СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика работы со слабоуспевающими учащимися

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика работы со слабоуспевающими учащимися»




Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися

в начальной школе.

В современном обществе все большее значение приобретает умение учиться, формирующееся еще в детстве. Важным показателем этого умения является школьная успеваемость, которая у определенного количества детей не достигает достаточного уровня. Практика показывает, что слабая успеваемость -это многогранное явление, имеющее сложную структуру и происхождение.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:

-пропуски занятий по болезни (болезнь ослабляет ребенка, ухудшает состояние его нервной системы);

-слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

-задержка психического развития.

Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;

-педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения;

-низкая техника чтения, письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др;

-прогулы;

-стрессовая тактика педагогических воздействий;

-чрезмерная интенсификация учебного процесса;

-несоответствие методик и технологий возрастным и функциональным возможностям детей;

-нерациональная организация учебного процесса.

Кроме того, есть и другие причины, но, мне кажется, достаточно и этих.

Важно, чтобы в первую очередь классный руководитель знал, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь.

Установить конкретно причины неуспеваемости классному руководителю должны помочь родители, а также школьные узкие специалисты (врач, психолог).

К сожалению, число неуспевающих детей из года в год возрастает, так как увеличиваются факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе. Слабоуспевающие ученики, как правило, пассивны на занятиях, не стремятся получить знания, избегают трудностей. Способности этих детей не находят полной реализации, их умственное развитие совершенствуется медленнее, чем могло бы быть.

У таких детей не сформирован речевой навык, навык письма, навык учебной деятельности, да к тому же ещё добавляется новое окружение, новый учитель и т. д. Дети от нахлынувшей на них тревожности теряются, не могут верно построить ответ, допускают множество ошибок. Для слабоуспевающих ребят характерен низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий, недостатки в развитии познавательных интересов, повышенная отвлекаемость, инертность, пассивность, неустойчивое внимание.

Чаще всего, в работе с детьми из-за необходимых показателей результативности деятельности учитель делает упор на среднего и сильного ученика. Работа учителя со слабоуспевающими учениками обычно сводится к проведению индивидуальных и дополнительных занятий, путем дополнительного объяснения, многократных повторений, заучиванием правил, тем самым создается дополнительная нагрузка на ученика. Так и я попыталась построить свою работу. Но заметила, что при таком методе работы, добиться успеха невозможно. Ребенок устает, выполняет задание механически, у него порождаются негативные чувства, эмоции, закрепляется чувство неуверенности в своих возможностях.

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые «двойки», у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится «трудным» учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов.

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях.

Начальное образование является первичной ступенью обучения ребёнка. Оно даёт ему систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности. Особую актуальность приобретает разнообразие методов и приёмов, способствующих всестороннему развитию учащихся.

Можно организовывать систематическую проверку знаний и умений. Только знания о пробелах дают возможность оказывать срочную и правильную помощь. Каждый учебный модуль завершать контролем знаний на усвоение. Пробелы в знаниях учащихся ведут к потере интереса к изучаемому предмету и, конечно, к отсутствию знаний. Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях надо всех учащихся научить обращаться сразу за консультацией к учителю.

Для эффективной работы с неуспевающими детьми, каждый учитель должен :

знать психическое развитие ребёнка:

- стремиться понять и принять каждого ребёнка,

- создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке.

Анализируя свою педагогическую деятельность, я пришла к выводу, что нужно больше внимание уделить профилактике неуспеваемости.

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой.

Особенности неуспевающих учащихся:

- низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития,

- отсутствие познавательного интереса,

- не сформированы элементарные организационные навыки,

- учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения,

- нет опоры на родителей как союзников учителя,

- дети, в основном, из асоциальных семей,

- частые пропуски уроков, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта.

Таким образом, работу необходимо вести со слабоуспевающими учащимися с 1 класса. Я хочу обратить внимание на ключевые темы в 1 классе по основным предметам, которые влияют на дальнейшую учебу ребенка.

Чтение вслух – важный момент воспитания. Оно раскрепощает ребёнка, обучает его умению формулировать мысль и говорить, правильно ставить ударения; развивает речевые данные, учит культуре речи. Как показывает практика, у воспитанников, имеющих проблемы с техникой чтения, снижена успеваемость по всем предметам, трудно даются устные предметы. Для профилактики неуспеваемости, начиная с 1 класса очень хорошо помогает хоровое чтение. Мы хором читаем почти на всех уроках (небольшое стихотворение или текст или правило - это дает возможность отдохнуть при смене деятельности и разнообразный текст улучшает технику чтение). Сильные читают по слогам, показывают как делить слог, ударение, выдерживают ровный темп, слабые повторяя за ними не желают отставать, тем самым ускоряя чтение и возникает желание быть с классом в одном ритме, это стимулирует их не отставать.

Изучая на уроках литературы произведения разных писателей, по возможности, я использую аудиозапись чтения данных произведений мастерами художественного слова, что позволяет детям более ярко воспринять произведение и самим попробовать свои возможности в выразительном чтении.

Слабоуспевающим детям предлагаю сделать доклады о биографии поэтов и писателей, которых изучаем на уроках. Дети справляются с этой работой хорошо. Во-первых, чтобы найти информацию, нужно прочитать текст, что способствует повышению техники чтения. Заслушав работы слабых детей, их ответы дополняют сильные ученики. Получается полная биография писателя или поэта.

Овладение навыками вычислений на уроках математики один из главных итогов изучения программы 1 класса. Эти навыки составляют основу умения выполнять письменные вычисления. Формирование навыков устного счета ведется из урока в урок с помощью определенных упражнений. Знание таблицы сложения и вычитания в пределах 10 и в пределах 20 поможет при изучении сложение и вычитание многозначных чисел в 3 и 4 классах. Не секрет, что у слабоуспевающих детей вызывает затруднения вычисления над многозначными числами. Уделить особое внимание взаимосвязи сложения и вычитания. Дети должны запомнить, что сложение проверяется вычитанием и наоборот. В этом помогает работа по схеме. Если ученик запомнил взаимосвязь сложения и вычитания, то не составит труда запомнить взаимосвязь умножения и деления. Эти знания помогут и при решении обратных задач.

На уроках русского языка в 1 классе обратить внимание на каллиграфию. Ключевым моментом является формирование пространственной ориентировки на странице тетради (верхняя и нижняя строчка, справа, слева). Главным является понятие рабочей (узкой) и нерабочей (широкой) строки. Если ученик будет соблюдать рабочую строку при выполнении письменных заданий, то каллиграфия будет соответствовать норме письма. Если ученик видит и знает, что буквы должны соответствовать высоте строки, то в дальнейшем при переходе на широкую линию у него не будут проблем при письме. Высота букв будет автоматически правильной и письмо будем ровным и красивым. Для сильных учеников это элементарно, но слабоуспевающие не видят рабочую строку и не могут определиться с высотой букв, поэтому они пишут то крупно, то мелко и не понимают на что ориентироваться, когда пишут в широкой линии. В 1 классе формируется почерк ученика, поэтому здесь нужно уделить особое внимание.

Во многом помогают родители. В своей работе необходимо использовать встречи и беседы с родителями неуспевающих детей. Считаю, что это является неотъемлемой частью работы по ликвидации проблем в учении. В ходе индивидуальной беседы мы вместе вырабатываем план помощи ученику по ликвидации причин пробелов в знаниях, а также внимании, труде.

В 3 классе большое внимание уделяю творческим заданием. Если для сильных учеников написать сочинение и изложение не составляет труда, то для слабоуспевающих это целая проблема. Я предлагаю детям найти сочинение в интернете. Затем дети распечатывают текст, читают и зачёркивают непонятные слова. Оставляют только те слова, значение которых могут объяснить Далее вместе с детьми заменяем непонятные слова, подбирая синонимы, похожие слова по смыслу и значению. Предлагаю использовать различные словари (толковый, словарь синонимов и т.д.).Дальше учащиеся проверяют соответствие общему плану. Выделяют абзацем: вступление, основную часть, заключение. Добавляют свое отношение к теме. Выражают свои мысли по поводу темы. Таким образом они могут написать хорошее сочинение. Такая работа учит работать детей с информацией, фильтровать, выбирать необходимый материал и это поможет им в работе в старших классах.

Немаловажно, чтобы уроки проходили интересно, насыщенно. Детям со слабой успеваемостью требуется больше наглядности, игровых моментов, тогда будет проявляться и интерес к учебе.

На уроках по окружающему миру слабоуспевающие ребята в группах работают наравне с сильными. Некоторые жизненные вопросы ребята решают даже лучше. Если проводим соревнования или конкурсы с другими классами сильные ребята берут в участники слабоуспевающих.

В своей практике часто использую тестирование. Оно позволяет провести широкий и глубокий контроль знаний. Тест выявляет общую картинку и дает возможность для индивидуальной работы с успевающими и отстающими. Они дают возможность слабым учащимся выбрать верный ответ. К работе с тестами привлекаю родителей. Даю сложный тест на опережение, часто встречаются вопросы еще не изученные по программе. Выполняют тесты дома вместе с родителями, находят ответы в интернете. Затем через время даю тесты по программе и ребята отвечают удовлетворительно.

Из приведённого выше краткого обзора можно сделать следующие выводы:

-чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

-нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы.

-нужно так организовать учебный процесс, чтобы вызвать у учащихся внутреннюю мотивацию.

Таким образом, анализируя работу можно сделать вывод, что при определённом подходе слабоуспевающие ученики могут повысить норму чтения, улучшить каллиграфию письма, научатся выполнять творческие работы, работать в группах, находить нужную информацию в интернете, заниматься проектной деятельностью, приобретут вычислительные навыки. Также ученики будут с удовольствием участвовать во внеклассных мероприятиях, делают интересные поделки на конкурсы, участвовать в конкурсах чтецов.

Главный смысл деятельности учителя начальных классов состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении русского языка, математики, чтения, изучении окружающего мира. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Поэтому, учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.

Я часто отмечаю хорошие работы детей на родительском собрании.

Учителю нужно выстроить учебно-воспитательный процесс, в рамках которого ребенок чувствовал бы себя свободным. Я думаю, чтобы получить новое качество начального образования, педагогу начальной школы сейчас необходимо проанализировать свой опыт работы с детьми.. Поэтому нам необходимо создать такую образовательную среду, которая побуждала бы ученика к самостоятельной деятельности.

Сегодня обществу нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы, попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. И мы, учителя начальных классов, должны в этом помочь.


Для преодоления трудностей обучения в работе со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися можно использовать упражнения на развитие психических процессов (память, внимание, речь).

Упражнения на развитие психических процессов

1. Упражнения на развитие памяти:

1.1. Развитие слуховой памяти.

Упражнение 1.  Учитель один раз читает следующие пары слов (а затем тройки), которые дети должны запомнить. После того как учитель закончит читать, ему следует в каждой паре произносить лишь первое слово, а задача детей вспомнить второе (третье).

1. ФРУКТЫ – ЯГОДЫ                         ВОДА – СНЕГ

    МАШИНА – ПАССАЖИР             ЗЕРНО – КОЛОС

    ШОФЕР – АВТОБУС                       ШОКОЛАД – КАРАМЕЛЬ

    МОЛОКО – КУВШИН                    ЯБЛОКО – ГРУША

    КОРОВА – КОЛОКОЛЧИК            БУМАГА – ГАЗЕТА

2. ШКОЛЬНИК – БИБЛИОТЕКА – УЧИТЕЛЬ

    КНОПКА – СКРЕПКА – ТЕТРАДЬ

    ЗЕМЛЯ – ЛУНА – КОСМОС

    ШЕРСТЬ – СВИТЕР – НОСКИ

    МАЛИНА – СОК – СИРОП

    МОРЕ – РЕКА – ЛУЖА

    РЕКА – ОЗЕРО – ВОДА

    ВОДА – ДОЖДЬ – СНЕГ

    МАМА – ПАПА – ДЕТИ

    СНЕГ – ГРАД – ХОЛОД

Упражнение 2. Учитель говорит название фруктов, овощей, дети  представляют себе соответствующие картинки. После чего берут листок бумаги, вспоминают и рисуют в названном порядке эти фрукты и овощи.

Пример:  яблоко, груша, картофель, клубника, малина, морковь.



1.2. Развитие зрительной памяти:

Упражнение 1.   Для этого упражнения нужны палочки (не более 10). Их кладут на стол. Ребёнку дают мало времени, чтобы посмотреть на них. Через 1-2 секунды их накрывают листом бумаги.   

Упражнение 2. На стол ставится несколько небольших предметов. Детям предлагается запомнить, что и в каком порядке лежит на столе. Затем они отворачиваются, а учитель меняет местами несколько предметов и предлагает отгадать, что изменилось.

2. Развитие внимания.

Упражнение 1. Тренировка скорости распределения внимания, его объема и                    переключения. 

             11    18    14    17    24

             21    20    13    25    22

              1     12     8      3     23

             16     4      2     19     7

              6     10    15     5      9

Постарайтесь быстрее находить и называть вслух числа от 1 до 25.

Упражнение 2. Развитие концентрации внимания и его устойчивости:

На бланке напечатаны буквы, обнаружить среди букв слова, подчеркнуть их:

       ФПИТЗМКУНЦЗНИАКОТЕЛМАРТПОМЯЧВТРПМДЫММЫЛОЩЙЬМШЦЫСОРЗЩНТСПРЖОКВИАИПШУБАЫВАННАКРТЬАМАМАОАИПСАЗШОТШМЛОРОРВБУРАНСТРАЛГПАЛКАНИООДЫРАМЕТЛАКАИОГУАВТОБУСШЫГИК

Упражнение 3. Необходимо внимательно послушать текст и подсчитать в нем     количество слов:

Со звуком «в»

Воробей просил ворону

Вызвать волка к телефону

Воробья врачи спасли,

В вертолет его внесли.

Вертолет вертел винтами,

Волновал траву с цветами.

Со звуком «б»

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела.

Белой даже не была.

3. Развитие мышления.

Упражнение 1. «Лишний предмет» (оценка образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения).

На карточке – 4 предмета, один из них – лишний. Необходимо объяснить, почему ребенок думает, что можно назвать, оставшиеся 3 предмета одним словом.

Упражнение 2. Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделяя существенные признаки.

Найди лишнее слово:

  1. старый, дряхлый, маленький, ветхий.

  2. храбрый, злой, смелый, отважный.

  3. яблоко, слива, огурец, груша.

  4. молоко, творог, сметана, хлеб.

  5. час, минута, лето, секунда.

  6. ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

  7. платье, свитер, шапка, рубашка.

  8. мыло, метла, зубная паста, шампунь.

Упражнение 3. Детям предлагается рассмотреть ряды слов, которые можно объединить по какому-либо признаку.

  • ТРАМВАЙ, ЭЛЕКТРИЧКА, АВТОБУС, ТРОЛЛЕЙБУС, МОТОЦИКЛ, АВТОМОБИЛЬ.

  • СВИНЬЯ, ОЛЕНЬ, КОРОВА, ОВЦА, ЛИСА, ВОЛК.

  • СИРЕНЬ, БЕРЕЗА, ДУБ, СМОРОДИНА, ЖАСМИН.

  • ЛИМОН, ЯБЛОКО, ГРУША, СЛИВА, АПЕЛЬСИН.

Использование разнообразных дидактических игр, связанных с активным движением – хлопками, бегом, ходьбой, бросанием мяча и т. д., вызывает неподдельный интерес, воспитывает положительное эмоциональное отношение к уроку. Игры нужно подбирать с такими приёмами и упражнениями, чтобы в них по возможности участвовали все обучающиеся класса, в том числе и очень слабые. С помощью игр дети, сами того не замечая, приобретают умения считать, решать задачи, получают новые знания.

Дидактические игры.

Игра №1. «Не пропусти профессию».

Дети встают в круг, когда встречается название профессии, дети подпрыгивают на месте:

ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, ЛИПА, ТОКАРЬ, СТАЛЯР, БОЛТУН, АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ, МЕЛЬНИЦА, ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД, УЧИТЕЛЬ, ПЕНИЕ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ФАНТАЗИЯ, СТРЕКОЗА, МАШИНИСТКА, ЦВЕТОВОД, ОГОНЬ, ЭКОНОМИСТ, ПИРОГ, ШУТКА, ПУЛЕМЕТ.

Игра №2. «Назови соседей».

Дети садятся в кружок, ведущий бросает мяч, называя числа от 0 до 30. Поймавший называет соседей числа.

Игра №3. «Тропинка».

Дети идут по кругу. Если ведущий произносит «тропинка» – все дети  становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего; «копна» – направляются к центру круга, выставив руки вперед; «кочки» – дети приседают, положив руки на голову.

Игра №4. «Синий, красный».

Дети садятся в круг. Ведущий, бросая мяч, произносит  слово. Поймавший мяч ребёнок называет количество в этом слове:

   - гласных, если мяч красный;

   - согласных, если мяч синий.

Слова: ОКНО, ЛЕД, КНИГА, ШУМ, ЛОМ, ВОДА,ПЕРО, ШЛЯПА, КОРОВА, КОШКА, ПОЛ, ВОЛ, МЫС, РУКА, ЛИЦО, БУКЕТ, СУМКА, ЛЕС, ХЛЕБ, ЗОНТ, ЖИВОТ, КУКЛА, ШКАФ.

Игра  №5. «Зеваки».

Дети идут по кругу, держась за руки. По сигналу останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение.

Для развития интеллекта можно использовать разного рода головоломки, шарады, ребусы. Среди интеллектуально развивающих игр особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Вызывает интерес, как сам процесс отгадывания загадок, так и результат этого своеобразного интеллектуального состязания. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, через межпредметные связи, развивают и обогащают речь, способствуют развитию логического и эвристического мышления. Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разными. Из отгадок можно составить кроссворды, лото, провести игру в виде викторины, лотереи.

Игры и упражнения направленные на развитие  интеллекта.

Упражнение №1. «Не пропусти растение».

Дети садятся в кружок и слушают слова, которые произносит ведущий. Если встретится название растения, то дети должны встать и сесть. Кто допустил ошибку - выбывает.

Дорога, тигр, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, дом, машина, малина, графин, кенгуру, воробей, балет, гвоздика, музей, сосна, тапочки, лес, одуванчик, мак, кино, киви, паркет, каштан и т.д.

Упражнение №2. «Кто больше увидит и запомнит?»

Ведущий считает до 30, а дети в это время находят в комнате и запоминают все предметы,  в названиях которых - 2 слога, после все называют эти предметы.

Упражнение №3. «Внимательные руки».

Если в слове и - поднять правую руку; й -  левую; нет ни того ни другого - руки на коленях.

Слова: лифт, ватин, йод, инженер, воробей, игра, карандаш , перо, алмаз, буйвол, вагон,      златогриивый, климат, прогулка, рассвет, аллея, байдарка, яйцо, солома, и т.д.

Упражнение №4. «Закончи слово».

6-10 детей встают в две шеренги друг против друга. Крайний в шеренге называет слог, стоящий напротив, заканчивает слово и называет свой слог.

Упражнение №5. «Перекличка - путанка».

Ведущий называет фамилии и имена детей, путая то имя, то фамилию. Дети откликаются только тогда, когда правильно названы и имя и фамилия. Кто ошибся, тот выбывает из игры.

Упражнение №6. «Четыре стихии».

Дети садятся в кружок. Ведущий говорит слово «земля» - все опускают руки вниз, «вода» - вытянуть руки вперед, «воздух» - руки вверх, «огонь» - вращение руками. Кто ошибается, выбывает из игры.

Упражнение №7. «Слушай и исполняй».

Ведущий называет и исполняет 1-2 раза несколько разных движений. Дети воспроизводят движения в той же последовательности.

ШАРАДЫ

Слог первый - восклицание,

Второй - достоин порицания,

А целое - на севере бывает

И жителей тех мест и греет, и питает. (О-лень)

                                     

Мой первый слог есть на лице

Второй есть у оленя,

              Соедини их гласной,

Получишь зверя. (Нос-о-рог)

                                     

Мое начало - буква алфавита,

Она всегда шипит сердито.

Второго корабли боятся

И обойти его стремятся.

А целое весной летает и жужжит,

То сядет на цветок, то снова полетит. (Ш-мель)

В уроки можно включать различные игры на превращение слов. Они помогают развить у учеников орфографическую зоркость, позволяют предупредить некоторые ошибки, повторить и закрепить правила грамматики, развивают речь.

Загадки на уроках  русского языка.

Безударные гласные

Отгадай загадку, проверь написание, запиши отгадку.

Рыжая, с пушистым хвостом,                                            Два братца через дорожку живут

Живет в лесу под кустом.                                          А никогда не видятся.

(Лиса)                                                                           (Глаза)

Парные  звонкие и глухие согласные

Отгадай загадку. Напиши проверочное слово.

Белая скатерть все поле покрыла.                             Два брюшка, четыре ушка.

(Снег - снега)                                                               (Подушка)

Мягкие лапки, а в лапках царапки                             Кто со шляпой родился?

(Кошка)                                                                         (Гриб)

ЖИ – ШИ

Бегут по дорожке,                                                       Где упрется хвостом,

Доски да ножки.                                                          Станет дырка потом.  

(Лыжи)                                                                          (Шило)

ЧА – ЩА

ЧУ - ЩУ

Из горячего  колодца,                                                 Хвостом виляет,

Через нос водица льется.                                            Зубаста, а не лает.

(Чайник)                                                                        (Щука)

Голова огнем пылает,                                                 Разошлись мальчики

Тело тает и сгорает.                                                    В темные чуланчики.

Я полезной быть хочу:                                               Каждый мальчик в свой чуланчик.

Лампы нет, я посвечу.                                                  (Перчатки)

(Свеча)

Мягкий  знак

Мала, а никому не мила.                                             В воде купался - сухим остался.

(Мышь)                                                                          (Гусь)

Летом вырастают, а осенью опадают.                        Сидит девица в темнице,

(Листья)                                                                         А коса на улице. (Морковь).

Никого не обижает,                                                     В золотой клубочек    

А ее все толкают.                                                         Спрятался дубочек.

(Дверь)                                                                          (Желудь)

Словарные слова

Какой это мастер на  стекла нанес,                       Не живая, а идет

И листья, и травы, и заросли роз?                         Неподвижна, а ведет.

(Мороз)                                                                     (Дорога)

2. Составь из слогов слова:

 ПУ      ЛЫ         МЫ       ШИ       НА     ВЫ      СНЕ ЖИ       НКА          ЛА  ДРУ                          МА      ПРУ           ЖИ            НА           ТИ        ШИ         НА              НА         НА

Формирование речевой деятельности у неуспевающих детей идёт очень медленно, традиционная методика здесь не поможет. Поэтому задачу развития речи детей необходимо решать на всех уроках, в том числе и на уроках математики. А также необходимо придерживаться твёрдых принципов: дети как можно больше должны говорить, а так как оценки за это не ставятся, то и страха перед двойкой у них не будет.

Ничто так не окрыляет ребёнка, ничто так не укрепляет его веру в себя, как удача, и наоборот, ничто так не в состоянии заглушить в нём чувство самоуважения, сознание своей ценности, как часто повторяющиеся неудачи. Одним из слагаемых счастливого детства является ощущение пережитого успеха, достигнутого при преодолении трудностей, в том числе учебных.

Успех создаёт высокий эмоциональный настрой, положительно влияет на состояние нервной системы, тонизирует весь организм.

Вся эта работа должна идти рядом с главным трудом – учением.

Если у ребёнка техника чтения на очень низком уровне, то это приводит к отставанию по всем предметам, тормозит развитие восприятия, понимания, воссоздания и воспроизведения читаемого текста. Ребёнку трудно ориентироваться в тексте, выделять главное, а если текст объёмный, то ребёнку трудно определить сюжетную линию.

Поэтому можно использовать следующий приём – необходимо научить выделять главное, а потом второстепенное:

О чём, о ком говорится?

Что об этом говорится дальше?

Один ребёнок задаёт вопросы, другой на них отвечает. В течение недели дети приобретают навык выделять главное в тексте. Количество вопросов должно быть не более семи-восьми.

Проблема развития математических способностей детей – одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем обучения математике в начальных классах.

Методика развития математических способностей.

1. Игры на выявление величины и формы предметов.

а)  Игра «Дома зверей».

Одинаковые по размеру картинки:

                   СЛОН           КОРОВА          ЕЖ

Для зверей требуются дома, провести дорожку от каждого зверя к дому.

б) Сравнение лент по длине (длинная - короткая).

     Карандашей по ширине (широкий - узкий).

2.  Количественные представления и понятия:

Уточнение понятий: много, мало, столько же, поровну, одинаково - на счет.

3.  Представления о числе:

  • Счет предметов в группе.

  • Счет однородных предметов, расположенных в ряд, найти цифры, обозначающие их количество.

  • Счет от 1 и т.д., в прямом и обратном порядке.

  • Счет от заданного числа до заданного (от 2 до 8, от 10 до 7 и т.д.).

  • Сравнение чисел, какое число больше (меньше).

При использовании на уроках математики дидактических игр, заданий, можно добиться повышенного интереса к учебному процессу не только неуспевающих учеников, но и класса в целом.

В своей работе можно использовать опыт С.НЛысенковой. Она предлагает методику, которая является реальным средством для того, чтобы избавиться от самого большого школьного горя: от неуспевающих. Она предлагает, кроме прошлого и сегодняшнего материала, небольшими порциями давать труднейший материал, который будут проходить через пятьдесят, сто или сто пятьдесят уроков. Лучшие ученики интуитивно схватывают сложные будущие темы, испытывая интеллектуальное наслаждение, а слабые, не спеша, в многократных повторениях, постигают трудный для них материал и, в конце концов, усваивают его к сроку, не отставая от класса.

Работая по методике С.Н. Лысенковой можно предупредить и провести коррекцию неуспеваемости в классе.

Для повышения эффективности обучения, для предупреждения отставания в учёбе и неуспеваемости необходимо целенаправленно развивать познавательный интерес. Большое значение в формировании познавательного интереса у обучающихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему роду учебных примеров и заданий. Этот метод создаёт в классе атмосферу приподнятости, которая возбуждает положительное отношение к учебной деятельности.

Работу по устранению пробелов в знаниях обучающихся можно осуществлять на уроках, дополнительных занятиях.

Хороший результат на уроках дает: групповая работа.

Проводить индивидуальные беседы с учениками.

Работа с родителями имеет огромное значение при решении проблем успеваемости. Поэтому проводя родительские собрания, нужно акцентировать внимание на каждом своем ученике и дать родителям практические советы по преодолению трудностей, которые испытывают их дети.

Рекомендации для учителей по работе со слабоуспевающими обучающимися

Для решения проблемы, связанной с неуспеваемостью, предлагаю десять правил работы с неуспевающими школьниками:

1.Верьте в способность любого ученика, старайтесь передать и ему эту веру.

2.Помните, что для ученика необходим период «вживания» в материал.

3.Не торопите его, научитесь ждать.

4.Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый вносит нечто новое в изучаемую тему.

5.Вселяйте слабым веру в то, что они всё запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания. Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем, третье – каждый индивидуально.

6.Не воспринимайте работу с неуспевающими примитивно. Надо постоянно добиваться развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению.

7.Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изученного выбрать главное, изложить его, повторить, закрепить.

8.Обобщение – главная составляющая любой методики.

9.Научитесь управлять классом, сочетать фронтальную работу на уроке с индивидуальной.

10.Помните, что через некоторое время группа слабоуспевающих, в свою очередь, расколется на способных, средних и слабоуспевающих.
















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!