СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика организации и конструирования урока

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика организации и конструирование урока.

В этой презентации все об уроке!!!

Просмотр содержимого документа
«Методика организации и конструирования урока»

Методика организации и конструирования урока

Методика организации и конструирования урока

Наша жизнь состоит, в сущности, из множества уроков. То нам их кто-то преподносит, то мы кому- то. Да и в школе, какие бы новые методики и техноло­гии ни появлялись, какие бы новаторские приемы ни изобретались, урок остается основным действом.   Учительская газета. 3 августа 1993 г.
  • Наша жизнь состоит, в сущности, из множества уроков. То нам их кто-то преподносит, то мы кому- то. Да и в школе, какие бы новые методики и техноло­гии ни появлялись, какие бы новаторские приемы ни изобретались, урок остается основным действом.

  • Учительская газета. 3 августа 1993 г.
Урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.
  • Урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.
В. А. Сухомлинский « Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя — мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции » . Только на уроке можно составить себе представление о том: каковы отношения учителя с учащимся; глубоко или поверхностно он знает свой предмет; как он мотивирует познавательную деятельность своих учеников; кто он: примитивный информатор или организатор процесса учения детей; обеспечивает ли он прочные знания, умения и навыки; умеет ли он использовать процесс освоения учащимися знаний по предмету для их развития и воспитания.

В. А. Сухомлинский

« Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя — мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции » .

Только на уроке можно составить себе представление о том:

  • каковы отношения учителя с учащимся;
  • глубоко или поверхностно он знает свой предмет;
  • как он мотивирует познавательную деятельность своих учеников;
  • кто он: примитивный информатор или организатор процесса учения детей;
  • обеспечивает ли он прочные знания, умения и навыки;
  • умеет ли он использовать процесс освоения учащимися знаний по предмету для их развития и воспитания.
М.И. Махмутов Урок — это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельностей и общения) определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения.

М.И. Махмутов

  • Урок — это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельностей и общения) определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения.
Компонеты урока Цель Методы средства результат содержание Формы

Компонеты урока

Цель

Методы

средства

результат

содержание

Формы

Цель Общей функцией урока и является целостное формирование и развитие личности школь­ника на основе развивающего и воспитывающего обучения. Вооружение учащихся глубокими и осознанными знаниями, использова­ние этого процесса для всестороннего развития личности. Обучение учащихся собственной де­ятельности по овладению знаниями. Формирование прочных мотивов уче­ния, постоянного самосовершенствова­ния, самообучения, самовоспитания. Эффективное воздействие урока на умственное развитие учеников. Воспитание волевых качеств, мотивов и опыта поведения. Формирование нравственных основ личности, ориентированных на общече­ловеческие ценности. Воспитание культуры чувств и т.д.

Цель

Общей функцией урока и является целостное формирование и развитие личности школь­ника на основе развивающего и воспитывающего обучения.

  • Вооружение учащихся глубокими и осознанными знаниями, использова­ние этого процесса для всестороннего развития личности.
  • Обучение учащихся собственной де­ятельности по овладению знаниями.
  • Формирование прочных мотивов уче­ния, постоянного самосовершенствова­ния, самообучения, самовоспитания.
  • Эффективное воздействие урока на умственное развитие учеников.
  • Воспитание волевых качеств, мотивов и опыта поведения.
  • Формирование нравственных основ личности, ориентированных на общече­ловеческие ценности.
  • Воспитание культуры чувств и т.д.
Ю.А. Конаржевский «Система. Урок. Анализ» Цель носит триеди­ный характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познаватель­ного, развивающего и воспитывающего.

Ю.А. Конаржевский «Система. Урок. Анализ»

Цель носит триеди­ный характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познаватель­ного, развивающего и воспитывающего.

Обучающий аспект ТЦУ Складывается из выполнения следующих требований:  Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь дру­гих – значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат! Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность. Формировать навыки — точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма. Формировать умения — сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное вы­полнение деятельности. Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.

Обучающий аспект ТЦУ

Складывается из выполнения следующих требований:

  • Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь дру­гих – значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат!
  • Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность.
  • Формировать навыки — точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.
  • Формировать умения — сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное вы­полнение деятельности.
  • Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.
Развивающий аспект ТЦУ Развивающий аспект складывается из нескольких блоков. А. Развитие речи : обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение учащимися художественными образами, выра­зительными свойствами языка. Б. Развитие мышления. Учить учащихся мыслить : учить анализировать учить выделять главное, учить сравнивать, учить строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы В. Развитие сенсорной сферы. Развитие глазомера, ориентировки в про­странстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков Г. Развитие двигательной сферы. Овладение моторикой мелких мышц и умением управлять своими двигательными действиями; развитие двигательной сноровки и т.п.

Развивающий аспект ТЦУ

Развивающий аспект складывается из нескольких блоков.

  • А. Развитие речи : обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение учащимися художественными образами, выра­зительными свойствами языка.
  • Б. Развитие мышления. Учить учащихся мыслить : учить анализировать учить выделять главное, учить сравнивать, учить строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы
  • В. Развитие сенсорной сферы. Развитие глазомера, ориентировки в про­странстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков
  • Г. Развитие двигательной сферы. Овладение моторикой мелких мышц и умением управлять своими двигательными действиями; развитие двигательной сноровки и т.п.
Воспитывающий аспект ТЦУ формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотичес­ких, экологических и других качеств личности школьника определить воспитательные возможности изучаемого материала и отыскать пути использования знаний для оказания определенного воспитательного воздействия на учащихся

Воспитывающий аспект ТЦУ

  • формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотичес­ких, экологических и других качеств личности школьника
  • определить воспитательные возможности изучаемого материала и отыскать пути использования знаний для оказания определенного воспитательного воздействия на учащихся

Н.Е. Щуркова выделяет пять нравственных объектов, с которыми вступает ученик во взаимодействие на уроке

  • Отношение к «другим людям» проявляется через гуманность, то­варищество, доброту, деликатность, вежливость, честность, интегральным по отношению ко всем остальным качествам является гуманность.
  • Отношение к самому себе проявляется в таких качествах, как гордость и скром­ность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, акку­ратность, добросовестность, ответственность.
  • Общество и коллектив . Отношение ученика к ним проявляется в таких каче­ствах, как чувство долга, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам, — все это проявляет отношение школь­ников к коллективу, к классу.
  • Труд. Отношение ученика к труду характеризуется такими качествами: ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие.
  • Родина. Отношение к ней проявляется в чув­стве гордости за ее успехи, в озабоченности ее трудностями, в желании достичь наивысших успехов в умственном развитии, чтобы принести ей пользу
Содержание Содержание учебного материала делится как бы на две части: необходимый материал , не­посредственно связанный с темой урока, и материал второстепенный , который вводится в урок в целях усиления умственной активности учащихся, воспитательного влияния на них, в целях подготовки к какой-нибудь работе на следующем уроке и т.д. Существует несколько требований к отбору учебного материала: Нельзя использовать недостаточно современные и научно не выверенные и не выдержанные положения и факты. Необходимо отобрать наиболее ценную, достаточную информацию, факты, понятия, законы, теории, всесторонне представляющие изучаемый вопрос и обеспечивающие понимание его сущнос­ти. Материал должен быть организован таким образом, чтобы в нем была выделена ведущая идея, главное, основное звено. Содержание учебного материала должно отражать и методы получения знаний, типичные для данной темы

Содержание

Содержание учебного материала делится как бы на две части:

необходимый материал , не­посредственно связанный с темой урока, и материал второстепенный , который вводится в урок в целях усиления умственной активности учащихся, воспитательного влияния на них, в целях подготовки к какой-нибудь работе на следующем уроке и т.д.

Существует несколько требований к отбору учебного материала:

  • Нельзя использовать недостаточно современные и научно не выверенные и не выдержанные положения и факты.
  • Необходимо отобрать наиболее ценную, достаточную информацию, факты, понятия, законы, теории, всесторонне представляющие изучаемый вопрос и обеспечивающие понимание его сущнос­ти.
  • Материал должен быть организован таким образом, чтобы в нем была выделена ведущая идея, главное, основное звено.
  • Содержание учебного материала должно отражать и методы получения знаний, типичные для данной темы
Методы Педагогическое управление познавательной деятельностью учеников осуществляется с помощью методов, в которых она проектируется. Самое пристальное внимание необходимо уделять анализу методов обучения, осуществляя его в контексте их взаимодействия с триединой целью урока, содержанием учебного материала и формами организации познавательной деятельнос­ти учащихся.

Методы

  • Педагогическое управление познавательной деятельностью учеников осуществляется с помощью методов, в которых она проектируется.
  • Самое пристальное внимание необходимо уделять анализу методов обучения, осуществляя его в контексте их взаимодействия с триединой целью урока, содержанием учебного материала и формами организации познавательной деятельнос­ти учащихся.
В зависимости от избранного принципа в отечественной дидактике существует несколько классификаций методов обучения. По источникам званий: словесные, наглядные, практические. По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа. В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объясне­ние, закрепление материала и т.д. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, ис­следовательский . По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, срав­нительный, обобщающий, классификационный. По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный, традуктивный.

В зависимости от избранного принципа в отечественной дидактике существует несколько классификаций методов обучения.

  • По источникам званий: словесные, наглядные, практические.
  • По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа.
  • В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объясне­ние, закрепление материала и т.д.
  • По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, ис­следовательский .
  • По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, срав­нительный, обобщающий, классификационный.
  • По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный, традуктивный.
Формы организации  познавательной деятельности учащихся Индивидуально-обособленная Фронтальная Групповая Коллективная

Формы организации познавательной деятельности учащихся

  • Индивидуально-обособленная
  • Фронтальная
  • Групповая
  • Коллективная

Индивидуально-обособленная

  • Она имеет место в том случае, когда содержание учеб­ного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьников
  • Педагогическая ценность этой формы организации познавательной деятельности заключается в том, что она может хорошо учитывать особенности каждого ученика сообразно его подготовке и возможностям. Успех ее определяется правильным подбором дифференцированных заданий и сис­тематическим контролем учителя за их выполнением. Кроме того, дифференциация выражается и в мере оказываемой помощи ученику.
  • Она способствует не только более сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков, но и формирова­нию таких ценных качеств личности, как самостоятельность, организованность, настойчивость в достижении цели, упорство, ответственность за выполнение порученного дела и т.д.
  • Вместе с тем возможность применения индивидуальной формы познавательной деятельности имеет и свои ограничения. Ее организация требует больших расходов времени и усилий учителя. Она не способствует развитию коллективизма в обучении, а, наоборот, создает условия для форми­рования эгоистических черт характера у учащихся.

Фронтальная

  • Учитель ведет работу и непосредственно общается со всеми учащимися класса — рассказы­вает, объясняет, показывает, вовлекает учеников в обсуждение проблем, обеспечивая одновременное руководство всеми учащимися.
  • Для того чтобы эта форма была более эффективной, учитель должен заранее проектировать, а затем и создавать на уроке учебные ситуации, отвечающие намеченным аспектам триединой цели урока. Обеспечить контакт с классом, привлечь внимание учеников и их интерес к предстоящему восприятию знаний. Этой дидактической задаче хорошо отвечает учебная проблем­ная ситуация и проверочные вопросы в конце урока. Возможно не только проблемное, но и информационное, а также объяснительно-иллюстративное изложение, но при условии организации взаимодействия с учениками, общения одновременно со всем составом класса, оказания на него идейно-эмоционального влияния.
  • Педагогическая эффективность фронтальной формы познавательной деятельности во мно­гом зависит от умения учителя держать в поле зрения всех учащихся класса, обеспечивать активную работу каждого из них, поддерживать внимание и рабочую дисциплину.

Групповая

Единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников( от 2 до 6 человек, но не более).

В.В. Котов, исследовавший групповую деятельность учащихся на уроке, так определил ее со­ставляющие.

  • Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учеб­ных задач, краткий инструктаж учителя.
  • Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение спо­собов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.
  • Работа по выполнению учебного задания.
  • Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
  • Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
  • Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в клас­се под руководством учителя, дополнения и исправления, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.
  • Индивидуальная оценка работы группы и класса в целом

Успех зависит от тщательности ее подготовки учителем и его умения уделить внимание каждой группе. При групповой форме деятельности отдельные ученики уже ставятся в положение учителя, появляется возможность оказания реальной помощи друг другу.

Коллективная В.К. Дьяченко следующим образом определяет признаки, характеризующие коллективную форму познавательной деятельности учащихся. Наличие у всех участников общей цели. Между ее участниками имеет место разделение труда, функций и обязанностей. Работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи. Коллектив — это группа людей, сотрудничающих друг с другом. Участники работы привлекаются к учету и контролю за ее выполнением. Работа каждого участника процесса приобретает общественную значимость. Эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого. Деятельность каждого участника занятий является общественно полезной. Единство коллективных и личных интересов: чем больше и лучше я обучаю других, тем больше и лучше я знаю сам. М.Н. Скаткин «Проблемы современной дидактики» писал о том, что коллектив­ная форма организации познавательной деятельности учащихся — это «общение учащихся в про­цессе обучения в динамических парах и парах сменного состава»

Коллективная

В.К. Дьяченко следующим образом определяет признаки, характеризующие коллективную форму познавательной деятельности учащихся.

  • Наличие у всех участников общей цели.
  • Между ее участниками имеет место разделение труда, функций и обязанностей.
  • Работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи. Коллектив — это группа людей, сотрудничающих друг с другом.
  • Участники работы привлекаются к учету и контролю за ее выполнением. Работа каждого участника процесса приобретает общественную значимость. Эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого.
  • Деятельность каждого участника занятий является общественно полезной. Единство коллективных и личных интересов: чем больше и лучше я обучаю других, тем больше и лучше я знаю сам.

М.Н. Скаткин «Проблемы современной дидактики» писал о том, что коллектив­ная форма организации познавательной деятельности учащихся — это «общение учащихся в про­цессе обучения в динамических парах и парах сменного состава»

Для того чтобы урок стал действительно развивающим, он должен констру­ироваться и проводиться на основе принципов, следование которым дает возможность воспитать всесторонне развитую и социально зрелую личность. Эти принципы сформулированы психологом Львом Моисеевичем Фридманом в его книге «Пе­дагогический опыт глазами психолога».
  • Для того чтобы урок стал действительно развивающим, он должен констру­ироваться и проводиться на основе принципов, следование которым дает возможность воспитать всесторонне развитую и социально зрелую личность.
  • Эти принципы сформулированы психологом Львом Моисеевичем Фридманом в его книге «Пе­дагогический опыт глазами психолога».
Л.М. Фридман Принцип самодеятельности  Урок организуется в форме учеб­ной самодеятельности учащихся, т.е. деятельности учеников, выполняемой без расчета на какую-то выгоду или награду, в которой они находят удовлетворение своих наиболее глубоких потребностей . Урок организуется в форме учеб­ной самодеятельности учащихся, т.е. деятельности учеников, выполняемой без расчета на какую-то выгоду или награду, в которой они находят удовлетворение своих наиболее глубоких потребностей .

Л.М. Фридман

  • Принцип самодеятельности
  • Урок организуется в форме учеб­ной самодеятельности учащихся, т.е. деятельности учеников, выполняемой без расчета на какую-то выгоду или награду, в которой они находят удовлетворение своих наиболее глубоких потребностей .
  • Урок организуется в форме учеб­ной самодеятельности учащихся, т.е. деятельности учеников, выполняемой без расчета на какую-то выгоду или награду, в которой они находят удовлетворение своих наиболее глубоких потребностей .

Л.М. Фридман

  • Принцип самоорганизации
  • Урок должен строиться на основе обучения учителем учащихся собственной их деятельности по изучению и овладению содержанием учебного материала. Урок должен строиться на помощи учителя учащимся учиться самим, на обучении их разум­ным методам учения, на обучении и воспитании учеников рациональной самоорганизации своей самостоятельной и учебно-тренировочной деятельности в любой форме учебной работы (индивиду­альной, фронтальной, групповой, коллективной). Конструируя урок, учитель должен помнить, что главное в его работе — это не то, что он расскажет и покажет, даст задание и проконтролирует его выполнение, а то, как он научит учащихся умениям и навыкам рационально учиться.
  • Урок должен строиться на основе обучения учителем учащихся собственной их деятельности по изучению и овладению содержанием учебного материала.
  • Урок должен строиться на помощи учителя учащимся учиться самим, на обучении их разум­ным методам учения, на обучении и воспитании учеников рациональной самоорганизации своей самостоятельной и учебно-тренировочной деятельности в любой форме учебной работы (индивиду­альной, фронтальной, групповой, коллективной).
  • Конструируя урок, учитель должен помнить, что главное в его работе — это не то, что он расскажет и покажет, даст задание и проконтролирует его выполнение, а то, как он научит учащихся умениям и навыкам рационально учиться.

Л.М. Фридман

  • Принцип развития личности
  • При организации и проведении урока учитывать и опи­раться на возрастные и индивидуальные особенности учеников; строить урок таким образом, чтобы учащиеся всегда испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей, в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками; проводить учебный процесс в ходе урока в зоне ближайшего развития, опираясь при этом на достигнутый уровень актуального развития ученика; осуществлять учебный процесс таким образом, чтобы он всемерно способствовал проявлению и реализации индивидуальности каждого ученика; направлять уроки на формирование социально зрелой личности; воздействовать уроком на формирование у школьника общественной (коллективистской) направленности и адекватной самооценки.
  • При организации и проведении урока учитывать и опи­раться на возрастные и индивидуальные особенности учеников;
  • строить урок таким образом, чтобы учащиеся всегда испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей, в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками;
  • проводить учебный процесс в ходе урока в зоне ближайшего развития, опираясь при этом на достигнутый уровень актуального развития ученика; осуществлять учебный процесс таким образом, чтобы он всемерно способствовал проявлению и реализации индивидуальности каждого ученика;
  • направлять уроки на формирование социально зрелой личности; воздействовать уроком на формирование у школьника общественной (коллективистской) направленности и адекватной самооценки.
Л.М. Фридман Принцип формирования коллективизма  для того чтобы придать общению между учащимися содержательный характер, построить их межлич­ностные отношения на содержательной основе, учитель должен организовать учебный процесс на уроке таким образом, чтобы он был процессом непосредственной коллективной деятельности уча­щихся. Коллективная форма работы учащихся должна стать центральной на уроке. для того чтобы придать общению между учащимися содержательный характер, построить их межлич­ностные отношения на содержательной основе, учитель должен организовать учебный процесс на уроке таким образом, чтобы он был процессом непосредственной коллективной деятельности уча­щихся. Коллективная форма работы учащихся должна стать центральной на уроке.

Л.М. Фридман

  • Принцип формирования коллективизма
  • для того чтобы придать общению между учащимися содержательный характер, построить их межлич­ностные отношения на содержательной основе, учитель должен организовать учебный процесс на уроке таким образом, чтобы он был процессом непосредственной коллективной деятельности уча­щихся. Коллективная форма работы учащихся должна стать центральной на уроке.
  • для того чтобы придать общению между учащимися содержательный характер, построить их межлич­ностные отношения на содержательной основе, учитель должен организовать учебный процесс на уроке таким образом, чтобы он был процессом непосредственной коллективной деятельности уча­щихся. Коллективная форма работы учащихся должна стать центральной на уроке.
Л.М. Фридман Принцип ролевого участия для того чтобы вся учебная деятельность учащихся приобрела коллективный характер, надо, чтобы учащиеся были наделены определенными ролями на короткий или длительный срок и чтобы выполнение ролей приносило учащимся определенное эмоциональ­ное удовлетворение, чтобы роль была посильна для ученика и в то же время требовала бы от него определенных усилий и давала простор для проявления творчества и инициативы. для того чтобы вся учебная деятельность учащихся приобрела коллективный характер, надо, чтобы учащиеся были наделены определенными ролями на короткий или длительный срок и чтобы выполнение ролей приносило учащимся определенное эмоциональ­ное удовлетворение, чтобы роль была посильна для ученика и в то же время требовала бы от него определенных усилий и давала простор для проявления творчества и инициативы.

Л.М. Фридман

  • Принцип ролевого участия
  • для того чтобы вся учебная деятельность учащихся приобрела коллективный характер, надо, чтобы учащиеся были наделены определенными ролями на короткий или длительный срок и чтобы выполнение ролей приносило учащимся определенное эмоциональ­ное удовлетворение, чтобы роль была посильна для ученика и в то же время требовала бы от него определенных усилий и давала простор для проявления творчества и инициативы.
  • для того чтобы вся учебная деятельность учащихся приобрела коллективный характер, надо, чтобы учащиеся были наделены определенными ролями на короткий или длительный срок и чтобы выполнение ролей приносило учащимся определенное эмоциональ­ное удовлетворение, чтобы роль была посильна для ученика и в то же время требовала бы от него определенных усилий и давала простор для проявления творчества и инициативы.

Л.М. Фридман

  • Принцип ответственности
  • Ни один из принципов реализовать невозможно, если у учеников не сформировано чувство ответственности за свою учебную деятельность и за дела всего коллекти­ва. А для этого сам урок должен строиться на ответственном отношении учеников к достижению его цели.
  • Ни один из принципов реализовать невозможно, если у учеников не сформировано чувство ответственности за свою учебную деятельность и за дела всего коллекти­ва. А для этого сам урок должен строиться на ответственном отношении учеников к достижению его цели.
  • Принцип психологического обеспечения У рок должен организовываться и проводиться таким образом, чтобы обеспечивать мотивацию учения и положительное эмоциональ­ное отношение к нему у каждого ученика. При этом учебная деятельность каждого ученика должна мотивироваться наиболее ценными и значимыми мотивами
  • У рок должен организовываться и проводиться таким образом, чтобы обеспечивать мотивацию учения и положительное эмоциональ­ное отношение к нему у каждого ученика. При этом учебная деятельность каждого ученика должна мотивироваться наиболее ценными и значимыми мотивами

Конечный результат урока

Результат работы учителя оценивается через следующие качественные характеристики:

« Ученический блок» конечного результата урока складывается из следующих позиций:

  • Уровень самостоятельности, самодеятельности учащихся на уроке.
  • Отношение учащихся к учебному труду.
  • Отношение учащихся к предмету, учителю, друг к другу.
  • Объективная направленность деятельности учеников на образование и развитие своей лич­ности.
  • Наличие у учащихся познавательного интереса.
  • Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.
  • Знание учениками фактического материала и уровень его усвоения

— целенаправленность его деятельности на уроке;

— характер отношений с учащимися;

— индивидуально-личностный подход к учащимся;

— дифференцированный подход к обучению;

— умение педагога приводить в соответствие содержание учебного материала, методы обу­чения и формы организации познавательной деятельности учащихся;

— работа учителя по формированию и развитию общеучебных навыков и умений;

— работа по развитию познавательного интереса;

— работа учителя по формированию знаний, умений и навыков и вооружению учащихся

способами познавательной деятельности;

— сфокусированность усилий на формировании понятий;

— развитие общих способностей учащихся;

— объективность оценки знаний учащихся, соединение использования оценки и отметки;

— эффективность усилий, развивающих личность;

— эффективность воспитывающих влияний.

Алгоритм проектирования урока (И.П. Подласый) Проведите диагностику ( исследование всех обстоятельств, в которых будет проводиться урок ) факторов и условий, способствующих или препятствующих достижению цели; причин успехов и неудач предыдущего урока; достигнутых уровней обученности и личностного развития учащихся; своих сил и возможностей обеспечить высокую результативность урока факторов и условий, способствующих или препятствующих достижению цели; причин успехов и неудач предыдущего урока; достигнутых уровней обученности и личностного развития учащихся; своих сил и возможностей обеспечить высокую результативность урока

Алгоритм проектирования урока (И.П. Подласый)

  • Проведите диагностику ( исследование всех обстоятельств, в которых будет проводиться урок )
  • факторов и условий, способствующих или препятствующих достижению цели; причин успехов и неудач предыдущего урока; достигнутых уровней обученности и личностного развития учащихся; своих сил и возможностей обеспечить высокую результативность урока
  • факторов и условий, способствующих или препятствующих достижению цели;
  • причин успехов и неудач предыдущего урока;
  • достигнутых уровней обученности и личностного развития учащихся;
  • своих сил и возможностей обеспечить высокую результативность урока
Алгоритм проектирования урока (И.П. Подласый) Изучите нормативные требования и методические рекомендации к уроку Изучите нормативные требования и методические рекомендации к уроку Требования учебной программы; Требования к санитарно-гигиеническому режиму; Нормы оценки и др.;  методические рекомендации авторов УМК, пед. работников, методистов. Требования учебной программы; Требования к санитарно-гигиеническому режиму; Нормы оценки и др.;  методические рекомендации авторов УМК, пед. работников, методистов. Определите тип и место урока в системе уроков Определите тип и место урока в системе уроков

Алгоритм проектирования урока (И.П. Подласый)

  • Изучите нормативные требования и методические рекомендации к уроку
  • Изучите нормативные требования и методические рекомендации к уроку
  • Требования учебной программы; Требования к санитарно-гигиеническому режиму; Нормы оценки и др.; методические рекомендации авторов УМК, пед. работников, методистов.
  • Требования учебной программы;
  • Требования к санитарно-гигиеническому режиму;
  • Нормы оценки и др.;
  • методические рекомендации авторов УМК, пед. работников, методистов.
  • Определите тип и место урока в системе уроков
  • Определите тип и место урока в системе уроков
типология Шамова Т.П., Третьяков П.И. Харламов И.Ф.  урок изучения новых знаний и способов действий; урок закрепления знания и способов действий учащихся; урок комплексного применения знаний и способов действия; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки и оценки коррекции знаний и способов действий. урок сообщения новых знаний учителем; урок закрепления изученного материала; урок повторения, систематизации и обобщения изученного материала; урок проверки и оценки знаний.

типология

Шамова Т.П., Третьяков П.И.

Харламов И.Ф.

  • урок изучения новых знаний и способов действий;
  • урок закрепления знания и способов действий учащихся;
  • урок комплексного применения знаний и способов действия;
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • урок проверки и оценки коррекции знаний и способов действий.
  • урок сообщения новых знаний учителем;
  • урок закрепления изученного материала;
  • урок повторения, систематизации и обобщения изученного материала;
  • урок проверки и оценки знаний.
Урок введения в тему   Основной признак: в содержании присутствует первоначальная обобщен­ная характеристика нового «ключевого» знания темы. Дидактический аспект: активизация накопленного ранее опыта деятельности учащихся (ус­военных ранее тем) под углом зрения его новой связи с «ключевым» знани­ем темы; первоначальное эскизно-обобщенное представление о новом опыте деятельности человека как целостном явлении.

Урок введения в тему

  • Основной признак: в содержании присутствует первоначальная обобщен­ная характеристика нового «ключевого» знания темы.

Дидактический аспект:

  • активизация накопленного ранее опыта деятельности учащихся (ус­военных ранее тем) под углом зрения его новой связи с «ключевым» знани­ем темы;
  • первоначальное эскизно-обобщенное представление о новом опыте деятельности человека как целостном явлении.
Урок углубления в тему   Основной признак: в содержании урока обязательно присутствует новая характеристика (отдельная грань, деталь) «ключевого» знания темы. Дидактический аспект: активизация имеющегося опыта деятельности, необходимого для уг­лубления в тему и ее детальной проработки; осмысление и усвоение отдельных граней познаваемой темы.

Урок углубления в тему

  • Основной признак: в содержании урока обязательно присутствует новая характеристика (отдельная грань, деталь) «ключевого» знания темы.

Дидактический аспект:

  • активизация имеющегося опыта деятельности, необходимого для уг­лубления в тему и ее детальной проработки;
  • осмысление и усвоение отдельных граней познаваемой темы.
Урок обобщения темы   Основной признак: в содержании урока вновь присутствует целостная, но уже более обогащенная по сравнению с уроком введения в тему характе­ристика «ключевого» знания темы. Дидактический аспект: активизация познанного материала изучаемой темы в целях его пос­ледующей интеграции; установление в сознании обучающихся нового уровня представлений о познаваемой теме, на основе осмысления и усвоения внутренних связей целостного явления, а также связей с предшествующими и последующими темами.

Урок обобщения темы

  • Основной признак: в содержании урока вновь присутствует целостная, но уже более обогащенная по сравнению с уроком введения в тему характе­ристика «ключевого» знания темы.

Дидактический аспект:

  • активизация познанного материала изучаемой темы в целях его пос­ледующей интеграции;
  • установление в сознании обучающихся нового уровня представлений о познаваемой теме, на основе осмысления и усвоения внутренних связей целостного явления, а также связей с предшествующими и последующими темами.
Алгоритм проектирования урока (И.П. Подласый) Определите обучающую цель и отберите учебное содержание Установите задачи личностного развития учащихся и спланируйте ситуации развивающего типа

Алгоритм проектирования урока (И.П. Подласый)

  • Определите обучающую цель и отберите учебное содержание
  • Установите задачи личностного развития учащихся и спланируйте ситуации развивающего типа
При постановке цели учебного занятия следует ориентироваться на реализацию задач, определенных учебными программами. Цель зависит от темы и содержания каждого учебного занятия.
  • При постановке цели учебного занятия следует ориентироваться на реализацию задач, определенных учебными программами.
  • Цель зависит от темы и содержания каждого учебного занятия.
Запрудский Н.И.  «Современные школьные технологии-2» Обучающие цели урока определяются на основе раздела учебной программы: «Учащиеся должны знать…, учащиеся должны уметь…» Цель - это планируемый результат. Цели воспитательного и развивающего аспектов на урок сформулировать невозможно Формулируются задачи личностного развития учащихся

Запрудский Н.И. «Современные школьные технологии-2»

  • Обучающие цели урока определяются на основе раздела учебной программы: «Учащиеся должны знать…, учащиеся должны уметь…»
  • Цель - это планируемый результат.
  • Цели воспитательного и развивающего аспектов на урок сформулировать невозможно
  • Формулируются задачи личностного развития учащихся
Задачи личностного развития учащихся   Содействовать, способствовать … Решение задач воспитания и развития достигается введением в урок деятельностного содержания обучения, т.е. организацией соответствующих ситуаций , например, для формирования умений диалога на уроке нужны диалоги, для воспитания рефлексивных способностей организуются рефлексивные паузы; для выработки ценностного отношения к предмету на уроке необходима ситуация выработки этого отношения

Задачи личностного развития учащихся

  • Содействовать, способствовать
  • Решение задач воспитания и развития достигается введением в урок деятельностного содержания обучения, т.е. организацией соответствующих ситуаций , например, для формирования умений диалога на уроке нужны диалоги, для воспитания рефлексивных способностей организуются рефлексивные паузы; для выработки ценностного отношения к предмету на уроке необходима ситуация выработки этого отношения
Алгоритм проектирования урока (И.П. Подласый) Спрогнозируйте предстоящее занятие Определите последовательность и спланируйте результаты этапов урока

Алгоритм проектирования урока (И.П. Подласый)

  • Спрогнозируйте предстоящее занятие
  • Определите последовательность и спланируйте результаты этапов урока
Общая архитектоника урока

Общая архитектоника урока

СМЫСЛОВЫЕ БЛОКИ - взаимосвязанные составные части программного материала изучаемой темы, необходимые для ее осмысления и усвоения
  • СМЫСЛОВЫЕ БЛОКИ - взаимосвязанные составные части программного материала изучаемой темы, необходимые для ее осмысления и усвоения
-стадия АКТИВИЗАЦИИ В ПАМЯТИ ПРОШЛОГО ОПЫТА (в его теоретическом или практическом аспектах). Дидактическая задача: активизировать, откорректировать и системати­зировать накопленный ранее опыт воспитанников, необходимый им для вос­приятия нового. - стадия ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ОПЫТА (теоретического ос­мысления и практического освоения нового опыта жизнедеятель­ности). Дидактическая задача: раскрыть перед учащимися практическое пред­назначение нового опыта, усвоить с ними основной его инструментарий (по­нятийный аппарат, умения и навыки), организовать процесс использования данного опыта в различных условиях их конкретной жизнедеятельности.

-стадия АКТИВИЗАЦИИ В ПАМЯТИ ПРОШЛОГО ОПЫТА (в его теоретическом или практическом аспектах).

  • Дидактическая задача: активизировать, откорректировать и системати­зировать накопленный ранее опыт воспитанников, необходимый им для вос­приятия нового.

- стадия ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ОПЫТА (теоретического ос­мысления и практического освоения нового опыта жизнедеятель­ности).

  • Дидактическая задача: раскрыть перед учащимися практическое пред­назначение нового опыта, усвоить с ними основной его инструментарий (по­нятийный аппарат, умения и навыки), организовать процесс использования данного опыта в различных условиях их конкретной жизнедеятельности.
Этап организации урока   Задача этапа: подготовить учащихся к работе на уроке. Условия достижения положительных результатов: требовательность, сдержанность, собранность учителя; отсутствие многословия, ярко выраженная волевая направленность педагога; систематичность (из урока в урок) организованного воздействия; последовательность в предъявлении требований. Показатели выполнения дидактической задачи этапа: кратковременность организационного момента; полная готовность всех участников процесса и оборудования урока к работе; быстрое включение контингента учебной группы в деловой ритм; организация внимания всех воспитанников.
  • Этап организации урока

Задача этапа:

  • подготовить учащихся к работе на уроке.

Условия достижения положительных результатов:

  • требовательность, сдержанность, собранность учителя;
  • отсутствие многословия, ярко выраженная волевая направленность педагога;
  • систематичность (из урока в урок) организованного воздействия;
  • последовательность в предъявлении требований.

Показатели выполнения дидактической задачи этапа:

  • кратковременность организационного момента;
  • полная готовность всех участников процесса и оборудования урока к работе;
  • быстрое включение контингента учебной группы в деловой ритм;
  • организация внимания всех воспитанников.
Этап проверки результатов самостоятельной работы учащихся (до­машнего задания)   Задача этапа: установить правильность и глубину усвоения изучаемой темы всех учащихся учебной группы в процессах их домашней самоподготов­ки, обобщить и, при необходимости, скорректировать (устранить про­белы) «ключевое» знание осваиваемой темы в выводах по домашне­му заданию. Условия достижения положительных результатов: оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих определять выполнение домашнего задания у большинства учащихся (у всех).
  • Этап проверки результатов самостоятельной работы учащихся (до­машнего задания)

Задача этапа:

  • установить правильность и глубину усвоения изучаемой темы всех учащихся учебной группы в процессах их домашней самоподготов­ки, обобщить и, при необходимости, скорректировать (устранить про­белы) «ключевое» знание осваиваемой темы в выводах по домашне­му заданию.

Условия достижения положительных результатов:

  • оперативность учителя, целевая направленность его деятельности;
  • использование учителем системы приемов, позволяющих определять выполнение домашнего задания у большинства учащихся (у всех).
Этап всесторонней проверки прошлых знаний (познанного опыта)   Задача этапа: глубоко и всесторонне проверяя знание усвоенного ранее опыта (сти­мулируя деятельностную активность всех), выявить пробелы в его усвоении (характерные для всей группы) и причины этих пробелов. Пробелы устранить. Условия достижения положительных результатов: использование самых разнообразных методов проверки знаний; практика постановки дополнительных вопросов для проверки проч­ности, глубины и осознанности знаний; создание в процессе опроса нестандартных ситуаций в использова­нии приобретенного опыта знаний привлечение специальными заданиями всех учащихся к активному слушанию ответов товарищей и поиску более точных, более полных и правильных ответов на поставленные вопросы.
  • Этап всесторонней проверки прошлых знаний (познанного опыта)

Задача этапа:

  • глубоко и всесторонне проверяя знание усвоенного ранее опыта (сти­мулируя деятельностную активность всех), выявить пробелы в его усвоении (характерные для всей группы) и причины этих пробелов. Пробелы устранить.

Условия достижения положительных результатов:

  • использование самых разнообразных методов проверки знаний;
  • практика постановки дополнительных вопросов для проверки проч­ности, глубины и осознанности знаний;
  • создание в процессе опроса нестандартных ситуаций в использова­нии приобретенного опыта знаний
  • привлечение специальными заданиями всех учащихся к активному слушанию ответов товарищей и поиску более точных, более полных и правильных ответов на поставленные вопросы.
4. Этап подготовки к активному и сознательному восприятию ново­го опыта   Задача этапа: мотивировать познавательную деятельность учащихся на сознатель­ное формирование «ключевых знаний» нового опыта. Условия достижения положительных результатов: предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, практической значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы; фиксация всего этого в поурочных планах; умение учителя четко и однозначно определять образовательную цель урока для учеников, показывать им, чему они должны научиться в ходе урока, чем овладеть; вариативность приемов сообщения учащимся образовательной цели (других мотивационных факторов) на различных уроках.

4. Этап подготовки к активному и сознательному восприятию ново­го опыта

Задача этапа:

  • мотивировать познавательную деятельность учащихся на сознатель­ное формирование «ключевых знаний» нового опыта.

Условия достижения положительных результатов:

  • предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, практической значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы; фиксация всего этого в поурочных планах;
  • умение учителя четко и однозначно определять образовательную цель урока для учеников, показывать им, чему они должны научиться в ходе урока, чем овладеть;
  • вариативность приемов сообщения учащимся образовательной цели (других мотивационных факторов) на различных уроках.
5. Этап восприятия и усвоения «ключевого знания» нового опыта   Задача этапа: дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах и яв­лениях, об основной идее изучаемого вопроса, правила, принципа, закона; добиться усвоения учащимися способов, путей, средств, ко­торые привели бы к обобщению в познаниях нового опыта; добиться усвоения учащимися методов воспроизведения изучаемого опыта деятельности в нестандартных условиях, творческого ее осмысления каждым учащимся.

5. Этап восприятия и усвоения «ключевого знания» нового опыта

Задача этапа:

  • дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах и яв­лениях, об основной идее изучаемого вопроса, правила, принципа, закона; добиться усвоения учащимися способов, путей, средств, ко­торые привели бы к обобщению в познаниях нового опыта; добиться усвоения учащимися методов воспроизведения изучаемого опыта деятельности в нестандартных условиях, творческого ее осмысления каждым учащимся.
Условия достижения положительных результатов: полное, точное и четкое определение отличительных признаков изу­чаемых объектов, явлений как основы правильного и полного их вос­приятия; запись формулировок, запись в тетрадях опорных пунктов, плана, те­зисов, конспекта; использование наглядности; организация самостоятельной работы учащихся с книгой, учебником. элементы инструктажа учащихся по вопросам методики последую­щего самопознания по изучаемой проблеме; применение (с целью глубокого осмысления изучаемого материала) таких мыслительных операций, как: анализ и синтез, сравнение и сопоставление, абстрагирование и кон­кретизация; постановка перед учащимися учебной проблемы, создание проблем­ной ситуации, постановка эвристических вопросов как приемов, ак­тивизирующих процесс осмысления; актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся

Условия достижения положительных результатов:

  • полное, точное и четкое определение отличительных признаков изу­чаемых объектов, явлений как основы правильного и полного их вос­приятия;
  • запись формулировок, запись в тетрадях опорных пунктов, плана, те­зисов, конспекта;
  • использование наглядности;
  • организация самостоятельной работы учащихся с книгой, учебником.
  • элементы инструктажа учащихся по вопросам методики последую­щего самопознания по изучаемой проблеме;
  • применение (с целью глубокого осмысления изучаемого материала) таких мыслительных операций, как: анализ и синтез, сравнение и сопоставление, абстрагирование и кон­кретизация;
  • постановка перед учащимися учебной проблемы, создание проблем­ной ситуации, постановка эвристических вопросов как приемов, ак­тивизирующих процесс осмысления;
  • актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся
Показатели выполнения дидактической задачи этапа: если учитель использовал метод рассказа, лекции, объяснения, само­стоятельной работы учащихся, то критерием выполнения дидактичес­кой задачи может служить качество ответов учащихся на следующих этапах урока; при использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с методами проблемного восприятия материала, показателем эффективности усвоения нового материала будут являться правильность и степень самостоятельности их отве­тов и действий в процессе беседы и решения проблемных ситуаций.

Показатели выполнения дидактической задачи этапа:

  • если учитель использовал метод рассказа, лекции, объяснения, само­стоятельной работы учащихся, то критерием выполнения дидактичес­кой задачи может служить качество ответов учащихся на следующих этапах урока;
  • при использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с методами проблемного восприятия материала, показателем эффективности усвоения нового материала будут являться правильность и степень самостоятельности их отве­тов и действий в процессе беседы и решения проблемных ситуаций.

6. Этап проверки понимания учащимися нового материала

Задача этапа:

  • установить, осознали ли учащиеся необходимые связи и отношения фактов познаваемого материала, содержание его новых понятий, за­кономерностей. Устранить пробелы в понимании материала.

Условия достижения положительных результатов :

  • использование учителем вопросов, требующих мыслительной актив­ности, самостоятельности мыслительной деятельности;
  • создание нестандартных ситуаций в использовании «ключевых зна­ний» нового опыта;
  • обращение учителя по поводу ответа ученика к другим участникам процесса с просьбой дополнить, уточнить или исправить, найти дру­гое, более рациональное решение и т.д.;
  • определение по количеству и качеству дополнительных ответов мас­штаба и качества пробелов в понимании нового материала.

Показатели выполнения дидактической задачи этапа:

  • учитель опрашивает «средних» и «слабых» учеников, а остальные участники процесса привлекаются к оценке их ответов;
  • по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понима­нии учащимися нового материала;
  • основной критерий решения дидактической задачи - выяснение учи­телем уровня осознанности нового материала у большинства учащих­ся.
7. Этап закрепления «ключевого знания» нового опыта   Задача этапа: закрепить в памяти учащихся тот инструментарий нового опыта дея­тельности, который необходим им для дальнейшего процесса позна­ния (самопознания) содержания учебной дисциплины. Условия достижения положительных результатов: не только припоминать, но и оперировать знаниями, решать теорети­ческие и практические задачи; использовать разнообразные формы закрепления знаний. Показатели выполнения дидактической задачи этапа: умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, прави­лами и идеями; умение воспроизводить основные идеи нового материала; умение выделять существенные признаки ведущих понятий, конкре­тизировать эти признаки; активность учащихся.

7. Этап закрепления «ключевого знания» нового опыта

Задача этапа:

  • закрепить в памяти учащихся тот инструментарий нового опыта дея­тельности, который необходим им для дальнейшего процесса позна­ния (самопознания) содержания учебной дисциплины.

Условия достижения положительных результатов:

  • не только припоминать, но и оперировать знаниями, решать теорети­ческие и практические задачи;
  • использовать разнообразные формы закрепления знаний.

Показатели выполнения дидактической задачи этапа:

  • умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, прави­лами и идеями;
  • умение воспроизводить основные идеи нового материала;
  • умение выделять существенные признаки ведущих понятий, конкре­тизировать эти признаки;
  • активность учащихся.
8. Этап инструктажа учащихся по вопросам выполнения домашнего задания   Задача этапа: сообщить учащимся тематику и объем вопросов самоподготовки; разъяснить методику качественного выполнения данного задания. Условия достижения положительных результатов: спокойное, терпеливое объяснение содержания, приемов работы и последовательности ее выполнения; обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока (до звонка); умение в коротких методических указаниях дать учащимся понятие о том, как они должны самостоятельно работать (выполнять домаш­нее задание); в состав самостоятельной работы (домашнего задания) необходимо включать познавательные задачи и вопросы; использовать дифференцированный подход при задании учебного материала для самостоятельной проработки. Показатели выполнения дидактической задачи этапа: правильное выполнение домашнего задания всеми учениками (выяс­няется на следующем уроке).

8. Этап инструктажа учащихся по вопросам выполнения домашнего задания

Задача этапа:

  • сообщить учащимся тематику и объем вопросов самоподготовки; разъяснить методику качественного выполнения данного задания.

Условия достижения положительных результатов:

  • спокойное, терпеливое объяснение содержания, приемов работы и последовательности ее выполнения;
  • обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока (до звонка);
  • умение в коротких методических указаниях дать учащимся понятие о том, как они должны самостоятельно работать (выполнять домаш­нее задание);
  • в состав самостоятельной работы (домашнего задания) необходимо включать познавательные задачи и вопросы;
  • использовать дифференцированный подход при задании учебного материала для самостоятельной проработки.

Показатели выполнения дидактической задачи этапа:

  • правильное выполнение домашнего задания всеми учениками (выяс­няется на следующем уроке).
Внутренний контур 1  обратных связей  [2] Этап проверки самостоятельной работы (д/з) [8] Этап инструктажа по выполнению д/з

Внутренний контур 1 обратных связей

[2] Этап проверки самостоятельной работы (д/з)

[8] Этап инструктажа по выполнению д/з

Внутренний контур 2  обратных связей

Внутренний контур 2 обратных связей

Внешний контур обратных связей

Внешний контур обратных связей

Алгоритм проектирования урока (И.П. Подласый) Примите решение о формах и методах Подберите средства обучения

Алгоритм проектирования урока (И.П. Подласый)

  • Примите решение о формах и методах
  • Подберите средства обучения
Алгоритм проектирования урока (И.П. Подласый) Примите решение об обратной связи Рефлексия (учащийся пишет или говорит о том, достиг он цели, что не вышло…); Учащиеся выполняют тест и сравнивают свои результаты с эталоном, организуется обсуждение и коррекция; Учащиеся сравнивают свою деятельность и результаты с критериями оценки и др. Рефлексия (учащийся пишет или говорит о том, достиг он цели, что не вышло…); Учащиеся выполняют тест и сравнивают свои результаты с эталоном, организуется обсуждение и коррекция; Учащиеся сравнивают свою деятельность и результаты с критериями оценки и др.

Алгоритм проектирования урока (И.П. Подласый)

  • Примите решение об обратной связи
  • Рефлексия (учащийся пишет или говорит о том, достиг он цели, что не вышло…); Учащиеся выполняют тест и сравнивают свои результаты с эталоном, организуется обсуждение и коррекция; Учащиеся сравнивают свою деятельность и результаты с критериями оценки и др.
  • Рефлексия (учащийся пишет или говорит о том, достиг он цели, что не вышло…);
  • Учащиеся выполняют тест и сравнивают свои результаты с эталоном, организуется обсуждение и коррекция;
  • Учащиеся сравнивают свою деятельность и результаты с критериями оценки и др.
Алгоритм проектирования урока (И.П. Подласый) Составьте технологическую карту (план-конспект, дидактический сценарий) урока

Алгоритм проектирования урока (И.П. Подласый)

  • Составьте технологическую карту (план-конспект, дидактический сценарий) урока
План-конспект урока   тема урока, цели и задачи урока, оборудование, используемое на уроке, ход урока организационный момент, проверка домашнего задания, актуализация знаний и умений учащихся, необходимых для изучения нового материала, изучение нового материала, закрепление изученного материала, подведение итогов урока, домашнее задание. организационный момент, проверка домашнего задания, актуализация знаний и умений учащихся, необходимых для изучения нового материала, изучение нового материала, закрепление изученного материала, подведение итогов урока, домашнее задание. ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования в 2015/2016 учебном году»

План-конспект урока

  • тема урока,
  • цели и задачи урока,
  • оборудование, используемое на уроке,
  • ход урока
  • организационный момент, проверка домашнего задания, актуализация знаний и умений учащихся, необходимых для изучения нового материала, изучение нового материала, закрепление изученного материала, подведение итогов урока, домашнее задание.
  • организационный момент,
  • проверка домашнего задания,
  • актуализация знаний и умений учащихся, необходимых для изучения нового материала,
  • изучение нового материала,
  • закрепление изученного материала,
  • подведение итогов урока,
  • домашнее задание.

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования в 2015/2016 учебном году»

Технологическая карта урока Тема урока: Обучающая цель: Задачи воспитания и развития: Ход урока 1-ый этап : (название, продолжительность) Ожидаемый результат: Педагогическая задача: 1-ый этап : (название, продолжительность) Ожидаемый результат: Педагогическая задача: n-ый этап : (название, продолжительность) Ожидаемый результат: Педагогическая задача: n-ый этап : (название, продолжительность) Ожидаемый результат: Педагогическая задача:

Технологическая карта урока

  • Тема урока:
  • Обучающая цель:
  • Задачи воспитания и развития:
  • Ход урока
  • 1-ый этап : (название, продолжительность) Ожидаемый результат: Педагогическая задача:
  • 1-ый этап : (название, продолжительность)
  • Ожидаемый результат:
  • Педагогическая задача:
  • n-ый этап : (название, продолжительность) Ожидаемый результат: Педагогическая задача:
  • n-ый этап : (название, продолжительность)
  • Ожидаемый результат:
  • Педагогическая задача:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!