СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации проектно – исследовательской деятельности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги, в представленном файле вы сможете ознакомиться с авторской разработкой по организации проектно - исследовательской деятельности младших школьников. 

Данные исследовательские проекты и проектные задачи можно использовать в работе учителя начальных классов. С помощью их проведения можно формировать и проводить диагностику базовых исследовательских действий.

Авторские материалы проходили через опробацию в модельных условиях, на студентах, и корректировались с учётом неудач при проведении. Учитывались возрастные особенности и образовательные потребности обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации проектно – исследовательской деятельности младших школьников»

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»



г. Красноярск

2023 г.

Методические рекомендации по организации проектно – исследовательской деятельности младших школьников



ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура………………......…...3

1.2. Типичные ошибки при проведении исследования……………...4

1.3. Критерии оценки детских исследовательских работ. Анализ детских исследований……………………………......…….......................5

1.4. Паспорта исследований……………........………………………11

1.4.1. Паспорт исследований «Какой сорт яблок полезней употреблять в пищу для здорового образа жизни ("Голден", "Фуджи", "Чёрный принц")?»……………........…………………..…………………………..11

1.4.2. Паспорт исследования «В каких условиях лучше хранить дома разные сорта хлеба (пшеничный, ржаной ибородинский)?»………....16

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………………………………….21

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура ……………..………21

2.2. Проектная задача ………………………………………………...21

2.3. Проектная задача «Моя семья и Я» ……………………………22

2.4. Проектная задача «Школьная история»………………………..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….34

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...35

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….35

Приложение 1 «Проектная задача «Моя семья и Я»»………………….35

Приложение 2. Реализация исследовательской работы «Какой сорт яблок полезней употреблять в пищу для здорового образа жизни ("Голден", "Фуджи", "Чёрный принц")?»………………………………37











РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Начнём с раскрытия определения понятия исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность – это деятельность, по решению исследовательских и творческих задач, которая формирует исследовательские умения.

В обновлённом Федеральном государственном образовательном стандарте это определение отображается в базовых исследовательских действиях и познавательных учебных действиях, а именно: …

Учитель является неотъемлемым участником исследовательских работ. В процессе он может исполнять несколько ролей:

1.энтузиаст, повышающий мотивацию детей;

2.специалист, обладающий знаниями и умениями в смежных областях;

3.консультант, организующий доступ к ресурсам, в том числе

информационным;

4.руководитель, планирующий не только свою деятельность, но и помогающий детям выстроить план работы;

5.«человек, который задаёт вопросы», умело поддерживает обратную связь;

6.координатор всего исследовательского процесса;

7.эксперт продукта работы, включающий детей в анализ и рефлексию полученных результатов [2]. Основной задачей педагога является увлечение ребёнка в исследование, на основе его интересов.

Главной целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

  • знакомство с проведением учебных исследований;

  • развитие творческой исследовательской активности;

  • стимулирование интереса к прикладным наукам;

  • ознакомление с научной картиной мира;

  • вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

Исследуя, ребёнок задаёт вопросы: почему? зачем? откуда? как? для чего? и ищет на него ответы, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксирует результат [3].

Структура исследовательской работы школьника представляет собой следующее: титульный лист; оглавление; введение; основная часть (главы); заключение; список использованной литературы; приложения (при необходимости) [3].

    1. Типичные ошибки при проведении исследований

При постановке темы, цели, задач и гипотезы очень часто возникают трудности. Для предотвращения этих трудностей и неточностей нужно знать некоторые правила и типичные ошибки.

Цель отвечает другим и самому себе на вопрос "Зачем мы это делаем?". И указывает вектор дальнейшей работы, именно поэтому очень важно поставить её правильно.

Типичные ошибки при формулировке цель исследования:

  1. Цели исследования завышены.

  2. Несоответствие цели теме и проблеме исследования.

  3. Неясность, неточность формулировки целей.

  4. Цель неизмерима, не достижима, не проверяема.

Для того, чтобы реализовать поставленную цель, нужно ответить на вопрос "Как?", помощью чего достичь запланированного. Задачи исследования выполняют именно этот функционал, при неправильно поставленных задачах может реализоваться другая, совсем не запланированная цель.

Типичные ошибки при постановке задач исследования:

  1. Задачи обширны и не конкретизированы.

  2. Задачи не соответствуют поставленной цели и теме исследовательской работы.

  3. Задачи не направлены на достижение цели.

  4. Количество задач завышено.

  5. Задачи перекликаются с целью.

В исследовательской работе, в отличии от проекта, неизвестен результат. Исходя из темы и цели нужно сформулировать гипотезу, то есть предполагаемый результат. В итоге исследования гипотеза может быть, как подтверждённой, так и опровергнутой. Обучающиеся должны это понимать и брать во внимание при её формулировке.

Типичные ошибки при формулировке гипотезы исследования:

  1. Не содержит предположение.

  2. Не проверяема, подтверждена.

  3. Не является логически непротиворечивой.

  4. Не является реально опровергнутой или доказуемой.

  5. Не влечёт личного интереса.

Таким образом можно сделать вывод, что роль педагога не только заинтересовать, вовлечь и контролировать, но и предупреждать возможные ошибки. Подобрать правильные вопросы, что бы на их основе обучающийся мог самостоятельно сформулировать часть введения в своей исследовательской работе.

    1. Критерии оценки детских исследовательских работ. Анализ детских исследований

Таблица 1. Критерии оценки детских исследовательских работ.



Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов 

Комментарии 

Соответствие темы с содержанием 

1 балл - тема соответствует содержанию работы;

0 баллов - тема не соответствует содержанию работы.  


Актуальность темы

1 балл -  указана актуальность темы; 

0 баллов - актуальность отсутствует или ее нет.


Цель соответствует теме исследования, она конкретна, достижима, измерима.

1 балл - цель соответствует теме исследования;

0 баллов - цель не соответствует теме исследования.


Задачи соответствуют теме и цели исследования.

2 балла - задачи соответствуют теме и цели исследования;

1 балл - задачи частично соответствуют теме и цели исследования/ задачи соответствуют теме ИЛИ цели исследования;

0 баллов - задачи не соответствуют теме и цели исследования.


Наличие проблемы в соответствии с темой исследования

1 балл - указана проблема исследования;

0 баллов - проблема исследования отсутствует.


Гипотеза доказуема и соответствует теме исследования

1 балл - гипотеза доказуема и  соответствует теме исследования;

0 баллов - гипотеза не доказуема


Выделен верно объект и предмет исследования

2 балла - в исследование верно выделены объект и предмет соответствующие теме исследовательской работы

1 балл - в исследование верно выделен объект ИЛИ предмет в соответствии теме исследовательской работы

0 баллов - неверно выделены предмет и объект исследования/не выделены предмет и объект


Методы соответствуют практической и теоретической части исследования 

2 балла -  выбранные методы исследования соответствуют практической и теоретической части 

1 балл -  выбранные методы исследования соответствуют практической ИЛИ теоретической части

0 баллов - выбранные методы исследования не соответствуют практической и теоретической части


Полнота цитируемых источников, ссылок 

2 балла – автор осуществляет цитирование, делает сноски и ссылки на используемые источники

1 балл – автор осуществляет цитирование, но не делает сноски и ссылки на используемые источники ИЛИ автор делает сноски и ссылки на используемые источники, но не осуществляет цитирование 

0 баллов - автор не осуществляет цитирование и не делает ссылки и сноски на используемые источники .


Соответствие работы стандартам оформления 

2 балла – работа соответствует стандартам оформления;

1 балл – работа частично соответствует стандартам оформления;

0 баллов – работа не соответствует стандартам оформления. 


Четкость выводов 

Указан список используемой литературы (1 балл)

Практические методы исследованиями реализованы, представлены в виде:фотографий, видео (3 балла)

Представлены теор. методы на основе анализа: литературы, энциклопедии и др 

Наличие продукта

Исследовательская работа соответствует заявленному возрасту

2 балла – выводы полностью соответствуют целям и задачам работы;

1 балл – выводы по работе имеются, но не соответствуют целям и задачам;

0 баллов – нет выводов. 


ИТОГО:

19 баллов



Таблица 2. Анализ детской исследовательской работы: «Что такое плесень?»


Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов 

Комментарии 

Соответствие темы с содержанием 

1 балл - тема соответствует содержанию работы 


Актуальность темы

1 балл -  указана актуальность темы 


Цель соответствует теме исследования.

1 балл - цель соответствует теме исследования

Цель не противоречит установленной теме

Цель конкретна, достижима, измерима.

1 балл - цель является конкретной, достижимой, измеримой


Задачи соответствуют теме и цели исследования.

2 балла - задачи соответствуют теме и цели исследования;

Задачи не повторяют цель. Задачи отталкиваются от темы

Наличие проблемы в соответствии с темой исследования

1 балл - указана проблема исследования


Наличие гипотезы в соответствии с темой исследования

1 балл - присутствует гипотеза в соответствии с темой

Гипотеза не противоречит установленной теме

Выделен объект и предмет исследования

2 балла - в исследование присутствует объект и предмет соответствующие теме исследовательской работы

Объект и предмет не противоречат установленной теме

Методы соответствуют практической и теоретической части исследования 

2 балла -  выбранные методы исследования соответствуют практической и теоретической части 

В данной работе используются и описываются те методы, которые выбрал автор 

Полнота цитируемых источников, ссылок 

1 балл – автор делает сноски и ссылки на используемые источники, но не осуществляет цитирование 

В исследовательской работе отсутствует цитирование.

Соответствие работы стандартам оформления 

1 балл – работа частично соответствует стандартам оформления

Оформления части, где указывается содержания со страницами исследовательской работы, не соответствует стандартам

Четкость выводов 

2 балла – выводы полностью соответствуют целям и задачам работы


ИТОГО:

16 баллов



Таблица 3. Анализ детской исследовательской работы: “Откуда берется радуга?”


Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов 

Комментарии 

Соответствие темы с содержанием 

1 балл - тема соответствует содержанию работы 

Тема соответствует содержанию работы, т.к. автор в теоретической и практической части описывает то, как появляется радуга 

Актуальность темы

0 баллов - актуальность отсутствует или ее нет

Актуальность темы не обозначено в работе из-за чего непонятно для чего была проделана работа 

Цель соответствует теме исследования.

1 балл - цель соответствует теме исследования;

Цель не противоречит установленной теме

Цель конкретна, достижима, измерима.

1 балл - цель является конкретной, достижимой, измеримой;

Выяснить причины появление радуги и получить ее самостоятельно в домашних условиях возможно для ребенка. Также достижение данной цели не занимает много времени

Задачи соответствуют теме и цели исследования.

2 балла - задачи соответствуют теме и цели исследования;

Задачи не повторяют цель. Задачи отталкиваются от темы

Наличие проблемы в соответствии с темой исследования

0 баллов - проблема исследования отсутствует

Проблема не обозначена. Из-за этого непонятно почему автор выбрал данную тему (автору было просто интересно узнать откуда берется радуга или взрослые не могли дать ответа на данный вопрос)

Наличие гипотезы в соответствии с темой исследования

1 балл - присутствует гипотеза в соответствии с темой

Гипотеза не противоречит установленной теме 

Выделен объект и предмет исследования

2 балла - в исследование присутствует объект и предмет соответствующие теме исследовательской работы

Объект и предмет не противоречат установленной теме 

Методы соответствуют практической и теоретической части исследования 

2 балла -  выбранные методы исследования соответствуют практической и теоретической части 

В данной работе используются и описываются те методы, которые выбрал автор 

Полнота цитируемых источников, ссылок 

1 балл – автор осуществляет цитирование, но не делает сноски и ссылки на используемые источники 

В исследовательской работе отсутствует цитирование.

Соответствие работы стандартам оформления 

1 балл – работа частично соответствует стандартам оформления


Работа частично соответствует стандартам оформления, т.к нарушена структура (отсутствует практическая значимость и новизна работы)

Четкость выводов 

2 балла – выводы полностью соответствуют целям и задачам работы

В выводе автор отталкивается от поставленной цели и задач

ИТОГО:

14 баллов




1.4. Паспорта исследований

1.4.1. Паспорт исследований «Какой сорт яблок полезней употреблять в пищу для здорового образа жизни ("Голден", "Фуджи", "Чёрный принц")?»

Компоненты паспорта

Описание проекта

ФИО участника

Подуруева Валерия

Тема проекта/исследования

Какой сорт яблок полезней употреблять в пищу для здорового образа жизни ("Голден", "Фуджи", "Чёрный принц")?

Актуальность проекта/исследования

Актуальность проекта заключается в том, что обучающиеся знают, что для ведения здорового образа жизни нужно питаться сбалансированно и включать в свой рацион питания фрукты. Одним из самых распространённых в питании является яблоко – на прилавках в магазинах их большое количество сортов. Проблемой является незнание, какой из сортов ("Голден", "Фуджи", "Чёрный принц") является наиболее полезным для употребления в пищу.

Объект исследования

Сорта яблок "Голден", "Фуджи", "Чёрный принц".

Цель проекта/исследования

Для учителя: организация деятельности учащихся по формированию базовых исследовательских действий по теме «Какой сорт яблок полезней употреблять в пищу для здорового образа жизни ("Голден", "Фуджи", "Чёрный принц")?»

Для ученика: исследовать разные сорта яблок ("Голден", "Фуджи", "Чёрный принц") для определения самого полезного при употреблении в пищу, учитывая правила здорового образа жизни.

Задачи:

1. На основе разных источников проанализировать и составить сравнительную таблицу по критериям между сортами яблок.

2. Провести 4 опыта, для определения самого полезного сорта яблок для употребления в пищу.

3. Сформулировать общий вывод по сравнительной таблицы, по трём сортам яблок, и проведенными опытами.

4. Снять видео-ролик «Какой сорт яблок полезней употреблять в пищу для здорового образа жизни ("Голден", "Фуджи", "Чёрный принц")?».

Тип проекта/исследования

По содержанию: монопроект (окружающий мир)

По организационной форме: групповой

По продолжительности: краткосрочный ( 1 неделя

Кол-во занятий

4 занятия)

Этапы реализации проекта/исследования (включая исследовательский), краткое их описание

1.Подготовительный этап

Обучающиеся вспоминают какую тему они проходили на уроке окружающего мира, вспоминают её составляющие. Вспоминают, что говорили о здоровом образе жизни и как его поддерживать. Главным аспектом ЗОЖ является – правильное питание. Вспоминают о полезности и важности фруктов в рационе – называют яблоки.

Проведение опроса о том, какие яблоки употребляют в пищу обучающиеся. В ходе опроса возникают разные ответы, на основе которых формулируется тема, цель и план исследования.

2. Основной этап

1) Теоретический этап

Изучение теоретического материала на тему «какие яблоки продаются в магазинах».

Учитель раздаёт заранее подготовленные тексты, на основе теста делают предположения и выделяют самые распространённые сорта ("Голден", "Фуджи", "Чёрный принц").

Построение сравнительной таблицы на основе данных в Википедии.


Голден

Фуджи

Чёрный принц

Страна происхождения




Срок хранения




Количество витаминов и полезных минералов




Цвет




Вкус и привкус (кислое, сладкое)




2) Практический этап

Определение гипотезы исследования.

Деление обучающихся на группы.

Организация и реализация группового проведения опытов над выделенными сортами яблок («Голден», «Фуджи», «Чёрный принц»).

3) Аналитический этап

Исходя из проведённых исследований, обучающиеся делают выводы о самом полезном, для здорового образа жизни, сорте яблок «Голден», «Фуджи», «Чёрный принц»)?». Готовятся к презентации видео - роликов.

4) презентационный этап

Каждая группа представляет результат своего исследования. Представляют свой видео - ролик «Какой сорт яблок полезней употреблять в пищу для здорового образа жизни «Голден», «Фуджи», «Чёрный принц»?».

3. Рефлексивный этап

Обучающиеся проводят анализ и оценку своей деятельности, насколько они успешно и активно принимали участие в опытах над сортами яблок. Отвечают на вопросы учителя, чтобы они ещё хотели узнать про сорта и яблоки в целом, что было самым тяжёлым в исследовательской работу над сортами яблок.

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: определить сорт яблок, который полезней употреблять в пищу для здорового образа жизни («Голден», «Фуджи», «Чёрный принц»).

Гипотеза исследования: предположим, из сортов …что самый полезный сорт яблок для ведения здорового образа жизни – черный принц.

Методы исследования: теоретические (анализ, синтез), эмпирические (опрос, опыт, наблюдение).

Оборудование для проведения исследования: яблоки «Голден», «Фуджи», «Чёрный принц»)» . Нож, разделочная доска, лимон, йод, ложка столовая, салфетки, тарелки одноразовые, бумага, пипетка, перчатки, вода, таз

Ход исследования:

Учитель приносит сорта яблок, купленные в магазине незадолго до опытов.

Опыт 1

В большой таре обучающиеся моют яблоки. Описывают свои ощущения. Чувствуют ли они как будто жир на руках, поменяло ли яблоко свой цвет, стала ли мутной вода. Заполняют сравнительную таблицу.


Голден

Фуджи

Черный принц

Ощущение жира на руках(присутствие воска)




Изменение цвета яблока




Изменение вида воды




Вывод:

Если по первому критерию таблицы стоит «+» - это обозначает, что яблоки покрывают воском для продолжительности срока хранения и поддержания внешней красоты.

Опыт 2

В начале учитель отрезает от яблок кусочек и обучающиеся откладывают их на подписанные бумажки с названием яблок.

Если яблоко потемнеет, значит в нём присутствует железо. Это говорит о наличии полезных элементов. Если исследуемый объект вообще не темнеет, значит, в нём отсутствует железо, что прямое доказательство низкого качества продукта. Яблоко с отсутствием железа – это просто углевод без полезных веществ.

Учитель разрезает яблоки ещё на три части.

Опыт 3 и Опыт 4

Обучающиеся делятся на 2 группы. 1 группа выполняет опыт с йодом. Если на яблоко капнуть йод и одно станет фиолетовым – значит в яблоке большое количество крахмала. Оно недозрело и не содержит в полной мере заявленных витаминов и минералов.

ЛИМОН

2 группа выполняет опыт с косточками яблока. На бумажной салфетке нужно раздавить столовой ложкой косточку. Если она выделит жировое пятно – значит яблоко созревшее и сочное, полно витаминов и минералов. Если же жирового пятна не останется - яблоко перезрело или находилось в неправильных условиях хранения, из – за чего тоже потеряло свои полезные вещества.

По завершению опытов обучающиеся делятся с другой группой своими результатами и на их основе заполняют сравнительную таблицу.



Голден

Фуджи

Черный принц

Реакция на йод




Жировое пятно от косточки




Вывод:

После проведённых опытов описывают полученные результаты, на их основе формулируют выводы, которые подтверждают или опровергают гипотезу.

Обобщающая таблица:

Продукт проекта/исследования

Видео - ролик «Какой сорт яблок полезней употреблять в пищу для здорового образа жизни («Голден», «Фуджи», «Чёрный принц»)?»

Перспектива проекта/исследования

Продолжение работы над темой, изучение различных сортов яблок. Представление работы на различных конкурсах, научных конференциях. Продвижение видео ролика в сети.

1.4.2. Паспорт исследования «В каких условиях лучше хранить дома разные сорта хлеба (пшеничный, ржаной, бородинский)?»


Компоненты паспорта

Описание проекта

ФИО участника

Пирогова Надежда Николаевна

Тема проекта/исследования

В каких условиях лучше хранить дома разные сорта хлеба (пшеничный, ржаной, бородинский)?

Актуальность проекта/исследования

Хлеб является самым частым продуктом, который покупают и употребляют в пищу. Многие дети любят есть хлеб. Хлеб мы едим каждый день, если мы его не съели за один день, то на следующий день он черствеет и теряет свой вкус и аромат. Проблемой является то, что многие люди не знают, в каких условиях лучше хранить дома хлеб разных сортов (пшеничный, ржаной, бородинский), от чего он портится раньше своего срока годности, поэтому необходимо знать условия хранения хлеба.

Объект исследования

Условия хранения дома разные сорта хлеба (пшеничный, ржаной, бородинский).

Цель проекта/исследования

Для учителя: организация исследовательской деятельности по формированию базовых исследовательских действий по теме: «В каких условиях лучше хранить дома разные сорта хлеба (пшеничный, ржаной, бородинский)?»

Для ученика: исследование условий хранения хлеба дома для ответа на вопрос: «В каких условиях лучше хранить дома разные сорта хлеба (пшеничный, ржаной, бородинский)?

Задачи:

  1. изучить теоретический материал по изготовлению хлеба разных сортов (пшеничный, ржаной, бородинский) и его составу;

  2. Провести опыт по выяснению лучших условий для хранения хлеба разных сортов (пшеничный, ржаной, бородинский) дома;

  3. Создание видеоролика на тему: «В каких условиях лучше хранить дома разные сорта хлеба (пшеничный, ржаной, бородинский)?»

Тип проекта/исследования

По содержанию: монопроект (окружающий мир).

По организационной форме: групповой.

По продолжительности: краткосрочный (3 занятия).

Этапы реализации проекта/исследования (включая исследовательский), краткое их описание

Подготовительный:

Учитель проводит беседу с обучающимися о том, в состав каких продуктов входит пшеница и обозначает то, что самым популярным продуктом является хлеб.

Проводит опрос обучающихся, чтобы определить, кто ест хлеб и в каких условиях зачастую хранят хлеб дома и как долго его можно хранить.

После фиксации результатов формулируется тема, цель и задачи исследования. Учитель делит обучающихся на группы по изучаемому сорту хлеба (пшеничный, ржаной, бородинский).

Основной:

Теоретический:

Обучающиеся изучают литературу на тему «Состав хлеба и условия хранения». Отвечают на вопросы по тексту.

Практический:

Обучающиеся формулируют гипотезу. Учитель создает условия для исследования по изучению состояния хлеба, который хранился в разных условиях дома.

По истечению 3 дней хранения хлеба разных сортов (пшеничный, ржаной, бородинский) дома в разных условиях, обучающиеся в группах изучают изменение в кусках хлеба.

Аналитический:

Исходя из результатов исследования, обучающиеся формулируют вывод о лучших условиях хранения хлеба разных сортов (пшеничный, ржаной, бородинский) дома.

Каждая группа готовит видеоролик о лучших условиях хранения хлеба разных сортов (пшеничный, ржаной, бородинский) дома.

Презентационный:

Каждая группа представляет свой видеоролик о том, в каких условиях лучше хранить хлеб разных сортов (пшеничный, ржаной, бородинский) дома.

Рефлексивный:

Обучающиеся оценивают свою деятельность и вклад в совместную деятельность в группе в исследовании изменений в кусках хлеба разных сортов, которые хранились в различных условиях, отвечают на вопросы учителя о том, что бы они хотели еще узнать о хлебе.

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: исследование условий хранения хлеба дома.

Гипотеза исследования: предположим, что лучше хранить хлеб дома в шкафу в полиэтиленовом пакете.

Методы исследования:

Теоретические: анализ, синтез.

Эмпирические: опрос, наблюдение, опыт.

Оборудование для проведения исследования:

Хлеб, перчатки, полиэтиленовый пакет.

Ход исследования:

В начале исследования обучающиеся формулируют гипотезу, исходя из текста о составе хлеба и примерах условий его хранения. Ученики предполагают, что лучше хранить дома хлеб разных сортов (пшеничный, ржаной, бородинский) в полиэтиленовом пакете в шкафу.

Каждая группа обучающихся заворачивает в 3 пакета куски хлеба:

1 группа: пшеничный.

2 группа: ржаной.

3 группа: бородинский.

Относят их домой, размещая в разные места: шкаф на кухне, холодильник и хлебница.

Спустя три дня (срок годности хлеба) приносят пакеты с хлебом и проводят исследование, заполняя таблицу (каждая группа вносит данные в таблицу, по изучаемому сорту хлеба). Отмечают знаком «+» наличие признаков:


Сорт хлеба:

Признаки

Хлеб, который хранился в шкафу

Хлеб, который хранился в холодильнике

Хлеб, который хранился в хлебнице

Неприятный запах




Наличие плесени




Черствость




Вывод:


Обучающиеся в группах изучают изменения в исследуемых кусках хлеба: присутствие неприятного запаха, изменения в цвете, форме, присутствие плесени.

Исходя из изучения хлеба, который хранился в разных местах, обучающиеся заполняют общую таблицу и выявляют лучшие условия хранения разных сортов хлеба (пшеничный, ржаной, бородинский), отмечая в таблице количество + из первой таблице, чем меньше «+» было определено в первой таблице, тем лучше условия хранения хлеба:

Условия хранения

Пшеничный хлеб

Ржаной хлеб

Бородинский хлеб

В полиэтиленовом пакете в шкафу




В полиэтиленовом пакете в холодильнике




В полиэтиленовом пакете в хлебнице




Вывод:


  1. Хлеб, который хранился в холодильнике остался без видимых изменений.

  2. Хлеб, который хранился в хлебнице подсох и имеет неприятный запах.

  3. Хлеб, который хранился в шкафу, зачерствел, покрылся плесенью и имеет неприятный запах.

Вывод: гипотеза опровергнута. Хлеб разных сортов (пшеничный, ржаной, бородинский) лучше хранить в холодильнике не больше 3-х дней.

Источники: википедия, докс.ру.



Продукт проекта/исследования

Видеоролик «В каких условиях лучше хранить хлеб дома?»

Перспектива проекта/исследования

Изучение различных видов хлеба в различных условиях хранения дома. Представление исследования на различных конференциях и конкурсах.



РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Под проектной деятельностью понимают учебно-познавательную активность школьников, основанную на мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого продукта через выполнение последовательных действий с обязательной презентацией результата [2]. Проектирование становится обязательной составляющей на уроках в начальной школе. Проектные задачи становятся базовым инструментом формирования, проверки и диагностики универсальных учебных действий.

Особенностью проектной задачи является то, что в ней не содержится указаний, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата. Проектная деятельность может длиться, как 15 минут, так и несколько уроков.

Структура проектной деятельности достаточно проста: введение, основная часть и заключение. Наполнение и этих этапов зависит от поставленных целей и задач. На этапе введения формулируется тема, цель, гипотеза, задачи исследования. На основном этапе происходит решение намеченных задач, достижение цели, подтверждение или опровержение гипотезы. В заключении разрабатывается и создаётся творческий продукт, в котором отображается вся произведённая деятельность. Далее происходит представление продукта.

2.2. Проектная задача

А. Б. Воронцов утверждает, что проектная задача – это задача, в которой через систему заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение детей. Иными словами, Алексей Борисович утверждает, что при решении проектной задачи обязательным условием организации является групповое взаимодействие.

Разница между проектной задачей и проектом заключается в том, что в проектной задаче, по средству решения заданий неизвестен конечный результат и продукт, а в проекте известен результат и ход действий.

Также проектная задаче имеет ряд других отличительных и обязательных признаков:

  1. наличие модельной ситуации, сочетающей в себе ряд заданий;

  2. задания имеют единый сюжет и являются логически связанными между собой;

  3. группа самостоятельно выбирает очередность выполнения заданий;

  4. задания могут иметь «шумы» (отвлекающие маневры), создающие препятствия для решения задач. Например, излишний объем текста, не

  5. относящийся к конкретной ситуации, или наоборот - отсутствие в важной информации, что будет побуждать к информационному поиску;

  6. последнее задание может являться обобщающим, позволяющим собрать вместе все то, что выполняла группа в предыдущих заданиях.



2.3. Проектная задача «Моя семья и Я»

Установка.

Все наши радости и успехи зависят от семьи, её тепла и радушия. Из всех человеческих отношений, семья – самое древнее и самое великое. Семья – это дом! И где бы мы не были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. 15 мая отмечается Международный день семьи. Дорогие ребята, чтобы подготовиться к такой важной дате, предлагаем создать от класса стенгазету на тему предстоящего праздника. Стенгазета будет размещена в общедоступном месте для ребят других классов. Предлагаемая задача необычная: её нельзя отнести к какому-то предмету, но для её решения вам потребуются знания из разных школьных предметов. Задача большая по объему, состоит из целого ряда заданий. Поэтому очень важно правильно распределить работу между собой. Вы должны продемонстрировать умение работать вместе при решении общей задачи так, чтобы каждый из вас смог внести свой вклад в результат вашей группы. Обратите особое внимание на последнее задание: выполняя его, вам необходимо подвести итог всей выполненной работы. Желаем вам успеха! 

Задание № 1

У каждой семьи есть свои традиции, праздники и знаменательные даты. Попробуй вспомнить 3 самых важных праздника для каждой семьи и придумай для них эмблемы. Вспомни, какие праздники посвящены твоим членам семьи (маме, папе,  бабушке), если испытываешь трудности, обратись к Приложению 1. Нарисуй эмблему на шаблоне и подпиши название праздника ниже. При выполнении задания можешь пользоваться цветной бумагой, ножницами и клеем, чтобы сделать аппликацию.

Например:

 

праздник 8 марта - международный женский праздник.

Задание № 2

Найди как можно больше слов, связанных с тематикой семьи, взаимоотношениями в семье и семейными ценностями. Все найденные слова необходимо выписать и посчитать общее количество слов. 



Задание № 3

В этом задании зашифровано слово, которое связано с предстоящим праздником. Разгадай ребус. Зашифруй полученное слово в свой ребус, который ты поместишь в стенгазету.

Задание № 4

Подготовьте статью, посвященную Международному дню семьи для стенгазеты к празднику Семьи. В своей статье расскажите, что для вас значит семья, как вы понимаете понятие «семейные ценности», какие традиции имеются в семьях вашей группы. Не забудьте использовать в своей статье слова, найденные в задании номер 2. Используя сеть Интернет, найдите один интересный факт, связанный с праздником. Оформите стенгазету: поместите туда статью и запишите найденный вами факт.

Задание № 5

Подготовьтесь к презентации своей работы. Вам необходимо собрать все разработки и создать плакат, на котором вы поместите свою работу. Определитесь с ролями в соответствии с выполненными заданиями.

Составьте текст презентации по плану и ответам на вопросы:

Введение:

  1. Название проекта.

  2. Продукт (что в итоге работы у вас получилось).

  3. Важность проекта.

Основная часть:

  1. С чего начали?

  2. Что было на середине работы?

  3. Чем завершилась работа?

Заключение:

  1. Что получилось?

  2. Где были трудности?

  3. Какой результат получили?

  4. Что нового узнали?

2.4. Проектная задача «Школьная история»

Ежедневно мы ходим в школу, узнаем что-то новое, делаем уроки, учим стихи и правила и, даже не задумываемся, как учились много лет назад наши сверстники и как менялось обучение на протяжении этих лет. Давайте это сегодня и узнаем.

1 задание.

А знаете ли вы, когда появилась самая первая школа на Руси и как она называлась? Для того, чтобы узнать вам нужно решить уравнение, ответом будет являться год появления первой школы. А также решить примеры и сопоставить ответ с буквой. Из букв вам нужно будет сложить название первой школы. В этом вам поможет номер примера, который соответствует положению буквы.

4. 6100 * 80 =

5. 667 - 373 =

13. 364000 : 700 =

10. 87500 : 250 =

1.1000 : 25 =

9. 560 * 60 =

11. 994 - 85 =

6. 34500 : 30 =

2.899 - 760 =

8. 730000 : 500 =

12. 440 + 299 =

3.70400 : 44 =

7. 22 * 90 =

1460

1980

139

1600

488000

350

33600

40

909

1150

520

1600

294

у

е

н

и

ж

е

ч

к

н

о

е

и

н


Ознакомься с историей возникновения первой школы, вставь не достающую информацию.

_____ год — это время крещения Руси и зарождения школьного образования.

Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «________________». Там учеников делили на небольшие группы, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения.

Впоследствии первые учебные заведения открылись при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир.

Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению.

2 задание.

Ознакомься с информацией и ответь на вопросы после текста.

Традиции раздельного обучения России

История раздельного обучения девочек и мальчиков берёт начало в царские времена. Основной принцип раздельного обучениям в дореволюционной России — женщинам и мужчинам необходимы разные знания для продуктивного пребывания в обществе. поэтому девушка – это будущая жена и мать, которая умеет вести домашнее хозяйство.

Девушек готовили к замужеству и материнству. Они изучали иностранные языки, брали уроки словесности. Будущие жёны занимались рукоделием, танцам. Учились вести домашнее хозяйство. Считалось, что у девушек есть трудности в изучении точных и технических наук, так что надобности в их изучении никто не видел.

А вот юношам представляли более широкий спектр дисциплин, считая их способными к овладению техническим наукам. Мужчины имели возможность обучаться в высших учебных заведениях.

После революции и закрепления всеобщего равенства конституционно, раздельные школы сменились смешанными. Главной целью образования было формирование дружбы и товарищества между девочками и мальчиками. Однополые классы были отменены.

В 1943 году раздельное обучение мальчиков и девочек в некоторых городах страны было восстановлено.

Основным в образовании девушек стал образ матери, а в мужском – защитника Отечества. Политики ожидали, что и девушки, и юноши будут добросовестно трудиться на благо Родины. Девушки в школе изучали педагогику, стенографию, занимались рукоделием, а в мужских школах много времени занимались допризывной и физической подготовкой.

В 1954 году советская школа стала вновь смешанной. Современные попытки раздельного обучения наблюдались в 90 годы 20 века.

Современное раздельное обучение мальчиков и девочек заключается в том, что мальчики и девочки учатся в разных классах, но в одном учебном заведении. Базовые предметы одинаковы для мальчиков и девочек, но есть несколько дисциплин, которые входят в вариативную часть.

Вопросы:

1. Какой был основной принцип раздельного обучениям в дореволюционной России?

___________________________________________________________

2. Почему у девушек была более облегченная программа?

___________________________________________________________

3. Назовите главную цель образования того времени?

___________________________________________________________

4. Какой основной образ в образовании был у мальчиков и девушек?

___________________________________________________________

3 задание.

Прочитай информацию о современной школе.

Воспользуйся информацией с предыдущих заданий, сравни и выпиши различия первых школ от современных.

Современная школа

Школа для многих детей – второй дом, ведь здесь приходится проводить полдня, а ученики начальных классов могут ещё и на продленку оставаться. Современная школа отличается от школы советского времени наличием компьютерных технологий. Сейчас у школьников есть электронные дневники, в классах появилось больше нового оборудования, домашние задания стало выполнять легче благодаря вездесущему интернету. Современные школьники, конечно, более продвинутые, чем ученики в школах прошлого столетия. Но я думаю, что и нагрузка в современной системе образования стала намного больше. Например, младшим школьникам порой задают такие задания, решить которые не могут даже их родители. Детям уже в начальных классах задают много заданий, поэтому у них уходит много свободного времени на их выполнение. Получается, что у детей с поступлением в школу быстро заканчивается детство, появляется ответственность за свои успехи в школе, за своё поведение на уроках.

Несмотря на то, что в современном мире появилось много новой техники, – ни один робот и ни один компьютер всё равно не сможет заменить живого учителя, предающего детям свои знания. Я считаю, что современная школа отличается от школ советского времени только тем, что процесс обучения в ней стал более совершенным, в нём стало использоваться больше электронной техники, с помощью которой ученикам показывают слайды, обучающие фильмы, презентации. И сами школьники используют компьютеры в своём обучении, получают в интернете необходимую информацию, печатают рефераты в компьютерных программах. Многие работы, которые раньше сдавались в бумажном виде, теперь сдаются в печатном варианте. Различная информация передаётся друг другу на флэш носителях и на дисках, даже шпаргалки многие школьники распечатывают с помощью принтера. В целом же школа так и осталась школой со строгими учителями, с классным руководителем, с переменами, каникулами и оценками!

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________­­­_____

4 задание.

А одной из современных школ является наша 7 гимназия. Ознакомься с историей возникновения 7 гимназии.

«Гимназия № 7. Как всё начиналось…»

В Красноярск во время войны эвакуировалось много предприятий из европейской части страны. Многие переезжали вместе с семьями, с детьми, а детей надо было учить. Вскоре приняли решение открыть на правом берегу Енисея новую школу в 1942 году. Эта школа получила № 15 и стала женской средней. Располагалась она на Проспекте красноярский рабочий в здании нынешней аптеки №91. Первым директором новой школы стала Степанова Ольга Васильевна, эвакуированная из Ленинграда. Помещений не хватало, занятия проходили в три смены. В 1944 году на место директора пришла Кужель Елена Павловна. С окончанием войну, школа перешла в другое помещение в здание УПК Ленинского района, где произошло объединение 15 женской и 48 мужской школы. С 1947 года школу возглавила Лихачева Татьяна Николаевна, именно при ней школа получает своё собственное здание, построенное 1952 году. В те годы существовал школьный хор, составленный практически из всех классов, который был хорошо известен в нашем районе. Традиция хорового пения сохранилась в гимназии до сегодняшнего дня.

Гордостью школы были цветники, превратившие двор школы в оранжерею и сегодня учителя биологии кропотливо вместе с ребятами, украшают наш школьный двор. При школе был опытный участок, где производились эксперименты по скрещиванию растений. Перед фасадом гимназии пятьдесят лет назад был фонтан, в который весной запускали рыбок. Примечательной особенностью был в кабинете биологии живой уголок, где жили лисичка, заяц, птички, мышки, рыбки. При новом директоре Медведеве Евгении Васильевиче в конце 50-х годов было завершено строительство спортивного зала и школьных мастерских. За достижения в учебе, работе и спорте школа была награждена грамотами Министерства просвещения СССР. В 1962 году нашу школу принимает Елизавета Ефремовна, в те годы большой популярностью пользовались вечера «За честь школы», «За честь класса». До сегодняшнего дня эта традиция сохраняется, и в конце учебного года подводятся итоги. Самые лучшие ученики получают почетный значок «за честь класса», «За честь Гимназии». Запомнились поезда «Здоровье», когда вся школа выезжала в лес на отдых.

В это же время зародилась традиция 1 февраля проводить вечер встречи с выпускниками. С 1985 года должность директора занимал Андреев Валерий Михайлович. При нём к зданию школы присоединилось здание нынешней начальной школы, тогда школы Рабочей молодежи №6, открылась новая столовая. В трудные годы Толстикова Мария Васильевна собрала коллектив учителей, который из школы №15 создали Гимназию №7. 1990 году появились классы с углубленным изучением предметов, 1995 году школа №15 стала называться школой «с углубленным изучением предметов эстетического цикла и информатики». В 2000-х годах получила статус Гимназии. Школа прошла огромный путь от небольшой школы на окраине города до гимназии, получившей звание «Школа Века». С 2004 года руководителем гимназии является Литвинцева Люция Абрамовна – почетный работник общего образования Российской Федерации, заслеженный педагог Красноярского края, лауреат премии мэра города Красноярска. Сегодня Гимназия №7 – один из лидеров Красноярского образования.

Здесь обучается более 1000 учеников, трудятся более 100 педагогов и являются настоящими мастерами своего дело, много педагогов получили заслуженные награды за свою работу, в том числе и премией мэра города Красноярска. С 2009 года реализуется программа «От одаренности к успеху», позволяющая раскрыть самые разнообразные способности ребят. Гимназисты призеры и победители разных муниципальных региональных и всероссийских олимпиад, спортивных соревнований, творческих фестивалей и конкурсов. Среди выпускников Гимназии последних лет, Иванов Никита – лауреат премии мэра. Замятин Денис – стипендиат губернатора Красноярского края. Чернов Вадим – чемпион мира по хоккею с мячом среди юниоров. Кузин Данил – победитель многочисленных региональных и всероссийских конкуров. Зоркина Полина – лауреат премии главы ленинского района города Красноярска.

1)Ответьте на вопросы:

1. Сколько директоров школы было от начала создания гимназии №7 до нынешнего времени? Подтверди строками из представленного текста.

___________________________________________________________

2. Когда появилась традиция школы проводить вечера «За честь школы»? Подтверди строками из представленного текста.

___________________________________________________________

3. В каком году появилась школа «Гимназия №7»? Сколько ей лет на данный момент?

___________________________________________________________

4. Знаете ли вы интересные факты о своей школе, которых не было прописано в тексте?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. В 2022 году нашей школе исполнилось 80 лет. И в честь юбилея, подготовьте поздравления (открытки, плакаты, текстовое поздравление).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данные исследовательские проекты и проектные задачи можно использовать в работе учителя начальных классов. С помощью их проведения можно формировать и проводить диагностику базовых исследовательских действий.

Авторские материалы проходили через опробацию в модельных условиях, на студентах, и корректировались с учётом неудач при проведении. Учитывались возрастные особенности и образовательные потребности обучающихся.

Список используемой литературы

1. ФГОС НОО // ФГОС URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 18.01.2023).

2. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе/ Начальная школа. 2010. №2.с. 96-101

3. Роль педагога в организации исследовательской деятельности учащихся. // мультиурок URL: https://multiurok.ru/blog/rol-piedaghogha-v-orghanizatsii-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia.html?ysclid=ld1c3yq9wi170497159 (дата обращения: 18.01.2023).

4. Статья «Исследовательская работа в начальной школе» // 1 сентября URL: http://urok.1sept.ru/ (дата обращения: 18.01.2023).

Приложение 1. Проектная задача «Моя семья и Я»

День матери.

Международный День матери в разных странах отмечается в разное время. В Российской Федерации праздник День матери учрежден в 1998 году и отмечается в последнее воскресенье ноября. Цель праздника – поддержать традиции бережного отношения к женщине, закрепить семейные устои, особо отметить значение в нашей жизни главного человека – Матери.

Ещё не сложилась традиция, как его отмечать в семье. Главное, чтобы каждая мама была окружена заботой, вниманием и любовью самых близких людей, особенно своих детей. Президент Российской Федерации поздравляет в этот день многодетных матерей, посвятивших свою жизнь семье, заботе о детях. Ведь вырастить и воспитать даже одного ребёнка — нелёгкий труд каждой матери. Самым отличившимся матерям вручают орден «Родительская слава». 

В России ко Дню матери приурочена Всероссийская социальная акция «Мама, я тебя люблю!». Волонтеры раздают открытки, которые можно подарить маме. А на одежду, в свою очередь, можно прикрепить цветок незабудку. В знак того, что мы никогда не должны забывать свою маму. Кстати, изображения плюшевых мишек с незабудкой в лапках — тоже атрибут праздника.

День отца.

Большинство стран мира отмечают День пап в третье воскресенье лета — в 2023 году это 18 июня. А вот в России День отца отмечают в третье воскресенье октября — соответствующий указ подписал президент России в 2021 году. Поэтому российские папы отметят свой официальный день в 2023 году 15 октября. 

В России День отца — самый молодой праздник. Первое празднование Дня отца в России состоялось в 2014 году. В этот год в Москве прошел фестиваль «Папа Фест». С этого времени он проходит ежегодно не только в столице, но и Новосибирске, Калининграде и Казани. Также в этот день в городах устраиваются квесты и праздничные гуляния. А региональные администрации выдают денежные премии многодетным отцам.

День пожилого человека.

День пожилого человека - праздник, который должен напомнить о том, что старшим нужно помогать и уважать их, имеет огромную важность для всего общества, поэтому с 1991 года отмечается на международном уровне.

День пожилого человека принято отмечать повсеместно в первый день второго осеннего месяца — 1 октября: это торжество имеет международный статус. Кстати, дата выбрана не случайно: бытует мнение, что старость — это золотое время, осень, как известно, тоже называют золотой порой, поэтому и было решено выделить старшему поколению специальный день в самый разгар осеннего сезона.

В 2023 году мир будет праздновать День пожилого человека, как обычно, 1 октября. Главное целью этого дня является обратить внимание всех обитателей планеты на проблемы и трудности, с которыми сталкиваются люди пожилого возраста. Кстати, у праздника даже есть свой логотип. Он представляет собой раскрытую ладонь — символ доброты и помощи.

День защиты детей.

Международный день защиты детей — один из самых старых международных праздников. Решение о его проведении было принято в 1925 году. История умалчивает, почему этот детский праздник было решено отмечать именно 1 июня.

В День защиты детей традиционно устраивают конкурсы рисунков на асфальте, спортивные соревнования, концерты а также благотворительные акции. Особое внимание уделяется детям из малообеспеченных и многодетных семей.


Приложение 2. Реализация исследовательской работы «Какой сорт яблок полезней употреблять в пищу для здорового образа жизни ("Голден", "Фуджи", "Чёрный принц")?»

Рис.1. Реализация исследовательской работы «Какой сорт яблок полезней употреблять в пищу для здорового образа жизни ("Голден", "Фуджи", "Чёрный принц")?»

Рис.2. Реализация исследовательской работы «Какой сорт яблок полезней употреблять в пищу для здорового образа жизни ("Голден", "Фуджи", "Чёрный принц")?»

Рис.3. Реализация исследовательской работы «Какой сорт яблок полезней употреблять в пищу для здорового образа жизни ("Голден", "Фуджи", "Чёрный принц")?»





























































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!