СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие по теоретической части алгебры 8 класса

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

СВОЙСТВА ЧИСЛОВЫХ НЕРАВЕНСТВ 

  1. Если к обеим частям  неравенства прибавить одно и тоже число, то получится верное неравенство.

Если a>b, c любое число, то a+c>b+c.

  1. Если обе части неравенства умножить или разделить на одно и тоже положительное число, то получится верное неравенство.

      Если a>b и c>0, то a·c>b·c.

  1. Если оба части неравенства умножить или разделить на одно и тоже отрицательное  число, и поменять знак неравенства на противоположный, то получится верное неравенство.

Если a>b и c<0, то a·c<b·c.

  1. Верные одноименные (одинаковых знаков) неравенства можно почленно складывать.                                                                                                                       Если a>b и c>d, то a+c > b+d.
  2. Верные одноименные неравенства, левые и правые части которых положительные числа, можно почленно перемножать.                                        Если положительные числа a, b, c и d таковы, что a>b и c>d, то a·c > b·d.

 

ПОНЯТИЕ ФУНКЦИИ И ГРАФИКА ФУНКЦИИ

Функцией называется такую зависимость переменной y от переменной x при которой каждому значению переменной x соответствует единственное значение переменной y.

y= f(x)

 

Переменную X называют независимой переменной или аргументом. Переменной Y называется зависимой переменной или функцией от переменной Х.

 

Графиком функции называется множество всех точек координатной плоскости, абсциссы которых равны значениям аргумента x, а ординаты - соответствующим значениям функции f(x).

 

  1. Функцию вида y=kx+b называют линейной, где х – независимая переменная, k и b некоторые числа.                                                                                           Графиком линейной функция является прямая. Для построения графика линейной функции достаточно найти координаты двух точек графика, отметить эти точки в координатной плоскости и провести через них прямую.

 Коэффициент k в уравнении y=kx+b называют угловым коэффициентом этой прямой.

 

  1. График функции у=х2 называют параболой.

КВАДРАТНОЕ УРАВНЕНИЕ

Квадратным уравнением называют уравнение вида ax2+bx+c=0, где коэффициенты abc — любые действительные числа, причём a≠0.

Коэффициенты abc различают по названиям: a — первый, или старший, коэффициент; b — второй коэффициент, или коэффициент при xc — свободный член.

Квадратное уравнение называют приведённым, если его старший коэффициент равен 1; квадратное уравнение называют неприведённым, если старший коэффициент отличен от 1.

 

Полное квадратное уравнение — это квадратное уравнение, в котором присутствуют все три слагаемых; иными словами, это уравнение, у которого коэффициенты b и c отличны от нуля.

 

 

Неполное квадратное уравнение — это уравнение, в котором присутствуют не все три слагаемых; иными словами, это уравнение, у которого хотя бы один из коэффициентов bc равен нулю.

 

Алгоритм решения неполных квадратных уравнений

1. Если уравнение имеет вид ax2=0, то оно имеет один корень: x=0.

 

2. Если уравнение имеет вид ax2+bx=0, то используется метод разложения на множители: x(ax+b)=0; значит, либо x=0, либо ax+b=0. В итоге получаем два корня: x1=0  и x2=−b/a.

 

3. Если уравнение имеет вид ax2+c=0, то его преобразуют к виду ax2=−c и далее x2=−c/a.

В случае, когда –c/a — отрицательное число, уравнение x2=−c/a не имеет корней (значит, не имеет корней и исходное уравнение ax2+c=0).

В случае, когда –c/a — положительное число, имеет два корня: x1=-ca , x2=−-ca. В этом случае допускается более короткая запись: x1, 2 = ±-ca.

 

 

Корнем квадратного уравнения ax2+bx+c=0 называют всякое значение переменной x, при котором квадратный трёхчлен ax2+bx+c обращается в нуль; такое значение переменной x называют также корнем квадратного трёхчлена.

 

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ

  1. Раскрыть скобки, перенести все слагаемые в левую часть, чтобы уравнение приобрело вид:

ax2+bx+c=0

  1. Выписать, чему равны в числах коэффициенты:

a=…

b=…

c=…

  1. Вычислить дискриминант по формуле:

D=b2−4ac

  1. Если D>0, будет два различных корня, которые находятся по формуле: ±

x1,2=-b±D2a

  1. Если D=0, будет один корень, который находится по формуле:

x=−-b2a

  1. Если D<0, решений нет: x∈∅

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ

  1. Раскрыть скобки, если они есть;
  2. Перенести слагаемые, содержащие переменную, в одну сторону от знака равенства, а слагаемые без переменной — в другую;
  3. Привести подобные слагаемые слева и справа от знака равенства;
  4. Разделить обе части уравнения на коэффициент при переменной х

 

 

 

 

 

 

 

Алгоритм решения системы уравнений способом подстановки

 

  1. Выразить у через х их одного уравнения системы (х через у);
  2. Подставить полученное выражение вместо у в другое уравнение системы;
  3. Решить полученное уравнение относительно х.
  4. Подставить каждый из найденных корней уравнения поочередно вместо х и найти соответствующее значения переменной у.
  5. Записать ответ в виде пар значений (х;у).

 

Алгоритм решения систем уравнений способом сложения.

 

  1. Умножить обе части одного или обеих уравнений на некоторое число так, чтобы коэффициенты при одной из переменных в разных уравнений стали противоположными числами.
  2. Сложить почленно полученные уравнения.
  3. Решить полученное уравнение с одной переменной.
  4. Найти соответствующее значение другой переменной.
  5. Записать ответ.

 

Алгоритм решения дробно­-рациональных уравнений

1 способ:

  • Перенести все члены уравнения в одну часть.
  • Привести к общему знаменателю и сложить полученные дроби.
  • Приравнять числитель к нулю и решить полученное уравнение.
  • Исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.

2 способ:

  • Найти общий знаменатель всех дробей, входящих в уравнение.
  • Умножить обе части уравнения на найденный общий знаменатель.
  • Решить полученное целое уравнение.
  • Исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.

 

 

Алгоритм решения систем уравнений графическим способом

 

  1. Чтобы решить систему двух уравнений с двумя неизвестными графическим методом, нужно:
  2. Выразить переменную у через переменную х.
  3. Построить в одной системе координат графики уравнений, входящих в систему;
  4. Определить координаты всех точек пересечений графиков (если они есть);
  5. Координаты этих точек и будут решения^ системы.

 

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие по теоретической части алгебры 8 класса»

СВОЙСТВА ЧИСЛОВЫХ НЕРАВЕНСТВ 

  1. Если к обеим частям  неравенства прибавить одно и тоже число, то получится верное неравенство.

Если ab, c любое число, то a+cb+c.

  1. Если обе части неравенства умножить или разделить на одно и тоже положительное число, то получится верное неравенство.

Если ab и c0, то a·cb·c.

  1. Если оба части неравенства умножить или разделить на одно и тоже отрицательное  число, и поменять знак неравенства на противоположный, то получится верное неравенство.

Если ab и c

  1. Верные одноименные (одинаковых знаков) неравенства можно почленно складывать. Если ab и cd, то a+c b+d.

  2. Верные одноименные неравенства, левые и правые части которых положительные числа, можно почленно перемножать. Если положительные числа a, b, c и d таковы, что ab и cd, то a·c b·d.



ПОНЯТИЕ ФУНКЦИИ И ГРАФИКА ФУНКЦИИ

Функцией называется такую зависимость переменной y от переменной x при которой каждому значению переменной x соответствует единственное значение переменной y.

y= f(x)


Переменную X называют независимой переменной или аргументом. Переменной Y называется зависимой переменной или функцией от переменной Х.


Графиком функции называется множество всех точек координатной плоскости, абсциссы которых равны значениям аргумента x, а ординаты - соответствующим значениям функции f(x).



  1. Функцию вида y=kx+b называют линейной, где х – независимая переменная, k и b некоторые числа. Графиком линейной функция является прямая. Для построения графика линейной функции достаточно найти координаты двух точек графика, отметить эти точки в координатной плоскости и провести через них прямую.

Коэффициент k в уравнении y=kx+b называют угловым коэффициентом этой прямой.



  1. График функции у=х2 называют параболой.

КВАДРАТНОЕ УРАВНЕНИЕ

Квадратным уравнением называют уравнение вида ax2+bx+c=0, где коэффициенты abc — любые действительные числа, причём a≠0.

Коэффициенты abc различают по названиям: a — первый, или старший, коэффициент; b — второй коэффициент, или коэффициент при xc — свободный член.

Квадратное уравнение называют приведённым, если его старший коэффициент равен 1; квадратное уравнение называют неприведённым, если старший коэффициент отличен от 1.


Полное квадратное уравнение — это квадратное уравнение, в котором присутствуют все три слагаемых; иными словами, это уравнение, у которого коэффициенты b и c отличны от нуля.

 


Неполное квадратное уравнение — это уравнение, в котором присутствуют не все три слагаемых; иными словами, это уравнение, у которого хотя бы один из коэффициентов bc равен нулю.


Алгоритм решения неполных квадратных уравнений

1. Если уравнение имеет вид ax2=0, то оно имеет один корень: x=0.

 

2. Если уравнение имеет вид ax2+bx=0, то используется метод разложения на множители: x(ax+b)=0; значит, либо x=0, либо ax+b=0. В итоге получаем два корня: x1=0 и x2=−b/a.


3. Если уравнение имеет вид ax2+c=0, то его преобразуют к виду ax2=−c и далее x2=−c/a.

В случае, когда –c/a — отрицательное число, уравнение x2=−c/a не имеет корней (значит, не имеет корней и исходное уравнение ax2+c=0).

В случае, когда –c/a — положительное число, имеет два корня: x1=  , x2=− . В этом случае допускается более короткая запись: x1, 2 = ± .



Корнем квадратного уравнения ax2+bx+c=0 называют всякое значение переменной x, при котором квадратный трёхчлен ax2+bx+c обращается в нуль; такое значение переменной x называют также корнем квадратного трёхчлена.



АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ

  1. Раскрыть скобки, перенести все слагаемые в левую часть, чтобы уравнение приобрело вид:

ax2+bx+c=0

  1. Выписать, чему равны в числах коэффициенты:

a=…

b=…

c=…

  1. Вычислить дискриминант по формуле:

D=b2−4ac

  1. Если D0, будет два различных корня, которые находятся по формуле: ±

x1,2=

  1. Если D=0, будет один корень, который находится по формуле:

x=−

  1. Если D решений нет: x∈∅



АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ

  1. Раскрыть скобки, если они есть;

  2. Перенести слагаемые, содержащие переменную, в одну сторону от знака равенства, а слагаемые без переменной — в другую;

  3. Привести подобные слагаемые слева и справа от знака равенства;

  4. Разделить обе части уравнения на коэффициент при переменной х








Алгоритм решения системы уравнений способом подстановки


  1. Выразить у через х их одного уравнения системы (х через у);

  2. Подставить полученное выражение вместо у в другое уравнение системы;

  3. Решить полученное уравнение относительно х.

  4. Подставить каждый из найденных корней уравнения поочередно вместо х и найти соответствующее значения переменной у.

  5. Записать ответ в виде пар значений (х;у).



Алгоритм решения систем уравнений способом сложения.


  1. Умножить обе части одного или обеих уравнений на некоторое число так, чтобы коэффициенты при одной из переменных в разных уравнений стали противоположными числами.

  2. Сложить почленно полученные уравнения.

  3. Решить полученное уравнение с одной переменной.

  4. Найти соответствующее значение другой переменной.

  5. Записать ответ.


Алгоритм решения дробно­-рациональных уравнений

1 способ:

  • Перенести все члены уравнения в одну часть.

  • Привести к общему знаменателю и сложить полученные дроби.

  • Приравнять числитель к нулю и решить полученное уравнение.

  • Исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.

2 способ:

  • Найти общий знаменатель всех дробей, входящих в уравнение.

  • Умножить обе части уравнения на найденный общий знаменатель.

  • Решить полученное целое уравнение.

  • Исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.



Алгоритм решения систем уравнений графическим способом


  1. Чтобы решить систему двух уравнений с двумя неизвестными графическим методом, нужно:

  2. Выразить переменную у через переменную х.

  3. Построить в одной системе координат графики уравнений, входящих в систему;

  4. Определить координаты всех точек пересечений графиков (если они есть);

  5. Координаты этих точек и будут решения^ системы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!