СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие для организации практических занятий по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие для организации практических занятий по русскому языку разработано в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Русский язык» и предназначено для реализации государственных требований к содержанию и уровню подготовки выпускников учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования при подготовке квалифицированных специалистов и ориентирована на подготовку студентов по специальностям СПО: 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)  

Цель данного пособия – организация практической работы студентов, а также совершенствование навыков владения акцентологическими, орфоэпическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими и стилистическими нормами русского языка; проверка уровня орфографических и пунктуационных навыков.     

Пособие содержит задания различной сложности, сгруппированные по основным темам дисциплины, и методические рекомендации по их выполнению.     

Методическое пособие для организации практических занятий по русскому языку разработано в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Русский язык» и предназначено для реализации государственных требований к содержанию и уровню подготовки выпускников учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования при подготовке квалифицированных специалистов и ориентирована на подготовку студентов по специальностям СПО: 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)  

Цель данного пособия – организация практической работы студентов, а также совершенствование навыков владения акцентологическими, орфоэпическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими и стилистическими нормами русского языка; проверка уровня орфографических и пунктуационных навыков.     

Пособие содержит задания различной сложности, сгруппированные по основным темам дисциплины, и методические рекомендации по их выполнению.     

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие для организации практических занятий по русскому языку»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ  ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ   (1 семестр) МОСКВА 2023

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (1 семестр)

МОСКВА 2023

 Организация-разработчик: ГБПОУ КДПИ им. Карла Фаберже Составитель: А.В. Демидова, преподаватель высшей квалификационной категории, магистр филологии 23.12.2020

Организация-разработчик: ГБПОУ КДПИ

им. Карла Фаберже

Составитель: А.В. Демидова, преподаватель

высшей квалификационной категории, магистр филологии

23.12.2020

Методическое пособие для организации практических занятий по русскому языку разработано в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Русский язык» и предназначено для реализации государственных требований к содержанию и уровню подготовки выпускников учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования при подготовке квалифицированных специалистов и ориентирована на подготовку студентов по специальностям СПО: 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)

Цель данного пособия – организация практической работы студентов, а также совершенствование навыков владения акцентологическими, орфоэпическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими и стилистическими нормами русского языка; проверка уровня орфографических и пунктуационных навыков.

Пособие содержит задания различной сложности, сгруппированные по основным темам дисциплины, и методические рекомендации по их выполнению. Система оценивания предлагается по принципу процентного соотношения выполненных заданий: 86-100% – «5», 70-85% – «4», 51-69 – «3», 0-50% – «2»

23.12.2020

Красота, величие, сила и богатство российского языка явствуют довольно из книг, в прошлые века писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть.  М. В. Ломоносов  23.12.2020

Красота, величие, сила и богатство

российского языка явствуют

довольно из книг, в прошлые века

писанных, когда еще не токмо

никаких правил для сочинений

наши предки не знали, но и о том

едва ли думали, что оные есть

или могут быть. М. В. Ломоносов

23.12.2020

Содержание  Практическое занятие № 1 Практическое занятие № 2 Практическое занятие № 3 Практическое занятие № 4 Практическое занятие № 5 Практическое занятие № 6 Список литературы  23.12.2020

Содержание

Практическое занятие № 1

Практическое занятие № 2

Практическое занятие № 3

Практическое занятие № 4

Практическое занятие № 5

Практическое занятие № 6

Список литературы

23.12.2020

Практическое занятие № 1

Анализ основных стилевых разновидностей

письменной и устной речи (2 часа)

Цель : создание условий для:

совершенствования умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;

совершенствования языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических умений и навыков студентов.

Задания

I. Прочитайте статью

Общение и обмен информацией между людьми может происходить в разных формах. Беседа с друзьями или коллегами по работе, разговор по телефону или скайпу, школьный урок или университетская лекция – это непосредственное общение между участниками, которое происходит в устной форме. Однако чтение художественной литературы, официально-деловых и личных писем, служебных документов, законов и т.д. тоже является общением, только это общение происходит с помощью и посредством текста, представленного

в письменной форме.

Таким образом, в

зависимости от того,

в какой форме

происходит

коммуникация –

звуковой или

письменной

– выделяются

устная и письменная

формы речи.

23.12.2020

В речевой практике эти формы речи занимают важное и примерно одинаковое по своей значимости место. Нетрудно заметить, что в самых разных сферах жизни – в сферах производства, управления, быта, образования, юриспруденции, политики, искусства, в средствах массовой информации и т.д. обязательно имеют место и устная, и письменная формы речи. При этом наблюдается их постоянное взаимодействие: любой устный текст может быть записан, письменный же – озвучен (т.е. прочитан вслух). Вместе с тем устная и письменная формы речи являются вполне самостоятельными, обладают своими характеристиками и особенностями . 7 23.12.2020

В речевой практике эти формы речи занимают важное и примерно одинаковое по своей значимости место. Нетрудно заметить, что в самых разных сферах жизни – в сферах производства, управления, быта, образования, юриспруденции, политики, искусства, в средствах массовой информации и т.д. обязательно имеют место и устная, и письменная формы речи. При этом наблюдается их постоянное взаимодействие: любой устный текст может быть записан, письменный же – озвучен (т.е. прочитан вслух).

Вместе с тем устная и письменная формы речи являются вполне самостоятельными, обладают своими характеристиками и особенностями .

7

23.12.2020

8 Устная речь – это любая звучащая речь. Исторически устная форма речи (по сравнению с письменной) является первичной, поскольку она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются звуковые волны – т.е. произносимые людьми звуки, которые представляют собой результат деятельности органов произношения человека . 23.12.2020

8

Устная речь – это любая звучащая речь. Исторически устная форма речи (по сравнению с письменной) является первичной, поскольку она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются звуковые волны – т.е. произносимые людьми звуки, которые представляют собой результат деятельности органов произношения человека .

23.12.2020

Устная речь имеет богатые интонационные возможности. Интонация создаѐтся интенсивностью (громкостью) и длительностью речи, нарастанием или замедлением еѐ темпа, степенью чѐткости произношения, наличием или отсутствием пауз и тембром произнесения. Хорошо известно, что устная речь обладает таким интонационным разнообразием, что может передать всю огромную палитру человеческих чувств, переживаний, настроений и т.п. При непосредственном общении людей друг с другом восприятие устной речи происходит и по слуховому, и по зрительному каналам одновременно. Поэтому устную речь сопровождают, усиливая еѐ выразительность, такие дополнительные средства как характер взгляда, расположение говорящего и слушающего в пространстве, их мимика и жесты. Все эти средства способствуют повышению смысловой и эмоциональной насыщенности устной речи. Необратимость, т.е. поступательный и линейный характер развертывания во времени – одна из главных особенностей, свойственных устной речи. Как невозможно войти в одну реку дважды, так невозможно ещѐ раз вернуться и в какой-то момент устной речи, в силу чего говорящий вынужден мыслить и говорить одновременно. Неподготовленное устное высказывание формируется постепенно, частями, по мере осознания того, что сказано, что ещѐ далее следует сказать, что необходимо повторить, дополнить, уточнить. Именно поэтому устной речи часто свойственны фрагментарность, слабая структурированность, деление единого предложения на несколько вполне самостоятельных единиц.

8

23.12.2020

Паузы, заполняемые часто различными междометьями и звуками: гм, э-э, ммм и т.п.), а нередко даже и бессвязность. Вместе с тем говорящий стремится привлечь внимание слушающего, вызвать интерес к своему сообщению, получить некоторую реакцию на него. Поэтому в устной речи появляются интонационное выделение интересных и важных моментов, уточнение каких-то мыслей, повторы. Конечно, устная речь может быть не только спонтанной, но и подготовленной (например, доклад, лекция и др.) В таком случае устная речь будет отличаться продуманностью, более чѐткой структурной организацией, однако при этом говорящий всѐ-таки, как правило, стремится, чтобы его речь оставалась непринуждѐнной, имела сходство с непосредственным общением и не оставляла бы впечатления «заученной». Письмо – это созданная людьми знаковая система фиксации устной речи, позволяющая с помощью графических (начертательных) элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять еѐ во времени. Письменная речь даѐт возможность сохранить знания, накопленные человечеством. Именно благодаря возникновению и развитию письменности мы сегодня знаем о великих цивилизациях Междуречья, Древнего Египта, Древней Индии, Древнего Китая, инков, майя и др. Историки утверждают, что письмо прошло длительный путь развития – от первых зарубок на деревьях, наскальных рисунков, петроглифов до звукобуквенного типа, которым сегодня пользуется на нашей планете большинство людей. Буквы, используемые в процессе письма, – это знаки, с помощью которых обозначаются звуки речи.

8

23.12.2020

Знание букв позволяет воспроизводить их в звуковой форме, т.е. читать любой текст. Основная функция письменной речи – сохранение устной речи в пространстве и времени, длительное хранение информации. Письмо служит средством коммуникации в тех случаях, когда непосредственное общение между людьми затруднено или невозможно, когда они разделены временем или местом пребывания. С древнейших времѐн люди, не имея возможности общаться друг с другом непосредственно, обменивались письмами, многие из которых сохранились до сегодняшнего дня. Развитие таких технических средств сообщения как телефон в некоторой мере уменьшило роль письма. Однако появление факса, а в настоящее время и распространение системы Internet, которые помогают преодолевать пространство, вновь актуализировало именно письменную форму речи. 8 23.12.2020

Знание букв позволяет воспроизводить их в звуковой форме, т.е. читать любой текст. Основная функция письменной речи – сохранение устной речи в пространстве и времени, длительное хранение информации. Письмо служит средством коммуникации в тех случаях, когда непосредственное общение между людьми затруднено или невозможно, когда они разделены временем или местом пребывания. С древнейших времѐн люди, не имея возможности общаться друг с другом непосредственно, обменивались письмами, многие из которых сохранились до сегодняшнего дня. Развитие таких технических средств сообщения как телефон в некоторой мере уменьшило роль письма. Однако появление факса, а в настоящее время и распространение системы Internet, которые помогают преодолевать пространство, вновь актуализировало именно письменную форму речи.

8

23.12.2020

Письменная речь (в отличие от устной) даѐт пишущему возможность продумывать речь, не раз возвращаться к уже написанному, перестраивать части текста и отдельные предложения, заменять слова, подыскивать более точные формулировки, обращаться к словарям и справочникам, осуществляя длительный поиск формы выражения своей мысли. В связи с этим письменная форма речи достаточно строго нормирована и регламентирована: ей свойственны сложные синтаксические конструкции, наличие причастных и деепричастных оборотов, распространѐнные определения, различные вставные конструкции, чѐткая связь между предшествующими и последующими предложениями и т.п.  23.12.2020

Письменная речь (в отличие от устной) даѐт пишущему возможность продумывать речь, не раз возвращаться к уже написанному, перестраивать части текста и отдельные предложения, заменять слова, подыскивать более точные формулировки, обращаться к словарям и справочникам, осуществляя длительный поиск формы выражения своей мысли. В связи с этим письменная форма речи достаточно строго нормирована и регламентирована: ей свойственны сложные синтаксические конструкции, наличие причастных и деепричастных оборотов, распространѐнные определения, различные вставные конструкции, чѐткая связь между предшествующими и последующими предложениями и т.п.

23.12.2020

Поскольку письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения, ей свойственна чѐткая структурная и формальная организация, которая выражается, например, в нумерации страниц, делении текста на разделы, главы, параграфы, наличии системы ссылок, а часто и шрифтовых выделений, подчѐркиваний и т.п. Устная и письменная речь – это два равнозначных способа выражения средствами языка одного и того же содержания. Устная речь является важным и необходимым условием общей языковой культуры делового человека. «Письменная речь – это графическая передача устной речи (еѐ звукового потока) и вместе с этим смыслоинтонационного содержания, заключѐнного в ней» (Шанский Н.М.). Устная и письменная речи тесно между собой связаны, но каждая из них имеет ряд отличий. Знание этих отличий, как и знание стилистических средств, которыми развивается речь устная и письменная практических навыков в использовании богатств русского языка. Устная речь представляет собой звуковое оформление слов и зависит от говорящего. Устная речь экспрессивна, в ней большую роль играют такие факторы, как интонация, тон, темп. В устной речи широко употребляются присоединительные и вставные конструкции, вводные слова, перифразы и риторические вопросы. Для успешной речи характерны внелингвистические средства выражения определѐнного смысла: мимика, жесты.

23.12.2020

Устная речь включает в себя аудирование (слушание и понимание речи на слух) и говорение (порождение высказывания, речи). Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закреплѐнный, инверсия (изменения порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например в текстах официально - делового стиля речи, недопустима. Предложение, являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса, поэтому, как правило, письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространѐнные определения, вставные конструкции и т.п. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.  23.12.2020

Устная речь включает в себя аудирование (слушание и понимание речи на слух) и говорение (порождение высказывания, речи). Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закреплѐнный, инверсия (изменения порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например в текстах официально - делового стиля речи, недопустима. Предложение, являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса, поэтому, как правило, письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространѐнные определения, вставные конструкции и т.п. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.

23.12.2020

Устная речь звучит, в ней используются фонетические (звуковые) и просодические (греч. «просодиа» - учение о соотношении слогов в стихе - ударные и неударные, долгие и краткие) средства. Говорящий человек одновременно творит и форму, и содержание речи, поэтому она конечна во времени и не поддается исправлению. Устно общающиеся коммуниканты чаще всего видят друг друга, и непосредственный визуальный контакт способствует взаимопониманию. Устная речь гораздо активнее письменной - мы больше говорим и слушаем, чем пишем и читаем. Шире и ее выразительные возможности. Б. Шоу по этому поводу заметил, что «есть пятьдесят способов сказать «да» и пятьдесят способов сказать «нет» и только один способ это написать».  23.12.2020

Устная речь звучит, в ней используются фонетические (звуковые) и просодические (греч. «просодиа» - учение о соотношении слогов в стихе - ударные и неударные, долгие и краткие) средства. Говорящий человек одновременно творит и форму, и содержание речи, поэтому она конечна во времени и не поддается исправлению. Устно общающиеся коммуниканты чаще всего видят друг друга, и непосредственный визуальный контакт способствует взаимопониманию. Устная речь гораздо активнее письменной - мы больше говорим и слушаем, чем пишем и читаем. Шире и ее выразительные возможности. Б. Шоу по этому поводу заметил, что «есть пятьдесят способов сказать «да» и пятьдесят способов сказать «нет» и только один способ это написать».

23.12.2020

В письменной речи используется система графических средств выражения, и она воспринимается зрительно. Пишущий и читающий, как правило, не только не видят друг друга, но и вообще не представляют внешнего облика своего коммуниканта. Это затрудняет установление контакта, поэтому пишущий должен стремиться максимально, усовершенствовать текст, чтобы быть понятым. Письменная речь существует бесконечно долго, и читающий человек всегда имеет возможность уточнить непонятное выражение в тексте. Письменную форму речи отличает предварительное обдумывание высказываний, редакторская обработка текста, которую может выполнить и сам автор. Это обусловливает точность и правильность письменной формы речи.  23.12.2020

В письменной речи используется система графических средств выражения, и она воспринимается зрительно. Пишущий и читающий, как правило, не только не видят друг друга, но и вообще не представляют внешнего облика своего коммуниканта. Это затрудняет установление контакта, поэтому пишущий должен стремиться максимально, усовершенствовать текст, чтобы быть понятым. Письменная речь существует бесконечно долго, и читающий человек всегда имеет возможность уточнить непонятное выражение в тексте. Письменную форму речи отличает предварительное обдумывание высказываний, редакторская обработка текста, которую может выполнить и сам автор. Это обусловливает точность и правильность письменной формы речи.

23.12.2020

17 Устная речь предполагает отношения «говорящий- слушающий», что создаѐт коммуникативную ситуацию. Письменная речь не зависит от непосредственного контакта автора и адресата, поэтому иные цели и построение речи. Различия между устной и письменной речью сводятся чаще всего к средствам выражения. устная речь связана с интонацией и мелодикой, невербаликой, в ней используется определѐнное количество и «своих» языковых средств, она привязана к разговорному стилю. Письмо использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями, нормированностью и формальной организацией. Письменная речь, в процессе пользования которой собеседник отсутствует (письменная работа), требует максимальной полноты языковых средств. 23.12.2020

17

Устная речь предполагает отношения «говорящий- слушающий», что создаѐт коммуникативную ситуацию.

Письменная речь не зависит от непосредственного контакта автора и адресата, поэтому иные цели и построение речи.

Различия между устной и письменной речью сводятся чаще всего к средствам выражения. устная речь связана с интонацией и мелодикой, невербаликой, в ней используется определѐнное количество и «своих» языковых средств, она привязана к разговорному стилю. Письмо использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями, нормированностью и формальной организацией. Письменная речь, в процессе пользования которой собеседник отсутствует (письменная работа), требует максимальной полноты языковых средств.

23.12.2020

Письменная речь – это речь зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная. Интонация автора передаѐтся с помощью знаков препинания. Для передачи мысли используется абзац. Пробел – увеличение расстояния между строками – позволяет отделить одну часть текста от другой. Автор может использовать различные шрифты и выделения для того, чтобы обратить внимание читателя на определѐнную часть текста. Автор не знает конкретного адресата, но обобщѐнный образ читателя непременно учитывается. Автор имеет возможность совершенствовать текст, возвращаться к написанному, изменять композицию. Он может спрогнозировать зрительное восприятие. Текст воспринимается первоначально зрительно. Письменный текст для читателя – это возможность стать непосредственным собеседником с людьми других эпох. Письменный текст дает возможность возвращаться к написанному (ретроспекция). Такой текст даѐт нам возможность перечитывать его по отдельным фрагментам, чтобы подобрать цитаты или ради удовольствия. Характерным особенностями устной речи являются темп речи (может меняться и зависеть от эмоционального состояния говорящего), тембр речи (разница звуковых колебаний), громкость голоса, интонация, мимика и жесты.

17

23.12.2020

Устная речь бывает неподготовленной и подготовленной. В ней часто встречаются повтор мысли, прерывистость композиции, речевые ошибки, возможность появления непоследовательности, нарушение стилистических и речевых норм. При подготовленной устной речи оратор предполагает, перед кем он будет выступать. Это даѐт ему возможность учесть возраст, социальную принадлежность, уровень образованности, настроение аудитории, продумать план текста и содержание речи, использование внеречевых средств. 19 23.12.2020

Устная речь бывает неподготовленной и подготовленной. В ней часто встречаются повтор мысли, прерывистость композиции, речевые ошибки, возможность появления непоследовательности, нарушение стилистических и речевых норм. При подготовленной устной речи оратор предполагает, перед кем он будет выступать. Это даѐт ему возможность учесть возраст, социальную принадлежность, уровень образованности, настроение аудитории, продумать план текста и содержание речи, использование внеречевых средств.

19

23.12.2020

II. Составьте интеллект-карту на тему «Устная и письменная речь», используя материалы учебника, лингвистических словарей, предложенной выше статьи. Включите в свою интеллект-карту следующие пункты:   отличительные особенности устной и письменной форм речи  основные функции устной речи  особенности письменной речи  особенности устной речи  средства выражения устной речи Интеллект-карта – диаграмма связей, карта мыслей или ассоциативная карта – метод структуризации концепций с использованием графической записи в виде диаграммы. 23.12.2020

II. Составьте интеллект-карту на тему «Устная и письменная речь», используя материалы учебника, лингвистических словарей, предложенной выше статьи. Включите в свою интеллект-карту следующие пункты:

 отличительные особенности устной и письменной форм речи

 основные функции устной речи  особенности письменной речи

 особенности устной речи  средства выражения устной речи

Интеллект-карта – диаграмма связей, карта мыслей или ассоциативная карта – метод структуризации концепций с использованием графической записи в виде диаграммы.

23.12.2020

III. Выпишите основные типы и виды устных публичных выступлений 21 ТИПЫ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ Лекция  Беседа / дискуссия Выступ ление Сообще ние Доклад  ВИДЫ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ Выделяют следующие виды публичных выступлений по цели:  Информационное публичное выступление  Развлекательное выступление  Убеждающее публичное выступление 23.12.2020

III. Выпишите основные типы и виды устных публичных выступлений

21

ТИПЫ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

Лекция

Беседа / дискуссия

Выступ

ление

Сообще

ние

Доклад

ВИДЫ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

Выделяют следующие виды публичных выступлений по цели:

 Информационное публичное выступление

 Развлекательное выступление

 Убеждающее публичное выступление

23.12.2020

Информационное публичное выступление. Цель такого выступления изложить определенную информацию. Нам привычнее называть такой вид выступлений докладом, сообщением, учительским монологом, лекцией, ответом ученика или студента. Соблюсти определенный протокол или этикет поможет протокольно-этикетное публичное выступление. Оратору и участникам такого выступления следует четко соблюдать процедуру его ведения: приветствие делегации, возможные поздравления, торжественное вступительное слово, хвалебная речь в адрес официального лица или организации, произнесение тостов.

Развлекательное выступление, цель которого скорее развеселить публику колоритными байками, забавными тостами, поделиться казусами, поэтому и форма публичного выступления в данном случае может быть нестандартной (митинг, банкет, корпоративная встреча).

Убеждающее публичное выступление призвано доказать позицию оратора, а также сделать еѐ легитимной со стороны публики. Такой вид публичных выступлений характерен для политических, научных и общественных встреч с ярко выраженным агитационным и рекламным подтекстом.

21

23.12.2020

IV. Составьте план устного публичного выступления на тему «Моя профессия». Определите его тип и вид Подготовку к выступлению следует начинать с постановки конкретной цели. Цель должна умещаться в простой глагол: разогреть, развеселить, убедить, заинтересовать, проинформировать и т. д.

V. Напишите пример письменной речи объемом около 75 слов, используя современные инструменты обогащения Инструменты обогащения письменной речи Выделяют несколько средств обогащения письменной речи, помогающих приблизить еѐ к устной:  Смайлы выполняющие функции мимики и интонации  Зачеркивание текста, используемое для обозначения мыслей, тогда как «вслух» произносят другое (незачеркнутое);  Описание поведения — обозначение эмоций текстом в звездочках (*смущается*, *хмурится*);  Регистр — прописные и строчные буквы, часто воспринимаемые как аналог громкости;  Различные шрифты для расставления акцентов;  Аббревиатуры, используемые в целях экономии пространства и скорости набора текста (ИМХО -по моему скромному мнению"; ЛОЛ — «очень смешно»;)  Использование слов, появившихся в результате написания на другой раскладке (кириллице вместо латиницы) (Примеры: «ЗЫ», соответствующее латинскому PS; «Лытдыбр» — дневник);  Язык «падонкофф»— нарочное нарушение орфографии слов.

21

23.12.2020

Практическое занятие №2 Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу). (2 часа) 21 Цель: создание условий для совершенствования общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических. Задания  I. Ознакомьтесь с предложенными ниже схемами 23.12.2020

Практическое занятие №2

Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу). (2 часа)

21

Цель: создание условий для совершенствования общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических.

Задания

I. Ознакомьтесь с предложенными ниже схемами

23.12.2020

25 II. Прочитайте тексты. Определите особенности каждого текста по плану: тема текста (о чем текст), сфера применения языковые особенности стиль, тип основной вопрос к тексту жанр  23.12.2020

25

II. Прочитайте тексты. Определите особенности каждого текста по плану:

тема текста (о чем текст), сфера применения

языковые особенности

стиль, тип

основной вопрос к тексту

жанр

23.12.2020

Текст 1

Акт беспрецедентной жестокости и бесчеловечного отношения к животным проявил житель деревни Эксперименталово, который в своих корыстных целях с особым цинизмом использовал несчастных куриц для создания своего «философского камня». Золото было получено, однако это живодера не остановило, и он, как абсолютно аморальный тип, ушел в глубочайший запой, даже не пытаясь помочь бедным созданиям, ставшим жертвой его вопиющих экспериментов. Сложно сказать, чем чревато такое открытие, однако, учитывая тенденции в поведении «ученого», можно сделать вывод, что он явно замышляет захват власти над миром.

Я упоминаю в моем слове Лермонтова-прозаика, не касаясь Лермонтова-поэта, потому что, отдавая всѐ должное Лермонтовупоэту, его прозрачному, совершенному стиху, как бы вырезанному из меди, более холодному, чем стих Пушкина, но не менее совершенному, – считаю все же, что Лермонтов-прозаик – это чудо, это то, к чему мы сейчас, через 100 лет, должны стремиться, должны изучать лермонтовскую прозу, должны воспринимать ее как истоки великой русской прозаической литературы

Текст 2

23.12.2020

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! (Пример художественного стиля речи) Напишите объяснительную по факту Вашего опоздания на работу/ учебу

Текст 3

Термин «микрочастица» образован от греческого слова mikros (малый) и русского слова «частица» (доля). В современном языке он обозначает очень малые предметы и величины, исследование которых производится с помощью оптических приборов и иных научно-технических средств ЧВ ряде случаев такие средства применяются и для обнаружения микрочастиц.

Текст 4

Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани Господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем .

Текст 5

23.12.2020

III. Составьте кроссворд на тему: функциональные стили и типы речи  IV. Напишите пресс-релиз о чемпионате WorldSkills Russia Пресс-релиз – сообщение для прессы; информационное сообщение, содержащее в себе новость об организации (возможно и частном лице), выпустившей пресс-релиз, изложение еѐ позиции по какому-либо вопросу и передаваемое для публикации в СМИ. Как правило, содержит официальную позицию организации в виде реакции на тот или иной информационный повод. Пресс-релиз позволяет организации информировать СМИ о важных событиях, произошедших в организации и являющихся интересными или необходимыми для освещения их общественности. 23.12.2020

III. Составьте кроссворд на тему: функциональные стили и типы речи

IV. Напишите пресс-релиз о чемпионате WorldSkills Russia

Пресс-релиз – сообщение для прессы; информационное сообщение, содержащее в себе новость об организации (возможно и частном лице), выпустившей пресс-релиз, изложение еѐ позиции по какому-либо вопросу и передаваемое для публикации в СМИ. Как правило, содержит официальную позицию организации в виде реакции на тот или иной информационный повод. Пресс-релиз позволяет организации информировать СМИ о важных событиях, произошедших в организации и являющихся интересными или необходимыми для освещения их общественности.

23.12.2020

V. Опишите картину Василия Кандинского «Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин», 1919 г. Объем текста около 120 слов   Практическое занятие № 3 Анализ структуры текста Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста (2 часа) Цель: создание условий для:  совершенствования общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;  формирования функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой). 23.12.2020

V. Опишите картину Василия Кандинского «Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин», 1919 г. Объем текста около 120 слов

Практическое занятие № 3

Анализ структуры текста Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста (2 часа)

Цель: создание условий для:

 совершенствования общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;

 формирования функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой).

23.12.2020

  • Составьте кластер на тему «Текст и его структура»

Текст – единица речи. Он не существует в готовом виде, как, например, слово в языке. Текст всегда кто-то создает. У текста есть автор (авторы).

II. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания: «Спроси у совести своей»

Споко..н и счас..лив тот кто живет в ладу со своей совестью. (Не) завидна участь того кто разм..нулся с ней поступился совестью ради (сию) минутной выгоды или хуже того отрекся от нее из личного эг..изма. Совес..ливый человек (не) обман..т (не) украдет (не) пр..даст на производств.. (не) схалтурит. В час..ной жизн.. (не) оставит без помощ.. и внимания старых родителей или собствен..ого ребенка (не) обид..т слабого и (не) униз..т себя лиц..мерием и лестью. Совес..ливый значит порядочный чес..ный человек наделен..ый чувством достоинства справ..дливостью добротой. О совес..ливом человеке можно сказать словами Н.А. Добролюбова Пусть его жизнь (не) оз..рилась блеском какого (либо) деяния на пользу общества все (таки) его нравствен..ое значение (не) потерян..о. Добавим что нравствен..ое значение каждой личности живущ..й по (не) писанным законам совести (не) оценимо ибо всем окружающим она дарит теплоту человечности.

23.12.2020

III. Проанализируйте текст по предложенному плану:

План лингвостилистического анализа

 Тема. (т.е. о чѐм?) предмет повествования, изображения, исследования.

 Идея. (т.е. зачем? для чего?) основная мысль, определяющая содержание какого-либо произведения.

 Форма (т.е. как? какими лексическими и стилистическими средствами?):

  • стиль текста;
  • тип текста;
  • композиция;
  • лексические средства выразительности;
  • стилистические фигуры речи;

- синтаксический строй (способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.)

IV. Прочитайте текст, допишите историю., сохраняя авторский стиль. Объем текста около 150 слов

В просторной светлой комнате у письменного стола сидел человек с чудесной бородой, расчесанной на две стороны. Ногтем мизинца он старательно отбирал на листе бумаги зерна пшеницы от зернышек сорных трав. Глаз его был сощурен, потому что в углу рта его торчал камышовый мундштук с дымящейся толстой папиросой. Второй человек, очень маленького роста лежал на животе на полу и глядел под буфетный шкаф. А из-под шкафа глядело на него в свою очередь блестящими черными глазками поросячье рыло старого умного ежа. Человек у стола сказал, не оборачиваясь:

23.12.2020

- Привяжи на нитку кусочек сала, положи ему под нос и потихоньку тяни, – он вылезет. Мальчик, лежавший на полу, был Никита Рощин, бородатый человек у стола его отец, Алексей Алексеевич Рощин, а еж под буфетным шкафом был диким и упрямым животным, не желавшим ни под каким видом вылезать из-под буфета. Никита привязал на нитку кусок сахара, но еж с презрением смотрел на эти уловки. Он так и не вылез из-под буфетного шкафа. Еж не вылез ни на следующий, ни еще через день. На усадьбе Сосновке в старом доме, стоявшем среди темного сада кроме неприятности с ежом, ничего особо важного не случилось за все лето. В саду свистали злёные иволги, под деревьями бегали озабоченные скворцы, утром в осыпанных росою листьях медовым голосом ворковал дикий голубь на вечерней заре в пруду под ветлами плескалась рыба и стонали лягушки что казалось будто в пруду случилось большое горе. И горе действительно случилось…

V. Проиллюстрируйте получившийся рассказ

Практическое занятие № 4

Освоение видов переработки текста. Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов (2 часа)

Цель: создание условий для:

 совершенствования общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;

 совершенствования умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях.

23.12.2020

Задания  I. Начертите таблицу, перенесите в неё данные из схемы и пропишите краткую характеристику каждого вида  II. Перейдите на сайт по QR-коду, изучите виды аннотаций и выполните последующие задания III. Определите вид аннотации Роман «Отверженные» Виктора Гюго – один из лучших романов классики. В данном периоде автор описывает события во Франции от времен Ватерлоо вплоть до 1830. В первых главах романа мы знакомимся с епископом Бьенвеню – человеком, который вел смиреннный образ жизни. Однажды он приютил у себя беглого каторжника Жана Вальжана, который сбежал от него, прихватив с собой серебряные подсвечники. Каторжника поймали и привели к епископу, но тот, вместо того, чтобы обвинить преступника, защитил его и подарил подсвечники. 23.12.2020

Задания

I. Начертите таблицу, перенесите в неё данные из схемы и пропишите краткую характеристику каждого вида

II. Перейдите на сайт по QR-коду, изучите виды аннотаций и выполните последующие задания

III. Определите вид аннотации

Роман «Отверженные» Виктора Гюго – один из лучших романов классики. В данном периоде автор описывает события во Франции от времен Ватерлоо вплоть до 1830. В первых главах романа мы знакомимся с епископом Бьенвеню – человеком, который вел смиреннный образ жизни. Однажды он приютил у себя беглого каторжника Жана Вальжана, который сбежал от него, прихватив с собой серебряные подсвечники. Каторжника поймали и привели к епископу, но тот, вместо того, чтобы обвинить преступника, защитил его и подарил подсвечники.

23.12.2020

Именно с этого момента и начинается преображение бывшего преступника. На протяжении романа он повстречает милую Козетту, которая станет ему как дочь, встретится с жандармом Жавером, который будет всеми силами стараться поймать Жана. На страницах книги мы повстречаем малыша Гавроша, Мариуса Понмерси и многих других персонажей, каждый из которых обладает неповторимыми чертами характера. В этом романе есть все: любовь, ненависть, борьба добра и зла, храбрость, упрямство, непоколебимость…После прочтения этого романа Вы не останетесь равнодушными и задумаетесь о многом.  IV. Составьте ребусы на тему «Виды переработки текста»  V. Напишите рекомендательную аннотацию к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» Практическое занятие № 5 Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов (2 часа) Цель: создание условий для  формирования функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой) 23.12.2020

Именно с этого момента и начинается преображение бывшего преступника. На протяжении романа он повстречает милую Козетту, которая станет ему как дочь, встретится с жандармом Жавером, который будет всеми силами стараться поймать Жана. На страницах книги мы повстречаем малыша Гавроша, Мариуса Понмерси и многих других персонажей, каждый из которых обладает неповторимыми чертами характера. В этом романе есть все: любовь, ненависть, борьба добра и зла, храбрость, упрямство, непоколебимость…После прочтения этого романа Вы не останетесь равнодушными и задумаетесь о многом.

IV. Составьте ребусы на тему «Виды переработки текста»

V. Напишите рекомендательную аннотацию к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Практическое занятие № 5

Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов (2 часа)

Цель: создание условий для

 формирования функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой)

23.12.2020

Задания   I. Изучите таблицу, приведите 3-4 примера к каждому виду чередования  II. Спишите предложенный текст, вставляя пропущенные буквы Сомнение – камень пр..ткновения на пути к пр..движению. Счастье не в деньгах, а в том, как их пр..умножить. Большое пр..пятствие для счастья – это ож..дание слишком большого счастья.Зависть обвиняет и судит без доказательств, пр..умножает н..достатки, даѐт малейшим ошибкам громкие названия; язык еѐ н..полнен желчи, пр..ув..личения и несправедливости. В старости нач..наешь пр..давать значение не столько тв..рчеству, сколько жизни. Вр..менные трудности пр..одолеваются с помощью вр..менных успехов. Нет н..чего бе..цветнее, чем характер бе..харктерного человека. 23.12.2020

Задания

I. Изучите таблицу, приведите 3-4 примера к каждому виду чередования

II. Спишите предложенный текст, вставляя пропущенные буквы

Сомнение – камень пр..ткновения на пути к пр..движению. Счастье не в деньгах, а в том, как их пр..умножить. Большое пр..пятствие для счастья – это ож..дание слишком большого счастья.Зависть обвиняет и судит без доказательств, пр..умножает н..достатки, даѐт малейшим ошибкам громкие названия; язык еѐ н..полнен желчи, пр..ув..личения и несправедливости. В старости нач..наешь пр..давать значение не столько тв..рчеству, сколько жизни. Вр..менные трудности пр..одолеваются с помощью вр..менных успехов. Нет н..чего бе..цветнее, чем характер бе..харктерного человека.

23.12.2020

III. Создайте фишбоун на тему «Правописание приставок на –з/-с» В основе фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Исикавы — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей  В русском языке есть приставки, в которых происходит чередований букв З и С: БЕЗ- / БЕС- , РАЗ- / РАС-, ВОЗ- / ВОС- (ВЗ- / ВС-), ИЗ- / ИС-, НИЗ- / НИС-, ЧЕРЕЗ- / ЧЕРЕС- (ЧРЕЗ- / ЧРЕС-) 23.12.2020

III. Создайте фишбоун на тему «Правописание приставок на –з/-с»

В основе фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Исикавы — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей

В русском языке есть приставки, в которых происходит чередований букв З и С:

БЕЗ- / БЕС- , РАЗ- / РАС-, ВОЗ- / ВОС- (ВЗ- / ВС-), ИЗ- / ИС-, НИЗ- / НИС-, ЧЕРЕЗ- / ЧЕРЕС- (ЧРЕЗ- / ЧРЕС-)

23.12.2020

IV. Сделайте блок-схему по теме: «Правописание и/-ы после приставок»  V. Напишите приключенческую историю мягкого и твердого знаков в различных грамматических формах. Объем текста около 150 слов Практическое занятие № 6 Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. Наблюдение над выразительными средствами фонетики (2 часа) Цель: создание условий для:  совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических 23.12.2020

IV. Сделайте блок-схему по теме: «Правописание и/-ы после приставок»

V. Напишите приключенческую историю мягкого и твердого знаков в различных грамматических формах. Объем текста около 150 слов

Практическое занятие № 6

Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. Наблюдение над выразительными средствами фонетики (2 часа)

Цель: создание условий для:

 совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических

23.12.2020

Задания Сделайте фонетический разбор слова: миниатюра План фонетического разбора слова Записать слово орфографически правильно. Разделить слово на слоги и найти место ударения. Отметить возможности переноса слова по слогам. Фонетическая транскрипция слова. По порядку характеризовать все звуки: а. согласный – звонкий – глухой (парный или непарный), твѐрдый или мягкий, какой буквой он обозначен; б. гласный: ударный или безударный. 6. Подсчитать количество букв и звуков. Образец фонетического разбора слова морковь ; 2. мор-кОвь (на второй слог падает ударение, 2 слога). 3. Перенос: мор-ковь 4. [маркоф'] М – [м] – согласный, твердый, звонкий и непарный. О – [а] – гласный и безударный. Р – [р] – согласный, твердый, звонкий и непарный. К – [к] – согласный, твердый, глухой и парный. О – [о] – гласный и ударный. В – [ф'] – согласный, мягкий, глухой и парный. Ь — 6. В слове 7 букв и 6 звуков  23.12.2020

Задания

  • Сделайте фонетический разбор слова: миниатюра

План фонетического разбора слова

  • Записать слово орфографически правильно.
  • Разделить слово на слоги и найти место ударения.
  • Отметить возможности переноса слова по слогам.
  • Фонетическая транскрипция слова.
  • По порядку характеризовать все звуки:

а. согласный – звонкий – глухой (парный или непарный), твѐрдый или мягкий, какой буквой он обозначен;

б. гласный: ударный или безударный.

6. Подсчитать количество букв и звуков. Образец фонетического разбора слова

  • морковь ;

2. мор-кОвь (на второй слог падает ударение, 2 слога).

3. Перенос: мор-ковь

4. [маркоф']

М – [м] – согласный, твердый, звонкий и непарный.

О – [а] – гласный и безударный.

Р – [р] – согласный, твердый, звонкий и непарный.

К – [к] – согласный, твердый, глухой и парный.

О – [о] – гласный и ударный.

В – [ф'] – согласный, мягкий, глухой и парный.

Ь — 6.

В слове 7 букв и 6 звуков

23.12.2020

чем звуков. 23.12.2020 " width="640"

II. Сделайте орфоэпический разбор следующих слов: акварель, миниатюра, гравировка

План орфоэпического анализа слова

1) запишите слово;

2) поставьте ударения в слове;

3) укажите особенности произношения некоторых звуков;

4) разделите на слоги;

5) укажите рекомендованный перенос.

III. Сделайте графический разбор слова: лакировать

План графического анализа слова

 привести графическую запись слова;

 определить графические значения всех букв и пробелов;

 указать фонемный «объем» буквы (пробела);

 отметить случаи, когда буква (пробел) уточняет значение соседней буквы;

 обозначить проявление позиционного принципа графики.

Буквы т, с дают удвоенный звук [ц].

Букв чем звуков.

23.12.2020

Образец графического анализа: съѐжиться  с – [с] – буква обозначает тот же звук, ъ – [Ø] – буква не обозначает звука, ѐ – [ĵо] – буква обозначает два звука, ж – [ж] – буква обозначает тот же звук, и – [ы] – буква обозначает другой звук, т – [ц] – буква обозначает другой звук, ь – [Ø] – буква не обозначает звука, с – [ц] – буква обозначает другой звук (результат процесса стяжения), а – [ъ] – буква обозначает редуцированный безударный звук. В слове 9 букв и 7 звуков. Буквы ъ и ь знаки не обозначают звуков, буква ѐ обозначает два звука.  IV. Проанализируйте звуковую организацию стихотворения А.А.Фета Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. 23.12.2020

Образец графического анализа: съѐжиться

с – [с] – буква обозначает тот же звук,

ъ – [Ø] – буква не обозначает звука,

ѐ – [ĵо] – буква обозначает два звука,

ж – [ж] – буква обозначает тот же звук,

и – [ы] – буква обозначает другой звук,

т – [ц] – буква обозначает другой звук,

ь – [Ø] – буква не обозначает звука,

с – [ц] – буква обозначает другой звук (результат процесса стяжения),

а – [ъ] – буква обозначает редуцированный безударный звук.

В слове 9 букв и 7 звуков.

Буквы ъ и ь знаки не обозначают звуков, буква ѐ обозначает два звука.

IV. Проанализируйте звуковую организацию стихотворения А.А.Фета Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

23.12.2020

Кла́стер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. V. Создайте кластер «Изобразительно-выразительные средства фонетики русского языка» на примере одного из средств: звукоподражание, консонанс, звукопись (ассонанс, аллитерация)  Образец  кластера 23.12.2020

Кла́стер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

V. Создайте кластер «Изобразительно-выразительные средства фонетики русского языка» на примере одного из средств: звукоподражание, консонанс, звукопись (ассонанс, аллитерация)

Образец

кластера

23.12.2020

Список литературы Учебники 1. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2019. 2. Антонова  Е.  С.,  Воителева  Т.  М.  Русский  язык:  учебник  для  учреждений  сред.  проф. образования. — М.,  2019. 3. Бабайцева,  В.В.  Русский  язык. Теория.  5-9  кл.:  учеб.  Для общеобразоват. учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2019. – 319  с. 4. Воителева Т. М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебникдля 10 класса общеобразовательной школы. — М.,  2019. 5. Воителева Т. М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебникдля 11 класса общеобразовательной школы. — М.,  2019. 6. Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык и литература. Русский язык(базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М., 2019. Словари  1. Горбачевич  К.  С.  Словарь  трудностей  современного  русского  языка.  —  СПб.,  2020. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской  речи.  23.12.2020

Список литературы Учебники

1. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2019.

2. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2019.

3. Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2019. – 319 с.

4. Воителева Т. М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебникдля 10 класса общеобразовательной школы. — М., 2019.

5. Воителева Т. М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебникдля 11 класса общеобразовательной школы. — М., 2019.

6. Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык и литература. Русский язык(базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М., 2019.

Словари

1. Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного русского языка. — СПб., 2020. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи.

23.12.2020

2. Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2021. 3. Иванова О. Е., Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов  / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / под ред. В. В. Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2020. Крысин Л. П. 4. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2019. 5. Лекант  П.  А.,  Леденева  В.  В.  Школьный  орфоэпический  словарь  русского  языка.  — М.,2021. 6. Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2020. 7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. —25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л. И. Скворцова. — М., 2019. Розенталь Д. Э., Краснянский В. В. Фразеологический словарь русского языка. — М.,2019. 8. Скворцов Л. И. Большой толковый словарь правильной русской речи. — М., 2020. Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. — М., 2020. 9. Через дефис, слитно или раздельно?: словарь-справочник русского языка / сост. В. В. Бурцева. — М., 2020.  23.12.2020

2. Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2021.

3. Иванова О. Е., Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / под ред. В. В. Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2020. Крысин Л. П.

4. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2019.

5. Лекант П. А., Леденева В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М.,2021.

6. Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2020.

7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. —25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л. И. Скворцова. — М., 2019. Розенталь Д. Э., Краснянский В. В. Фразеологический словарь русского языка. — М.,2019.

8. Скворцов Л. И. Большой толковый словарь правильной русской речи. — М., 2020. Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. — М., 2020.

9. Через дефис, слитно или раздельно?: словарь-справочник русского языка / сост. В. В. Бурцева. — М., 2020.

23.12.2020


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!