Просмотр содержимого документа
«Методическое объединение»
Способы формирования математической грамотности в начальной школе
Вопрос отражен в послании Президента: «Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».
Актуальность формирования математической грамотности
Выражается в умении решать практические задачи из повседневной жизни. За решением задачи стоит целый комплекс когнитивных операций, с которыми наши дети не всегда справляются успешно.
Чтобы избежать образовательного дефицита в этой области, в ходе обучения математики нужно больше внимания уделять связи академических знаний и умений с реальной жизнь, чтобы успешно применять теорию из учебников на практике.
Математическая грамотность – это способность человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину,. Владение этим умением является необходимым условием успешности современного человека.
- Математические рассуждения.
- Использование математических понятий/процедур/фактов/инструментов.
- Умение работать с математическими инструментами.
Модель математической грамотности
Математический мир
Реальный мир
Формирование
Проблема в контексте
Математическая проблема
Оценивать
Применять
Интерпретировать
Математические результаты
Результаты в контексте
Математически формулировать ситуации включает способность распознавать и выявлять возможности использовать математику, принять имеющуюся ситуацию и трансформировать ее в форму, поддающуюся математической обработке, создавать математическую модель, отражающую особенности описанной ситуации; определять переменные, размышлять и понимать условия и допущения, облегчающие подход к проблеме или ее решение.
Применять математику включает способность применять математические понятия, факты, процедуры, рассуждения и инструменты для получения решения или выводов. Эта деятельность включает выполнение математических процедур, необходимых для получения результатов и математического решения.
Интерпретация включает способность размышлять над математическим решением или результатами, интерпретировать и оценивать их в контексте реальной проблемы. Эта деятельность включает перевод математического решения в контекст реальной проблемы, оценивание реальности математического решения или рассуждений по отношению к контексту проблемы.
Математическая грамотность, согласно ФГОС
Особенность – персонализация, то есть обучающийся становится субъектом образовательного процесса.
PISA. Рекомендации учителю математики
- Сочетайте стратегии обучения, ориентированные на учителя и на учащихся.
- Развивайте когнитивные навыки.
- Используйте стратегии понимания.
- Оценивайте так, чтобы стимулировать более глубокое изучение.
- Используйте для контроля разные стратегии.
- Поощряйте их размышлять над тем, как они учатся.
- Позволяйте сложности задачи самой направлять стратегии обучения.
Учитель должен увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.
Примеры задач
Литература:
Р.А.Казакова, О.И.Кравцова Развитие функциональной грамотности на уроках математики. Учебно-методическое пособие.-Ростов н/Д: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО,2017.-
Именно математика предоставляет благоприятные возможности для воспитания воли, трудолюбия, настойчивости в преодолении трудностей, упорства в достижении целей.