Методика оценки привлекательности
Для изучения привлекательности классного коллектива можно использовать “ Методику оценки привлекательности группового коллектива
Методика предназначена для оценки привлекательности для учащихся группового коллектива. Представляет собой анкету, в которой к каждому вопросу предлагается определенным количеством баллов:
Ответ
“а” - 5 баллов,
“б” - 4 балла,
“в” - 3 балла,
“г” - 2 балла,
“д” - 1 балл,
“е” - 0 баллов.
Таким образом, максимальное количество баллов, которые может набрать ребенок после заполнения анкеты, составляет 25 баллов.
Анкетирование может проводиться в группе и индивидуально. В последнем случае может использоваться в качестве основы для беседы об особенностях взаимоотношения ученика с группой
Обработка результатов.
Все баллы, полученные ребёнком за каждый ответ, суммируются и интерпретируются следующим образом:
25-18 баллов –групповой коллектив является для ребенка очень привлекательным. Атмосфера внутри группы полностью удовлетворяет ребенка. Он дорожит взаимоотношениями с остальными детьми коллектива.
17-12 баллов – ребенок хорошо адаптирован в коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для него комфортной и благоприятной. Групповой коллектив представляет ценность для ребенка.
11-6 баллов – нейтральное отношение ребенка к коллективу свидетельствует о наличии определенных благоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения ученика в группе. Имеется явное желание либо отдалиться от коллектива, либо изменить свое отношение в нем.
5 и менее баллов – негативное отношение к группе. Неудовлетворенность своим положением и ролью в нем. Возможна дезадаптация в его структуре.
Изучение привлекательности коллектива целесообразно проводить совместно с другими методиками, направленными на выявление особенностей структуры группового коллектива, таких как “ Социометрия” или “Выбор”. Сопоставление полученных данных по анкете и методике позволит сделать вывод о соответствии собственных впечатлений ребенка об групповом коллективе, его месте в структуре группы и отношении школьников к ребенку.
Анкета для оценки привлекательности классного коллектива
1. Как вы оценили бы свою принадлежность к группе?
а) Чувствую себя членом группы, частью коллектива;
б) Участвую в большинстве видов деятельности;
в) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других;
г) Не чувствую что являюсь членом коллектива;
д) Не общаюсь с другими детьми группы;
е) Не знаю, затрудняюсь ответить.
2. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность?
а) Да, очень хотел бы перейти;
б) Скорее всего, перешел бы, чем остался;
в) Не вижу никакой разницы;
г) Скорее всего, остался бы в своей группе;
д) Очень хотел бы остаться в своей группе;
е) Не знаю, трудно сказать.
3. Каковы взаимоотношения между ребятами в вашей группе?
а) Лучше, чем в любой другой группе;
б) Лучше, чем в большинстве групп;
в) Примерно такие же, как и в большинстве групп;
г) Хуже, чем в большинстве групп;
д) Хуже, чем в любой группе;
е) Не знаю.
4. Каковы взаимоотношения учеников с воспитателем?
а) Лучше, чем в любой другой группе;
б) Лучше, чем в большинстве групп;
в) Примерно такие же, как большинстве групп;
г) Хуже, чем в большинстве групп;
д) Хуже, чем в любой группе;
е) Не знаю.
5. Какого отношение учеников к учебе в группе?
а) Лучше, чем любом другой группе;
б) Лучше, чем в большинстве групп;
в) Примерно такие же, как и в большинстве групп;
г) Хуже ,чем в большинстве групп;
д) Хуже, чем в любой группе;
е) Не знаю.
\