СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по работе с картами.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по работе с картами.»

Методические рекомендации по работе с картами.

Разработала социальный педагоги учитель географии

МОУ Красногуляевской СШ Шайхатарова И.З.

Памятка “Правила работы с контурной картой”

1.Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй её аккуратно и правильно.

2.Контурная карта должна иметь чёткое лаконичное название, соответствующее тематике самой карты.

3.На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов, расположенные в поле карты.

4.Географические названия объектов, не привязанные строго к объекту, должны быть подписаны параллельно верхней и нижней границе контурной карты.

5.Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют лишь те из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи в масштабе данной контурной карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом.

6.Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе “Условные знаки”.

7.Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читабельными.

8.Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом. Последующие карты можно оформлять шариковой ручкой.

9.Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оценивается учителем.

Опыт показывает, что ученикам часто не понятны их оценки. Поэтому их нужно ознакомить не только с правилами заполнения карт, но и с критериями их оценки. Данную информацию можно представить вниманию учеников на одном из информационных стендов в кабинете географии.

Критерии оценки контурных карт.

  • Отлично выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.

  • Хорошо выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-трёх объектов.

  • Удовлетворительно выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.

  • Неудовлетворительно выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал её на проверку учителю.

Технология решения географических картографических задач и заданий.

Решение задач на знание контурной карты.

Твердить о том, что без карты нет географии, всё равно, что стучаться в открытую дверь. Между тем разработанные программы и учебно-методические комплекты изобилуют общими и конкретными понятиями о сферах и оболочках, толерантности и глобализации, но между тем они лишены конкретных географических объектов. При этом у педагогов не всегда хватает времени для того, чтобы как следует учить учащихся работе с картой. Но учить ей нужно, и нужно четко определить, что человек, не способный позиционировать на простых схемах Саудовскую Аравию, Карпаты, Дунай, Карское море и Новгород, не может считаться географически образованным и вообще образованным  ни по какому стандарту.

Творческий подход к процессу актуализации знаний географической номенклатуры при подготовке к ЕГЭ. Использование ментальных карт.

Как известно, без географической карты нет географии. Карта помогает нам не только познавать географическую действительность, выявлять закономерности в развитии тех или иных географических явлений и процессов (например, зависимость между характером рельефа и устройством земной коры в какой-либо местности или показателей климата данного района Земли), но и реально узнать, где находится географические объекты. Географическая номенклатура…Часто именно вопросы на знание номенклатуры вызывают затруднения у учащихся школы при подготовке к единому государственному экзамену. Насыщенность материалов ЕГЭ вопросами на знание географической номенклатуры должно заставить любого школьного учителя географии серьёзно подойти к данной проблеме, а именно отнестись к данной проблеме творчески.

Из опыта педагогов известно, что учащимся нравится изучать карту, особенно это относится к ученикам младших классов. Старшеклассники с меньшим энтузиазмом берутся за изучение географической карты. Выпускники, сдающие экзамен по географии, могут отнестись к повторению и систематизации знаний о географической номенклатуре с ещё меньшим рвением – увидев, что им предстоит обычное заучивание местоположения того или иного географического объекта, учащиеся могут потерять много времени, причём провести его не очень плодотворно.

В этом разделе предлагается один из множества приёмов по актуализации знаний по географической номенклатуре для сдающих ЕГЭ. Суть данного приёма заключается в следующем: учащимся предлагается множество карточек с контурами географических объектов. Если они затрудняются сразу ответить о том, что за географический объект перед ними, то они могут воспользоваться подсказками, расположенными ниже. Но просто назвать объект, его местоположение, было бы слишком просто. Кроме контуров объектов и подсказок учащимся предлагается ответить на ряд вопросов, характеризующих географию данных объектов. Это позволит расширить знания выпускников по географии, приведёт их в систему и поспособствует более успешной сдаче ЕГЭ по географии.

Каждый учитель географии способен разработать аналогичные задания и с успехом использовать их не только при подготовке к ЕГЭ, но и в своей повседневной учительской практике.

Алгоритм работы с ментальными картами.

Определяется задание к контурной карте – вопрос проблемного содержания.

Даётся ряд подсказок не столько для облегчения ученикам задания, сколько для наполнения ментальной контурной карты особым географическим содержанием, определяющим истинное лицо данного географического объекта.

Задаются дополнительные вопросы, напоминающие ученикам основные природные, демографические или хозяйственные характеристики данного географического объекта.

В итоге учитель не только обобщает и систематизирует знания учащихся о географической номенклатуре, но и успешно готовит их к ЕГЭ по географии.

Данную технологию легко применить во всех возрастных группах учащихся с разным уровнем знаний, через дифференцированный подход к реализации базового уровня преподавания географии в школе.

Диагностики усвоения знаний географической номенклатуре и способы организации её проверки.

Тестирование, как одна из форм диагностики уровня усвоения знаний по географической номенклатуре.

Тест – это одна из форм контроля уровня усвоения знаний, которую можно применять на различных этапах урока географии. Ниже приведены несколько примерных тестов, организуемых в разных курсах географии. Тесты на знание географической номенклатуры могут быть разноуровневыми, открытого и закрытого типа, но самое главное – они, как и задачи, как и ментальные карты, несут большую смысловую нагрузку по общим и частным вопросам физической и экономической географии и помогают попутно вспоминать учебный материал, т.е. сами имеют серьёзный обучающий характер.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!