1. Определите понятие исследовательская деятельность.
«исследовательские умения и навыки школьников– это возможность и ее реализация выполнения совокупности операций по осуществлению интеллектуальных и эмпирических действий, составляющих исследовательскую деятельность и приводящих к новому знанию»
Исследовательская практика ребенка – это путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.
Исследовательская деятельность учащихся, которая в своей основе предполагает активную познавательную позицию, связанную с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства, действием путем «проб и ошибок», озарением, личными и личностными открытиями. Этим она отличается от эвристического и проблемного обучения, находясь с ними в тесной взаимосвязи и одной группе образовательных технологий.
В современной психологии исследовательская деятельность рассматривается как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, определяемый функционированием механизмов поисковой активности и исследовательским поведением. В качестве механизма поисковой активности у человека выступает мышление.
Исследовательская деятельность – особый вид деятельности, порождаемый в результате функционирования механизма поисковой активности и строящийся на базе ее исследовательского поведения. Но если поисковая активность предполагает только лишь поиск в условиях неопределенной ситуации, то исследовательская деятельность включает в себя и анализ получаемых результатов (в данном случае мы имеем в виду акт аналитического мышления: анализ, синтез, классификация и др.), и оценку на их основе развития ситуации, и прогнозирование (построение гипотез) в соответствии с этим дальнейшего ее эволюционирования, а также моделирование своих будущих, предполагаемых действий.
2. Какому требованию ФГОС НОО отвечает детская организованная исследовательская деятельность?
Базовые исследовательские действия, работа с информацией, развитие УУД.
3. Определите цель и задачи исследовательской деятельности в начальной школе.
Целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.
Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:
• знакомство с проведением учебных исследований;
• развитие творческой исследовательской активности;
• стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
• ознакомление с научной картиной мира;
Формирование базовых исследовательских действий
• вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.
4. Какие исследовательские умения формируются у обучающихся начальной школы?
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
1. Умения и навыки организации своей работы.
Ученики должны уметь:
– организовать свое рабочее место;
– планировать предстоящую работу.
2. Умения и навыки исследовательского характера.
Учащиеся должны:
– уметь выбирать тему исследования;
– осуществлять целеполагание как этап деятельности;
– выстраивать структуру исследования;
– осуществлять поиск информации;
– владеть методами исследования и общелогическими методами.
3. Умения и навыки работы с информацией.
Учащиеся должны:
– знать виды информации;
– определять ее источники;
– уметь работать с научным текстом;
– выделять термины, понятия;
– делить текст на смысловые части: абзацы, главы, параграфы;
– уметь выделять главное;
– кратко и логично излагать материал, используя цитаты, ссылки;
– формулировать выводы, определения;
– приводить доказательства, основываясь на аргументах и фактах.
4. Умения и навыки представления результата своей
работы.
Учащиеся должны:
– владеть формами представления результатов своей работы;
– знать требования к докладу и речи докладчика»
умение видеть проблемы;
• умение ставить вопросы;
• умение выдвигать гипотезы;
• умение давать определение понятиям;
• умение классифицировать;
• умение наблюдать;
• умения и навыки проведения экспериментов;
• умение делать выводы и умозаключения;
• умение структурировать материал;
• умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи
«Умения – освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков»
5. Определите главную задачу учителя в ходе детской исследовательской деятельности обучающихся, его роль и функции.
Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу обучающемуся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Сопоставительная таблица
Базовые исследовательские действия (ФГОС НОО) | Исследовательские умения (Савенков) |
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; | • умение видеть проблемы; |
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; | • умение ставить вопросы; |
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); | • умение структурировать материал |
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие); | • умение наблюдать; • умения и навыки проведения экспериментов; • умение структурировать материал; • умение делать выводы и умозаключения; |
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); | • умение делать выводы и умозаключения; • умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи • умение структурировать материал |
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; | • умение выдвигать гипотезы |
1. Какие выделяют основные этапы исследовательской работы?
• Найти проблему – что надо изучать.
• Тема – как это назвать.
• Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.
• Цель исследования – какой результат предполагается получить.
• Гипотеза – что не очевидно в объекте.
• Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.
• Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.
• Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.
• Методика исследования – как и что исследовали.
• Результаты исследования – собственные данные.
• Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.
• Значимость – как влияют результаты на практику.
2. Охарактеризуйте каждый их этих этапов.
Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность.
В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.
В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана [2. c. 79].
Защищаемые положения это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.
После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.
В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.
Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.
Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.
Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.
И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.
Следующий этап – доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Результаты работы представляются на конференции, публично.
Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования.
1 страницу сайта,
3-5 страниц, содержит нормативные документы и научные доказательства