СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар. Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический семинар.  Использование  технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар. Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.»


Методический семинар

Каждый ребенок, приходящий в школу, талантлив. Главное, не упустить его, разглядеть, развить его дарования, вселить уверенность в своих силах и возможностях. Задача учителя не столько учить, сколько помогать учиться.

Поэтому мое педагогическое кредо звучит так: «Наша задача не в том, чтобы сделать себя необходимыми нашим детям, а, напротив, в том, чтобы помочь им научиться по возможности обходиться без нас».

А главная задача моей педагогической деятельности - подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ. Ребенок должен осознать, что без его желания и активности учителю будет нелегко достичь желаемого результата на этом сложном пути. Именно поэтому в своей деятельности я обратилась к теме «Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы».

Для достижения результативности по этой теме ставлю перед собой цель: воспитание личности, способной чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены; умеющего грамотно работать с информацией, критически мыслящего, видящего возникающие проблемы и ищущего пути рационального их решения, самостоятельно работающего над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Для того, чтобы решить задачу по вовлечении каждого ученика в активный познавательный процесс, применяю в рамках отдельного урока различные приёмы работы, которые отличаются разнообразием, направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемыми для меня являются:

  • технология перспективно-опережающего обучения;


  • индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;


  • технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП);


  • проблемное обучение;


  • модульные технологии;


  • игровые технологии;


  • интерактивные методы в обучении и воспитании.


Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах,

используемых в технологии развития критического мышления, являющейся для учителя русского языка основной. Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией

1. «Синквейн»

Синквейн в переводе с французского «пять строк». Синквейн – белый (нерифмованный) стих. Прием использую, потому что он помогает синтезировать, резюмировать информацию. На первый взгляд эта технология может показаться сложной, но, если разобраться, все просто. Детям очень нравится. Использую этот прием и на уроках русского языка, и на уроках литературы.

С правилами написания синквейна достаточно познакомить один раз. Составляю памятки по написанию для каждого ученика. На первых этапах они ими пользуются, а через 2 недели к ним ребята практически уже не обращаются. Обязательно показываю примеры синквейна. Например, такие, какие вы можете увидеть на экране.



Правила написания синквейна:

1 строка: тема одним словом  существительное.

2 строка: описание темы в двух словах  прилагательные.

3 строка: описание действия в рамках этой темы - три глагола или деепричастия. 

4 строка: отношение к теме, чувства, эмоции  фраза из четырех слов.

5 строка: повторение сути темы одним словом или словосочетанием  синоним.



Первые попытки иногда не удаются, поэтому использую коллективную работу по составлению синквейна. Применяя данный прием, отметила для себя, что он помогает развивать речь и способствует некоторой эмоциональной разгрузке школьников. Считаю уместным его применение на всех этапах урока.



Пример синквейна



«Ромео и Джульетта»,

Романтическая, трагическая.

Поражает, восхищает, завораживает.

Нет повести печальнее на свете.

Любовь.



Глагол
переходный, возвратный
объединяет, выступает, употребляется
обозначает действие или состояние
что делать?





2. Дискуссия.  Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя считаю еще такой прием, как дискуссия (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса). Дискуссия — одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка, поэтому при проведении такого урока в 6-8 классах знакомлю ребят с правилами ведения дискуссии, с речевыми штампами, помогающими ребята выражать свои мысли.

Считаю, что данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповую дискуссию применяю как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.

Сначала ребята (ученики 6 классов) чувствуют себя неуверенно, стесняются выражать свои предположения, так как боятся ошибиться. Мысли выражают всего лишь в нескольких предложениях. Но со временем их короткие высказывания превращаются в емкие монологические суждения, что является следствием становления самостоятельности мышления.

3. Приемом "Корзина идей"

"Корзина идей"- прием, который особенно нравится моим ученикам.

Алгоритм работы с "Корзиной идей":

  • Объявляется тема урока.

  • Индивидуальная работа. Каждый ученик тезисно записывает в тетради все, что ему известно по теме. Этот этап длится недолго — 2-3 минуты.

  • Работа в парах или в группах. Учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем возникли разногласия. Время проведения — 3 минуты.

  • Работа с классом. На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает идеи по данному вопросу. Причем ответы не должны повторятся. Все высказывания кратко записываю на доске.

В "корзину" скидывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины и т.д.

Важно! Предложения, предположения и идеи не критикуются и не оцениваются. На данном этапе идет просто сбор информации, поэтому, как я заметила, ученики не боятся ошибиться, получить плохую оценку за неправильный ответ, суждение.

Обычно учителям трудно выступать нейтральным слушателем: мы привыкли поправлять, исправлять, указывать на ошибки. Отход от этого давления авторитета считаю для себя наиболее трудновыполнимых требований технологии критического мышления.

Все идеи и предложения осмысливаются и анализируются в дальнейшем ходе урока. Постепенно из "корзины" должны исчезнуть все неправильные или некорректные утверждения, а остаться "выжимка" из верных.

На этапе рефлексии мы снова обращаемся к "Корзине идей", чтобы подвести итог урока.

Тема урока: роман Ф. Достоевского "Преступление и наказание"

На первом этапе учащиеся кратко фиксируют в тетрадях, все, что им известно по теме.

На доске рисуется корзина (либо прикрепляется картинка). После обсуждения в группах в корзину попадают примерно следующее: русский писатель XIX в., преступление — это…, наказание — это…, Раскольников — главный герой, "Тварь я дрожащая или право имею?" и т.д.

Далее, в процессе урока каждое утверждение анализируется и осмысливается.

На своих уроках считаю важным создать атмосферу психологического комфорта(ситуацию успеха, укрепляющую уверенность в своих силах). Перед выполнением самостоятельной и контрольной работы всегда напоминаю, что с этой работой они справятся. При подведении итогов работ не забываю похвалить тех, кто выполнил эту работу чуть-чуть лучше предыдущей. Обязательно предлагаю детям поздравить своего товарища, ведь он шагнул вперёд и достиг первой победы. Радость от похвалы окрыляет ребёнка, поднимает настроение, а значит, он будет стараться добиться лучших результатов в дальнейшем.

Проектная, творческая и исследовательская деятельность занимают особое место в моей работе.

Ребята пробуют сочинять стихи, басни, рассказы, собирают легенды родного края. Свои творческие работы и результаты исследований они представляют на районных и областных конкурсах, где занимают призовые места.

Рисунки, которые я предлагаю нарисовать к изучаемым произведения, развивают у обучающих следующие креативные качества: воображение, фантазию, способность применять знания в иной плоскости.

Разнообразные интересы школьников уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом учителя. Работа с Интернет-ресурсами позволила мне познакомиться с системой образовательных порталов. Чтобы избежать некорректной и непроверенной информации, я создала для себя список проверенных сайтов-помощников. Впоследствии с этими порталами я также знакомлю и своих учеников, так как представленная информация на сайтах очень важная и нужная. Это и каталоги образовательных ресурсов, и электронная библиотека учебных материалов, включающая различные электронные словари, справочники, энциклопедии.

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя», - говорил известный писатель и философ Э. Хаббард. Я очень стремлюсь, чтобы моя образовательная и воспитательная деятельность помогла ученикам стать самостоятельными, творческими людьми, способными найти выход даже из самой непростой ситуации.


























5






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!