

-239,6

2011

142 961

191,0

-129,1

2012

143 202

290,7

-4,3

  1. 2009 г.

  2. 2010 г.

  3. 2011 г.

  4. 2012 г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!