СВОЙСТВА ЧИСЛОВЫХ НЕРАВЕНСТВ
Если к обеим частям неравенства прибавить одно и тоже число, то получится верное неравенство.
Если ab, c любое число, то a+cb+c.
Если обе части неравенства умножить или разделить на одно и тоже положительное число, то получится верное неравенство.
Если ab и c0, то a·cb·c.
Если оба части неравенства умножить или разделить на одно и тоже отрицательное число, и поменять знак неравенства на противоположный, то получится верное неравенство.
Если ab и c
Верные одноименные (одинаковых знаков) неравенства можно почленно складывать. Если ab и cd, то a+c b+d.
Верные одноименные неравенства, левые и правые части которых положительные числа, можно почленно перемножать. Если положительные числа a, b, c и d таковы, что ab и cd, то a·c b·d.
ПОНЯТИЕ ФУНКЦИИ И ГРАФИКА ФУНКЦИИ
Функцией называется такую зависимость переменной y от переменной x при которой каждому значению переменной x соответствует единственное значение переменной y.
y= f(x)
Переменную X называют независимой переменной или аргументом. Переменной Y называется зависимой переменной или функцией от переменной Х.
Графиком функции называется множество всех точек координатной плоскости, абсциссы которых равны значениям аргумента x, а ординаты - соответствующим значениям функции f(x).
Функцию вида y=kx+b называют линейной, где х – независимая переменная, k и b некоторые числа. Графиком линейной функция является прямая. Для построения графика линейной функции достаточно найти координаты двух точек графика, отметить эти точки в координатной плоскости и провести через них прямую.
Коэффициент k в уравнении y=kx+b называют угловым коэффициентом этой прямой.
График функции у=х2 называют параболой.
КВАДРАТНОЕ УРАВНЕНИЕ
Квадратным уравнением называют уравнение вида ax2+bx+c=0, где коэффициенты a, b, c — любые действительные числа, причём a≠0.
Коэффициенты a, b, c различают по названиям: a — первый, или старший, коэффициент; b — второй коэффициент, или коэффициент при x; c — свободный член.
Квадратное уравнение называют приведённым, если его старший коэффициент равен 1; квадратное уравнение называют неприведённым, если старший коэффициент отличен от 1.
Полное квадратное уравнение — это квадратное уравнение, в котором присутствуют все три слагаемых; иными словами, это уравнение, у которого коэффициенты b и c отличны от нуля.
Неполное квадратное уравнение — это уравнение, в котором присутствуют не все три слагаемых; иными словами, это уравнение, у которого хотя бы один из коэффициентов b, c равен нулю.
Алгоритм решения неполных квадратных уравнений
1. Если уравнение имеет вид ax2=0, то оно имеет один корень: x=0.
2. Если уравнение имеет вид ax2+bx=0, то используется метод разложения на множители: x(ax+b)=0; значит, либо x=0, либо ax+b=0. В итоге получаем два корня: x1=0 и x2=−b/a.
3. Если уравнение имеет вид ax2+c=0, то его преобразуют к виду ax2=−c и далее x2=−c/a.
В случае, когда –c/a — отрицательное число, уравнение x2=−c/a не имеет корней (значит, не имеет корней и исходное уравнение ax2+c=0).
В случае, когда –c/a — положительное число, имеет два корня: x1= , x2=− . В этом случае допускается более короткая запись: x1, 2 = ± .
Корнем квадратного уравнения ax2+bx+c=0 называют всякое значение переменной x, при котором квадратный трёхчлен ax2+bx+c обращается в нуль; такое значение переменной x называют также корнем квадратного трёхчлена.
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ
Раскрыть скобки, перенести все слагаемые в левую часть, чтобы уравнение приобрело вид:
ax2+bx+c=0
Выписать, чему равны в числах коэффициенты:
a=…
b=…
c=…
Вычислить дискриминант по формуле:
D=b2−4ac
Если D0, будет два различных корня, которые находятся по формуле: ±
x1,2=
Если D=0, будет один корень, который находится по формуле:
x=−
Если D решений нет: x∈∅
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ
Раскрыть скобки, если они есть;
Перенести слагаемые, содержащие переменную, в одну сторону от знака равенства, а слагаемые без переменной — в другую;
Привести подобные слагаемые слева и справа от знака равенства;
Разделить обе части уравнения на коэффициент при переменной х
Алгоритм решения системы уравнений способом подстановки
Выразить у через х их одного уравнения системы (х через у);
Подставить полученное выражение вместо у в другое уравнение системы;
Решить полученное уравнение относительно х.
Подставить каждый из найденных корней уравнения поочередно вместо х и найти соответствующее значения переменной у.
Записать ответ в виде пар значений (х;у).
Алгоритм решения систем уравнений способом сложения.
Умножить обе части одного или обеих уравнений на некоторое число так, чтобы коэффициенты при одной из переменных в разных уравнений стали противоположными числами.
Сложить почленно полученные уравнения.
Решить полученное уравнение с одной переменной.
Найти соответствующее значение другой переменной.
Записать ответ.
Алгоритм решения дробно-рациональных уравнений
1 способ:
Перенести все члены уравнения в одну часть.
Привести к общему знаменателю и сложить полученные дроби.
Приравнять числитель к нулю и решить полученное уравнение.
Исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.
2 способ:
Найти общий знаменатель всех дробей, входящих в уравнение.
Умножить обе части уравнения на найденный общий знаменатель.
Решить полученное целое уравнение.
Исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.
Алгоритм решения систем уравнений графическим способом
Чтобы решить систему двух уравнений с двумя неизвестными графическим методом, нужно:
Выразить переменную у через переменную х.
Построить в одной системе координат графики уравнений, входящих в систему;
Определить координаты всех точек пересечений графиков (если они есть);
Координаты этих точек и будут решения^ системы.