СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие "Куклы - звуки", приложение

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

В данной работе представлен материал по использованию пособия «Куклы - звуки» при организации коррекционно – развивающего процесса с детьми среднего дошкольного возраста по развитию фонематического слуха. Предназначен учителям – логопедам и воспитателям ДОУ.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие "Куклы - звуки", приложение»

В сотрудничестве, под руководством,

с чей – то помощью ребенок всегда может

сделать больше и решить более

трудные задачи, чем самостоятельно.

Л.С. Выготский


ВВЕДЕНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

– активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

– может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

– проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

– обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Для достижения целевых ориентиров  необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.

В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения.

Во-первых, дети достаточно поздно, обычно в возрасте 4–5 лет, когда уже пройдены основные этапы онтогенеза устной речи, попадают в поле профессиональной деятельности учителя-логопеда.

Во-вторых, к данному возрасту ребенок уже приобретает ряд вторичных и третичных нарушений развития, значительно снижающих уровень его обучаемости.

В-третьих, коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.

В современной практике работы учителя-логопеда в условиях ДОУ актуальность приобретает такая цель, как усиление коррекционной и профилактической направленности образовательного процесса в ДОУ в отношении детской речи.

Перед современной логопедией стоит актуальная задача — совершенствовать не только практические методы и приемы по устранению и предупреждению нарушений речи, но и уметь предупреждать и устранять вторичные отклонения. Поиск новых игр и методических приемов в условиях нашего детского сада был направлен на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребенка. В современной логопедии накоплен большой практический материал, включающий описание игр, пособий, упражнений (В.И. Селиверстов, Н.В. Серебрякова, Г.Г. Мисаренко, Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина). Но в условиях большой информационной насыщенности обычные логопедические занятия нередко становятся скучными и непривлекательными. Ребенок ждет чего-то яркого, неординарного, привлекающего внимание.

У детей надо сформировать интерес к занятиям, включить в работу все анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный. Поэтому игры и пособия, используемые логопедом, должны соответствовать следующим требованиям:

  • Формировать положительную мотивацию к занятиям.

  • Создавать ситуацию успеха для каждого ребенка.

  • Моделировать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.

В процессе многолетней работы, ежегодного анализа результатов диагностики уровня сформированности фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста мы пришли к необходимости разработки логопедического пособия, которое бы привлекало детей к столь непонятным и сложным категориях как «Звуки». Учитывая и тот факт, что большинство детей с речевой патологией страдают дефицитом внимания, низкой работоспособностью, недостаточно развитой памятью, требовалось создать что-то яркое, привлекательное, вызывающее интерес и позволяющее играть, а не учиться.

Проанализировав методическую литературу, периодические издания и интернет ресурсы по данному вопросу, мы выявили, что уже существуют методические пособия «Звуковички» Г. А. Ванюниной[1] и Азбука «Буквы - куклы» Т. В. Лусс[6], а так же различные авторские разработки с похожими названиями и реализуемыми задачами. Но у Ванюхиной «Звуковички» помогают детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста освоить чтение, Лусс предлагает использовать своих кукол в работе с умственно отсталыми детьми 0 – 1 классов, а перед нами стояла задача повысить уровень развития фонематических процессов у детей 4 – 5 лет с ОНР II – IIIуровнем речевого развития.

Мы предположили, что разработанное нами пособие «Куклы - звуки» будет способствовать развитию фонематического слуха у детей 4 – 5 лет с ОНР II – IIIуровнем речевого развития.

Цель: разработка логопедического пособия «Куклы - звуки» и его использование в развитии фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста с ОНР II – IIIуровнем речевого развития.

Этапы работы:

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

Подготовительный этап

  • выявление детей среднего дошкольного возраста с нарушениями фонематических процессов

  • планирование индивидуальных консультаций для родителей и воспитателей по преодолению имеющихся нарушений фонематических процессов у детей

  • изготовление пособия «Куклы - звуки»

  • подбор и систематизация игр и игровых упражнений

  • подбор и изучение методической, периодической литературы, интернет ресурсов по вопросу использования аналогичных пособий

  • Основной этап

  • осуществление коррекционной работы с детьми по развитию фонематических процессов

  • использование в НОД, в свободной деятельности и в индивидуальной работе с детьми данного пособия

  • проведение индивидуальных бесед и консультаций для родителей и воспитателей по применению данного пособия в совместной и самостоятельной деятельности детей.

  • показ фрагмента НОД с использование «Кукол - звуков» для педагогов ДОУ

Заключительный этап

  • анализ проделанной работы по использованию пособия «Куклы - звуки»

  • обобщение и систематизация полученных данных

























Глава I

  1. Использование игры на логопедических занятиях


Игра - основной вид деятельности дошкольников, следовательно, высока и потребность детей в игре. Большое значение игре придавал А.С. Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, ее надо удовлетворить. Надо не только дать ему время поиграть, но пропитать игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – игра». Занимательный характер игры повышает речевую мотивацию и работоспособность. Играя, ребенок раскрепощается, снижается тревожность, следовательно, улучшается результат работы. Во время игры происходит процесс так называемого непреднамеренного обучения. Выполняя игровые задания, ребенок может самостоятельно достичь цели, что немаловажно для детей имеющих речевой дефект. Именно в игре осуществляется естественное развитие речевой сноровки и активизация всех компонентов речевой деятельности.

Одним из мощнейших средств коррекционной работы является дидактическая игра, позволяющая активно воздействовать на познавательную деятельность детей, их эмоциональную сферу. Дидактические игры многоплановы, они являются и игровым методом обучения дошкольников, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Использование наглядных, наглядно-образных средств, в частности кукол, способствует развитию интереса к коррекционному процессу, и именно это, по утверждению методистов и психологов, направлено на повышение прочности знаний, умений и навыков, содействует коррекции внимания, мышления и других психических процессов у детей дошкольного возраста.

Важно построить систему коррекционной работы таким образом, чтобы был не только создан определенный стиль общения педагога с каждым ребенком, но и в процессе этого формировались не только знания, умения и навыки, но и определенные навыки общения, и эмоциональные реакции. За последнее время опубликован ряд работ, в которых подтверждается, что использование куклотерапии, элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе облегчает установление контакта с ребенком, способствует более успешному преодолению речевых нарушений.

Мы много говорим о том, что игра ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок преодолевает трудности. А исправление недостатков речи – огромный труд. Поэтому, задача логопеда – окружить ребенка иргой так, чтобы он не заметил, что занимается тяжелой работой. В этом логопеду помогут средства театрализованной деятельности.






















  1. Влияние театрализованной игры на развитие речи


Театрализованная деятельность позволяет воздействовать на эмоциональную и речевую сферы детей, способствует развитию навыков сотрудничества, направлена на развитие творческих способностей, познавательной активности, нравственного развития, познавательного воображения.

В процессе занятий, при знакомстве детей с куклами, важно, чтобы дети не только получили знания, умения и навыки, но и овладели приемами театрализованной деятельности.

Речь детей развивается постепенно в результате речевого общения, взаимодействия с взрослым и сверстниками. В формировании речи принимают участие различные анализаторы: двигательный, слуховой, зрительный и другие. Театральная деятельность детей – это синтез всех анализаторов и представляет собой единую функциональную систему. Кукольный театр воздействует на детей целым комплексом художественных средств. Кукольный театр детям близок, понятен, доступен. Кукла может все или почти все. Она творит чудеса: веселит, обучает, развивает творчество дошкольников. Как сделать, чтобы радость от общения с кукольным театром стала доступной, ежедневной? Это станет возможным, если все участники коррекционно-развивающего процесса будут использовать данное пособие не только на занятиях. В самостоятельной деятельности воспитатель продолжает работу с куклами, закрепляя полученный в процессе образовательной деятельности материал и формируя их творческие способности.

Разыгрывание различных ситуаций с куклами, которые ведут себя как люди, развивает воображение ребенка. У детей появляются общие интересы, автоматизируются поставленные звуки, развивается диалогическая и монологическая речь.

Театрализованная деятельность – это прекрасное средство для формирования сотрудничества, установления взаимоотношений, создания детского коллектива. Обучая детей приемам работы с куклой, педагог постоянно опирается на взаимодействия детей: учит их помогать друг другу посредством игрушки, радоваться успехам товарищей, побуждает детские высказывания, рождающиеся в ходе таких небольших занятий и т. д.




























Знаешь, что такое звук?

Все, что слышишь, ты вокруг.

Мама звуком говорит,

Тигр из клетки нам рычит.

Звуки слышать научись,

С каждым звуком подружись!

(Т.В. Лусс)


Глава II

  1. Описание пособия «Куклы - звуки»

Для изготовлении пособия «куклы - звуки» мы использовали пластиковые шары для сухого бассейна (6 красных, 2 зеленых, 2 синих), пряжу «травка», пряжу для колпачков, цветной фетр, декоративную пенку, бубенчики, помпоны, атласную ленту, декоративные глаза.

Всем хорошо известно, что звуки только слышатся и произносятся. А малышам почему-то очень хочется их увидеть. Что ж, пусть смотрят, но они должны знать, что эти веселые «Куклы - звуки» живут рядом с ними.

В данном пособии предлагаются игрушки-самоделки –вязанные куклы-звуки. Шесть гласных звуков. Полуоткрытый рот говорит о свободном выходе воздушной струи: гласные легко поют звонкие длинные песенки. Красный цвет кукол соответствует обозначению, используемому в школе, бубенчик – звонкости звука, положение губ – схематичной артикуляции. Фото 1.


Фото 1.

Все согласные звуки изображают четыре мальчика. Сжатые губы – символ преграды на пути выдыхаемого воздуха. Песенок у согласных не получается: они свистят, шипят, рычат, их можно потянуть (ж-ж-ж). Но не пропеть! Артикуляция не изображена.

Фото2.


Фото 2.


Дети должны вспомнить и уточнить положение губ и языка при произношении данного согласного звука:

- подражая взрослому,

- глядя в зеркало (самоконтроль),

- глядя друг на друга, как в зеркало (взаимоконтроль).

Звонкие согласные носят колпачки с бубенчиками (если положить руку на горло, то слышно, как оно гудит при их произношении – там живет голос). Глухие согласные – без бубенчиков (горлышко не гудит, голоса нет дома). Фото 3.






Фото 3.


Твердые согласные ходят в синих костюмчиках. У них строгий, твердый характер: они шипят строго (ш-ш-ш), стучат строго (т-т-т), пыхтят строго (п-п-п) и рычат строго (р-р-р).

Мягкие согласные любят зеленые костюмчики, ведь у них нежный, мягкий характер. Они шипят нежно (щ-щ-щ), стучат нежно (ть-ть-ть), пыхтят нежно (пь-пь-пь) и даже рычат нежно (рь-рь-рь).

При первичном знакомстве с новым звуком, опираясь на положение губ, наличие бубенчика и цвет куклы, нужно дать его характеристику (рассказать о нем): гласный он или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий.

Именно кукле принадлежит центральное место в группе сюжетно-образных игрушек. Именно с ней у детей связаны разнообразные переживания; дети одушевляют кукол, разговаривают с ними.

Основная идея настоящего пособия «Куклы - звуки» – воспитание в детях интереса к образовательной деятельности, повышению прочности знаний дошкольников посредством самого близкого и доступного для ребенка средства – куклы. Общение через игрушку позволяет снять у ребенка напряжение, вызванное прошлыми неудачами или боязнью будущих, а педагогу – установить более тесный контакт с детьми. Кукла-звук превращается для ребенка в друга и в процесс обучения входят игра, сказка, в которой можно увидеть звук, пообщаться с куклой-звуком, что-то сделать для них, поговорить с ними, выполнить задание и получить поощрение. Кукла-звук, став другом, поможет ребенку овладеть абстрактным понятием звука, звукобуквенным анализом.

Используя данное пособие, педагог успешнее повышает у детей мотивацию к образовательной деятельности, и быстрее устанавливает контакт с ними. Это становится возможным благодаря не только непосредственно обучающим действиям с куклами, но и разыгрыванию с их помощью небольших театрализованных эпизодов, включенных как элемент коррекционного процесса.

При использовании данного пособия педагогу необходимо обеспечить эмоциональный настрой, дозированность игровых моментов, продуманность каждого преподнесения куклы-звука, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

На основе пособия педагог может самостоятельно создавать дидактические игры, что еще больше повысит эффективность его использования.

Данное пособие адресовано учителям-логопедам, воспитателям и родителям. Только при таком комплексном подходе, возможно, достичь наилучшего результата. Поскольку каждый участник коррекционного процесса в ходе своей деятельности решает непосредственные определенные коррекционно-развивающие и воспитательные задачи.

Цели и задачи данного пособия

Пособие предназначено для развития фонематического слуха детей среднего дошкольного возраста с ОНР, активизации речи и развития творческой деятельности посредством театрализованных игр. Реализация поставленных целей осуществляется при помощи решения следующих задач:

• Развитие фонематического восприятия.

• Развитие звукового анализа и синтеза.

• Знакомство со звуками родного языка.

• Коррекция звукопроизношения.

• Повышение мотивационной, познавательной и эмоциональной активности.

• Развитие творческих способностей.

Некоторые рекомендации по использованию пособия «Куклы - звуки»

  1. Важно, чтобы появление куклы способствовало повышению не только эмоционального настроя у детей, но и речевой, и познавательной активности, чтобы игры и игровые приемы, которые использовал педагог, способствовали закреплению и приобретению знаний и формированию положительных навыков и качеств личности. С этой целью можно включать в образовательную деятельность яркие, краткие описания, небольшие рассказы (сказки); они будут способствовать успешному развитию дидактической игры с использованием кукол и будут направлены на выполнение решаемых задач по развитию фонематических процессов.

  2. Педагогу необходимо помнить, что использование кукол в коррекционно-развивающем обучении не должно сопровождаться длительными объяснениями. Диалоги (беседа, производимая педагогом от лица куклы, или диалог, разыгранный с нею), употребляемые педагогом, должны быть краткими, четкими и эмоциональными. Многословные длительные объяснения утомляют детей, снижают внимание и игровую мотивацию. Очень эффективно использование кратких стихотворений, подкрепляющих объяснения педагога. Дети с удовольствием их заучивают и повторяют, лучше усваивая материал.

  3. Необходимо помнить, что в начальном периоде у детей важно не увеличивать количество игр, а, повторяя, усложнять их содержание.

















  1. Варианты данного пособия


Настольный театр (фото 4,5), представлен десятью куклами, шесть гласных – девочки и четыре согласных - мальчики. Гласные звуки в красных платьях и косыночках, со схематичной артикуляцией и колокольчиком – символом звонкости данных звуков. Мальчики в синих и зеленых костюмах (твердые и мягкие звуки) с колокольчиками - звонкие, без колокольчиков – глухие звуки. Куклы знакомятся с детьми в ходе образовательной деятельности, приглашают дошкольников поиграть со звуками.

Для изготовления кукол мы использовали: пластиковые бутылки (основа), ткань для костюмов (красную, синюю, зеленую, черную), атласную ленту.

Фото 4.

Фото 5.


Театр кукол с «живой рукой»(фото 6, 7). Внешне эти куклы похожи на кукол из настольного театра, только большего размера. Эти куклы обладают самыми яркими выразительными возможностями, т.к. вместо рук куклы работают руки ребенка. Состоит такая кукла из головы, которая тесемками фиксируется за шею ребенка и неподвижно висит на его груди и свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки. Такая кукла является как бы передней частью костюма ребенка, поэтому необходимо, чтобы он все время находился лицом к зрителям. Такие куклы помогают ребенку проявиться себя в песенном, танцевальном творчестве.

Театр с «живой рукой» может использоваться в совместной театрализованной деятельности взрослых и детей, в театрализованных играх, праздниках, развлечениях.

Для театра с «живой рукой» потребуется: ткань красного, синего и зеленого цвета (около 1,5 м на каждую куклу), лента атласная и тесьма. Лица для кукол в настольном театре и в театре с «живой рукой» нарисованы и покрыты защитной пленкой.



Фото 6.

Фото 7.










ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Формирование фонематических функций – одно из главных направлений преодоления различных речевых нарушений, так как дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают большие трудности при выполнении операций звукового анализа и синтеза. Им крайне сложно переключить внимание от семантики слова к его звуковому составу – к умению слышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определённой последовательности. В дошкольном возрасте основной и ведущей деятельностью является игра. В ней дети не только закрепляют полученные знания, но и успешно их актуализируют. Одним из атрибутов любой игры являются куклы. Они знакомы и понятны малышам с самого раннего детства. Поэтому закономерно предположить, что интерес и непроизвольное внимание к играм с их участием будет достаточно высок, а действия детей результативны.

Подбор игрового материала обусловлен принципом: от простого к сложному, уровнем подготовленности детей и может изменяться в зависимости от задач, стоящих перед педагогом на том или ином этапе обучения. Пособие может быть использовано как полноценное занятие или его часть не только при формировании фонематических функций, но и при развитии лексико-грамматических категорий, связной монологической и диалогической речи.

 Куклы-звуки позволяют ребёнку проявлять свои способности не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в свободной деятельности, стимулируют развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогают утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствуют всестороннему гармоничному развитию личности.





Литература

  1. Ванухина, Г. А. Речецветик / Г. А. Ванюхина. – Екатеринбург: Старсо, 1993. – 136 с., илл.

  2. Волина, В. В. Занимательноеазбуковедение / В. В. Волина. – М..: Просвещение, 1991.

  3. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова. – М.: Просвещение, 1989.

  4. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет / В. В. Гербова. – М.: 1987.

  5. Гребенщикова, Л. Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол / Л. Г. Гребенщикова. – СПб.: Речь, 2007.

  6. Лусс, Т. В. Азбука «Буквы - куклы» методическое пособие для подготовки к обучению чтению учеников с интеллектуальной недостаточностью 0 – 1 классов / Т. В. Лусс. – М.: РУНД, 2008. – 107 с.

  7. Нищева, Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР / Н. В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2008. – 656с.

  8. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М. Ф. Фомичева. – М.: 1981.

  9. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М.: ВЛАДОС, 1999.









14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!