СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический комплекс "Речевичок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический комплекс "Речевичок" по коррекции словаря младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

Просмотр содержимого документа
«Методический комплекс "Речевичок"»

41








Методический комплекс

































Часть 1. Тетрадь для учителя-логопеда





По коррекции словаря детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня





















Автор-составитель:

Гудошникова Карина Владимировна

г. Красноярск, 2021г.











Методический комплекс

































Часть 2. Тетрадь для ребенка





По коррекции словаря детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня



















Автор-составитель:

Гудошникова Карина Владимировна

г. Красноярск, 2021г.









Методические рекомендации для учителя-логопеда


Опыт работы в школе показывает, что в последние годы увеличился количественный состав обучающихся с различными отклонениями в речевом развитии. Дети младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня имеют бедный словарный запас. При поступлении в школу выясняется, что они не понимают значения слов, не умеют правильно употребить слово, ограничены представления и знания об окружающем мире. В развитии лексики у младших школьников с ОНР особое место отводится игре. В жизни учеников она занимает сильные позиции развивающей и развивающейся деятельности и является универсальным средством, обеспечивающим широкий комплекс коррекционно-педагогических влияний на процессы развития, обучения, воспитания детей. В процессе учебной игры формируется познавательная активность, развиваются творческие способности, развиваются умения самостоятельно добывать знания.

Дети с общим недоразвитием речи требуют целенаправленной коррекционной работы. Успешная работа по преодолению ОНР III уровня у детей, возможна только в синтезе усилий логопедов и родителей. Для этого в образовательных учреждениях созданы логопедические пункты, где учитель-логопед проводит коррекционные занятия на устранения различных речевых нарушений.

Для полноценной коррекционной работы по коррекции словаря детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня был разработан методический комплекс «Речевичок», в который вставлен ряд конспектов занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных) и комплекс дидактических упражнений. Для проведения занятий поставлены цели и задачи, направленные на тот аспект нарушения словаря, который проявляется у ребенка. Подобран наглядный материал под возрастные особенности детей.


При разрабатывание методического комплекса «Речевичок» решался целый ряд речевых и неречевых задач:

    1. Развитие словообразования существительных, глаголов и прилагательных;

    2. Формирование точности употребления обобщающих слов и действий;

    3. Обогащение словаря антонимами и синонимами;

    4. Развитие мелкой моторики рук;

    5. Формирование умения следовать по инструкции.

Так же в МК проработали некоторые значимые направления, которые будут отображены на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях:

      1. Коррекция объема словаря вместе с расширением представлений об окружающем мире и его действительности;

      2. Уточнение значений обобщающих слов;

      3. Умение образовывать существительные, глаголы и прилагательные приставочным и суффиксальным способом;

      4. Развитие умения образовывать уменьшительно-ласкательные части речи;

      5. Умение образовывать слова от других частей речи;

    1. Развитие умения понимания инструкций к заданиям;

    2. Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

МК «Речевичок» был построен с использованием следующих принципов:

      1. Принцип системности и последовательности, благодаря которому коррекционное воздействие осуществляется постепенно, то есть каждое занятие основывает на предыдущем. Таким образом, это способствует лучшему усвоению и закреплению материала;

      2. Принцип доступности заключается в том, что все занятия, дидактические упражнения были подобраны с учетом возрастных особенностей, речевого нарушения экспериментальных групп;

      3. Принцип преемственности и комплексности реализуется на тесном взаимодействие педагогов групп или класса и учителя-логопеда, а также родителей воспитанников и ученик. Это способствует коррекционному воздействию не только на занятиях и в свободной деятельности детей, но при домашней подготовке;

      4. Принцип наглядности осуществляется в использование дидактического и наглядного материала на занятиях;

      5. Принцип поэтапности заключается в том, что занятия составлялись с использование заданий от более легких до более сложных;

      6. Принцип активности осуществляется в том, что наше пособие включает в себя игровые приемы;

      7. Принцип индивидуального подхода: в каждом разделе рабочей тетради есть свои подразделы, для которых разработаны комплексы игровых упражнений и занятий. Это позволяет педагогу выбирать те упражнения, которые необходимы конкретному ребенку;

    1. Принцип деятельностного подхода: при выполнении заданий и упражнений ребенок узнает значение тех или иных лексем посредство использования дидактического материала

Весь методический комплекс рассчитан для использования учителем-логопедом, педагогами и родителями. Дидактические упражнения с детьми можно использовать как самостоятельно, так и на занятиях, в свободной деятельности, на прогулке, при домашней подготовке. Конспекты занятий разработаны для проведения 2-3 раза в неделю.

Целесообразный подбор методического комплекса позволяет выработать у учащихся умение применять слова по назначению, способствует расширению словарного запаса через обогащение речи синонимами, антонимами, развивается память и мышление.

Предложенный методический комплекс «Речевичок» по развитию словаря можно использовать как фрагменты занятий по формированию лексико-грамматических представлений и развитию лексической стороны речи.

























































Примерный комплекс игровых упражнений по коррекции словаря существительных у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня


  1. Образование словаря сложных существительных.

    1. «Два слова в одном»

Цель: создание условий для формирования умения образовывать из двух слов одно.

Ход игры:

Детям дается инструкция: придумай названия машинам, которые облегчают труд человека, и постарайся объяснить, почему их так назвали.

Канавы копает-канавокопатель.

Снег чистит-... (снегоочиститель).

Трубы укладывает-... (трубоукладчик).

Сено косит-... (сенокосилка).

Пыль сосёт-... (пылесос).

Мясо рубит-... (мясорубка).

Кофе варит-... (кофеварка).

Сок выжимает-... (соковыжималка).

Овощи режет-... (овощерезка).

    1. Объедини два слова в одном и придумай новое длинное слово.

Цель: создание условий для формирования умения образовывать из двух слов одно.

Ход игры:

Детям задаются вопросы, в результате которых дети образовывают сложные слова.

Как можно назвать птичку с длинным хвостом? (Длиннохвостая.)

С жёлтой грудкой-... (желтогрудая).

С острым клювом-... (остроклювая).

Как можно назвать человека с широкими плечами? Широкоплечий.

С красными щеками-... (краснощёкий).

С тёмной кожей-... (темнокожий).

Как можно назвать человека, который любит трудиться? (Трудолюбивый).

  1. Образование словаря существительных через суффиксы.

  1. «Покажи, что я назову».

Цель: способствование формированию умения обучать детей образовывать существительные с помощью суффиксов «ИК», «ЧИК», «ОЧК», «ЕЧК, «Ц».

Ход игры:

Перед детьми размещают картинки с изображением пар предметов обычного и маленького размера. Логопед произносит слова, чётко выделяя суффикс «ИК», объясняя, что «волшебная часть» с «ИК» превращает предмет в маленький. Затем логопед называет по картинкам пары слов и предлагает детям определить, где изображены маленькие предметы, а где – обычные. Аналогичное задание проводится на материале слов с суффиксами «ЧИК», «ОЧК», «ЕЧК», «Ц».

Материал: куст-кустик, сад-садик, стол-столик, корабль-кораблик, мяч-мячик, арбуз-арбузик; шкаф-шкафчик, стул-стульчик, помидор-помидорчик, карман-карманчик, банан-бананчик; лента-ленточка, юбка-юбочка, вилка-вилочка, тарелка-тарелочка, яблоко-яблочко, ёлка-ёлочка, снежинка-снежиночка; чашка-чашечка, ложка-ложечка, кружка-кружечка, подушка-подушечка, игрушка-игрушечка; зеркало-зеркальце, дерево-деревцо.

  1. «Услышь ласковое слово» 

Цель: способствование формированию умения обучать детей образовывать существительные с помощью суффиксов «ОК», «ЁК», «ОНЬК», «ИЧК», «УШК», «ЫШК», «ИЦ», «ЕЦ».

Ход игры:

Логопед произносит слова, чётко выделяя голосом суффикс «ОК», «ЁК» и объясняя, что «волшебная часть» с -ОК- превращает обычные слова в ласковые. Затем логопед произносит в случайном порядке пары слов и предлагает детям хлопать в ладоши, ели они услышат «ласковое» слово. Аналогичное задание проводится на материале слов с суффиксами «К», «ОНЬК», «ИЧК», «УШК», «ЫШК», «ИЦ», «ЕЦ».

Материал: лес-лесок, снег-снежок, гриб-грибок, сапог-сапожок, огонь-огонёк; берёза-берёзка, шуба-шубка, капля-капелька, ягода-ягодка, машина-машинка, туфля-туфелька; берёза-берёзонька; лиса-лисичка, вода-водичка; зима-зимушка, зерно-зёрнышко, перо-пёрышко, крыло-крылышко, гнездо-гнёздышко, бревно-брёвнышко, солнце-солнышко; вода-водица, каша-кашица, кожа-кожица, масло-маслице, кресло-креслице, платье-платьице; пальто-пальтецо.

  1. Образование словаря существительных приставочным способом.

  1. «Что делают дети?»

Цель: ввести в речь детей глаголы с приставками.

Оборудование: парные сюжетные картинки.

Вопросы к детям:

Что делает мальчик? (Рисует.)

Что сделал мальчик? (Нарисовал.)

Пары глаголов: лепит-слепил, моет-вымыл, пел-спел, играет-поиграл, гулял-погулял.

Игры на образование приставочных глаголов.

  1. «Что сделал Незнайка»

Цель: учить образовывать глаголы с помощью приставок.

Ход игры: 

Педагог задает вопросы детям, демонстрируя детям действие Незнайки.

­ Что делает Незнайка?

­ Незнайка бежит.

­ За что забежал Незнайка?

­ Незнайка забежал за дом.

­ К чему подбежал Незнайка?

­ Незнайка подбежал к дому.

­ Откуда выбежал Незнайка?

­ Незнайка выбежал из дома.

Ход игры:

Грач с юга …..(прилетел).

Грачевник…… (облетел).

Грач через гнездо ……(перелетел).

Грач от гнезда…… (отлетел).

Грач к гнезду ….. (подлетел).

Грач с дерева …… (слетел).

Грач из гнезда ….. (улетел).

Грач в гнездо ….. (залетел).

  1. Образование словаря существительных лексическими парадигмами (антонимы\синонимы).

  1. «Наоборот»

Цель: упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).

Ход игры:

Логопед говорит детям, что к нам пришел в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чем беда: он очень любит все делать наоборот. Мама-ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стала мама-ослица и ослик играть в эту игру, и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому, что все его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее логопед играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребенку мяч и называет слово, а ребенок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий-низкий) и бросить мяч логопеду.

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»)!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).


Примерный комплекс игровых упражнений по коррекции словаря глаголов у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня


  1. Образование словаря глаголов лексическими парадигмами (антонимы\синонимы).

  1. "Все наоборот"

Цель игры: способствование обучению детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.

Оборудование: две обезьянки (игрушки).

Ход игры:

Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую - Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица…. (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет... (унесет), пришьет... (оторвет), вычистит... (испачкает), замолчит... (заговорит), повесит... (снимет) и т.д.

  1. "Скажи похоже"

Цель: способствование обучению детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам.

Ход игры:

Логопед передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.

Думать-....(размышлять), открыть-..... (отворить), отыскать-... (найти), зябнуть-... (мерзнуть), поразить-... (удивить), шалить-... (баловаться), забавлять-.... (развлекать), прощать-...(извинять), звать-... (приглашать), реветь-... (плакать), мчаться-... (нестись), вертеться-... (крутиться), опасаться-... (бояться), бросать-.... (кидать).

  1. "Игра с мячом"

Цель: создание условий для обучения детей подбирать антонимы к глаголам.

Оборудование: мяч

Ход игры:

­ Я буду бросать каждому мяч, называя слово. Вы будите возвращать мне

мяч, говоря противоположное.

Говорить-...... молчать, смешить-..... довести до слез, разрешить-..... запретить, падать-..... вставать, смеяться-.... плакать, зажечь-.... потушить, помогать-..... мешать

  1. Образование словаря глаголов через суффиксы.

  1. «Два брата»

Цель: создать условия для обучения детей образованию слов суффиксальным способом

Ход игры:

Логопед рассказывает детям историю о двух братьях-медвежатах: Шустрика и Мямлика. - Рано утром Шустрик проснулся и быстро встал, Мямлик ещё только ….­ Встаёт, ­ добавляют дети. Шустрик оделся, а Мямлик… Далее дети отвечают: оделся-одевается, заправил-заправляет, умылся-умывается, позавтракал-завтракает, почистил-чистит и т. д. Можно использовать различные сюжеты: «В лесу», «На прогулке», «На реке» и т. д.

  1. От суффиксов «ться», «тся»

Цель: создание условий для умения образовывать глаголы суффиксальным способом.

Ход игры:

Лексический словарь:

Занимать-заниматься;

Вернуть-вернуться;

Учит-учиться;

Отказать-отказаться;

Добить-добиться;

Оказать-оказаться;

Убедить-убедиться.

  1. Образование словаря глаголов приставочным способом.

  1. «Покажи картинку».

Цель: способствование введению в речь детей глаголы с приставками.

Оборудование: картинки с изображением предметов и людей

Речевой материал: входит-выходит, влетает-вылетает, подходит-отходит, подплывает и отплывает, подъезжает-отъезжает-съезжает, залезает-слезает.

Ход игры:

1 вариант. Логопед называет слова, дети должны показать соответствующую картинку.

2 вариант. Логопед произносит предложение и предлагает детям показать соответствующую картинку.

Материал: Мальчик входит в дом. Мальчик выходит из дома. Птица влетает в клетку. Птица вылетает из клетки. Бабушка подходит к внуку. Бабушка отходит от внука. Мальчик приходит в магазин. Мальчик уходит из магазина. Машина съезжает с камня. Машина наезжает на камень. Утки подплывают к берегу. Утки отплывают от берега.

Логопед предлагает детям назвать действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами.

  1. «Найди лишнее слово».

Цель: учить образовывать глаголы с помощью суффиксов.

Ход игры:

Логопед произносит слова, голосом выделяя общую приставку, и предлагает детям определить и назвать лишнее слово, объяснив свой выбор. Материал: унести, прийти, приподнять; прибежать, зайти, принести; выкинуть, войти, выпрыгнуть; прийти, подскочить, прибежать; выйти, вбежать, вылететь; отползти, отработать, забежать; переплыть, отойти, перепрыгнуть; зайти, занести, вылезти.

  1. Образование словаря глаголов через другие части речи.

  1. «В зоопарке»

Цель: совершенствовать умение согласовывать в числе глагол с существительным.

Оборудование: Игровое поле (фланелеграф, магнитная доска). Картина «Зоопарк», составленная из отдельных, вырезанных по контуру предметных картинок (зебра, обезьяна, лисица, заяц, тигр, лама).

Ход игры:

Логопед предлагает детям отправиться в «зоопарк» и понаблюдать за тем, что делают животные. Школьники рассматривают картину, называют животных, а логопед определяет действия животных: Зебра брыкается. Обезьяна кривляется. Заяц пугается. Тигр отдыхает и. т. д.

Сначала педагог выясняет, названия каких действий запомнили малыши. Уточняется значение глаголов брыкается, кривляется, лягается. Затем детям предлагается самостоятельно определить, что делает каждое животное. Логопед помогает детям, указывая на нужную картинку. Далее педагог предлагает дошкольникам представить, что животных стало много, и просит назвать их действия еще раз, употребив глаголы во множественном числе.

  1. «Сочиним стихотворение»

Цели: пополнять и закреплять предикативный словарь. Закреплять конструкцию простого предложения по модели «предмет-действие». Закреплять согласование существительного с глаголом настоящего времени. Развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: предметные картинки с изображениями животных и птиц: утки, лягушки, льва, коровы, кота, поросенка, козленка и петуха.

Ход игры:

Логопед предлагает детям сочинить стихотворение о том, как подают голос животные (педагог называет и показывает животное, а дети добавляют слово - название действия).

УТКА-КРЯКАЕТ, ЛЯГУШКА-... КВАКАЕТ, ЛЕВ ... РЫЧИТ, КОРОВА ... МЫЧИТ, КОШКА ... МЯУКАЕТ, ПОРОСЕНОК ... ХРЮКАЕТ, КОЗЛЕНОК ... МЕКАЕТ, А ПЕТУХ ... КУКАРЕКАЕТ.

Примечание: Можно предложить детям повторить весь текст целиком по картинкам с изображениями животных и птиц, предъявляемым по очереди. Демонстрация картинок облегчает воспроизведение текста.

  1. Образование словаря глаголов совершенного и несовершенного вида.

      1. «Что делал? Что делала?»

Цели: учить детей отвечать на вопрос «что он (она) делает?» Совершенствовать умение грамотно строить предложения по модели «предмет-действие». Закреплять навык согласования глагола с существительным в роде и числе.

Оборудование: большое и малое игровые поля (фланелеграфы, различающиеся по цвету, или магнитные доски). Картинки-символы действий: стоит, идет, сидит, лежит. Две картинки с изображениями мальчика и девочки.

Описание игры. На одном игровом поле — две картинки с изображениями мальчика и девочки, на другом — картинки-символы действий. Логопед предлагает детям ответить на вопрос «Что делает девочка (мальчик)?» при помощи картинок-символов действий. Ребенок самостоятельно выбирает картинки с подходящими символами, переносит на другое игровое поле, наклеивает рядом с объектом и поясняет: Девочка стоит (сидит, прыгает, спит и т. д.)



      1. «Назови законченное действие»

Цель: создать условия для обучения детей сравнивать похожие действия, обозначенные глаголами совершенного и несовершенного вида.

Оборудование: полоски.

Лингвистический материал: скакал-прискакал, шел-пришел, мела-подмела, грела-согрела, катился-прикатился, клеил-приклеил, летели-прилетели, плыл-приплыл.

Ход игры:

Логопед говорит, что сейчас получат фишки те дети, которые правильно назовут законченное действие.

1 Конь скакал, скакал по дороге, и наконец …. (прискакал)

2. Пешеход шел, шел и, наконец .... (пришел)

3. Мама мела, мела пол и, наконец…. (подмела).

Вспомним еще раз действия, которые вы назвали правильно, и соединим пальцы рук попарно, проговаривая их.

Поднимите полоски к действиям шел и пришёл. В левую руку возьмите полоску к действию скакал, а в правую прискакал, покажите какое действие совершается сейчас, а какое уже закончилось.


Примерный комплекс игровых упражнений по коррекции словаря прилагательных у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня


      1. Образование словаря прилагательных лексическими парадигмами (антонимы\синонимы).

    1. Игра «Мама пришла из магазина»

Оборудование: предметные картинки: конфета, шоколад, сахар, торт, клубника; перец, горчица, редька, чеснок; лимон, квас; солёный огурец, солёный помидор.

Цель: способствовать развитию в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. 

Ход игры:

Логопед достаёт из маминой сумки предметные картинки, а детям предлагается описать изображённые на них продукты по схеме, называя их внешние признаки (вкус, на ощупь, цвет, форма (если можно)).

Отрабатываемые признаки: сладкий, горький, кислый; солёный, гладкий, шершавый, мягкий, твёрдый; красный, зелёный, жёлтый, чёрный, белый, коричневый, розовый, оранжевый, малиновый; круглый, овальный, квадратный.

По лексической теме «Животные Севера», «Животные жарких стран» можно провести игру «В зоопарке». Детям предлагается описать по выше представленной схеме животных, которых они видели в зоопарке.

Одним из вариантов игры «Расскажи всё о…» является игра «Придумай загадку». Данную игру мы рекомендуем проводить с целью актуализации выше описанных признаков по изучаемым лексическим темам.

    1. .Два из трёх

Цель: формирование умений отличать прилагательные-антонимы от других прилагательных (с опорой на наглядность).

Ход игры:

Картинки называются, детям предлагается выбрать из трёх слов, изображённых на картинках, два слова - «неприятеля»: «Найди, где среди этих картинок спрятались слова - «неприятели»?» Например, при изучении лексической темы «Животные Севера» мы предлагали следующие ряды:

Огромный морж, крошечный медвежонок, злой волк.

Медленный морж, быстрый олень, пушистый песец.

Пушистый песец, гладкий морж, белый медведь.

Высокий олень, низкий тюлень, зубастый волк.



    1. Сравни

Цель: формирование отношений антонимии имён прилагательных с опорой на наглядность, контекст, подсказывающие слова («сравни», «наоборот»).

Ход игры:

Детям предлагается сравнить с опорой на предметные картинки предметы, животных или их части по видимым признакам (высота, длина, ширина, толщина, размер, вес). Например, при изучении лексической темы «Животные жарких стран», мы предлагали сравнить:

по высоте (жирафа – черепаху);

по размеру (слона – черепаху);

по длине (шею жирафа – шею бегемота);

по длине (рожки жирафа – рога оленя);

по толщине (ноги слона – ноги жирафа);

по весу (слон – черепаха).

    1. Слово убежало

Цель: формирование отношений антонимии имён прилагательных с опорой на контекст

Ход игры:

Детям сообщается, что слова-«неприятели» поссорились и разбежались. Одно слово-«неприятель» осталось в предложении, а другое «убежало». Необходимо вернуть в предложение сбежавшее слово - «неприятель» и закончить предложения словом-«неприятелем», например, при изучении лексической темы «Весна»:

Ручеёк узкий, а лужа … (широкая)

Дерево высокое, а куст … (низкий)

Зима холодная, а весна … (тёплая)

Зимой снег чистый, а весной - … (грязный)

Осенью небо пасмурное, а весной … (ясное)

Ночь весной короткая, а день … (длинный).

Игра проводилась в двух вариантах:

1-й вариант – с использованием наглядных опор;

2-й вариант – без наглядных опор (проводилась только с первой группой).

    1. Приятели

Цель: расширение словаря прилагательных - синонимов через развитие умения выделять прилагательные-синонимы среди ряда других прилагательных

Ход игры:

Детям предлагается выбрать из трёх слов два слова-«приятеля». Например, при изучении лексической темы «Животные жарких стран» нами предлагались следующие ряды:

Слон: огромный, громадный, серый;

Черепаха: маленькая, крошечная, пятнистая;

Лев: бесстрашный, смелый, большой;

Зебра: быстрая, пугливая, шустрая.

Слово заболело, найди замену

Игру можно проводить на материале словосочетаний, предложений. Детям предлагается заменить слово в предложении, близким ему по значению (словом-«приятелем»). Например, при изучении лексической темы «Наша армия» предлагается словосочетание – «бесстрашный лётчик. А как ещё можно сказать, что он бесстрашный? Летчик … (смелый, храбрый); или предложение: «Воины Российской армии храбрые. А как ещё можно сказать? Воины российской армии … (смелые, отважные, мужественные)».

    1. Повторяющиеся слова

Цель: формирование самостоятельного подбора прилагательных синонимов к предложенным прилагательным-стимулам, включённым в словосочетания, предложения.



Ход игры:

Детям предлагается текст в соответствии с лексической темой с повторяющимися словами, которые нужно заменить синонимами.

Например,:

О зебре

«Зебра – очень пугливое животное. В Африке нет более пугливого зверя, чем зебра. Пугливая зебра всего пугается и убегает. Даже в зоопарке сложно приблизиться к её вольеру, потому что пугливая зебра сразу же убегает. На воле у пугливой зебры только один враг – лев».

Далее детям задаются вопросы:

Понравился ли вам этот рассказ?

Заметили ли вы, какое слово звучало много раз? (пугливая)

Далее текст читается ещё раз, детям предлагается откладывать фишки на каждое слово «пугливая», затем посчитать количество фишек и ответить на вопросы:

Сколько раз в тексте встретилось слово «пугливая»?

Какими другими словами можно назвать пугливую зебру? (робкая, трусливая, боязливая).

Далее текст читается ещё раз, а дети заменяют повторяющееся слово словами-приятелями. Затем переходим к пересказу текста.

      1. Образование словаря прилагательных через другие части речи.

      1. «Какой?», «Какая?», «Какие?»

Цель: учить детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными.

Оборудование: картинки или муляжи овощей.

Ход игры:

Чтобы узнать о цвете и величине предмета надо задать вопрос: «Какой? Какая?». Выставляют два помидора и показывают их по очереди – большой и маленький. Вопрос: «Какой?» (большой, красный и т.д.) Выставляют морковку, вопрос: «Какая морковь?» (оранжевая, длинная, вкусная, сочная и т.д.). Выставляют два огурца, вопрос: «Какие?» (зеленые, хрустящие, овальные и т.д.).

Чтобы узнать о форме, величин, цвете и вкусе предмета надо задать вопросы: какой, какая, какие. Предлагаем детям назвать как можно больше признаков каждого овоща.

      1. Почтальоны.

Цель. Закрепление умения согласовывать прилагательное с существительным в роде.

Ход работы:

Содержание. Учащимся каждого ряда раздаются в произвольном порядке полоски плотной бумаги размером 6х25 см. с написанными на них существительными м.р., ж.р. и с.р.. 3 ученика назначаются почтальонами. Им вручаются карточки с именами прилагательными, соответствующим существительным каждого ряда. Их нужно доставить по адресам, т.е. к тем существительным, к которым они относятся. Ученики, получившие «письма», читают образованные словосочетания. Выигрывает почтальон, который правильно и быстрее других доставит свои карточки по адресам.

Материал для игры:

Красный карандаш, сочное яблоко, спелая груша, кислый лимон, толстое бревно, старший брат;

Зелёная трава, прозрачное стекло, верный друг, злая собака, яркое солнце, круглый стол;

Длинная дорога, пушистый снег, высокое дерево, свежий хлеб, глубокая река, козье молоко.

  1. Образование словаря прилагательных уменьшительно-ласкательным способом.

      1. «Подбери словечко»

Цель: закрепление навыка образования прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением, составление предложения с образованными словами.

Ход игры:

Воспитатель произносит предложение, а ребенок добавляет нужное слово и проговаривает предложение целиком.

Заяц белый, а зайчонок-(беленький).

Шарф синий, а шарфик-(синенький)

Береза тонкая, а березка-(тоненькая).

Дом низкий, а домик-(низенький).

Примерный лексический материал:

Серый-серенький

Вкусный-вкусненький

Сладкий-сладенький

Тонкий-тоненький

Умный-умненький.

С некоторыми словами учитель-логопед предлагает детям составить предложения: Беленький зайка скакал между деревьями.

      1. Две куклы

Цель: употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением; закрепление правильного произнесения окончаний прилагательных

Оборудование: предметные картинки с изображением одежды и обуви (по количеству детей); две куклы разной величины и различно одетые.

Ход игры:

Дети стоят за стульями. Перед каждым ребенком лежит картинка с изображением предмета одежды или обуви. Ребенок должен назвать изображенный на картинке предмет в уменьшительной форме и сесть на свое место. Так постепенно садятся все дети.

Дети вслед за логопедом повторяют слоговые сочетания, соответствующие окончаниям прилагательных, например: ый- ий; ая-ое-ые; ое-ые-ая; ий-яя-ее и т.п.

Логопед произносит сочетания прилагательных с существительными в начальной форме. Дети повторяют сочетания, употребляя уменьшительную форму.

Примерные словосочетания: голубые глаза (голубенькие глазки), белое платье, голубой бант, зелёные туфли, синий передник, красная кофта, чёрная юбка и т.д.

Упражнение проводится в форме описания двух кукол разного размера различно одетых. Куклам даются имена – Валя и Катенька. Дается инструкция: «Валя большая, на ней вся одежда большая, про неё будем говорить так: «На Вале белое платье», а про маленькую Катеньку так: «На Катеньке голубенькое платьице».

1. Детям предлагается отвечать на вопросы логопеда, относящиеся то к одной, то к другой кукле. Например: «Какие волосы у Вали?» (У Вали темные волосы.) «Какие волосики у Катеньки?» (У Катеньки светленькие волосики.)

2. Детям предлагается сравнить сначала самих кукол, а затем одежду на них. Составляются примерно такие предложения (с противительным союзом, а): У Вали карие глаза, а у Катеньки голубенькие глазки. На Вале голубое платье, а на Катеньке красненькое платьице.

  1. Образование словаря относительных прилагательных.

      1. Что приготовим?

Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.

Оборудование: картинки овощей.

Ход игры:

1. «Собрали много овощей, сейчас будем делать салаты. Какой салат сделаем из капусты?» (капустный) и т.п.

Попросить ребенка: «Скажи, из чего приготовлены эти соки, как они называются?» (сок из моркови - морковный и.т.п.).



      1. Что из чего?

Цель: закрепление словообразования относительных прилагательных, согласование их с существительными.

Оборудование: картинки с изображением посуды.

Описание: детям предлагается продолжить предложение.

Это посуда из стекла, значит это (стеклянная) посуда.

Мама купила новую (стеклянную) посуду.

Ми пьем чай из (стеклянной) посуды

Мама наливает воду в (стеклянную) посуду.

Это посуда из глины, значит это (глиняная) посуда.

Мама насыпала муку в (глиняную) посуду.

Таня высыпает муку из (глиняной) посуды.

А это посуда из металла, значит это (металлическая) посуда.

Мама ставит на плиту (металлический) чайник.

Это чашка. Она сделана из фаянса. Это (фаянсовая) чашка.

Петя уронил и разбил (фаянсовую) чашку.

Это солонка для соли. Она из дерева, значит солонка (деревянная).

Это блюдо из пластмассы. Оно (пластмассовое).

Этот сервиз из тонкого фарфора. Это праздничный (фарфоровый) сервиз.

Оборудование: настоящая игрушечная посуда (глиняная, деревянная, фарфоровая, металлическая, пластмассовая, стеклянная).

Описание: Просим ребенка: «Покажи стеклянную посуду» и т.п.
Описание: Предлагаем ребенку рассказать, из чего сделана та или иная посуда. Например, «Эта ложка сделана из дерева – она деревянная» и т.д.

      1. Из чего?

Цель: закрепление в речи относительных прилагательных.
Оборудование: игрушечная одежда из разных тканей (джинсовая юбка, шелковая кофта, вельветовые брюки, шерстяная шапка, льняная рубашка, кожаная куртка).

Описание: просим ребенка рассказать из чего сшита одежда, и какая она, например,: «Эта шуба, сшита из меха, она меховая» и.т.п.

  1. Образование словаря притяжательных прилагательных.

      1. Путаница

Цель: закрепление понимания притяжательных прилагательных.
Оборудование: картинки с изображением животных, с чужими хвостами.
Описание: «Здесь нарисованы животные с чужими хвостами, скажите: у кого лисий хвост (у медведя); у кого беличий хвост (у зайца); у кого медвежий хвост (у лисы); у кого заячий хвост (у белки).

Оборудование: картинки с изображением животных, с чужими хвостами.

Описание: «Чей у медведя хвост? (лисий). Чей хвост у лисы? (медвежий). Чей хвост у белки? (заячий)

      1. «Ералаш»

Цель: закрепление понимания притяжательных прилагательных.

Оборудование: картинки с изображением животных, разрезанные на три части.

Ход игры:

Детям раздаются части разрезанных картинок. На доску выставляется одна из частей какой-либо картинки. Дети находят у себя изображение других частей тела (голова, хвост).

Инструкция: Назови правильно, чья это голова, хвост или ноги.

Образец ответа: «У меня на картинке заячья голова»

«У меня на картинке лисий хвост»

Затем из частей дети составляют целое изображение животного.

  1. Образование словаря качественных прилагательных.

      1. Отгадай-ка

Цель: закрепить навык понимания качественных прилагательных.
Оборудование: муляжи, картинки фруктов.

Описание: спросить ребенка: «Что это может быть за фрукт?»

А) если цвет этого фрукта не желтый, то это может быть (апельсин); не зеленый (гранат); не синий (банан) и т.п.

Б) если форма этого фрукта не овальная, то это может быть (апельсин, груша); не круглая (банан) и т.п.

В) не круглый и не желтый (груша, слива), не овальный и не зеленый (апельсин, яблоко), не круглый и не оранжевый (груша, банан) и т.п.

      1. Загадай-ка

Цель: учить детей использовать в речи качественные прилагательные.
Оборудование: муляжи, картинки фруктов.

Описание: просим ребенка: «Загадай фрукт, назови его цвет и форму, а я попробую отгадать».

  1. Образование словаря прилагательных в экспрессивной и импрессивной речи.

      1. Собери животное.

Цель: закрепление притяжательных прилагательных в экспрессивной и импрессивной речи.

Оборудование: картинки с частями тела животных (корова, лошадь, коза, кошка, собака).

Описание: «Покажите на картинке кошачий хвост. Найдите на картинке козью голову» и т.п. Ребенок отвечает на вопросы: «Это чья голова?» (козья) и т.п.

      1. Путаница.

Цель: закрепление притяжательных прилагательных в экспрессивной речи.

Оборудование: картинки с изображением животных, где заменена одна часть тела.

Описание: Ребенок смотрит на картинку и говорит: «У меня лошадь, а хвост кошачий. Мне нужен лошадиный хвост» или «У меня собака, а уши козьи, мне нужны собачьи уши».

Оборудование: картинка со странным животным (голова свиньи, туловище лошади, хвост кота, копыта коровы).

Описание: какие домашние животные объединены в этом странном существе? Чей у животного хвост? Чья голова? Чье туловище? Чей хвост? Чьи копыта?









































Н аглядный материал к примерному комплексу дидактических упражнений


























В зоопарке”
























































































































































































Стимульный материал к конспектам логопедических занятий с детьми младшего школьного возраста общего недоразвития речи III уровня

























































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!