СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации " Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные методические рекомендации посвящены методике организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы. Они призваны помочь начинающим учителям, студентам отделения «Преподавание в начальных классах, а также родителям. Методические рекомендации созданы на основе работ Л.А. Каировой, Н.Б. Шумаковой, Е.В. Бурмистрова, и В.В. Улитко.Данные методические рекомендации посвящены методике организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы. Они призваны помочь начинающим учителям, студентам отделения «Преподавание в начальных классах, а также родителям. Методические рекомендации созданы на основе работ Л.А. Каировой, Н.Б. Шумаковой, Е.В. Бурмистрова, и В.В. Улитко.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации " Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников"»

1. Определите понятие исследовательская деятельность.

«исследовательские умения и навыки школьников– это возможность и ее реализация выполнения совокупности операций по осуществлению интеллектуальных и эмпирических действий, составляющих исследовательскую деятельность и приводящих к новому знанию»

Исследовательская практика ребенка – это путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.

Исследовательская деятельность учащихся, которая в своей основе предполагает активную познавательную позицию, связанную с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства, действием путем «проб и ошибок», озарением, личными и личностными открытиями. Этим она отличается от эвристического и проблемного обучения, находясь с ними в тесной взаимосвязи и одной группе образовательных технологий.

В современной психологии исследовательская деятельность рассматривается как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, определяемый функционированием механизмов поисковой активности и исследовательским поведением. В качестве механизма поисковой активности у человека выступает мышление.

Исследовательская деятельность – особый вид деятельности, порождаемый в результате функционирования механизма поисковой активности и строящийся на базе ее исследовательского поведения. Но если поисковая активность предполагает только лишь поиск в условиях неопределенной ситуации, то исследовательская деятельность включает в себя и анализ получаемых результатов (в данном случае мы имеем в виду акт аналитического мышления: анализ, синтез, классификация и др.), и оценку на их основе развития ситуации, и прогнозирование (построение гипотез) в соответствии с этим дальнейшего ее эволюционирования, а также моделирование своих будущих, предполагаемых действий.

2. Какому требованию ФГОС НОО отвечает детская организованная исследовательская деятельность?

Базовые исследовательские действия, работа с информацией, развитие УУД.

3. Определите цель и задачи исследовательской деятельности в начальной школе.

Целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

• знакомство с проведением учебных исследований;

• развитие творческой исследовательской активности;

• стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

• ознакомление с научной картиной мира;

Формирование базовых исследовательских действий

• вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

4. Какие исследовательские умения формируются у обучающихся начальной школы?

- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;


1. Умения и навыки организации своей работы.

Ученики должны уметь:

– организовать свое рабочее место;

– планировать предстоящую работу.

2. Умения и навыки исследовательского характера.

Учащиеся должны:

– уметь выбирать тему исследования;

– осуществлять целеполагание как этап деятельности;

– выстраивать структуру исследования;

– осуществлять поиск информации;

– владеть методами исследования и общелогическими методами.

3. Умения и навыки работы с информацией.

Учащиеся должны:

– знать виды информации;

– определять ее источники;

– уметь работать с научным текстом;

– выделять термины, понятия;

– делить текст на смысловые части: абзацы, главы, параграфы;

– уметь выделять главное;

– кратко и логично излагать материал, используя цитаты, ссылки;

– формулировать выводы, определения;

– приводить доказательства, основываясь на аргументах и фактах.

4. Умения и навыки представления результата своей

работы.

Учащиеся должны:

– владеть формами представления результатов своей работы;

– знать требования к докладу и речи докладчика»

умение видеть проблемы;

• умение ставить вопросы;

• умение выдвигать гипотезы;

• умение давать определение понятиям;

• умение классифицировать;

• умение наблюдать;

• умения и навыки проведения экспериментов;

• умение делать выводы и умозаключения;

• умение структурировать материал;

• умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи


«Умения – освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков»

5. Определите главную задачу учителя в ходе детской исследовательской деятельности обучающихся, его роль и функции.

Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу обучающемуся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Сопоставительная таблица

Базовые исследовательские действия (ФГОС НОО)

Исследовательские умения (Савенков)

определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

• умение видеть проблемы;


с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

• умение ставить вопросы;


сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

• умение структурировать материал

проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

• умение наблюдать;

• умения и навыки проведения экспериментов;

• умение структурировать материал;

• умение делать выводы и умозаключения;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

• умение делать выводы и умозаключения;

• умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи

• умение структурировать материал

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

• умение выдвигать гипотезы


1. Какие выделяют основные этапы исследовательской работы?

• Найти проблему – что надо изучать.

• Тема – как это назвать.

• Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.

• Цель исследования – какой результат предполагается получить.

• Гипотеза – что не очевидно в объекте.

• Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.

• Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.

• Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.

• Методика исследования – как и что исследовали.

• Результаты исследования – собственные данные.

• Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.

• Значимость – как влияют результаты на практику.

2. Охарактеризуйте каждый их этих этапов.

Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность.

В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана [2. c. 79].

Защищаемые положения это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.

В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.

Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.

Следующий этап – доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Результаты работы представляются на конференции, публично.

Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования.

1 страницу сайта,

3-5 страниц, содержит нормативные документы и научные доказательства


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!