СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации при выполнении практических работ

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

рекомендации направлены на обобщение, систематизацию и закрепление знаний на практике,развитие общих компетенций

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации при выполнении практических работ»














МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению практических работ

по учебной дисциплине «География»

















Автор: Мешкова наталья Степановна

























2017

Методические указания для выполнения практических занятий работ являются частью основной профессиональной образовательной программы Клинцовского филиала ГАПОУ «БТЭиР имени героя Советского Союза М.А.Афанасьева»всех специальностей.

Методические указания по выполнению практических занятий адресованы обучающимся очной формы обучения.

Методические указания включают в себя учебную цель, обеспеченность занятия, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практического занятия обучающихся и инструкцию по ее выполнению, методику анализа и оценивания полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.

В соответствии с требованиями ФГОС среднего профессионального образования, объём времени, отведённый на практическую работу, а так же тематика работ находит отражение в рабочей программе учебной дисциплины.







Введение



Практические работы направлены на обобщение, систематизацию, закрепление знаний; формирование умений применять полученные знания на практике; развитие общих компетенций (ОК1 - ОК13):

- организовывать собственную деятельность, - анализировать рабочую ситуацию,

- осуществлять текущий и итоговый контроль, - оценку и коррекцию собственной деятельности, - нести ответственность за результаты своей работы, - осуществлять поиск необходимой информации.



Специфика географии как учебной дисциплины предполагает обязательную практическую деятельность на занятии, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Выполнение практических работ вносит существенный вклад в формирование географической культуры обучающихся: умений называть, показывать, описывать, объяснять, сравнивать, анализировать, оценивать, прогнозировать; способствует качественному обучению географии.

Основываясь на дидактические принципы развития личностно- ориентированного обучения, представленный курс практических работ подразумевает не только передачу обучающимся определенной системы знаний и умений, но и приобретение ими навыков самостоятельного поиска информации.



Цель сборника практических работ - формирование знаний о системности и многообразии форм территориальной организации современного географического пространства; усиление практической направленности занятий географии; изучение географии различных стран и их роли в современном мировом хозяйстве; развитие у обучающихся навыка самостоятельной работы с различными источниками знаний.



Сборник содержит девять практических работ по основным разделам курса: «Современная политическая карта мира», «География мировых природных ресурсов», «География отраслей мирового хозяйства», «Регионы и страны мира», «Глобальные проблемы».

По каждой практической работе поставлена цель ее проведения, указаны необходимые обеспечивающие средства, определена последовательность выполнения заданий, предложены контрольные вопросы для закрепления знаний.

Критерии оценивания работ.

Применяются следующие примерные нормы оценок качества выполнения практических работ по географии:



Отметка "5"

Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.

Обучающиеся работали полностью самостоя-тельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.



Отметка "4"

Практическая работа выполнена обучающи-мися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные преподавателем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.



Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформле-на обучающимися с помощью преподавателя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу студентов. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Обучающиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.



Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны преподавателя и хорошо подготовленных студентов неэффективны из-за плохой подготовки обучающегося.



Требования к выполнению практических работ на контурной карте.



Практические работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).



Правила работы с контурной картой:

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .

6. Не забудьте подписать работу внизу карты!

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!







Список электронных образовательных ресурсов, используемых при изучении биологии





  1. Афанасьев А.А. Биология. 6-9 кл : Учебное пособие: 1 CD-ROM .- М.: NMG; ФЦ ЭМТО, 2003.- 569 МБ.- (Библиотека электронных наглядных пособий)

  2. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.

  3. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

  4. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

  5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

  6. Электронный атлас для школьника. Зоология. – «ЧеРо», 2004 г. «Интерактивная линия», 2004г. Авторы – д.б.н. В.Р. Дольник, д.б.н. М.А. Козлов

  7. Электронные уроки и тесты: Биология в школе. Функции и среда обитания животных организмов. YDP. Interactive Publishing, 2005. ЗАО «Просвещение-МЕДИА», 2005. ЗАО «Новый Диск», 2005.

  8. Газета "Биология" и сайт для учителя "Я иду на урок биологии"
    http://bio.1september.ru/

  9. Биология в Открытом колледже
    http://www.college.ru/biology

  10. Herba: ботанический сервер Московского университета
    http://www.herba.msu.ru/

  11. BioDat: информационно-аналитический сайт о природе России и экологии
    http://www.biodat.ru/

  12. FlorAnimal: портал о растениях и животных
    http://www.floranimal.ru/

  13. Forest.ru: все о росийских лесах
    http://www.forest.ru/

  14. Биология: сайт преподавателя биологии А.Г. Козленко
    http://www.kozlenkoa.narod.ru/

  15. БиоДан — Тропинка в загадочный мир
    http://www.biodan.narod.ru/

  16. Внешкольная экология: программа "Школьная экологическая инициатива"
    http://www.eco.nw.ru/

  17. В помощь моим ученикам: сайт учителя биологии А.П. Позднякова
    http://www.biolog188.narod.ru/

  18. Государственный Дарвиновский музей
    http://www.darwin.museum.ru/

  19. Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия
    http://www.livt.net/

  20. Занимательно о ботанике. Жизнь растений
    http://plant.geoman.ru/

  21. Изучаем биологию
    http://learnbiology.narod.ru/

  22. Концепции современного естествознания: электронное учебное пособие
    http://nrc.edu.ru/est/

  23. Медицинская энциклопедия. Анатомический атлас
    http://med.claw.ru/

  24. Мир животных
    http://animal.geoman.ru/

  25. Опорно-двигательная система человека: образовательный сайт
    http://www.skeletos.zharko.ru/

  26. Палеоэнтомология в России
    http://www.palaeoentomolog.ru/

  27. Проблемы эволюции
    http://www.macroevolution.narod.ru/

  28. Редкие и исчезающие животные России
    http://www.nature.ok.ru/

  29. Санкт-Петербургская общественная организация содействия экологическому образованию
    http://www.aseko.ru/

  30. Теория эволюции как она есть
    http://evolution.powernet.ru/

  31. Чарлз Дарвин: биография и книги
    http://charles-darwin.narod.ru/

  32. Экологическое образование детей и изучение природы России
    http://www.ecosystema.ru/





















Список электронных образовательных ресурсов, используемых при изучении географии



1. Geografix 2 (1С)— новая обучающая географическая игра.

2. http://www.null.ru/people/schgis — сайт «Школьные геоинформационные системы»

3. http://www.cde.perm.ru — дистанционный курс «География Прикамья»

4. http://www.cia.gov/cia/publicftions/fact-book — справочник ЦРУ США по странам мира,
в котором представлена новейшая статистическая информация о населении, хозяйстве, политическом устройстве, торговле, членстве в международных организациях и др.

5. http://www.kontorakuka.ru — «Контора Кука», справочная информация о туризме и путешествиях.

6. http://www/lonelplanet.com — сайт, посвященный странам дальнего зарубежья.

9. www/map.com — викторина по странам мира.

10. www.school.aol.com — методические разработки уроков.

11. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (1С).

12. Большой атлас России (1С).

13. Все города России (1С).

14. Все карты России (1С).

15. Дронов В. П., Савельева Л. Е., Пятучин В. Б., Таможняя Е. А. География России. Природа и население. VIII класс (РМЦ).

16. Дронов В. П., Роготень Н. Н., Пятунин В. Б., Таможняя Е. А., Чернова И. М. География России. Хозяйство и регионы. IX класс (РМЦ).

17. Душина И. В., Летягин А. А., Пятунин В. Б. География. Наш дом — Земля. Материки, океаны, народы и страны. VII класс (РМЦ).

18. Карта мира (1С).

19. Петрова Н. Н. Начальный курс географии. VI класс (РМЦ).

20. НовенкоД. В. Методическое пособие по использованию мультимедийного учебника VII класса. М.: РМЦ Минобразования России, 2000.

21. Петрова Н. Н. Методическое пособие по использованию мультимедийного учебника VI класса. М.: РМЦ Минобразования России, 2000.

22. Россия (1С).

23. СНГ и Балтия (1С).

24. Таможняя Е. А. Компьютерные технологии: возможности использования // География в школе. 2004. № 4. С. 46-50.

25. Туристический атлас мира Кирилла и Мефодия (1С).

26.Географические обучающие модели. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/2d5dc937-826a-4695-8479-da00a58992ce/?interface=catalog&class[]=48&subject[]=28

27География 6-10 классы. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/523e4226-60b8-b9f7-d940-984745d86418/118882/?interface=catalog&class=48&subject=28

28 География. Планета Земля. 6 класс. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d2317e71-1650-4a58-a439-b2f53331e47b/106075/?interface=catalog&class=48&subject=28

29.Географический атлас (geography.su/atlas) http://geography.su/atlas/item/f00/s00/z0000000/

30.Видеоуроки (interneturok.ru/ru/shool/geograty/) http://interneturok.ru/

31.Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия (megabook.ru/rubric/ГЕОГРАФИЯ. http://megabook.ru/rubric/ГЕОГРАФИЯ

32.Мир карт (mirkart.ru). http://www.mirkart.ru/

33. Электронное приложение к газете “1 сентября» (geo.1 september.ru/urok). http://geo.1september.ru/urok/

34.Открытый банк заданий ОГЭ (fipi.ru)/ http://www.fipi.ru/

35 Официальный портал ЕГЭ (ege.edu.ru). http://www.ege.edu.ru/ru/main/

36.Официальный портал ГИА (gia.edu.ru) http://gia.edu.ru/ru/graduates_classes/exam/

37Презентации по географии (ppt4web.ru/geografija) http://ppt4web.ru/geografija

38.География http://geographyofrussia.com/

39Интерактивные карты http://mygeog.ru/rubrica/interaktivnye-karty/

40. Интерактивные карты России http://www.edu.ru/maps/cmn/tematic_maps.shtml?#2

41. Презентации по географии http://900igr.net/prezentacii-po-geografii.html

42 Презентации по географии http://presentaci.ru/prezentacii-po-geografii/

43 Федеральная служба статистики http://www.gks.ru








Экономическая и социальная география мира

Практические работы, обязательные для выполнения

Раздел, тема

Практическая работа, формы их выполнения

Оценка

I.

Общая характе­ристика мира

Современ­ная полити­ческая карта мира

№ 1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира»

Всему классу одновре­менно

№ 2. Составление политико-географических комментариев к событиям, происходящим на политической карте. Характеристика политико- географического положения страны, его изменений во времени (форма выполнения по выбору: графическая, картографическая, словесная). (Работа выполняется дома, дается опережающее задание, комментируется в классе.)

Поэтапно всем

География мировых природных ресурсов. Охрана окружаю­щей среды и экологи­ческие проблемы

№ 3. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира. (Предлагаются 2 варианта, форма фиксации результатов — таблица и вывод в тетради.)

Поэтапно всем




№ 4. Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов их выгодных территориальных сочетаний.

Поэтапно всем


Научно- техничес­кая рево­люция и мировое хозяйство


№ 12. Составление типо­логической схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся стран

Всем поэтапно



№ 13. Сравнительная харак­теристика ведущих факторов размещения производитель­ных сил. (Форма пред­ставления результатов — таблица в тетради.)

Всем поэтапно


География отраслей мирового хозяйства


№ 14. Составление карто­схемы размещения основных промышленных районов мира

Всем поэтапно


№ 15. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) про­мышленности мира. (Форма выполнения — реферат, сочинение, картосхема.)

Всем поэтапно




№ 16. Определение преобла­дающих видов транспорта в субрегионах мира, оценка степени их развития, состав­ление проекта развития транспортных систем для одного из регионов. (Форма представления результатов — реферат, сочинение, проект.)

Всему классу одновре­менно





№ 17. Составление карто­схемы основных районов международного туризма для Старого и Нового Света, выделение регионов с сочетанием памятников природы и культуры, прокладка на контурной карте маршрутов мирового круизного туризма.

Всему классу одновре­менно




№ 18. Охарактеризовать проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран зарубежной Европы. (Форма выполнения работы — реферат с к/к.)

Всем поэтапно

II.

Регио­нальная

характе­ристика мира

Зарубеж­ная (по отноше­нию к странам СНГ) Европа

№ 19. Создать экономико-географическое обоснование размещения двух-трех отрас­лей промышленности в одной из стран. (Форма выполнения — таблица или письменное обоснование в тетради или на к/к с подробной легендой.)

Всем поэтапно






№ 20. Составить сравни­тельную экономико- еографическую характеристику двух стран «большой семерки». (Форма выполнения - сводная таблица в тетради.)

Всем поэтапно

Зарубеж­ная (по отноше­нию к странам СНГ) Азия

№21. Характеристика специализации сельскохозяйственных рай­онов Китая, объяснение при­чин. (Форма выполнения — к/к.)

Всем одновременно


№ 22. Отражение на карто­схеме международных экономических связей Японии

Всем одновременно

№ 23. Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии. (Форма выполнения — к/к с подробной легендой.)

Всем одно­временно


Африка

№ 24. Составление прогноза экономического развития стран Африки на базе эффек­тивного и рационального ис­пользования их природных ресурсов. Страны, которые имеют наибольшие перспек­тивы успешного развития. (Форма представления результатов — реферат, доклад.)

Всему классу поэтапно




Северная Америка


№ 25. Составление карто­схемы районов загрязнения окружающей среды в США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем.

Всему классу поэтапно




№ 26. Для каждого из макро­регионов США объяснить влияние природных факторов на развитие их хозяйства, особенности жизни и быта населения. (Форма пред­ставления результатов — реферат или итоговая таблица в тетради.)

Всему классу одновре­менно


Латинская Америка

№ 27. Составление програм­мы освоения новой терри­тории (Амазонии или др.) с перспективой ее экономи­ческого развития в XXI в. (Форма представления результатов — реферат или сочинение.)

Всем поэтапно



Австралия и Океания

№ 28. Составление карто­схемы, отражающей междуна­родные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата.

Всему классу одно­временно



Глобаль­ные проблемы челове­чества

№ 29. Разработка проекта решения одной из проблем (продовольственная, энерге­тическая и др.) с опорой на гипотезы, теории, концеп­ции, существующие в других (известных учащимся) облас­тях научных знаний. (Работа по группам по определен­ному заданию. Форма пред­ставления результатов — рефераты и доклады с иллюстрациями, схемами, таблицами).

Всем поэтапно


В инструктивных карточках даются ссылки на страницы и ри­сунки учебника Максаковского В.П. Экономическая и социальная география мира (М.: Просвещение, 1993), а также предлагается ис­пользовать следующую литературу:

Гладкий Ю.Н., Лавров С Б. Экономическая и социальная география мира: Пробный учебник для 10 класса средней школы. — М.: Просвеще­ние, 1991.

Лисенкова Г.Я. Лекции и семинары по географии в 10 классе. — М.: Просвещение, 1992.

Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: Учебник для средней школы. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1993.

Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической и соци­альной географии мира: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1994.
















Практическая работа № 1

Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира»


Цели работы:

1. Закрепить знания о государственном строе стран мира: формах правления и административно-территориального уст­ройства.

2. Учиться составлять систематизирующие таблицы.

Последовательность выполнения работы

1. На основе «визитной карточки» стран на форзаце учебника составьте систематизирующую (конспективно-справочную) табли­цу «Государственный строй стран мира» по следующей форме:

Форма правления

Форма административно- территориального устройства

Республики

Монархии

Унитарные

государства

Федера­тивные государства

конститу­ционные

абсолютные






2. В каждую графу впишите названия нескольких стран в каче­стве примеров.

Сделайте вывод о различии стран мира по формам правления и административно-территориального устройства.

Практическая работа № 2

Составление политико-географических комментариев к событиям, происходящим на политической карте. Характеристика политико-географического положения страны, его изменений во времени (форма выполнения по выбору: графическая, картографическая, словесная)


Политическая карта мира — зеркало эпохи. Ее формирование представляет собой дли­тельный исторический процесс, отражающий весь ход развития человеческого общества.


Цели работы:

  1. Оценить изменения политической карты мира под влиянием международных отношений.

  2. Дать анализ конкретных событий текущей международной по­литической жизни, почерпнутых из средств массовой информации.

  3. Научиться оценивать политико-географическое положение страны, выявлять его положительные и отрицательные черты, от­мечать изменение политико-географического положения страны во времени.


Последовательность выполнения работы

1. Используя материалы периодической печати, радио- и телепередач, приведите примеры, иллюстрирующие изменения, происходящие на политической карте мира.

2. Используя карты, справочную литературу, дайте описание поли­тико-географического положения одной из стран мира по плану:

3. Общие сведения о политической ориентации страны на современном этапе: участие страны в политических, военно-политических и экономических организациях.

4. Экономическая и политическая оценка государственных гра­ниц:

а) уровень экономического развития соседних стран;

б) принадлежность соседних стран к политическим блокам.

5. Положение относительно основных линий коммуникаций (транспортных путей).

6. Положение относительно ближайших очагов международных и внутренних конфликтов — «горячих точек» планеты:

а) прямое или косвенное отношение страны к региональным конфликтам;

б) военно-стратегический потенциал и наличие военных баз за рубежом;

в) позиция правительства страны в вопросах международной разрядки, разоружения.

7. Общая оценка политического положения страны.

Сделайте вывод о возможности изменения политико-географиче­ского положения страны.







Практическая работа № 3

Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира


Справочная информация

Человек не может существовать без использования богатств природы и в этом смысле зависит от нее. Но одновременно человек способен ак­тивно воздействовать на природу. Ежегодно из недр земли извлекается более 100 млрд. т различного минерального сырья и топлива. Это руды черных и цветных металлов, уголь, нефть, газ, строительные материалы, горно-химическое сырье — всего более 200 различных видов.


Цели работы:

1. Закрепить понятие «ресурсообеспечснность».

2. Научиться оценивать и прогнозировать ресурсообеспеченность стран (регионов) мира различными видами ресурсов.


Последовательность выполнения работы

(работу можно выполнить любым из двух предложенных вариантов)

I вариант

1. По предложенной таблице определите размеры запасов неф­ти, газа и угля для всего мира и отдельных его регионов.

Вид

полез­ных ископа­емых

Весь мир

В том числе

Зару­бежная Европа

Зару­бежная Азия

Африка

Америка

Австра­лия и Океания

Нефть, млрд т

166,6

3,1

117,1

10,4

26,2

0,3

Природ­ный газ, трлн м2

139,4

6,0

53,4

9,6

14,0

1.1

Уголь, млрд т

1 239

317

345

72

422

83

2. По табл. 4 на с. 98 учебника определите размеры годовой добычи (потребления) данных видов ресурсов.

3. Разделите показатель запасов на показатель добычи (потребле­ния). Результат покажет число лет, на которые хватит данного вида полезных ископаемых при современном уровне его потребления. Результат работы оформите в виде таблицы.

Весь мир (регион)

Вид топлива

На сколько лет хватит

Весь мир

Нефть

Природный газ

Уголь


Зарубежная Европа

Нефть

Природный газ

Уголь


Зарубежная Азия

Нефть

Природный газ

Уголь


Африка

Нефть

Природный газ

Уголь


Америка

Нефть

Природный газ

Уголь


Австралия и Океания

Нефть

Природный газ

Уголь


4. Дайте определение понятию «ресурсообеспеченность».

5. Сделайте вывод об обеспеченности мира и отдельных его регионов важнейшими видами топлива.

II вариант

1. По предложенной таблице определите размеры запасов неф­ти, природного газа и угля для стран, лидирующих по запасам этих важнейших видов топлива.

Виды топлива

Страна

Запасы

Нефть, млрд т

Саудовская Аравия

43,1

Природный газ, трлн м2

Иран

20,7

Уголь, млрд т

США

397

2. По текстовым картам 24, 26, 27 на с. 99-100 учебника опре­делите размеры годовой добычи (потребления) этих видов ресур­сов в указанных странах.

3. Разделите показатель запасов на показатель добычи (потребле­ния). Результат деления покажет число лет, на которые хватит дан­ного вида полезных ископаемых при современном уровне его по­требления. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Виды

топлива

Страна

Запасы

Добыча

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит)

Нефть, млрд т

Саудовская Аравия




Природный газ, трлн м2

Иран




Уголь, млрд т

США




4. Дайте определение понятию «ресурсообеспеченность».

5. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности данных стран важнейшими видами топлива.


Практическая работа №4

Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов их

выгодных территориальных сочетаний


Цели работы:

1. Выделить мировые центры и районы размеще­ния полезных ископаемых.

2. Проверить и оценить знания основных закономерностей раз­мещения минеральных ресурсов.

3. Учиться отражать результаты работы картографическими сред­ствами.


Последовательность выполнения работы

  1. Используя карту атласа «Минеральные ресурсы» на с. 4, на контурной карте условными знаками обозначьте основные уголь­ные, нефтегазоносные бассейны и рудные пояса, районы разме­щения химического сырья и алмазов.

  2. Выделите районы выгодных территориальных сочетаний по­лезных ископаемых.


Практическая работа № 5

Обсуждение проблемы «Средиземноморье в прошлом, настоящем и будущем. Ресурсы и экология» и путей ее решения


Цели работы:

1. На примере исследования проблемы Среди­земноморья научиться оценивать и прогнозировать последствия загрязнения гидросферы и всей окружающей среды.

2. Проверить и оценить умение работать с дополнительными источниками географической информации, делать на основе их анализа обобщения и выводы.


Последовательность выполнения работы

1. Изучив предложенные материалы печати, ответьте на вопросы:

  • Какие ресурсы данного региона являются наиболее пер­спективными для хозяйственного использования?

  • Каковы основные источники загрязнения Средиземного моря?

  • Почему проблема загрязнения этою морского бассейна стоит наиболее остро?

  • К каким последствиям привело и может привести в дальней­шем загрязнение Средиземноморья?

2. Составьте свой проект решения данной проблемы.


Справочная информация

Договор о спасении Средиземного моря

В Неаполе умирают от эпидемии холеры, вызванной упот­реблением в пищу зараженных мидий. В Стамбуле рыбаки жалуются на катастрофическое сокращение уловов. В Испании из-за вспышки тифа ь прибрежном городе несколько десятков человек попали в больницу Вдоль знаменитого Лазурного берегг Франции развеваются черные флаги — сигнал о загрязнении; полицейские оцепляют пляжи — купаться запрещено.

«В последнее десятилетие все чаше и настойчивее говорят об опасности, нависшей над Средиземным морем», — пишет газета «Тайм» (США) Жизнь обитателей побережья в некоторых райо­нах под угрозой вспышки дизентерии, вирусного гепатита, тифа.

Средиземное море — своего рода закрытый бассейн, имеющий только один выход в океан — Гибралтарский пролив. Почти 90% сточных вод, попадающих в море, не очищается. Канализационная система Неаполя настолько стара, что городские власти не знают даже местонахождение труб. В Афинах 60% домов не под­ключены к центральной канализационной системе. Французское и итальянское побережья — самые загрязненные участки, где хи­мические отходы тысяч предприятий сбрасываются непосредствен но в мэре или попадают в нею с водами рек.

Казалось маловероятным выработать единую политику всех 18 стран Средиземноморья в вопросе контроля уровня загрязнения этого района. 5 лет назад Совет управляющих программы ООН по окружающей среде начал предпринимать первые шаги в этой области. На конференции в Афинах его представители добились со­гласия всех Средиземноморских стран, кроме Албании, заключить договор о спасении Средиземного моря.

Специалисты ООН по охране окружающей среды разработала проект региональной системы контроля над уровнем загрязнения Средиземноморья, включающей 84 лаборатории. Некоторые результаты уже проведенных исследований оказались обнадеживаю­щими- ло1лощающая способность Средиземного моря оказалась большей, чем полагали многие специалисты, а уровень загрязне­ния не везде критический С другой стороны, отдельные районы, в частности Саронический залив, северная часть Адриатики, были признаны особо опасными. Группа специалистов ООН по охране окружающей среды сделала вывод. «Средиземное мере больно». Основные источники загрязнения - во Франции, Италии и Испа­нии, и поэтому на эти страны ляжет преимущественная доля рас­ходов на реализацию намеченной конференцией программы, тре­бующей !0 млрд. долларов.

В договор предлагается включить «черный список» веществ, таких, как ртуть, кадмий, радиоактивные вещества, сбрасывать ко­торые запрещается Необходимое условие для всех предприятий и сточных систем на побережье — создание очистных сооружений, отвечающих требованиям будущего международного соглашения

(По материалам журнала «Человек и природа»)

Средиземное море — «сточная канава»

Журнал «Шпигель» (ФРГ) пишет, что загрязнение Средизем­ного моря, превратившегося, по словам римской газеты «Мессаджеро», в «сточную канаву», началось после второй мировой вой­ны. когда на побережье от Турции до Испании стали строить про­мышленные предприятия. Сегодня они ежегодно выбрасывают сотни миллиардов тонн ядовитых веществ - ртути и цинка, хрома и свинца. Сливают в море и нечистоты из городов, в которых про­живают 100 млн. человек. Большой ущерб причиняют танкеры, промывающие свои резервуары в открытом море

Однако это всего лишь малая толика вредных веществ. Льви­ную долю их, считает руководителе координационного центра по охране окружающей среды Средиземного моря, приносят реки из районов, расположенных в 300 -400 км от побережья. «Кто хочет спасти Средиземное море, - говорит он, — тот должен начинать с фабрик Лиона, канализации Милана и полей Судана»

Первым забил тревогу известный французский ученый Жак-Ив Кусто. После длительной работы эксперты наметили план неот­ложных мер, которые обсуждали на международной конференции в Барселоне в 1975 г. Тогда его поддержали 5 из 18 Средиземномор­ских стран Годом позже подписана Барселонская конвенция о за­щите Средиземного моря от загрязнения. В соответствии с этим документом национальные ведомства по охране окружающей среды должны были строго взыскивать с предприятий, не имеющих очист­ных сооружений. Однако лишь в 1980 г. специалисты составили спи­сок веществ, сброс которых должен быть строжайшим образом зап­рещен. В него включены ртуть, кадмий, мазут, а также радиоак­тивные отходы. Список получил название «Афинского протокола».

(По материалам журнала «Человек и природа»)

Угроза загрязнения Средиземноморья не миновала

Объявление о «кончине» Средиземного моря оказалось все же преждевременным, пишет газета «Ю. С. Ньюс энд Уорлд рипорт» (США). Предпринятые государствами этого района под наблюде­нием ООН меры дали некоторые обнадеживающие результаты: пляжи вновь заполняются любителями солнечных ванн и купаний, а рыба возвращается в те места, где совсем еще недавно рыбаки вылавливали лишь консервные банки.

Однако угроза еще не миновала. Берега покрыты кучами от­бросов, а поверхность моря - зловонными нефтяными пятнами. Специалисты отмечают, что, хотя в последние годы в Средиземно­морье немало делают для снижения уровня загрязнения окружаю­щей среды, в некоторых районах положение осталось на том же уровне или даже ухудшилось.

Так, например, на севере Адриатического моря 76 итальянских предприятий продолжают сбрасывать неочищенные отходы в Ве­нецианский залив. По Средиземному морю провозят четверть до­бываемой в мире нефти, и танкеры нередко сливают трюмную воду с остатками нефтепродуктов. Эксперты указывают, что 90% отхо­дов в 120 крупнейших городах побережья попадает в море.

Подобная практика представляет серьезную угрозу для жителей этого района. Как свидетельствуют данные проведенного недавно исследования, 95% моллюсков, извлеченных из раковин в 50 раз­личных местах у побережья Италии, Франции, Греции и Югосла­вии, непригодны для употребления в пищу. В то время как в океа­не мусор и нефть рассеиваются относительно быстро, в Средизем­ном море этот процесс затруднен, так как движение водных масс происходит в основном через узкий Гибралтарский пролив. Возоб­новительный цикл продолжается от 80 до 100 лет.

(По материалам журнала «Человек и природа»)


Море лечится

В последние годы Средиземное море служило печальной ил­люстрацией к дискуссиям на экологическую тему: оно рисовалось своего рода свалкой для ряда государств Европы, Азии и Север­ной Африки. И вот наконец отрадные новости отмечает журнал «Вокруг света»: Средиземное море находится на пути к восстанов­лению. Еше 10 лет назад треть его пляжей считалась небезопасной для купальщиков, а 120 прибрежных городов выбрасывали в море отходы. Теперь же сильно загрязнена лишь 1/5 часть пляжей, при­чем эта доля неуклонно сокращается.

Одно из последних международных соглашений предписывает странам Средиземноморья создать защитные зоны для 500 видов животных, находящихся под угрозой исчезновения: сюда входят морские черепахи, тюлень-монах, сапсан и многие другие.

(По сообщениям печати)

Практическая работа № 6

Объяснение (на базе источников географической информации) особенностей урбанизации одной из

территорий по выбору (запад США, Великобритания, юг Италии и др.)


Цели работы:

1. Выявить и объяснить особенности урбанизации конкретной территории.

2. Учиться в процессе самостоятельной работы с различными источниками геогра­фической информации выявлять и объяс­нять особенности процессов и явлений.


Последовательность выполнения работы

  1. Дайте определение понятиям «урбанизация», «городская агломерация», «мегалополис», «городской взрыв», «трущобная агломерация», «субурбанизация» («зеленая волна»).

  2. Используя текст учебника на с. 57—61 (пункты 2-4), рис. 17 на с. 57, карту атласа «Уровень урбанизации» на с. 15, материалы лекции, объясните особенности урбанизации одной из выбранных территорий. В работе должны быть раскрыты следующие вопросы:

  3. какие общие черты современной урбанизации как всемирно­го процесса характерны для исследуемой территории?

  4. Каковы особенности урбанизации исследуемой вами терри­тории? Объясните их причины.


Практическая работа № 7

Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов по выбору


Цели работы:

1. Проверить и оценить знания основных вопро­сов темы (естественное движение населения, состав, трудовые ре­сурсы, экономически активное население).

2. Научиться сравнивать обеспеченность трудовыми ресурсами отдельных стран (регионов) мира, используя различные источни­ки информации.


Последовательность выполнения работы

  1. Дайте определение понятиям «трудовые ресурсы», «экономи­чески активное население»

.2.Дайте сравнительную оценку трудовых ресурсов двух стран или регионов мира по выбору по предложенному плану (необхо­димые для работы источники информации: текст учебника, карты атласа и т. д. отберите самостоятельно).

3. Статистические показатели и краткие выводы запишите в виде таблицы.

План сравнения

Сравниваемые страны (регионы)

Вывод о существующих различиях в трудовых ресурсах стран (регионов) мира, факторах, их определяющих

1. Численность населения



2. Естественный прирост



3. Возрастной состав



4. Половой состав



5. Обеспеченность трудовыми ресурсами



6. Доля экономически активного населения



7. Распределение экономически активного населения между отраслями и сферами хозяйства



8. Качественный состав




Практическая работа № 8

Объяснение (на основе изучения материалов учебника) региональных и межотраслевых различий в занятости населения в сферах материального и нематериального производства


Различия между странами в характере занято­сти населения во многом отражают различный уровень их социально-экономического развития.

Н. Н. Баранский

Цели работы:

1. Установить региональные и межотраслевые раз­личия в занятости населения в сферах материального и нематери­ального производства.

2. В процессе самостоятельной работы с материалами учебника научиться объяснять выявленные различия, определять общие тен­денции развития явлений.


Последовательность выполнения работы

  1. Дайте определение понятиям «производственная сфера», «не­производственная сфера».

  2. Какова тенденция изменения числа занятых между сферами хозяйства?

  3. Почему в эпоху НТР изменилось соотношение между произ­водственной и непроизводственной сферами?

Тем не менее в занятости населения в сферах материального и нематериального производства существуют региональные и меж­отраслевые различия.

  1. В тетради вычертите таблицу «Отраслевая структура хозяйства». В графах таблицы знаком выделите сферу, а затем ту отрасль про­изводственной и непроизводственной сфер, для которой, по ваше­му мнению, характерно наибольшее число занятых в экономичес­ки развитых и развивающихся странах.

Отраслевая структура

хозяйства

Экономически развитые страны

Развивающиеся страны

Производственная сфера:



промышленность



сельское хозяйство



транспорт



торговля, снабжение, общественное питание



Непроизводственная сфера:



услуги в их традицион­ном понимании



информация, наука, управление, финансы, образование, здраво­охранение, культура



принятие высших

управленческих

решений



5. Объясните выявленные различия.


Практическая работа № 9

Объяснение причин миграционных процессов в пределах Европы, Северной Америки и евроазиатского пространства


Миграции оказывают сильное влияние на структу­ру населения, социальную и хозяйственную сферу. Учет миграционных процессов очень важен для со­циально-экономического роста любой страны.

Н. Н. Баранский


Цели работы:

1. Установить главные направления миграций в пределах Европы, Северной Америки и евроазиатского простран­ства.

2. Научиться объяснять причины миграционных процессов на примере отдельных стран и регионов мира.


Последовательность выполнения работы

  1. Дайте определения понятиям «миграция», «иммиграция», «эмиграция».

  2. Пользуясь текстом учебника на с. 55—56 (пункт 2), на кон­турной карте укажите главные страны и регионы иммиграции и эмиграции населения.

  3. Стрелками покажите направления миграций.

  4. Условные знаки легенды карты придумайте самостоятельно.

  5. На отдельном листе, прикрепленном к контурной карте, объясните причины миграционных процессов в пределах Европы, Северной Америки и евроазиатского пространства.


Практическая работа № 10

Объяснение (по результатам сравнения) процессов воспроизводства населения в двух регионах мира по

выбору


Цели работы:

1. Закрепить поня­тие «воспроизводство населения», установить главные признаки и осо­бенности первого и второго типов воспроизводства населения.

2. Научиться объяснять по ре­зультатам сравнения процессы вос­производства населения на примере конкретных регионов.


Последовательность выполнения работы

  1. Изучив текст учебника на с. 45-46 (пункты 3 и 4), определи­те, каковы основные признаки и показатели первого и второго типов воспроизводства населения.

  2. По рис. 13 на с. 49 охарактеризуйте распространение первого и второго типов воспроизводства населения.

  3. Проанализируйте средние цифровые показатели (формулы) воспроизводства населения двух различных регионов, относящих­ся к первому и второму типам воспроизводства населения, срав­ните их и объясните различия.

  4. Работа может быть оформлена в виде реферата или таблицы. (Форма таблицы дана ниже.)

Тип воспроизводства населения

I тип

II тип

Основные признаки и показатели



Регионы

распространения



Сравниваемые регионы



Объяснение процессов воспроизводства в сравниваемых регионах



Основные направления демографической политики




Практическая работа № 11

Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства


Цели работы:

1. Выделить основные центры современного миро­вого хозяйства.

2. Научиться составлять характеристику основных центров со­временного мирового хозяйства.


Последовательность выполнения работы

  1. Используя текст учебника на с. 76—78 (пункт 2), выделите на контурной карте основные центры современного мирового хозяй­ства.

  2. На отдельном листе, прикрепленном к контурной карте, составьте краткую характеристику основных центров современного мирового хозяйства (материал для повторения учебник- с. 10—12 (пункт 2) — «Наш многоликий мир: экономически развитые и раз­вивающиеся страны»)

  3. Сделайте вывод: что прежде всего отличает географическую модель современного мирового хозяйства?


Практическая работа № 12

Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой и

развивающейся стран


Цели работы:

1. Установить особенности территориальной струк­туры хозяйства в экономически развитых и развивающихся с гранах.

2. Научиться отражать результаты работы в виде типологичес­кой схемы. Проверить и оценить умение работать с текстом учеб­ника, делать обобщения, выводы


Последовательность выполнения работы

  1. Изучив текст учебника на с. 86—87 (пункт 6), составьте типологическую схему территориальной структуры хозяйства эко­номически развитой страны, на которой отразите особенности раз­мещения хозяйства (крупные промышленные узлы, сельскохсзяй - ственные районы транспортные магистрали). На схеме постарай­тесь выделить систему экономических районов трех основных ти­пов Сделайте необходимые пояснения.

  2. Изучив текст учебника на с. 87—89 (пункт 7), составьте типологическую схему территориальной структуры хозяйства раз­вивающейся страны. Дня образца может быть использован рис 22 на с. 77.


Практическая работа. № 13

Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил


Цели работы:

1. В процессе самостоятельной работы познако­миться с ведущими факторами размещения производительных сил

2. Учиться составлять сравнительные характеристики.


Последовательность выполнения работы

  1. Используя текст учебника на с. 83—86 (пункт 5), изучите веду­щие факторы размещения производительных сил.

  2. Объедините их в три основные группы:

1.факторы, определившие размещение производительных сил 19- начала 20 века.

2.факторы,возникновение которых связано с НТР.

3.факторы, влияющие на размещение производительных сил в настоящее время.

Практическая работа № 14

Составление картосхемы размещения основных промышленных районов мира


Цели работы:

1. Выявить основные промышленные районы мира.

2. Учиться комплексно использовать карты, учебник, справоч­ные материалы с целью отбора информации, отражать результаты работы в картографической форме.


Последовательность выполнения работы

  1. Используя тематические карты атласа «Энергетика», «Черная металлургия», «Цветная металлургия», «Машиностроение и метал­лообработка», «Химическая промышленность», «Текстильная про­мышленность», определите и нанесите на контурную карту основ­ные районы производства электроэнергии, основные районы чер­ной и цветной металлургии, машиностроения и металлообработ­ки, химической и текстильной промышленности.

  2. Знаки легенды на контурной карте должны соответствовать знакам легенды атласа.


Практическая работа № 15

Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира (форма выполнения - реферат, сочинение, картосхема)


Цели работы:

1. Составить экономико-географическую харак­теристику одной из отраслей промышленности мира.

2. Учиться составлять экономико-географические характеристи­ки отрасли хозяйства по типовому плану на конкретном примере.


Последовательность выполнения работы

На основе текста учебника на с. 96—108, данных таблиц и ри­сунков, а также карт атласа дайте развернутую характеристику од­ной из отраслей промышленности (по выбору), используя типо­вой план характеристики отрасли.

План характеристики отрасли хозяйства

  1. Значение отрасли в мировом хозяйстве, ее отраслевой состав, влияние НТР на ее развитие.

  2. Сырьевые и топливные ресурсы отрасли и их размещение.

  3. Размеры производства продукции с распределением по глав­ным географическим регионам.

  4. Главные страны-производители.

  5. Главные районы и центры производства; факторы, обусло­вившие размещение отрасли именно в этих районах.

  6. Природоохранные и экологические проблемы, возникающие в связи с развитием отрасли.

  7. Главные страны (районы) экспорта продукции. Главные стра­ны (районы) импорта продукции. Важнейшие грузопотоки.

  8. Перспективы развития и размещения отрасли.


Практическая работа № 16

Определение преобладающих видов транспорта в субрегионах мира, оценка степени их развития, составление проекта развития транспортных систем для одного из регионов


Цели работы:

1. Определить преобладающие виды транспорта в Африке, оценить степень их развития, составить проект разви­тия транспортной системы для данного региона.

2. Учиться выделять существенное, оценивать явления, со­ставлять проекты развития в процессе самостоятельной работы с различными источниками географической информации.


Последовательность выполнения работы

  1. Используя знания, полученные при изучении темы «Геогра­фия транспорта» (учебник, с. 119—125), карту атласа «Транспорт», с. 23, определите преобладающие виды транспорта в Африке.

  2. Оцените степень развития транспорта данного региона:

  • технический уровень;

  • взаимодействие различных подотраслей;

  • густота сети;

  • подвижность населения;

  • скорость передвижения транспортных средств;

  • вместимость, комфортность и т. д.

  1. Составьте проект развития транспортной системы для Африки.

  2. Работу оформите в виде сочинения или реферата.


Практическая работа № 17

Составление картосхемы основных районов международного туризма для Старого и Нового Света, выделение регионов с сочетанием памятников природы и культуры, прокладка на контурной карте маршрутов мирового круизного туризма


Цели работы:

1. Выделить основные районы международного туризма, опре­делить условия возникновения и разви­тия наиболее крупных зон туризма и рекреаций.

2. Проверить и оценить умение самостоятельно отбирать источники ин­формации для выполнения работы, от­ражать результаты работы графически­ми средствами.


Последовательность выполнения работы

  1. Используя ранее полученные знания по географии и другим школьным курсам, а также дополнительные источники информации, нанесите на контурную карту основные районы международ­ного туризма для Старого и Нового Света.

  2. Выделите регионы с сочетанием памятников природы и культуры.

  3. Проложите маршруты мирового круизного туризма.

  4. Знаки легенды карты придумайте самостоятельно.


Практическая работа № 18

Охарактеризовать проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран зарубежной Европы


Цели работы:

1. Охарактеризовать проблемы природных и тру­довых ресурсов в процессе интеграции стран зарубежной Европы.

2. Учиться выявлять и характеризовать проблемы.


Последовательность выполнения работы

(форма выполнения: реферат с элементами работы на контурной карте)

  1. Нанесите на контурную карту страны, входящие в Европей­ский союз.

Поразмышляйте

  1. Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной Европы?

  2. Какие последствия для стран Европы влечет за собой демо­графический кризис?

  3. Охарактеризуйте особенности трудовых ресурсов и их заня­тости в странах Европы.

Сделайте вывод о проблемах природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран зарубежной Европы.


Практическая работа № 19

Создание экономико-географического обоснования размещения 2-3 отраслей промышленности в одной из стран


Цели работы:

1. На основе знания факторов размещения производительных сил и технико-экономических особенностей отдельных производств дать экономико-географическое обоснова­ние размещения некоторых отраслей промышленности.

2. Научиться объяснять общие тенденции развития объектов и явлений по различным источникам информации.

Последовательность выполнения работы

  1. Используя текст учебника на с. 147—153 (пункт 5), экономиче­скую карту зарубежной Европы в атласе на с. 27, создайте экономико-гсографическое обоснование размещения 2—3 отраслей про­мышленности в одной из стран (по выбору).

  2. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Страна

Отрасли промышлен­ности

Главные центры

Экономико-

географическое обоснование размещения отрасли (факторы размещения)












Практическая работа № 20

Составление сравнительной экономико-географической

характеристики двух стран «большой восьмерки»


Цели работы:

1. Выявить географическую специфику стран, вхо­дящих в состав «большой восьмерки».

2. Проверить и оценить умение составлять сравнительную ха­рактеристику двух стран на основе различных источников знаний по плану и отражать результаты работы в табличной форме или в виде реферата.


Последовательность выполнения работы

Используя различные источники географической информации, составьте сравнительную экономико-географическую характерис­тику двух стран «большой восьмерки» по предложенному плану. Результаты работы могут быть оформлены в виде словесного опи­сания или таблицы.

План

характеристики

Сравниваемые

страны

Черты

Вывод

о результате сравнения

Германия

Италия

сходства

различия


1. Название страны и ее столица






2. Влияние ПГП и ЭГП на ее хозяйство






3. Численность и структура заня­тости населения






4. Обеспеченность основными вида­ми природных ресурсов






5. Главные промышленные и сельльскохозяйственные районы, их специализация






6. Развитие различных видов транспорта






7. Место страны в международном географическом разделении труда







Практическая работа № 21

Характеристика специализации сельскохозяйственных районов Китая, объяснение причин


Цели работы:

1. Выделить сельскохозяйственные районы Китая, объяснить их специализацию.

2. Научиться объяснять причины специализации сельскохозяй­ственных районов на примере конкретной территории.

Последовательность выполнения работы

Необходимые для работы источники информации (текст учеб­ника, карты атласа) подобрать самостоятельно.

  1. На контурной карте обозначьте границы Китая.

  2. Выделите сельскохозяйственные районы страны.

  3. С помощью условных знаков покажите их хозяйственную специализацию.

  4. На отдельном листе, прикрепленном к контурной карте, объясните причины специализации выделенных районов.

Сельскохозяйственные районы

Причины специализации (условия рельефа, агроклиматическая характеристика территории, почвенно-растительные условия и т.д.)




Практическая работа № 22

Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии


Цели работы:

1. Установить международные экономические свя­зи Японии.

2. Научиться показывать международные экономические связи страны картографическими средствами.


Последовательность выполнения работы

  1. По рис. 69 на с. 192 учебника установите основные статьи импорта и экспорта Японии.

  2. Используя тематические карты атласа на с. 16-21, текстовые карты учебника на с. 99, 100, 104, 112—114, определите направле­ния внешних торговых связей страны.

  3. На контурной карте стрелками покажите направления внеш­них торговых связей Японии с указанием продукции импорта и экспорта. Знаки легенды карты придумайте самостоятельно.

Практическая работа № 23

Оценка природных предпосылок для развития

промышленности и сельского хозяйства Индии


Цели работы:

1. Оценить природные предпосылки для развития промышленности и сельского хозяйства Индии.

2. Учиться оценивать природные предпосылки для развития промышленности и сельского хозяйства по типовому плану на при­мере конкретной страны.


Последовательность выполнения работы

  1. Используя различные источники информации (текст учебни­ка, карты атласа и т. д.), оцените природные предпосылки для раз­вития промышленности и сельского хозяйства Индии по предло­женному плану.

  2. Результаты работы оформите в виде реферата или таблицы.

План оценки природных предпосылок

Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии

1. Величина запасов и размещение полез­ных ископаемых. Основные месторож­дения обозначьте на контурной карте, выделите районы их выгодных территориальных сочетаний


2. Водные, лесные ресурсы и возможности их использования


3. Общая оценка природно-ресурсного потенциала территории для развития промышленности и обеспечения ее

природными ресурсами


4. Черты рационального и нерацио­нального природопользования по отношению к природным ресурсам для развития промышленности


5. Общий вывод. Перспективы увеличе­ния ресурсов и их использования


6. Условия рельефа территории и их влия­ние на размещение сельского хозяйства


7. Агроклиматическая характеристика территории


8. Почвенно-растительные условия территории


9. Общая оценка природных предпосылок

для развития сельского хозяйства







Практическая работа № 24

Составление прогноза экономического развития стран Африки на базе эффективного и рационального использования их природных ресурсов. Страны, которые имеют наибольшие перспективы успешного развития


Цели работы:

1. Составить прогноз экономического развития стран Африки на базе эффективного и рационального использования природных ресурсов страны.

2. Научиться составлять прогнозы экономического развития на примере конкретной страны.


Последовательность выполнения работы

Поразмышляйте

  1. Какие страны имеют наибольшие перспективы успешного развития?

  2. Используя карты атласа (с. 4 и 40), проведите классифика­цию стран Африки по степени их богатства полезными ископае­мыми. Составьте таблицу по следующей форме:

    Страны, богатые

    ресурсами разнообразного минерального сырья

    Страны, богатые одним-двумя видами минерального сырья

    Страны, бедные минеральным сырьем




  3. Какие еще природные ресурсы данного региона являются наиболее перспективными с точки зрения их хозяйственного ис­пользования?

  4. Составьте прогноз экономического развития стран Африки на базе эффективного и рационального использования их природ­ных ресурсов.


Практическая работа № 25

Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды в США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем


Цели работы:

1. Выделить районы загряз­нения окружающей среды в США, выявить источники загрязнения.

2. Учиться находить пути решения эколо­гических проблем.


Последовательность выполнения работы

  1. Используя знания, полученные при изучении темы, карту ат­ласа «Экологические проблемы мира» (с. 52), нанесите на контур­ную карту районы загрязнения окружающей среды в США с указа­нием источников загрязнения. Знаки легенды карты придумайте самостоятельно или используйте знаки легенды карты атласа.

  2. На отдельном листе, прикрепленном к контурной карте, предложите пути решения выявленных экологических проблем.


Практическая работа № 26

Для каждого из макрорегионов США объяснить влияние природных факторов на развитие их хозяйства, особенности жизни и быта населения


Цели работы:

1. Установить и объяснить влияние природных факторов на развитие хозяйства макрорегионов США, особенно­сти жизни и быта населения.

2. Проверить и оценить умение объяснять общие тенденции раз­вития объектов и явлений по различным источникам информации.


Последовательность выполнения работы

  1. Используя текст учебника на с. 243-247, карты атласа на с. 42—44, установите и объясните для каждого из макрорегионов США влияние природных факторов на развитие их хозяйства, осо­бенности жизни и быта населения.


2.Работу оформите в виде реферата или таблицы.

Макрорегионы

Особенности развития

хозяйства, жизни и быта населения

Природные факторы, оказавшие

влияние на развитие хозяйства, осо­бенности жизни и быта населения

Северо-Восток



Средний Запад



Юг



Запад




Практическая работа № 27

Составление программы освоения новой территории (Амазонии или др.) с перспективой ее экономического развития в XXI в.


Цели работы:

1. Составить программу освоения новой территории.

2. Научиться оценивать влияние хозяйственной деятельности че­ловека на природу, находить пути решения возникающих проблем.


  1. Последовательность выполнения работы

  2. Изучив физическую и экономическую карты Латинской Аме­рики, карту «Экологические проблемы мира», составьте програм­му освоения новой территории (Амазонии или др.) с перспекти­вой ее экономического развития в XXI в.

  3. Форма выполнения работы — реферат или сочинение.

  4. В работе должны быть раскрыты следующие вопросы:

  • какими природными ресурсами обладает описываемая территория?

  • Какие из них являются наиболее перспективными для хозяйственного использования?

  • Каковы основные направления хозяйственного освоения но­вой территории?

  • К каким проблемам (экологическим и др.), на ваш взгляд, может привести хозяйственная деятельность человека в ис­следуемом вами районе?

  • Каковы пути решения возникающих проблем?


Практическая работа № 28

Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата


Цели работы:

1. Выявить и объяснить между­народные экономические связи Австралийского Союза.

2. Проверить и оценить умение отражать ре­зультаты работы картографическими средствами.


Последовательность выполнения работы

  1. Используя тематические карты атласа на с. 16—21, текстовые карты учебника на с. 99, 100, 104, 112—114, определите основные статьи импорта и экспорта, направления внешних торговых свя­зей Австралийского Союза.

  2. На контурной карте стрелками покажите направления внеш­них торговых связей страны с указанием продукции импорта и экспорта. Знаки легенды карты придумайте самостоятельно.

  3. Работу завершите объяснением полученного результата.


Практическая работа № 29

Разработка проекта решения одной из проблем (продовольственная, энергетическая и др.) с опорой на

гипотезы, теории, концепции, существующие в других (известных учащимся) областях знаний


Цели работы:

1. Познакомиться с глобальными проблемами чело­вечества. Разработать проект решения одной из глобальных проблем.

2. Учиться объяснять причины возникновения глобальных проб­лем, определять пути их решения. Учиться решать поставленные вопросы по теме занятия в процессе коллективного обсуждения, широко привлекать материалы средств массовой информации, до­полнительную литературу.


Последовательность выполнения работы

  1. Изучите выбранную проблему в процессе коллективной работы. Каждая проблема рассматривается по плану:

  • сущность проблемы.

  • Причины возникновения.

  • Пути решения.

  1. По каждому вопросу плана подберите убедительные факты, аргументируйте положения, определите свою позицию.

  2. Разработайте свой проект решения изучаемой проблемы.

  3. Определите план и объем материала для выступления от груп­пы (на 10—15 мин).

  4. Составьте диаграммы, схемы, оригинальные карты, которые помогут раскрыть вам ряд вопросов и сделают ваше выступление более интересным.

  5. Познакомьте с результатами изучения выбранной проблемы остальных учащихся класса.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!