СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации3

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации3»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детско-юношеский центр»




















Выступление



Методические рекомендации по экономическому воспитанию







А.В. Масюк, педагог дополнительного образования










Салехард, 2019


«Урок – это солнце, вокруг
которого, как планеты,
 
вращаются все другие
 
формы учебных занятий»
Н.М. Верзилин.

Задачи занятия, вытекающие из содержания учебного материала, соответствующие уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным особенностям и способностям, обеспеченности средствами обучения занятия, методической подготовленности педагога.

1. Образовательные задачи обучения формируют у обучающихся основы разносторонних общественно политических, гуманитарных, естественно–математических, трудовых, технических знаний.

2. Развивающие задачи при обучении – это формирование умений и навыков учебной деятельности.

3. Воспитательные задачи обучения взаимосвязанных между собой нравственным, трудовым, этическим, эстетическим, физическим, санитарно – гигиеническим, правовым, экономическим и экологическим воспитанием обучающихся.

Естественное развитие достигается 
При условии в поведении родителей
 
(и учителей) вносится «поправка на присутствие
Малыша, что поможет сделать его жизнь
счастливой, а развитие полноценным».
Дж. Лешли.

Особую актуальность вопросы экономической подготовки приобретают в настоящие время.

Реформа школы предполагает коренное улучшение трудового воспитания и профессиональной ориентации обучающихся на содержания обучения с производительным трудом, дополнить всеобщее среднее образование молодежи всеобщим профессиональным образованием.

В тесной связи с трудовым обучением должно обеспечиваться и экономическое воспитание обучающихся.

Это значит, что учащиеся должны включаться в активную экономическую деятельность.

Экономическое воспитание – это организованная педагогическая деятельность специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания обучающихся. В процессе ее осуществления дети усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономики, о развитии производительных отношениях, о действующем хозяйственном механизме.

Показать роль взаимосвязи учреждения с производственными коллективами в осуществлении экономической подготовки обучающихся.

Экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирования нравственных и деловых качеств, образующихся в экономической деятельности: общественной активности, предприимчивости, инициативности, хозяйского бережного, честного отношения к общественному достоянию, ответственности, обновлению технологических процессов и оборудования, высокому качеству, личному успеху и благополучию. Единство экономической подготовки и экономической деятельности представляет собой экономическую культуру.

Экономическое воспитание в школе осуществляется на занятиях по всем основным предметам. Общественный цикл обеспечивает усвоение детьми основных понятий экономики.

Обучающиеся узнают об экономическом бизнесе как совокупности производственных отношений, о производительных силах и их размещении, о различных экономических системах, основанных на тех или иных формах собственности и способах распределения материальных благ, вносят свой вклад в предметы естественного цикла.

На занятиях математики ребята решают задачи экономического содержания.

Уроки физики, биологии, химии демонстрируют учащимся использование в производстве достижений науки и техники, обеспечивающих рост производительности труда.

Прямо связанно с задачами интенсификации производства изучение детьми информатики и вычислительной техники, обеспечение компьютерной грамотности.

Особую роль в экономическом воспитании обучающихся принадлежит педагогам географии. Практически это единственные специалисты в школе, получившие подготовку не только в области политической экономики, но и конкретной экономики.

Благодаря этому они должны своеобразными консультантами по осуществлению экономической подготовки обучающихся во всем учебно–воспитательном процессе, координировать эту работу в школе.

То есть активное включение обучающихся в экономическую деятельность:

– в определенной мере это осуществляется в процессе обучения (выполнения упражнений, решения практических задач).

Но главное – практическое включение обучающихся в экономическую жизнь в процессе общественно полезной деятельности.

В деятельности классного руководителя экономическое воспитание осуществляется в результате прямого участия детей в общественно полезной работе и сохранении общественных богатств. Ребята оберегают имущество центра.

Особое значение в экономическом воспитании обучающихся приобретает специальное изучение ими общих вопросов экономического развития страны.

Усилия государства и монополий по созданию образцового рабочего, который заботился в первую очередь о благополучии общества.

В условиях совершенствования рынка труда идет интенсивный процесс формирования труженика нового типа, которому присущи (наряду с высоким общеобразовательным уровнем, широкими политехническими знаниями и профессиональным мастерством) сознательное, творческое отношение к труду, забота об общих результатах производства, активное участие в управлении общественным производством.

В современных условиях дальнейшее развитие всех черт работника нового типа приобретает особую актуальность и значимость в связи с переводом экономики на путь интенсивного развития НТП (научно–технического процесса). Это относится также и к затратам живого труда и повышения эффективного использования рабочего времени.

Роль факультетов по экономике в экономическом воспитании обучающихся.

Между различными дисциплинами не всегда существуют четкие границы и это дает возможность проработки интегративных тематических линий и их объединения. Экономика тесно взаимодействует с естественными, техническими и гуманитарными областями знаний.

В процессе изучения факультативных курсов учащиеся познают основные экономические категории и овладевают умениями ориентироваться в главных вопросах экономической жизни страны.

Умение читать и анализировать таблицы, графики, диаграммы, знакомиться с особенностями специальных уроков или бесед по экономике.

Поэтому экономическое воспитание требует гармоничного взаимодействия между современными знаниями и хорошую практическую подготовку, то есть «теснее увязать их с требованиями жизни».

Анализ показывает, что резервы улучшения экономического воспитания обучающихся далеко не исчерпаны.

Воспитательное значение факультативов по экономике многогранно.

Знание закономерностей развития общества формирует мировоззрение, сознательное отношение к выбору профессии, показывает необходимость активной творческой работы каждого члена общества во имя укрепления экономической мощи нашей страны.

Внеклассная и внешкольная работа по экономическому воспитанию обучающихся.

Сюда относится работа кружков экономических знаний:

– организация бесед, диспутов, собраний;

– лекции о необходимости различного отношения к материальным ценностям; 

– проведения викторин, семинаров;

– выставок;

– конкурс за бережное отношение к книгам, учебникам.

В системе экономического воспитания обучающихся большое значение имеют производственные экскурсии, встречи с руководителями образцовых предприятий и хозяйств, переводчиками производства, с представителями арендных бригад, семейного порядка.

Содержание этих форм экономического воспитания тщательно планируется с целью последовательного систематического ознакомления обучающихся с актуальными экономическими проблемами, образцовым ведением дела

Развитию способностей к труду помогает участие обучающихся в различных формах самоуправления.

Участие в управлении расширяет кругозор детья, помогает им осмыслить сущность и цели воспитания.

Чтобы каждый ученик чувствовал себя хозяином центра, активно участвовал в управлении делами своего коллектива.

Привлечение обучающихся к управленческой деятельности, так же как и создание в каждой школе атмосферы бережного отношения к общественному добру; учебному времени, непримиримости к бесхозяйственности.

Повышение эффективности экономического воспитания во внеурочное время в большей степени зависит от согласованных действий учреждения, семьи, общественности.

Очевиден тот факт, что если воспитание в школе не подкрепляется участием родителей в данном процессе, то эффективность формирования тех или иных качеств резко снижается.

Немаловажное является также экономическое воспитание в семье и призваны решать следующие задачи:

1. Формировать у детей разумные потребности.

2. Умение соизмерять их с возможностями удовлетворения.

3. Понимание необходимости труда для наиболее полного удовлетворения потребностей.

Но пока возможности экономического воспитания детей в семье используются недостаточно.

Недостаточное внимание экономическому воспитанию приводит к экономической безграмотности обучающихся, их негативности к выбору профессий в соответствии с собственными интересами, способностями и потребностями народного хозяйства.

Отсутствие современной базы для экономически эффективного производительного труда старших обучающихся воспитывает у них безалаберность, антиэкономические взгляды, пренебрежение трудовой дисциплины. Все это переносится ребенком из центра во взрослую трудовую жизнь.

Чтобы устранить этот недостаток, необходимо расширить и углубить пропаганду экономических знаний среди родителей, обучать их формам и методам экономического воспитания.

Механизмы, средства и способы экономического воспитания обучающихся разнообразны.

Нельзя забывать, что в условиях социально ориентированной рыночной экономики. К которой мы стремимся перед системой образования встает важная задача: обеспечить всем выпускникам центра, независимо от статуса их родителей, равные стартовые возможности в жизни, в создании собственного дела. Для общества сотрудничества очень важен вопрос равных шансов на успех в рыночной экономике для каждого, кто стремиться самостоятельно обеспечить себе источник дохода.

Знание основ рыночной экономики необходимо всем. И тем, кто является субъектом рынка как потребитель, и тем, кто со временем пополнит ряды производителей материальных и духовных благ. Истина очевидна и тем, кто действительно заинтересован в развитии экономического образования и воспитания обучающихся, кто понимает, что этот предмет необходимо глубоко и всесторонние изучать в каждом учреждении. Только так в нашей стране будет сформировано новое поколение людей, способных грамотно и ответственно вести дело, двигать вперед экономику, укреплять благосостояние народа, достойно представлять нашу страну в системе международного разделения труда.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!