СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика организации и проведения коллективных творческих дел (по И.П. Иванову)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коллективная организаторская деятельность (КОД)

—КОД – это система жизнедеятельности коллектива, в основе которой лежат поиск, разработка и проведение коллективных творческих дел (КТД).

Просмотр содержимого документа
«Методика организации и проведения коллективных творческих дел (по И.П. Иванову)»

Методика организации и проведения коллективных творческих дел  (по И.П. Иванову)

Методика организации и проведения коллективных творческих дел (по И.П. Иванову)

Коллективная организаторская деятельность (КОД) КОД – это система жизнедеятельности коллектива, в основе которой лежат поиск, разработка и проведение коллективных творческих дел (КТД).

Коллективная организаторская деятельность (КОД)

  • КОД – это система жизнедеятельности коллектива, в основе которой лежат поиск, разработка и проведение коллективных творческих дел (КТД).
Коллективная организаторская деятельность  (по И.П. Иванову) проходит шесть стадий. 1 стадия – предварительная работа воспитателя. На этой стадии определяется место данного КТД в системе жизнедеятельности коллектива, производится сбор-старт, где определяются общие организационные задачи. 2 стадия - коллективное планирование КТД. В практике коллективной организаторской деятельности найдена оригинальная форма коллективного планирования – разведка дел и друзей. Разведка дел – это поиск интересного и полезного дела «для себя и людей». Чтобы разведка прошла эффективно, её следует организовать: определить маршруты, создать творческие группы, договариваться об условиях ее проведения. Коллективное обсуждение результатов разведки происходит на общем сборе.
  • Коллективная организаторская деятельность

(по И.П. Иванову) проходит шесть стадий.

  • 1 стадия – предварительная работа воспитателя. На этой стадии определяется место данного КТД в системе жизнедеятельности коллектива, производится сбор-старт, где определяются общие организационные задачи.
  • 2 стадия - коллективное планирование КТД. В практике коллективной организаторской деятельности найдена оригинальная форма коллективного планирования – разведка дел и друзей.
  • Разведка дел – это поиск интересного и полезного дела «для себя и людей».
  • Чтобы разведка прошла эффективно, её следует организовать: определить маршруты, создать творческие группы, договариваться об условиях ее проведения. Коллективное обсуждение результатов разведки происходит на общем сборе.
3 стадия – коллективная подготовка дела. Для того чтобы провести конкретное дело нужен центр коллективной подготовки: штаб, центр, инициативная группа. В методике И. П. Иванова – это совет дела.  Совет дела – временный орган, но в любом коллективе остается постоянно действующий орган: бюро, совет отряда. Они берут на себя наиболее ответственные отрядные дела. Совет дела осуществляет общую организацию (находит идею, продумывает содержание, творческие задания и т.д.) 4 стадия – проведение КТД. КТД создаются «здесь и сейчас». Успех коллективной работы зависит от того, в какой степени удается задействовать энергию и творческий потенциал всех участников. Для эмоционального настроя важно использовать такие средства эмоционального воздействия как музыка, специальное оформление, драматизация.
  • 3 стадия – коллективная подготовка дела. Для того чтобы провести конкретное дело нужен центр коллективной подготовки: штаб, центр, инициативная группа. В методике И. П. Иванова – это совет дела.
  • Совет дела – временный орган, но в любом коллективе остается постоянно действующий орган: бюро, совет отряда. Они берут на себя наиболее ответственные отрядные дела. Совет дела осуществляет общую организацию (находит идею, продумывает содержание, творческие задания и т.д.)
  • 4 стадия – проведение КТД. КТД создаются «здесь и сейчас». Успех коллективной работы зависит от того, в какой степени удается задействовать энергию и творческий потенциал всех участников. Для эмоционального настроя важно использовать такие средства эмоционального воздействия как музыка, специальное оформление, драматизация.
5 стадия – коллективное подведение итогов КТД. Формой коллективного обсуждения является – общий сбор. Сбор-огонек, на котором обсуждают итоги проведенного дела по вопросам: Что нам удалось и почему? Какие уроки извлечем на будущее? Что больше всего понравилось? Чему научились? Чему и кого научил сам? 6 стадия – ближайшее последствие КТД. В практике жизнедеятельности детского коллектива находят отражение наработанные идеи, рождаются новые дела.
  • 5 стадия – коллективное подведение итогов КТД. Формой коллективного обсуждения является – общий сбор.
  • Сбор-огонек, на котором обсуждают итоги проведенного дела по вопросам:
  • Что нам удалось и почему? Какие уроки извлечем на будущее? Что больше всего понравилось? Чему научились? Чему и кого научил сам?
  • 6 стадия – ближайшее последствие КТД. В практике жизнедеятельности детского коллектива находят отражение наработанные идеи, рождаются новые дела.
Коллективное творческое дело   Автор методики считает КТД общественно важным, так как его назначение – забота об улучшении окружающей жизни. Смысл любого дела он видит в том, чтобы нести радость и пользу себе и людям. Любое дело должно быть коллективным, а это означает, что оно планируется, готовится, совершается и обсуждается сообща. Каждое дело должно быть творческим, и это позволит выявить новые возможности как участников, так самого дела.

Коллективное творческое дело

  • Автор методики считает КТД общественно важным, так как его назначение – забота об улучшении окружающей жизни.
  • Смысл любого дела он видит в том, чтобы нести радость и пользу себе и людям.
  • Любое дело должно быть коллективным, а это означает, что оно планируется, готовится, совершается и обсуждается сообща.
  • Каждое дело должно быть творческим, и это позволит выявить новые возможности как участников, так самого дела.
Примеры КТД, получившие наибольшее распространение в практике коллективно-организаторской деятельности. Фантастический проект. Творческие группы получают задание разработать проект будущего: «Город моей мечты», «Школа будущего», и др. Лаборатория нерешенных проблем. Творческая группа становится лабораторией, которая предлагает способы решения одной из нерешенных проблем в области науки, техники, культуры. Город мастеров . Творческая группа становится мастерской и демонстрирует свои творческие умения: дизайнерские, художественные и т.д.
  • Примеры КТД, получившие наибольшее распространение в практике коллективно-организаторской деятельности.
  • Фантастический проект. Творческие группы получают задание разработать проект будущего: «Город моей мечты», «Школа будущего», и др.
  • Лаборатория нерешенных проблем. Творческая группа становится лабораторией, которая предлагает способы решения одной из нерешенных проблем в области науки, техники, культуры.
  • Город мастеров . Творческая группа становится мастерской и демонстрирует свои творческие умения: дизайнерские, художественные и т.д.
Концерт-ромашка . Это задания на творческую импровизацию, которые пишутся на лепестках ромашки. Лотерейная газета . Газета выпускается всем коллективом. Название рубрик пишутся на отдельных билетах, которые группа вытягивает как в лотерее. Вечер сюрпризов . Творческие группы, используя интересные факты из жизни коллектива, готовят инсценировки, адресные подарки, пожелания, розыгрыши и т.д.
  • Концерт-ромашка . Это задания на творческую импровизацию, которые пишутся на лепестках ромашки.
  • Лотерейная газета . Газета выпускается всем коллективом. Название рубрик пишутся на отдельных билетах, которые группа вытягивает как в лотерее.
  • Вечер сюрпризов . Творческие группы, используя интересные факты из жизни коллектива, готовят инсценировки, адресные подарки, пожелания, розыгрыши и т.д.
Начинается КТД с постановки общей задачи. В рамках этой задачи каждая творческая группа получает задания. На выполнение отводится определенное время в зависимости от сложности. В процессе подготовки должен родиться творческий продукт: импровизированный спектакль, школьная газета и т.д. КТД предполагает демонстрацию каждой группой своего творческого продукта для всех участников. Коллективный творческий процесс не прекращается в момент демонстрации. Более того, именно здесь группы задают друг другу вопросы, отстаивают свои точки зрения. Категорически не допустимо создание жюри для оценивания, так как здесь участники получают удовольствие от самого процесса творчества.
  • Начинается КТД с постановки общей задачи. В рамках этой задачи каждая творческая группа получает задания. На выполнение отводится определенное время в зависимости от сложности. В процессе подготовки должен родиться творческий продукт: импровизированный спектакль, школьная газета и т.д.
  • КТД предполагает демонстрацию каждой группой своего творческого продукта для всех участников. Коллективный творческий процесс не прекращается в момент демонстрации.
  • Более того, именно здесь группы задают друг другу вопросы, отстаивают свои точки зрения.
  • Категорически не допустимо создание жюри для оценивания, так как здесь участники получают удовольствие от самого процесса творчества.
Коммунарский сбор   Специфической формой коммунарской методики являются ситуации-образцы. По выражению С. Л. Соловейчика, это «вкрапление лучшей жизни в обычную жизнь». Коммунарский сбор — ограниченный во времени (от нескольких часов до месяца) отрезок жизни коллектива, в котором участники живут повышенно интенсивной, напряженной жизнью, используя методику КТД в организации своих дел.

Коммунарский сбор

  • Специфической формой коммунарской методики являются ситуации-образцы.
  • По выражению С. Л. Соловейчика, это «вкрапление лучшей жизни в обычную жизнь».
  • Коммунарский сбор — ограниченный во времени (от нескольких часов до месяца) отрезок жизни коллектива, в котором участники живут повышенно интенсивной, напряженной жизнью, используя методику КТД в организации своих дел.
Сборы в зависимости от цели могут быть разных видов.  1. Организационный сбор: планирование; разработка законов жизни коллектива; обсуждение важнейших событий в его жизни и принятие конкретных решений. 2. Традиционный сбор , на котором задается определенный ритм жизнедеятельности коллектива: «Летние лагерные сборы», «День рождения клуба». 3. Тематический сбор , например: «Выживание», «Золотое перо».
  • Сборы в зависимости от цели могут быть разных видов.

  • 1. Организационный сбор: планирование; разработка законов жизни коллектива; обсуждение важнейших событий в его жизни и принятие конкретных решений.
  • 2. Традиционный сбор , на котором задается определенный ритм жизнедеятельности коллектива: «Летние лагерные сборы», «День рождения клуба».
  • 3. Тематический сбор , например: «Выживание», «Золотое перо».
4. Сбор-прорыв — это выход на новую аудиторию, генерирование новой идеи, опробование новой системы в жизни самого коллектива. Сбор готовится советом дела. Четко формулируется задача сбора. Продумываются коллективные творческие дела. Выбираются командир и комиссар сбора. Если сбор продолжается несколько дней, то выбирается дежурный командир дня. Каждое утро сбора начинается с линейки, где определяются задачи сегодняшнего дня, заканчивается день вечерним огоньком, где подводятся итоги прожитого дня. Практика проведения коммунарских сборов позволила выделить следующие условия успеха сбора. 1. Необходимо создать необычную обстановку. Коллектив можно вывести в палаточный лагерь. Местом проведения сбора может стать пустая школа, детский клуб: важно изолироваться от жизненной рутины. 2. Интенсивность коллективных творческих дел. День крайне насыщен. За один такой день готовятся, проводятся, осмысливаются 5 — 7 совместных творческих дел, направленных на заботу друг о друге, устремленных на пользу и радость окружающим людям.
  • 4. Сбор-прорыв — это выход на новую аудиторию, генерирование новой идеи, опробование новой системы в жизни самого коллектива.
  • Сбор готовится советом дела. Четко формулируется задача сбора. Продумываются коллективные творческие дела. Выбираются командир и комиссар сбора. Если сбор продолжается несколько дней, то выбирается дежурный командир дня. Каждое утро сбора начинается с линейки, где определяются задачи сегодняшнего дня, заканчивается день вечерним огоньком, где подводятся итоги прожитого дня. Практика проведения коммунарских сборов позволила выделить следующие условия успеха сбора.
  • 1. Необходимо создать необычную обстановку. Коллектив можно вывести в палаточный лагерь. Местом проведения сбора может стать пустая школа, детский клуб: важно изолироваться от жизненной рутины.
  • 2. Интенсивность коллективных творческих дел. День крайне насыщен. За один такой день готовятся, проводятся, осмысливаются 5 — 7 совместных творческих дел, направленных на заботу друг о друге, устремленных на пользу и радость окружающим людям.
3. Высокое эмоциональное насыщение создается самой обстановкой сбора: отрядные огоньки, где проходят разговоры по душам, серьезные споры при обсуждении творческих проектов, переживание радости совместного успеха. 4. Творческое раскрепощение. На сборе постоянно что-то сочиняют, рисуют, разыгрывают импровизированные спектакли. 5. Романтика, которая создается атрибутами сбора: костер, песни под гитару, сюрпризы. 6. Общественно значимые дела. Непременное условие успеха сбора — дела на радость и пользу людям. Это может быть милосердническая или экологическая акция, субботник, творческий подарок и др. Сбор — это педагогическая атака, в результате которой происходит интенсивное развитие коллектива.
  • 3. Высокое эмоциональное насыщение создается самой обстановкой сбора: отрядные огоньки, где проходят разговоры по душам, серьезные споры при обсуждении творческих проектов, переживание радости совместного успеха.
  • 4. Творческое раскрепощение. На сборе постоянно что-то сочиняют, рисуют, разыгрывают импровизированные спектакли.
  • 5. Романтика, которая создается атрибутами сбора: костер, песни под гитару, сюрпризы.
  • 6. Общественно значимые дела. Непременное условие успеха сбора — дела на радость и пользу людям. Это может быть милосердническая или экологическая акция, субботник, творческий подарок и др.
  • Сбор — это педагогическая атака, в результате которой происходит интенсивное развитие коллектива.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!