Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»
Выступление
Методические рекомендации по экономическому воспитанию
А.В. Масюк, педагог дополнительного образования
Салехард, 2019
«Урок – это солнце, вокруг
которого, как планеты,
вращаются все другие
формы учебных занятий»
Н.М. Верзилин.
Задачи занятия, вытекающие из содержания учебного материала, соответствующие уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным особенностям и способностям, обеспеченности средствами обучения занятия, методической подготовленности педагога.
1. Образовательные задачи обучения формируют у обучающихся основы разносторонних общественно политических, гуманитарных, естественно–математических, трудовых, технических знаний.
2. Развивающие задачи при обучении – это формирование умений и навыков учебной деятельности.
3. Воспитательные задачи обучения взаимосвязанных между собой нравственным, трудовым, этическим, эстетическим, физическим, санитарно – гигиеническим, правовым, экономическим и экологическим воспитанием обучающихся.
Естественное развитие достигается
При условии в поведении родителей
(и учителей) вносится «поправка на присутствие
Малыша, что поможет сделать его жизнь
счастливой, а развитие полноценным».
Дж. Лешли.
Особую актуальность вопросы экономической подготовки приобретают в настоящие время.
Реформа школы предполагает коренное улучшение трудового воспитания и профессиональной ориентации обучающихся на содержания обучения с производительным трудом, дополнить всеобщее среднее образование молодежи всеобщим профессиональным образованием.
В тесной связи с трудовым обучением должно обеспечиваться и экономическое воспитание обучающихся.
Это значит, что учащиеся должны включаться в активную экономическую деятельность.
Экономическое воспитание – это организованная педагогическая деятельность специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания обучающихся. В процессе ее осуществления дети усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономики, о развитии производительных отношениях, о действующем хозяйственном механизме.
Показать роль взаимосвязи учреждения с производственными коллективами в осуществлении экономической подготовки обучающихся.
Экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирования нравственных и деловых качеств, образующихся в экономической деятельности: общественной активности, предприимчивости, инициативности, хозяйского бережного, честного отношения к общественному достоянию, ответственности, обновлению технологических процессов и оборудования, высокому качеству, личному успеху и благополучию. Единство экономической подготовки и экономической деятельности представляет собой экономическую культуру.
Экономическое воспитание в школе осуществляется на занятиях по всем основным предметам. Общественный цикл обеспечивает усвоение детьми основных понятий экономики.
Обучающиеся узнают об экономическом бизнесе как совокупности производственных отношений, о производительных силах и их размещении, о различных экономических системах, основанных на тех или иных формах собственности и способах распределения материальных благ, вносят свой вклад в предметы естественного цикла.
На занятиях математики ребята решают задачи экономического содержания.
Уроки физики, биологии, химии демонстрируют учащимся использование в производстве достижений науки и техники, обеспечивающих рост производительности труда.
Прямо связанно с задачами интенсификации производства изучение детьми информатики и вычислительной техники, обеспечение компьютерной грамотности.
Особую роль в экономическом воспитании обучающихся принадлежит педагогам географии. Практически это единственные специалисты в школе, получившие подготовку не только в области политической экономики, но и конкретной экономики.
Благодаря этому они должны своеобразными консультантами по осуществлению экономической подготовки обучающихся во всем учебно–воспитательном процессе, координировать эту работу в школе.
То есть активное включение обучающихся в экономическую деятельность:
– в определенной мере это осуществляется в процессе обучения (выполнения упражнений, решения практических задач).
Но главное – практическое включение обучающихся в экономическую жизнь в процессе общественно полезной деятельности.
В деятельности классного руководителя экономическое воспитание осуществляется в результате прямого участия детей в общественно полезной работе и сохранении общественных богатств. Ребята оберегают имущество центра.
Особое значение в экономическом воспитании обучающихся приобретает специальное изучение ими общих вопросов экономического развития страны.
Усилия государства и монополий по созданию образцового рабочего, который заботился в первую очередь о благополучии общества.
В условиях совершенствования рынка труда идет интенсивный процесс формирования труженика нового типа, которому присущи (наряду с высоким общеобразовательным уровнем, широкими политехническими знаниями и профессиональным мастерством) сознательное, творческое отношение к труду, забота об общих результатах производства, активное участие в управлении общественным производством.
В современных условиях дальнейшее развитие всех черт работника нового типа приобретает особую актуальность и значимость в связи с переводом экономики на путь интенсивного развития НТП (научно–технического процесса). Это относится также и к затратам живого труда и повышения эффективного использования рабочего времени.
Роль факультетов по экономике в экономическом воспитании обучающихся.
Между различными дисциплинами не всегда существуют четкие границы и это дает возможность проработки интегративных тематических линий и их объединения. Экономика тесно взаимодействует с естественными, техническими и гуманитарными областями знаний.
В процессе изучения факультативных курсов учащиеся познают основные экономические категории и овладевают умениями ориентироваться в главных вопросах экономической жизни страны.
Умение читать и анализировать таблицы, графики, диаграммы, знакомиться с особенностями специальных уроков или бесед по экономике.
Поэтому экономическое воспитание требует гармоничного взаимодействия между современными знаниями и хорошую практическую подготовку, то есть «теснее увязать их с требованиями жизни».
Анализ показывает, что резервы улучшения экономического воспитания обучающихся далеко не исчерпаны.
Воспитательное значение факультативов по экономике многогранно.
Знание закономерностей развития общества формирует мировоззрение, сознательное отношение к выбору профессии, показывает необходимость активной творческой работы каждого члена общества во имя укрепления экономической мощи нашей страны.
Внеклассная и внешкольная работа по экономическому воспитанию обучающихся.
Сюда относится работа кружков экономических знаний:
– организация бесед, диспутов, собраний;
– лекции о необходимости различного отношения к материальным ценностям;
– проведения викторин, семинаров;
– выставок;
– конкурс за бережное отношение к книгам, учебникам.
В системе экономического воспитания обучающихся большое значение имеют производственные экскурсии, встречи с руководителями образцовых предприятий и хозяйств, переводчиками производства, с представителями арендных бригад, семейного порядка.
Содержание этих форм экономического воспитания тщательно планируется с целью последовательного систематического ознакомления обучающихся с актуальными экономическими проблемами, образцовым ведением дела
Развитию способностей к труду помогает участие обучающихся в различных формах самоуправления.
Участие в управлении расширяет кругозор детья, помогает им осмыслить сущность и цели воспитания.
Чтобы каждый ученик чувствовал себя хозяином центра, активно участвовал в управлении делами своего коллектива.
Привлечение обучающихся к управленческой деятельности, так же как и создание в каждой школе атмосферы бережного отношения к общественному добру; учебному времени, непримиримости к бесхозяйственности.
Повышение эффективности экономического воспитания во внеурочное время в большей степени зависит от согласованных действий учреждения, семьи, общественности.
Очевиден тот факт, что если воспитание в школе не подкрепляется участием родителей в данном процессе, то эффективность формирования тех или иных качеств резко снижается.
Немаловажное является также экономическое воспитание в семье и призваны решать следующие задачи:
1. Формировать у детей разумные потребности.
2. Умение соизмерять их с возможностями удовлетворения.
3. Понимание необходимости труда для наиболее полного удовлетворения потребностей.
Но пока возможности экономического воспитания детей в семье используются недостаточно.
Недостаточное внимание экономическому воспитанию приводит к экономической безграмотности обучающихся, их негативности к выбору профессий в соответствии с собственными интересами, способностями и потребностями народного хозяйства.
Отсутствие современной базы для экономически эффективного производительного труда старших обучающихся воспитывает у них безалаберность, антиэкономические взгляды, пренебрежение трудовой дисциплины. Все это переносится ребенком из центра во взрослую трудовую жизнь.
Чтобы устранить этот недостаток, необходимо расширить и углубить пропаганду экономических знаний среди родителей, обучать их формам и методам экономического воспитания.
Механизмы, средства и способы экономического воспитания обучающихся разнообразны.
Нельзя забывать, что в условиях социально ориентированной рыночной экономики. К которой мы стремимся перед системой образования встает важная задача: обеспечить всем выпускникам центра, независимо от статуса их родителей, равные стартовые возможности в жизни, в создании собственного дела. Для общества сотрудничества очень важен вопрос равных шансов на успех в рыночной экономике для каждого, кто стремиться самостоятельно обеспечить себе источник дохода.
Знание основ рыночной экономики необходимо всем. И тем, кто является субъектом рынка как потребитель, и тем, кто со временем пополнит ряды производителей материальных и духовных благ. Истина очевидна и тем, кто действительно заинтересован в развитии экономического образования и воспитания обучающихся, кто понимает, что этот предмет необходимо глубоко и всесторонние изучать в каждом учреждении. Только так в нашей стране будет сформировано новое поколение людей, способных грамотно и ответственно вести дело, двигать вперед экономику, укреплять благосостояние народа, достойно представлять нашу страну в системе международного разделения труда.