СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика применения интерактивных технологий в обучении биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика применения интерактивных технологий в обучении биологии»

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ

В преподавании биологии возникают определенные сложности: особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям, особенно с низкой познавательной активностью. В то же время предмет биологии достаточно сложен.

Сама жизнь заставляет нас активно использовать новые педагогические технологии на уроках. Найти оптимальные методы и средства, позволяющие активизировать познавательный интерес учащихся, подвести их к пониманию того, что биология пронизывает все стороны, начиная от личных и заканчивая общественно-значимыми.

При изучении биологии на сегодняшний день существует ряд проблем:

  • Невозможно уложить растущий объем изучаемого материала в небольшое количество часов

  • Большой выбор и различие точек зрения на некоторые биологические аспекты создает реальную угрозу для учителя и обучающихся «потеряться» в этом многообразии.

  • Растущие требования общества к современному выпускнику школы, который должен не только обладать знаниями, а уметь их самостоятельно приобретать и анализировать.

  • Выпускнику недостаточно обладать лишь материалом, необходимо его использовать практически.

Из этого вытекают следующие противоречия между:

  • большим объемом получаемой школьниками информации и малым количеством времени на усвоение этой информации;

  • необходимостью овладения ключевыми компетенциями (универсальными учебными действиями) и практической направленностью обучения;

  • требованиями ГОС и индивидуальными особенностями обучающихся.

Решение этих противоречий, создание ситуации успеха для каждого обучающегося я вижу в применении интерактивных методов обучения.

Перед тем как рассмотреть суть интерактивного обучения, сравним его с традиционными подходами к обучению, предложенными Евгением Яковлевичем Голантом в работе «Методы обучения в советской школе» еще в 60-х годах ХХ века. Он выделял пассивные и активные модели обучения в зависимости от участия учеников в учебной деятельности

Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в котором учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.

При реализации интерактивного обучения все обучающиеся вовлекаются в процесс познания, организуется их  совместная деятельность  с другими школьниками.  В ходе диалогового общения дети учатся критически мыслить,  взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.  Идет  обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Интерактивные технологии кооперативного обучения и коллективно-группового обучения на уроках биологии


В зависимости от цели урока и форм организации учебной деятельности учащихся интерактивные технологии делятся на четыре группы:

  • интерактивные технологии кооперативного обучения;

  • интерактивные технологии коллективно-группового обучения;

  • технологии ситуационного моделирования;

  • технологии обработки дискуссионных вопросов.

Рассмотрим конкретнее каждую группу интерактивных технологий и приведем примеры их использования на уроках биологии.

Интерактивные технологии кооперативного обучения

На уроках усвоения и на уроках применения знаний, умений и навыков целесообразна организация парной и групповой работы. Это может происходить сразу же после изложения учителем нового материала, в начале нового урока вместо опроса, на специальном уроке, посвященном применению знаний, умений и навыков, или быть частью повторительно-обобщающего урока.

К данной группе относятся такие интерактивные технологии: работа в парах, «ротационные» (изменяемые) тройки, «два – четыре – все вместе», «карусель», работа в малых группах, «аквариум», «углы», «круг идей».

Познакомимся поближе с работой в малых группах. Эту технологию следует использовать для решения сложных вопросов, требующих коллективного разума.

Чтобы организовать работу, нужно придерживаться определенной последовательности в организации и проведении:

  1. Убедитесь, что ученики обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения задания.

  2. Объедините учеников в группы. Пять учеников – оптимальный вариант.

  3. Предложите им сесть по группам. Убедитесь, что ученики сидят по кругу. Все члены группы должны видеть друг друга.

  4. Расскажите о ролях, которые дети должны выполнять, предварительно распределив их между собой (председатель, секретарь, посредник, докладчик или другие).

  5. Будьте внимательны к вопросам внутригруппового управления.

  6. Дайте каждой группе конкретную задачу и инструкцию по работе.

  7. Следите за временем. Его должно быть достаточно. Подготовьте отдельные задачи для тех, кто справится раньше.

  8. Будьте готовы к повышенному шуму.

  9. Предлагайте помощь группам, если такая требуется, не навязывая своих мыслей, решений.

  10. Предложите группам представить результаты работы. Обсудите данную тему все вместе и определите общий результат (возможна запись решений).

  11. Спросите у учащихся, была ли проведенная работа полезной и чему они научились.

  12. Прокомментируйте работу групп. Обеспечьте награды или поощрения.

Рассмотрим методику проведения некоторых технологий.

«Углы»

Это – коллективное обучение, которое требует от участников делать выбор, побуждает их искать обоснования выбора и практиковаться во внимательном выслушивании других точек зрения.

Организация работы

  1. Оглашение разных точек зрения.

  2. Учащиеся, разделяющие одну точку зрения, сходятся в «углах».

  3. Обсуждение в своем «углу». Определение общей точки зрения.

  4. Учащиеся расходятся по другим «углам» и там рассказывают свое и выслушивают мнение других.

  5. Участники возвращаются в свои группы и рассказывают всем об услышанном.

«Круг идей»

Примером работы в малых группах является технология «круг идей», целью которой является решение спорных вопросов, создание списка идей и привлечения всех учеников для обсуждения поставленного вопроса. Технология применяется, когда все группы должны выполнять одно и то же задание, которое состоит из нескольких вопросов, группы представляют поочередно (по кругу).

Интерактивные технологии коллективно-группового обучения

К этой группе относятся интерактивные технологии, предусматривающие одновременную совместную (фронтальную) работу всего класса.

Сюда входят: «обсуждение проблемы в общем кругу», «микрофон», «незаконченные предложения», «мозговой штурм», «ажурная пила», «анализ ситуации», «дерево решений», «броуновское движение» и другие. Рассмотрим некоторые из них.

«Почта»

Такая технология обеспечивает едва ли не единственную форму индивидуального решения проблемы участниками. Алгоритм проведения:

  1. Рассадить участников вокруг столов (чтобы образовался круг).

  2. Раздать каждому участнику конверт и листы бумаги. В верхнем углу конверта написать ключевую фразу: «Проблема, которую я решаю, заключается в ...».

  3. Учащиеся заканчивают предложения четким описанием проблемы (на конверте).

  4. Каждый участник передает свой конверт соседу. Тот читает проблему и на листе пишет возможный вариант ее решения, кладет лист в конверт и передает другому. Конверты движутся по кругу.

  5. Когда участники в конце снова получают свои конверты, они зачитывают возможные варианты.

  6. Выбирается лучшая идея.

«Мозговой штурм»

Цель «мозгового штурма» в том, чтобы собрать как можно больше идей по проблеме всех учеников в течение ограниченного периода времени. Порядок проведения:

  1. Предложите ученикам сесть так, чтобы они чувствовали себя удобно и непринужденно.

  2. Определите основные правила.

  3. Сообщите им проблему, которую надо решить.

  4. Предложите участникам выразить свои идеи.

  5. Записывайте их поступления поочередно. Не вносите в идеи никаких корректив.

  6. Попросите участников к выдвижению новых идей, добавляя при этом свои личные.

  7. Старайтесь не допустить насмешки, комментариев или высмеивания каких-либо идей.

  8. Продолжайте до тех пор, пока будут поступать новые идеи.

  9. На окончании обсудите и оцените предложенные идеи, выберите и отметьте лучшие.

Данную технологию можно применять на уроках биологии для решения задач, имеющих большое число возможных решений.

Примеры таких задач:

  1. Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в ее спальню, которая не проветрилась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. После этого она стала утверждать, что растения не очищают воздух, а наоборот, портят его. Как вы объясните даме ее ошибку.

  2. Существует паразит, который обитает в мозговой ткани овец. У него сложный жизненный цикл, и одна из его стадий, а именно половая, должна проходить в пищеварительном тракте волка. Но где гарантия, что волк съест именно эту овцу – ведь пастухи зорко следят за стадом, собаки охраняют его, да и сама овца не желает быть съеденной. Как же паразит обеспечивает себе попадание «по месту назначения».

  3. В жизни каждого живого существа наступает время, когда любовное томление толкает его на поиски друга или подруги. У некоторых пауков поиски самки опасны для жизни самцов: после спаривания самки убивают партнера и используют его как добычу. Что же делать пауку самцу, чтобы избежать опасности стать угощением?

  4. Гигантские пчелы Индонезии – настоящие фабрики меда. Ученые давно пытаются их одомашнить, но безуспешно. Их укус смертелен. Как достать мед диких пчел?

  5. Известно, что гонады (т.е. половые железы) развиваются в пчелиной семье только у одной самки (матки), в то время как самцов с развитыми половыми железами достаточно много. Их называют трутнями. Предложите гипотезы, как удается матке «держать монополию» на половую функцию среди самок?

  6. Робинзон Крузо и Пятница жили на необитаемом острове. У пятницы, как он сам признался, была гипертония – болезнь, при которой повышается кровяное давление. Как-то раз Пятнице стало совсем плохо, и Робинзон отправился искать лекарство – надо было снизить давление. Что мог использовать Робинзон в качестве лекарство?

  7. После дождя часто можно видеть на земле или на асфальте дождевых червей (выползков). Почему им не сидится под землей? Рыбакам нужны черви. Как им заставить червей вылезать из-под земли не после дождя, а по мере необходимости?

  8. Одним из врагов моряков был крохотный моллюск – двустворка тередо. Однажды за 2 недели тередо практически полностью съели фанерный катер. Как защитить от обрастания моллюсками подводные части деревянных судов?

«Незаконченные предложения»

Дает возможность основательно работать над формой выражения собственных идей, сравнивать их с другими.

Организация работы.

  1. Учитель формулирует незаконченное предложение и предлагает детям, заканчивать его.

  2. Каждый следующий участник должен начинать свое выступление с предложенной формулы. Можно использовать во время рефлексии (итогов). например:

  • на сегодняшнем уроке для меня наиболее важным открытием было ...

  • сегодня я увидел (понял), что ... .

«Микрофон»

Предоставляет возможность каждому сказать что-то быстро, коротко, по очереди, отвечая на вопрос или выражая свое мнение, позицию. Как организовать работу?

  1. Ставим вопрос классу.

  2. Предлагаем какой-то предмет – «микрофон», который ученики передают друг другу, поочередно беря слово.

  3. Слово имеет только тот, кто получает «микрофон».

  4. Предлагаем ученикам говорить лаконично и быстро.

  5. Не комментируем и не оцениваем ответы.

Например, во время урока «Экосистемы. Разнообразие экосистем. Взаимосвязь организмов в экосистемах» на этапе актуализации опорных знаний предлагается сделать обзор известных терминов по теме, которая изучается. При этом виде деятельности, любой предмет имитирует микрофон, который передаётся от одного ученика к другому и каждый из них имеет право выбора: отвечать или нет. Уже только это право снимает напряжение, что очень часто возникает во время опроса. Дети знают, что в случае отказа от выступления, они не будут осуждены учителем, поэтому у них не возникает страх ни перед учителем, ни перед оценкой. Его отсутствие дает возможность воспринимать материал, разбираться в тех терминах и понятиях, которые не были усвоены на предыдущих уроках. Атмосфера доверия и уважения положительно влияет на отношение к учению. Замечено, что количество учащихся, пропускающих ход, становится все меньше, активность класса во время этого вида деятельности увеличивается.


Технологии ситуационного моделирования, технологии обработки дискуссионных вопросов на уроках биологии


Интерактивные технологии ситуационного моделирования

Модель обучения в игре - это построение учебного процесса посредством включения ученика в игру. Арсенал интерактивных игр довольно большой, но наиболее распространенными среди них являются моделирующие. Как правило, каждая такая модель обучения реализуется в четыре этапа:

  1. Ориентация (введение учащихся в тему, ознакомления с правилами игры).

  2. Подготовка к проведению игры (определение игровых задач, ролей, изложение сценария ...).

  3. Основная часть – проведение игры.

  4. Обсуждение.

Технологии ситуативного моделирования: имитационные игры, «упрощенное судебное слушание», ролевые игры ... .

Ролевая игра

Цель ролевой игры - приобрести опыт путем игры, помочь научиться через опыт и чувство. При ролевой игре ученики учатся анализировать, думать, быть самостоятельными и ответственными. Ведь выполнение любой роли требует определенных усилий и творчества. Иногда проведение таких игр требует предварительной подготовки учащихся (консультантов, специалистов, руководителей ...), и это способствует углублению знаний [7].

Например, в ходе изучения темы «Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение» в 8 классе, между учащимися распределяются роли (генетик, инфекционист, нарколог, социолог, эколог, невропатолог, лаборант). Дети готовят выступления, в которых отображено вредное воздействие алкоголя, никотина, наркотиков, стресса на нервную систему. Учащиеся углубляют понятие здорового образа жизни, причины заболеваний нервной системы, их предупреждение. Иллюстрацией к изучаемым вопросам является демонстрация лабораторных опытов; тестирование учащихся школы; таблицы и графики.

Технологии обработки дискуссионных вопросов

Дискуссия - широкое публичное обсуждение спорного вопроса. Внедрение в практику технологии дискуссионных вопросов способствует развитию критического мышления, дает возможность определить собственную позицию, формирует навыки отстаивать свое мнение, углубляет знания по обсуждаемой теме. Дискуссия учит глубокому пониманию проблемы, самостоятельной позиции, оперирование аргументами, критическому мышлению, учитывать мнение других, лучше понимать других, а также способствует уточнению собственных убеждений и формированию собственного взгляда на мир.

Залогом успешности дискуссии является ее четкая организация. На протяжении всей работы учитель держит в поле зрения три основных момента:

  • цель, от которой во время дискуссии не следует отклоняться;

  • время, которое следует придерживаться, чтобы успеть достичь определенной цели;

  • итоги, которые нужно подвести, чтобы не потерять смысл самой дискуссии.

Технология обработки дискуссионных вопросов включает методы: «пресс», «займы позицию», «изменения позицию», «непрерывная шкала мыслей», «ток-шоу», «дебаты», дискуссия, «я так думаю».

Работу над обучением учеников дискутировать лучше всего начинать с технологии: метод «пресс». Этот метод дает ученикам возможность во время уроков выбирать аргументы или высказывать свое мнение.

Организация работы:

  1. Познакомьте учащихся с алгоритмом метода «пресс».

  2. Объясните механизм этапов, приведите примеры, дайте ответы на возможные вопросы учеников.

  3. Проверьте, понимают ли ученики механизм применения метода.

  4. Когда алгоритм метода будет понятен всем ученикам, предложите им попробовать самим.

Используйте метод «пресс» на уроках, где необходима аргументация мысли. Алгоритм деятельности:

  1. Позиция: начните со слов «Я считаю, что ...» и выскажите свое мнение, точку зрения.

  2. Обоснование: начиная словами «потому, что…», приведите причину появления этой мысли.

  3. Пример: продолжайте высказывания словами: «например…» и приведите факты в поддержку вашей позиции.

  4. Вывод: закончите высказывание «итак, я считаю…» и обобщите свое мнение.

Данные технологии можно применять на уроках биологии, изучая проблемные вопросы и вопросы, требующие обсуждения.

Например, при изучении темы «Насекомые».
Почему  сильно обеспокоен пчеловод,  обнаружив осенью в пчелиной семье трутней? 
При изучении темы «Пищеварение».

Почему возникает изжога при приеме большого количества пищи или при принятии алкоголя?

При изучении темы «Птицы».

В результате наблюдения установлено, что при ухудшении погоды взрослые стрижи улетают далеко от своих гнезд иногда на 2-3 и более суток. При этом за время отсутствия взрослых птиц их птенцы не погибают от голода и холода. Почему удается выжить птенцам?

При изучении темы «Опыление».

Почему деревья, растущие на открытых пространствах, вступают в пору плодоношения  раньше по  сравнению с теми , что растут в лесу?

Метод «займи позицию»

Этот метод позволяет рассмотреть противоположные позиции и помогает познакомиться с альтернативными взглядами, спрогнозировать последствия индивидуальной позиции (для природы, общества, производства, отдельных людей и т.д.), учит защищать собственное мнение и слушать других. Порядок проведения:

а) учитель называет тему и предлагает высказать свое мнение ученикам;

б) учащиеся занимают место в группе (около плаката с надписями: «да», «нет», «не знаю), которая соответствует их позиции;

в) подготовка к обоснованию своей позиции (почему именно ее выбрали);

г) выражение своих мыслей класса, применив метод «пресс»;

д)выслушивания всех желающих; если кто-то изменил позицию, он переходит в другую группу и объясняет причину.

Интерактивное обучение является чрезвычайно интересным и эффективным методом в современной методике преподавания биологии. Именно такая методика позволяет сделать урок биологии содержательным, творческим, познавательным интересным как для детей, так и для учителя. Интерактивные технологии раскрывают перед учителем и перед учениками огромный творческий потенциал и возможность быть настоящими мастерами своего дела.

Сегодня о педагогических технологиях говорят повсюду и с целью характеристики приоритетных направлений педагогических преобразований, и с целью популяризации проблемного и развивающего обучения, и во время подготовки современного урока. Овладение технологиями становится приоритетным для освоения учительской профессии, пожалуй, необходимо каждому, кто стремится повысить и усовершенствовать свое педагогическое мастерство.
Таким образом, использование современных образовательных технологий, в том числе интерактивных технологий, является очень эффективным и способствует лучшей работе на уроке. Современные нестандартные формы обучения развивают и формируют творческие способности школьников, их способность к самостоятельной работе, закладывают навыки работы с различными информационными источниками, приучают к групповой работе и, что очень важно, возбуждают интерес к углубленному изучению биологии, понимание ее современных проблем и путей их решения.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!