СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический доклад на тему: «Принципы процесса обучения и правила, обеспечивающие их реализацию»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрены принципы процесса обучения в СПО и правила реализации перечисленных принципов.

Просмотр содержимого документа
«Методический доклад на тему: «Принципы процесса обучения и правила, обеспечивающие их реализацию»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Донецкий промышленно-энергетический колледж»











МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

на тему:

«Принципы процесса обучения и правила, обеспечивающие их реализацию»




Подготовил:

преподаватель

Осипова Валентина Александровна


















Донецк, 2022



СОДЕРЖАНИЕ






Стр.


Введение

2

1

Основная часть

3


1.1.

Принципы процесса обучения


1.2.

Правила реализации процесса обучения

6


Заключение

10


Литература

11







Введение

Система базового профессионального образования переживает процесс глубокого реформирования и адаптации к новым условиям хозяйствования. Сегодня «базовую профессиональную школу» (термин А.М. Новикова) можно считать своеобразной микроэкономикой страны.

Рыночные отношения в экономике резко повышают требования к профессиональной подготовке и условиям использования рабочих и специалистов среднего звена; они по-новому высвечивают проблему использования техники и современных технологий на производстве, место и роль этой категории работников в рыночной экономике.

Базовая профессиональная школа наиболее тесно связана с производством, она формирует особую, достаточно массовую по численности социально-профессиональную группу рабочих и организаторов производства среднего звена, от уровня профессионализма которых и зависят порядок, слаженность (безаварийность) любого – простого и сложного производства. В то же время роль и место этой группы рабочих и специалистов, основные характеристики их профессиональной деятельности и направления её изменений в условиях современного производства, а также особенности их подготовки требуют постоянного изучения и, при необходимости, корректировки.

Сегодня система профессионального образования представляет собой следующую, после среднего общего, ступень образования и является базисной для продолжения обучения в высших учебных заведениях.

Сколь бы ни были многообразны методы и средства учебного процесса, он будет эффективным, если сохранит свою целостность, единство составляющих его сторон.

Эта целостность обеспечивается на только общей целью обучения, скрепляющей всё его содержание, и не только живым общением в качестве первоосновы всех средств обучения, но и общими принципами учебного процесса.



  1. Основная часть

1.1. Принципы процесса обучения

Принципы обучения это общие руководящие идеи, исходные нормативные требования к организации учебного процесса, которые учитываются во всех его компонентах. Они возникают на основе исторического опыта и формулируются в результате научного исследования учебного процесса в его многообразных проявлениях.

Принципы обучения имеют конкретно-исторический характер, т.е. могут изменяться под влиянием исторических условий, смены педагогических систем.

Известны формулировки этих принципов, предлагавшиеся Я.А. Коменским, К.Д Ушинским и другими выдающимися педагогами. В современной педагогике в качестве основных предлагаются следующие дидактические принципы:

  • принцип осознанной перспективы;

  • объективности и научности;

  • связи теории с практикой;

  • последовательности, систематичности;

  • доступности при необходимой степени трудности;

  • наглядности, разнообразия методов;

  • сознательности и активности;

  • прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.

Принцип осознанной перспективы базируется на закономерном формировании содержания в зависимости от согласованных требований образовательных стандартов и отраслевых требований предприятий-работодателей. Данная закономерность позволяет определить, так называемые, «нормативные рамки» и возможности дальнейшей профессиональной деятельности будущих выпускников внутри конкретного предприятия.

Принцип объективности, научности требует от преподавателя, чтобы предлагаемое содержание обучения было основано на положениях, соответствующих фактам, выражало бы состояние современных наук. Эти положения зафиксированы в стандартах, программах, учебниках.

Принцип связи теории с практикой как раз и нацеливает на необходимость постоянного сомнения и проверки теоретических положений с помощью надёжного критерия практики. Этот принцип требует, чтобы в учебном заведении не было ни одного занятия, жизненный смысл которого не был бы ясен для обучаемого.

Принцип последовательности заключается в двух правилах:

      1. От освоенного к неосвоенному.

      2. От лёгкого к трудному.

Эти два правила связаны с формированием навыков и с процессом получения знаний. Навыки возникают, формируются на базе старых, ранее выработанных. Содержание каждого предыдущего знания подводит к освоению содержания нового занятия, т.е. от освоенного к неосвоенному (исключение составляет тот момент, когда разрушить, переучить и выработать совершенно новый навык).

Принцип последовательности, систематичности требует, чтобы преподавание велось в определённом порядке, системе, было построено в строгой логической последовательности. Это означает, что изучаемый материал должен чётко планироваться, делиться на законченные разделы, модули, шаги, в каждой учебной теме следует устанавливать идейные центры, главные понятия, подчиняя им все другие части лекции или урока. Важным инструментом обеспечения принципа последовательности являются структурно-логические схемы, вскрывающие иерархию понятий, систему знаний.

Принцип доступности предлагает обеспечить соответствие обучения уже накопленными знаниями и индивидуальными особенностями обучаемых. Вместе с тем обучение не должно оказываться излишне лёгким, оно должно вестись на оптимальном уровне трудности с учётом интересов, жизненного опыта обучаемых.

Принцип наглядности — один из старейших и важнейших в дидактике. Коменский назвал его «золотым правилом» обучения. Оно предполагает привлечение всех имеющихся у человека органов чувств к восприятию учебного материала. Важно уяснить, что главной целью обучения является не усвоение тех или иных образов и впечатлений, а формирование понятий, категорий, их совокупностей, образующих научные теории.

Глубинный смысл «золотого правила» состоит в следующем: следует представлять обучаемым всё, что видимо, — для восприятия зрением, слышимое — слухом, подлежащее вкусу — с помощью вкуса, доступное осязанию — с помощью осязания. При этом необходимо помнить, что самым информативным из всех пяти органов чувств является именно зрение, поставляя человеку до 80% всей информации. Это утверждает и известная народная мудрость, гласящая, что лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать.

Принцип сознательности и активности в обучении требует осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности. Сознательность в обучении — это позитивное отношение студентов к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убеждённость в значимости полученных знаний. Сознательное усвоение знаний обучающихся зависит от ряда факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности, организации учебного процесса, применяемых методов и средств обучения и т.п. Активность выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений, навыков.

Принцип прочности усвоения знаний требует, чтобы содержание обучения надолго закреплялось в сознании обучающихся, становилось основой их поведения. Этот результат достигается только при условии, если обучаемый проявляет познавательную активность, если организуется системное повторение изученного материала, а также обеспечивается систематический контроль результатов обучения, их измерение.

После того, как преподаватель определит цели и принципы, которыми будет руководствоваться в работе с обучающимися, он приступает к отбору содержания для воспитания и образования.

С этого момента начинается создание практической части педагогического процесса. Определив содержание, преподаватель подбирает методы, средства и формы его организации. Из всех шести компонентов педагогического процесса содержание является самым сложным и трудоёмким для педагога.

Если воспитание – это передача опыта одного поколения другому, то содержание – это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передаётся ему. Как средство практической деятельности содержание проявляется следующим образом: педагог его передаёт обучающимся, вовлекает их в процесс активного усвоения; обучающиеся, усвоив содержание, используют его в своей производственной деятельности. Наконец, и преподаватель, и обучающийся в ходе своей познавательной и практической деятельности изменяются: развивается их сознание, поведение, отношение друг к другу, к деятельности и т.д. Эти изменения зависят от того, какое его содержание и сколько усвоено. Меняя содержание, мы управляем развитием человека.

Содержание профессионального воспитания отбирается строго с учётом профессии, специальности, уровня квалификации и уровня развития производства. Это и есть соблюдение принципа профессиональной целесообразности.

1.2. Правила реализации процесса обучения

При реализации принципа осознанной перспективы, преподаватели могут руководствоваться следующими правилами:

  • ясное понимание целей и задач предстоящей работы – необходимое условие осознанного обучения. Поэтому при обучении необходимо показывать обучающимся перспективы их профессионального роста при наличии соответствующих знаний, умений и навыков;

  • при построении содержания дисциплины необходимо делать акценты на обязательных минимальных требованиях, связанных с формированием стандартных компетенций, которые должны формироваться у всех обучающихся, а также на специфических отраслевых требованиях, которые свойственны выбранной специальности;

  • при этом обучающиеся должны осознанно изучать теоретический и практический курс с учётом места будущей работы на предприятии, где полученные знания смогут реализовываться в стадию профессионализма и самореализации в профессии. Поэтому третьим правилом является необходимость подбора методического и содержательного материала дисциплины таким образом, чтобы обучающийся смог осознать в какой области своей профессиональной деятельности он сможет этот материал (знания, умения и навыки, основанные на пройденном) использовать с максимальной отдачей.

Реализация положений принципа объективности, научности в педагогической практике обеспечивается:

  • осуществлением научно обоснованного подхода к отбору и структурированию учебного материала;

  • рассмотрением всех предметов и явлений объективного мира в их развитии и взаимосвязи;

  • учётом закономерностей и противоречий учебного процесса и поиском путей его совершенствования;

  • изложением учебного материала с позиций последних достижений науки и техники, тенденций и перспективы их развития.

Значимость теории и практики подчёркивается в научных трудах А.П.Беляевой, которая считает, что, так как знание и практика разделяются в своём развитии, то образование (как способ передачи знаний) и практическое обучение (в ходе которого формируются умения и навыки) также дифференцируются. И только когда наука начинает превращаться в непосредственную производительную силу, образование (насыщенность общенаучными и техническими знаниями) соединяется с практическим обучением, прежде всего в сфере технической, а затем и материально-производственной деятельности и соответственно в массовом общем образовании.

В СПО студенты одновременно получают общеобразовательную и профессиональную подготовку. Общеобразовательные знания являются фундаментальными в изучении общетехнических, специальных предметов. Знания теоретических предметов профессионального цикла оказывается промежуточными звеньями между профессионально-практической и общеобразовательной подготовкой. Общеобразовательные предметы связаны с общетехническими и специальными через базу знаний, необходимых в процессе профессионально-практического обучения. Это не простые, а сложные связи, базирующиеся на взаимодействии основ наук.

Важным инструментом обеспечения принципа последовательности, систематичности являются структурно-логические схемы, вскрывающие иерархию понятий, систему знаний. Хотя успех любого занятия определяется в первую очередь его строгой логикой, нельзя, тем не менее забывать, что логика должна сочетаться с эмоциями, чувствами. Для этого используются яркие факты, образы, которые должны быть естественно вплетены в ткань изложения, углублять и закреплять учебный материал, а не отвлекать от усвоения его главного понятийного содержания.

Классические правила, относящиеся к практической реализации принципа доступности, сформулированы еще Я. А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Теория и практика современного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил доступного обучения.

Обучая, необходимо исходить из уровня подготовленности и развития обучающихся, учить, опираясь на их возможности. Изучать и учитывать жизненный опыт студентов, их интересы, особенности развития.

Для доступности можно использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление: дать толчок мысли студентов, показать им, что даже самые сложные занятия доступны для понимания.

Введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но и быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения.

Основными формами чувственного познания в реализации принципа наглядности являются ощущения, восприятия и представления.

Этот принцип обеспечивается путем применения разнообразных иллюстраций, презентаций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Это все способствует повышению интереса студентов к изучаемому материалу и дальнейшей активизации их учебно-познавательной деятельности.

Практическая реализация принципа сознательности и активности осуществляется путем соблюдения ряда важных правил.

Ясное понимание целей и задач предстоящей работы — необходимое условие сознательного обучения; необходимо показать их обучающимся, объяснить важность и значение, раскрыть перспективы.

Необходимо обеспечить понимание студентами смысла каждого слова, предложения, понятия; раскрыть их, опираясь на знания и опыт обучающихся, используя образные сравнения.

Используя силу взаимообучения студентов, можно обеспечить надлежащие условия для развития коллективных форм поиска правильного ответа. То, что говорит товарищ, нередко воспринимается студентами лучше и легче, чем объяснения преподавателя.

То, что обучающимся неизвестно, логически можно увязывать с известным: где нет логической связи между усвоенными и усваиваемыми знаниями, там нет сознательного обучения.

Следует научить находить и различать главное и второстепенное в изучаемом, выделяя главное, добиться, прежде всего, понимания и усвоения главного. Желательно вводить оптимальное количество примеров, но так, чтобы они не затмили сущность главного.

Необходимо постоянно изучать и использовать индивидуальные интересы своих студентов, развивая и направляя их таким образом, чтобы они согласовывались с личными и общественными потребностями.

Широкое использование в обучении практических ситуаций развивает у обучающихся самостоятельное видение, понимание и осмысление различий между наблюдаемыми в жизни фактами и их научным объяснением.

Творческое мышление студентов развивается всесторонним анализом проблем, решением познавательных задач несколькими логическими различающимися способами, чаще практикуя свои творческие задания.

В реализации принципа активности обучение наиболее тесно смыкается с воспитанием таких качеств, как трудолюбие, ответственность. Стимулирование активности преподаватель осуществляет путём формирования мотивов обучения, использования познавательных интересов, профессиональных склонностей, применение таких методов обучения, как деловые игры, дискуссии, элементы соревнования.

Наиболее конструктивна реализация принципа прочности усвоения знаний, когда усвоение учебной информации становится результатом активной, сознательной деятельности студентов, а не механическое повторение её. Этот принцип требует разъяснения обучающимся значимости изучаемого материала для их будущей практической деятельности и формирования соответствующей психологической установки на прочное и длительное запоминание изучаемого материала, прежде всего, его узловых, опорных моментов. Надёжное закрепление знаний, умений и навыков требует также систематически организованного повторения ранее изученного и его практического применения, стимулирования самостоятельной деятельности студентов, знакомства с наиболее эффективными приёмами её осуществления и организации систематического контроля степени и уровня усвоения учебного материала.



Заключение


Из сказанного с достаточной очевидностью вытекает, что принципы обучения тесно связаны между собой, образуют целостную систему, взаимодействуют друг с другом. Таким образом, научность обучения неотделима от его доступности, прочность усвоения знаний может быть достигнута только на активности обучаемых. Общий смысл всех дидактических принципов состоит в том, чтобы дать преподавателю надёжные ориентиры для качественной организации учебного процесса.

Указанные принципы в значительной мере характеризуют нашу образовательную систему, что придаёт ей черты академизма, отличающие её от западной, для которой в большей степени характерен прагматизм, узкий практицизм в понимании целей обучения.

В современном состоянии для подготовки высококвалифицированных специалистов среднего звена особую значимость имеет их практическая подготовка. С одной стороны, повышенные требования к общеобразовательному, общекультурному уровню специалистов, а, с другой стороны, высокий уровень специальной подготовки (знания, умения в рамках профессиональной деятельности) с особой остротой ставят проблему взаимосвязи теории и практики в СПО.

Взаимосвязь производственных и педагогических процессов в обучении специалистов среднего звена, специфика взаимосвязи производственного и теоретического обучения, взаимосвязь общего политехнического и профессионального образования.



Литература


  1. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления / Агентство образования адм. Краснояр. края, Краснояр. краев. ин-т повышения квалификации и проф. переподгот. работников образования . -- Красноярск: Поликом, 2007. - 190 с.

  2. Активные методы обучения //Вестник высшей школы, 1987, №7.

  3. Абакумова Н.Н., Малкова И.Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика.-- омск: Томский государственный университет, 2007. - 368 с.

  4. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для индустриально-педагог.техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей. -- Екатеринбург : Деловая книга, 1999

  5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина.--М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.


Интернет-источники


  1. http://astulib.secna.ru/teacher/refdiss/ - научно-техническая библиотека авторефератов и диссертаций

  2. https://cyberleninka.ru/article/n/prepodavatel-i-student-stsenarii-vzaimodeystviya - Преподаватель и студент: сценарии взаимодействия.

  3. http://window.edu.ru/resource/763/73763/files/pedagogika.pdf – Педагогика наука о воспитании людей.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!