Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по подготовке учащихся к интеллектуальным конкурсам»
Методические рекомендации по подготовке учащихся к интеллектуальным конкурсам
1. Для эффективной подготовки к интеллектуальным конкурсам важно, чтобы конкурс не воспринимался как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает:
- подготовка к интеллектуальным конкурсам должна быть систематической, начиная с начала учебного года;
- курсы по выбору целесообразнее использовать не только для обсуждения вопросов теории, но и для развития творческих способностей детей;
- индивидуальная программа подготовки к интеллектуальным конкурсам для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества;
- использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету);
- уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
- использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.
2. Необходимо проводить систематическую работу по выявлению наиболее подготовленных и заинтересованных школьников.
Это дети, которые имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности; доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда. Для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления.
3. При планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности; оптимально выстроить индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий); предусмотреть возможность отдыха, релаксации; основная форма работы на занятиях - различные формы индивидуальной и парной работы.
4. Условия успешной работы с учащимися: осознание важности этой работы, усиление внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с детьми.
5. Правила работы со способными детьми следующие: не учить, а только помогать учиться. Второе правило – методически поддержать индивидуальную траекторию развития школьника. Третье правило – формировать у школьника умения не только проявлять, но и грамотно, технологично реализовать свои способности на практике. Следует подчеркнуть также важность и жизненность исследовательских задач, решаемых на занятиях. Их значимость помогает обучающемуся самоутвердиться в полезности тех знаний, которые он приобретает.
Участвуя в конкурсах, дети решают одну из главных возрастных задач - адаптация в социуме, общение со сверстниками. "Интеллект будущего" - это погружение в увлекательное общение, обмен мнениями, взглядами, интересами.
Участие в конкурсах, исследовательских работах готовит детей к будущей жизни, позволяя испытать свою конкурентноспособность, без которой в современном мире необычайно сложно достичь успеха.
И наконец, участие в конкурсах – отличная возможность повысить шансы на поступление в вуз.