СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации проектно - исследовательской деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации проектно - исследовательской деятельности»

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»






Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы

г. Красноярск, 2024

Методические рекомендации составлены в соответствие с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования.

Составители: Швец А.А. – студентка группы 21П-7 отделения «Преподавание в начальных классах».

«Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»





Аннотация

Методические рекомендации созданы для организации исследования в начальной школе. Основаны и составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Данные рекомендации предлагают педагогам , а так же студентам обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах» разнообразные методы и подходы, которые помогут поддержать и стимулировать исследовательскую активность ребенка.

В пособии рассматриваются основные принципы и цели организации детского исследования, а также предлагаются конкретные стратегии для вовлечения детей в процесс познания и обучения. Методические рекомендации включают в себя различные темы и направления исследований, такие как природа, наука, искусство, общество и культура. Для каждой темы предлагаются практические занятия и проекты, которые помогут детям научиться критически мыслить, решать проблемы и развивать навыки общения.



ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура…………………………….....5

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура……………………………….5

1.2. Типичные ошибки при проведении исследования…………………………8

Распространенные примеры ошибок в детских исследовательских работах…

1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ…………………12

1.4. Паспорт исследования №1«Я – левша: хорошо или плохо?» ……………13

1.5 Паспорт исследования №2«Молоко - вред или польза?» ………………18

РАЗДЕЛ 2. Проектная деятельность……………………………………………..22

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура………………………………………………22

2.2. Проектная задача №1 «А,У, И после шипящих» …………………………26

2.3. Проектная задача №2 «Путешествие по Иркутской области» ……………33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….41

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………...42



РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа

    1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образованияАкцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей.

Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. 

Исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.

По мнению А.С. Обухова исследовательская деятельность – творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (двух личностей) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения [10].

Анализ определений исследовательской деятельности позволил нам понять под исследовательской деятельностью целенаправленный процесс, связанный с творчеством и направленный на получение личностью нового знания посредством решения исследовательской задачи. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

Исследовательская деятельность учащихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированная, исходя из принятых в науке традиций: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала. его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы [3].

К исследовательской деятельности новый стандарт ФГОС НОО предъявляет требования, которые отражены в разделе метапредметных результатов под пунктом «базовые исследовательские действия». Так же захватывает требования, связанные с работой с информацией, таким образом мы опираемся на пункт «Работы с информацией».

Основные требования:

- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

- выбирать источник получения информации;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Исходя из выделенных понятий и требования к исследовательской деятельности учащихся, можно выделить цель исследовательской деятельности в начальной школе - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Функция универсальных учебных действий заключается в обеспечении   обучающихся умением учиться.  Поэтому главной целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху [4].

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

  • знакомство с проведением учебных исследований;

  • развитие творческой исследовательской активности;

  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  • ознакомление с научной картиной мира;

  • вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

Существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования [4].

 Экспресс-исследование. Эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития. Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.

Долговременные исследования. Это форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, которая проходит определённый путь.

Выделяются пять этапов исследовательской деятельности:

  • выбор темы;

  • постановка цели и задач;

  • гипотеза исследования;

  • организация исследования;

  • подготовка к защите и защита работы.

Тема для исследовательской деятельности, может быть:

  • фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

  •  экспериментальной;

  •  изобретательской;

  • теоретической.

Во время исследовательской деятельности учащихся проходит определенный путь, во время которого у учащегося формируются исследовательские умения:

  • умение выделять и ставить проблему (выбор темы исследования);

  • умение предлагать возможные варианты решения;

  • умение собирать материал;

  • умение делать обобщение;

  • умение готовить проект (доклад, макет и др.);

  • умение защищать проект.

Исследовательская работа может выполняться одним учеником или группой. Уровень трудностей и содержания должны превышать уровень учебного материала не менее чем на один класс. Ученик может и не интересоваться данным предметом, но исследовательской деятельностью занимается и она приносит определенную пользу. На ученика ложатся задачи наблюдения, описания и обобщения результатов работы, т.е. первичные действия. Материал должен быть доступен для исследования, и выполнение работы относительно простое [4].

Коснусь роли учителя в исследовательской деятельности. Учитель выполняет роль консультанта, подсказывает направления, редактирует текст. Привожу некоторые алгоритмы деятельности учителя по организации исследовательской деятельности:

  1. Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы.

  2. Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы.

  3. Ознакомление с методами исследования.

  4. Составление плана работы.

  5. Поиск противоречий.

  6. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы.

  7. Предзащита работы.

  8. Окончательное оформление и защита работы.

 Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу обучающемуся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников [2].

Большими помощниками в исследовательской работе являются родители. Какова роль родителей на каждом этапе исследовательской деятельности?

Этапы исследовательской деятельности:

    1. Выбор темы.

Помочь выбрать лучшую из тем, обосновать свой выбор.

    1. Выдвижение первоначальных идей.

Помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей и записать их, а потом систематизировать.

    1. Сбор материала.

Родители могут посоветовать, дополнить список необходимых источников по теме исследования или исключить из него те, которые не совсем соответствуют выбранной теме. Источниками информации могут быть: опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, Интернет, а также книги и периодические издания.

    1. Обобщения материалов.

Родители могут помочь ребенку кратко изложить самое главное и рассказать об этом другим людям.

    1. Подготовка к защите проекта.

Родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение ребенка перед выступлением.

В выводе хочется сказать, что исследовательская деятельность дает возможность осознать свою значимость, развивает познавательный интерес, любознательность, умению работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе. Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение [1].

 Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская деятельность один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.

1.2. Типичные ошибки при проведении исследования. Примеры ошибок в детских исследовательских работах

К типичным ошибкам при проведении исследования является:

  • Неудачный выбор темы исследования

  • Некорректное название работы

  • Неправильная формулировка цели и задач

исследования

  • Выполнение работы на единичных индивидах,

отсутствие контрольной группы.

  • Отсутствие статистической обработки результатов.

  • Некорректная интерпретация результатов.

  • Неграмотная формулировка выводов.

  • Неправильное оформление списка литературы

  • Отсутствие ссылок на литературные источники в тексте

работы

Первый вопрос, которым задается юный исследовать это «Как выбрать тему исследования?»

Существует несколько способов выбора темы:

- из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, вопросов

- из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.:

- из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности)

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что интересует ребенка в данный момент, какая проблема волнует больше других. Для уточнения можно провести анкету:

  1. Что мне интересно больше всего?

  2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?

  3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

  4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

  5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

  6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Возможными являются и результаты исследования школьным психологом интересов и склонностей детей.

Все темы можно условно объединить в три группы:

Фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

Экспериментальные, эмпирические - темы, предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

Теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

В ходе проведения экспериментальной работы было выделено несколько важных общих положений:

  • Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, нести в себе познавательный заряд.

  • Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе.

  • Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения работа теряет смысл.

  • Увлечь других может лишь тот, кто увлечен сам.

  • Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.

Оригинальность в данном случае надо понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро [8].

Любое исследование начинается с выбора темы. Это важнейшая составляющая содержания. Именно поэтому надо очень внимательно подходить к формулировке темы, выбирать точные и правильные слова, понятия, термины. Вот наиболее распространённые ошибки, которые не дадут возможности работе стать настоящим исследованием:

1. Взята слишком узкая тема исследования.

(«Реалистические черты в рассказе «Бирюк», «Образ моря в элегии А.С. Пушкина «Погасло дневное светило»)

2. Тема исследования сформулирована слишком широко.

(«Культура Руси XII века», «Слово о полку Игореве» и литература», «Нравственные принципы В.А. Каверина», «Сцены дуэли в произведениях А.С. Пушкина» — темы по глубине и объёму соотносимы с научными монографиями.)

3. Тема не соответствует возрасту.

(«Непристойная лексика в переписке школьников на страницах Интернета» — 7 класс: как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников Ирина Юрьевна Островская, учитель русского языка и литературы, методист гимназии № 528 Санкт-Петербурга, председатель жюри секции «Русский язык» конференции «Победители победителей») [5].

4. Отсутствие познавательного интереса учащихся к теме исследования или к исследовательской деятельности в целом.

(Как правило, эта проблема возникает или при навязывании неинтересной учащемуся темы, или при отсутствии у учащегося желания (способностей) к исследовательской деятельности.)

5. Тема содержит широкую интеграцию.

(«Исторические и литературные основы сюжета о кавказском пленнике в одноимённых произведениях А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова «Кавказский пленник» и В.С. Маканина «Кавказский пленный» — тема докторской диссертации интегрированного характера.)

6. Тема не является исследовательской, так как изучается школьной.

(«Проблемы образования и воспитания в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», «Традиции сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», «Загадки «Слова о полку Игореве»)

7. Некорректная формулировка темы исследования.

(«Пушкин и одиночество» (грамматическая ошибка: разнородные понятия оформлены как однородные без пояснения), «Сонет» (какая направленность в исследовании жанра выбрана в качестве темы?) [7].

Определение целей и задач исследований.

Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим. Цель указывает общее направление деятельности. Например, вы сформулировали тему «История чисел», а целью исследования будет изучение истории происхождения счёта, цифр.

Цель должна быть:

1. Конкретна, определяет результат деятельности.

2. Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать..)

3. Достижима.

4. Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.

5. Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.

Задача – это условие достижения цели, последовательность действий, шагов. Задачи описывают основные шаги исследователя.

Задачи – это, как правило, конкретизированные или более частные цели (цель, подобно вееру, развёртывается в комплекс взаимосвязанных задач). Задачи по отношению к цели выступают как самостоятельные «цели».

Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие, одновременно в своей совокупности они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель. Именно поэтому, задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, сформулировать, установить) и, как правило, их не бывает более 4-5.

Выделяют классы задач:

1. Связанные с изучением теории: изучить состояние проблемы…, провести анализ…

2. Связанные с изучением состояния практики и проявлением предмета исследования: охарактеризовать …, описать опыт…, определить роль и место…

3. Связанные с созиданием новых теорий, идей, учений: разработать…, классифицировать…, систематизировать…, обобщить…, выявить…, подготовить.

4. Связанные с экспериментом: экспериментально проверить, изучить…

5. Разработанные на протяжении всего исследования методические рекомендательные материалы: рекомендации по использованию…, комплекс заданий…

Примером неправильной формулировки цели исследовательской работы могут послужить «живые» выдержки из работ:

Цель работы: «выделить основные виды литературных блогов; выделить основные особенности литературных блогов» (стилистика автора) [8].

Ошибка этой формулировки заключается в неточном выборе слов, что привело к несоответствию между тем, что заявлено, и тем, что сделано.

Цель работы: выявить эволюцию темы «маленького» человека.

Ошибка этой формулировки заключается в отсутствии конкретики. Слишком широкий замах при объёме работы в 17 страниц. Несоответствие поставленной цели, и выполненной работы привело к тому, что работа не была принята как исследование.

Чтобы не допустить подобных ошибок, следует детально проработать план исследования, наметить ключевые понятия, требующие проработки и пояснения, определить объем работы и методы, которые оптимально (при небольшом объёме дадут лучший результат) пригодны для данного исследования. Именно в формировании структуры сочинения основная роль отводится научному руководителю, так как выстроить исследование (особенно на ранних этапах работы) учащемуся самостоятельно практически нереально. Непонимание того, что должно получиться в итоге, может оттолкнуть молодых исследователей от работы, ослабить (или окончательно убить) научный интерес [7].

Формулирование гипотезы исследования.

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, то есть развёртывается следующая фаза мыслительного процесса – фаза решения проблемы. Как говорил, в связи с этим Г. Гегель, мысль «должна возвыситься над точкой зрения удивления, дабы действительно осознать свой объект» [9]. Ответ на поставленную проблему достигается посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок или гипотез. Новое знание впервые осознаётся исследователем в форме гипотезы, последняя выступает необходимым и кульминационным моментом мыслительного процесса.

Умение выдвигать гипотезы, строить предположения – одно из главных, базовых умений исследователя. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления [6].

Требования к гипотезе:

Она должна:

- содержать предположение

- быть проверяема, подтверждена

- быть логически непротиворечивой

- быть реально опровергаемая или доказуемая

После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.

Ошибки:

 гипотеза не удовлетворяет основному требованию

 быть проверяемой и доказуемой;

 не содержит предположение;

 не соответствует фактам по теме исследования [12].

Примеры ошибок:

«Как увеличить срок хранения варенья?»

  1. Если варить варенье дольше, то оно будет лучше храниться.

  2. Попробую найти другой рецепт варенья, для которого требуется меньше сахара.

Как оформить исследовательскую работу?

Рассмотрим правила оформления основных структурных элементов научно-исследовательской работы.

Титульный лист (формат А4) является первой страницей рукописи и оформляется по определенным правилам.

В среднем поле указывается тема исследования. При этом она не заключается в кавычки и само слово «тема» не пишется, точка в конце не ставится.

Ниже, ближе к правому краю титульного листа указывается фамилия, имя, отчество исполнителя, класс в котором он учится.

После этих данных сведения о руководителе: ФИО полностью, место работы, должность. В нижнем поле указывается город год выполнения работы (без слова «год»).

Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения.

Оглавление включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы (библиография), приложения; указывает страницы, с которых они начинаются.

Введение представляет собой наиболее ответственную часть исследовательского проекта, так как содержит в жатой форме все основные, фундаментальные положения работы в целом.

Введение должно включать в себя: актуальность проблемы исследования, цель, задачи, гипотезу (не всегда), методы исследования, этапы исследования, практическую значимость проекта.

Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно составляет 1-2 страницы [12].

Основная часть работы может содержать 2-3 главы.

Глава 1 содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования. Обзор литературы по проблеме – часть работы, представляющая теоретическую основу исследовательского проекта.

В этой части приводятся все сведения, которые удалось собрать учащемуся по изучаемой теме. Это могут быть учебники, монографии, статьи из научно-популярных и специальных научных журналов, а также из Интернета. Описывая научные сведения, учащийся должен обязательно сделать ссылки на издания.

В этой части могут быть размещены рисунки и таблицы с указанием их автора. Объем этой части до 10 страниц.

Выводы по теоретической части должны содержать обобщение известных фактов по теме исследования, если есть, то статистические данные, подтверждающие масштаб проблемы, а так же степень изученности проблемы, так чтобы можно было показать актуальность и оригинальность работы учащегося.

Главы 2-3 описывают практические этапы работы, методы, которыми пользуется учащийся для достижения цели исследовательского проекта.

Практическая часть должна содержать данные, которые, учащийся сам получил в ходе наблюдения или исследования. Эти данные должны быть систематизированы в виде таблиц, графиков или рисунков и проанализированы на предмет выявления закономерности или тенденций.

Поощряется проведение статистической обработки собранных данных простыми и специальными методами. Целесообразно привести иллюстрированный материал. Выводы по практической части предоставляют основную ценность работы.

Главное требование к этой части – обоснованность выводов и заключений фактическим данным, полученным самим учащимся.

Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам.

В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.

Библиографический список по изученной теме литературы, интернет-сайтов должен быть представлен специальным образом. Наиболее удобен в исследовательской работе учащихся алфавитный (по алфавиту фамилий авторов или заглавиям книг) способ группировки источников. В список литературы входят все использованные в работе источники.

Приложение – это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы.

Оно размещается после основного текста. По содержанию среди приложений различают копии документов, статистические материалы и т.п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др.

В оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста. Каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.

Общие правила оформления текста исследовательской работы.

 Объем ученической исследовательской работы должен быть не менее 15 страниц и не более 25 (не считая приложения).

 Текст печатается на одной стороне страницы.

 Текст должен быть выполнен в текстовом редакторе Microsoft Word, на бумаге формата А4. Поля - 2 см, основной текст - Times New Roman, кегль 14, полуторный интервал.

 Расположение текста на странице - по ширине, названия глав (разделов) выделены полужирным шрифтом, все страницы работы, начиная с титульного листа (на нем страницы не ставятся) нумеруются в правом нижнем углу страницы, либо внизу в центре страницы. Приложения должны быть пронумерованы в правом верхнем углу. 13

 При цитировании фрагмент текста, переписываемый в работу без изменения, заключается в кавычки. После цитаты в квадратных скобках указывается порядковый номер источника в списке литературы и страница печатной работы, где эта мысль сформулирована.

 Таблица должна иметь порядковый номер при сквозной нумерации всех таблиц работы. Слово «таблица» и присвоенный ей порядковый номер помещается в правом верхнем углу таблицы, а ниже дается ее заголовок.

 Все остальные средства наглядности (кроме таблиц) обозначаются как рисунки. Нумерация рисунков в работе тоже сквозная. Подпись рисунка дается под рисунком.

Типичные ошибки:

 Проект оформлен не в соответствии с требованиями, обозначенными в положении;

 Отсутствие или не всегда верное оформление ссылок и сносок;

 Оформление списка литературы и интернет-источников не соответствует требованиям.

Оценивание проектной работы школьников – сложная и совершенно новая для педагогов задача. Вернемся к сравнению традиционной методики преподавания и организации проектной деятельности. При традиционном обучении преподаваемые знания, умения навыки носят нормативный характер. А потому есть и критерии их оценки. Есть эталон (норма), например правило правописания, есть и уровень выполнения этой нормы (в работе ученика). Оценка предполагает сравнение нормы и реального результата, выделение совпадения/несовпадения и, наконец, оценивание. При всей критике в адрес традиционных форм оценки они существуют опять-таки вследствие объективных характеристик традиционного обучения. Норма (правило, требование) является своеобразным измерителем реального выполнения учеником конкретного задания. Отсюда – относительно объективный характер оценки.

Оценка самостоятельности учащихся при выполнении проектной работы:

  1. Тематика творческого задания (проекта) выбирается с учетом возможностей его выполнения.

  2. Ученик (группа):

- прежде чем выбрать тему, анализирует сроки представления результатов, наличие свободного времени (например, параллельно с работой над проектом нет других заданий);

- планирует этапы выполнения задания, распределяет их во времени;

- возможно, отказывается от некоторых частей задания, мотивируя отказ объективными ограничениями (недостатком временного или иного ресурса).

В проектной работе учащихся продукт деятельности является ненормируемым. Например, один продукт является весьма эвристичным, но его исполнение – недостаточно качественным. Другой проект, напротив, весьма традиционен, но прекрасно выполнен. В принципе, эти же проблемы есть и в традиционном обучении. Гораздо труднее при оценке сочинения выставить оценку за литературу, чем за русский язык, или оценку за изложение, чем оценку за контрольную по математике.

Оценка, если рассматривать её с точки зрения структуры деятельности детей, – это инструмент обратной связи и, следовательно, инструмент управления процессом работы, в частности учения. Поэтому здесь есть несколько возможностей, которые можно использовать. Например, можно оценивать проект не одной оценкой, а несколькими по разным основаниям (за командную работу, за качество презентации, за проектную идею и т.д.)

Например, приведем методические рекомендации, разработанные Департаментом образования города Москвы (2003 г.). В них предлагается оценивать проекты по следующим критериям:

- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

- степень включённости в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;

- количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

- степень осмысления использованной информации;

- уровень сложности и степень владения использованными методиками;

- оригинальность идеи, способа решения проблемы;

- осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

- уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности;

- владение рефлексией;

- творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

- социальное и прикладное значение полученных результатов. [1]

1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

1.Тема соответствует возрастным особенностям.

1-0

1-тема соответствует возрасту

0-тема не соответствует возрасту

2.Верно сформулирована тема исследования.

1-0

1-тема сформулирована верно (не кратно, не широко)

0-тема сформулирована неверно

3.Проблема сформулирована в соответствии с темой исследования.

1-0

1-проблема соответствует теме

0-проблема не соответствует теме

4.Цель исследования соответствует теме.

1-0

1-цель соответствует теме

0-цель не соответствует теме

5.Задачи исследования соответствуют цели.

1-0

1-задачи соответствуют цели

0- задачи не соответствуют цели

6.Задачи сформулированы структурированно.

1-0

1-последовательность прописанных задач, ведёт к достижению цели

0-последовательность задач нарушена

7.Верно сформулирована гипотеза.

1-0

1-верно сформулирована гипотеза

0-неверно сформулирована гипотеза

8.Литература подобрана в соответствии с темой исследования.

1-0

1-литература подобрана в соответствии с темой работы

0-литература подобрана неверно

9.Методы в работе соответствуют возрасту.

1-0

1-используемые методы соответствуют возрасту

0- используемые методы соответствуют возрасту

10.Верно оформлен вывод исследовательской работы (подтверждена/опровергнута гипотеза, достигнута/не достигнута цель)

1-0

1-вывод оформлен верно

0-вывод оформлен неверно

11.Работа выстроена структурно и логично.

1-0

1-работа имеет структуру и логику

0-в работе нарушена структура

12.Данные работы представлены разными способами (в работе имеются рисунки, таблицы, диаграммы и т.д.).

1-0

1-в работе есть рисунки, диаграммы, таблицы и т.д.

0-в работе не используются разные способы представления информации

13.Продемонстрирована грамотность письменной речи.

1-0

1-в работе отсутствуют грамматические ошибки

0-в работе есть грамматические ошибки

14.Оформление работы в соответствии с требованиями.

1-0

1-оформление работы соответствует техническим требованиям

0-оформление работы не соответствует техническим требованиям

15.В работе использован научный стиль речи.

1-0

1-вся работа написана с использованием научного стиля речи

0-в работе используется не только научный стиль речи


1.4. Паспорт исследования №1 «Я – левша: хорошо или плохо?»

У каждой исследовательской работы должен быть свой паспорт. В нем отражается наиболее важная информация, которая для удобства помещена в таблицу. Для наглядности ниже представлен паспорт исследовательской работы. Данный паспорт является моей личной разработкой.

Паспорт разработала:

Студентка группы 21П – 7 3 курса, Швец А.А.

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Я – левша: хорошо или плохо?

2

Актуальность исследования

Когда я пришел в 1 класс, мне казалось, что я такой же, как и все. Но когда мы стали учиться писать, оказалось, мальчики и девочки из моего класса пишут не той рукой, которой пишу я. Потом оказалось, что они едят, играют, несут портфели и даже открывают дверь другой рукой. Я – «левша». Других людей факт моей леворукости удивляет, ведь это, как я уже успел заметить – большая редкость. В связи с этим мне стало интересно ответить на следующие вопросы: каковы причины леворукости? Действительно ли леворукие - какие - то особенные люди и обладают особенными качествами? С какими проблемами могут столкнуться левши? Может ли леворукость быть препятствием для достижения успеха в жизни? И стоит ли левшей «переучивать»? Все это в совокупности и определило актуальность выбранной мной темы .

3

Проблема исследования

Почти все люди на земле праворукие, и только часть из них — другие, не такие, как все. Они пишут и шьют, едят и работают левой рукой. Так им удобнее, легче, сподручнее. Но именно поэтому так волнуются родители, заметив, что их ребенок активнее действует левой рукой. Одно очевидно: леворуким всегда было не очень уютно в праворуком мире.

4

Объект исследования

Учащиеся 1 - 4 классов

5

Цель исследования

Для учителя: создание условий для изучения учеником природы возникновения различий между правшами и левшами и выяснения того, отражается ли это на его способностях и характере

Для ученика: узнать, что влияет на леворукость и обладают леворукие люди особенными качествами и склонностями по сравнению с правшами.

6

Задачи исследования

1. Изучить научную литературу по данной теме;

2. Организовать экспериментальную площадку по выявлению ведущей руки среди обучающихся 1 – 4 классов;

3. Изучить успеваемость левшей в нашей школе;

4. Провести анкетирование направленное на изучение особенностей леворуких обучающихся 1 – 4 классов;

5. Проанализировать и представить результаты исследования в виде диаграмм и таблиц;

6. Создать информационный – просветительский плакат о феномене леворукости.

7

Гипотеза исследования

Если изучить литературу и провести ряд экспериментов, то можно доказать, что из –за своей редкости левши обладают уникальными качествами и особым складом характера

8

Методы исследования

1.Чтение специализированной литературы и изучение интернет – источников;

2.Опрос одноклассников и сбор данных;

3.Практическая реализация экспериментов в классе;

4. Наблюдение за результатами и анализ.

9

Тип исследования

По продолжительности: (краткосрочный, долгосрочный)

По организационной форме: (групповой, индивидуальный)

По содержанию: (моно, межпредметный, внепредметный)

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный:

Формулировка темы. Составление плана работы. Составление списка информационных ресурсов. Уточнение, обсуждение задания.

2. Теоретический:

Чтение литературы по теме, работа с информацией в Интернете. Описывание теоретической части работы.

3. Практический:

Составление алгоритма проведения практической части. Организация экспериментальной площадки в классе по выявлению леворукости.

4. Аналитический:

Формулирование выводов о результатах работы экспериментальной площадки по выявлению леворукости среди учеников начальной школы. Создание памятки для учеников-левшей.

5. Презентационный:

Выступление с работой.

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Ход исследования:

1.Исследование литературы.

1.1. Причины феномена леворукости

1.2. Таланты и просто гении

2.Практическая часть

2.1. Причина моей леворукости

2.2. Определение ведущей руки

Для определения ведущей руки человека предлагаются разлчные тесты.

«Поза Наполеона» — скрещивание рук.

У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть — под правым предплечьем, у левшей — сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем — правая.

«Аплодирование».

При аплодировании более активна и более подвижна ведущая рука, совершающая ударные движения о ладонь не ведущей руки.

«Переплетение рук в замок»

Переплетение пальцев рук (сверху при переплетении большой палец ведущей руки). Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой.

«Круги на руке».

Рисование указательным пальцем одной руки круги на ладони другой. Считается, что рисовать круги будет ведущая рука, соответственно у леворуких - левая.

В эксперименте участвуют учащиеся 4 класса. Результаты вносятся в таблицу

Составление памятки, в которой собраны советы по организации учебного процесса для леворуких детей.

2.3.Влияние леворукости на интересы и увлечения

Сравнение интересов и увлечений праворуких и леворуких детей. Для этого я провел анкетирование учащихся 4-х классов на основе анкеты

2.4. Влияние ведущей руки на профессиональные достижения великих людей

2.5. Основные проблемы леворуких детей

3. Заключение

3.1Составление памятки, в которой я собрал советы по организации учебного процесса для леворуких детей.

11

Оборудование для проведения исследования

Анкеты

12

Продукт исследования

Информационно – просветительский плакат

13

Перспектива исследования

Создание проекта идеального класса для леворуких детей;

Обзор товаров для левшей в магазинах нашего города.

14

Используемые источники

Эд Райт. «Великие левши в истории мира»

Безруких М.М., «Если ваш ребенок – «левша»».

Брагина Н.Н. «Левши».

Майская А. «Ребенок – левша: как достичь гармонии с «правым» миром».



1.5 Паспорт исследования №2 «Молоко - вред или польза?»

Данный паспорт является личной разработкой моей одногруппницы.

Паспорт разработала: студентка группы 21П – 7 Комарова К.Е.

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Молоко - вред или польза?

Листы наблюдений как продукт можно

2

Актуальность исследования

Тема актуальна и может представлять интерес для широкого круга людей, так как в настоящее время торговые прилавки пестрят большим выбором молока, а в современном мире большое внимание уделяется качеству продукта.

3

Проблема исследования

Определение воздействия употребления молока на здоровье человека с целью выявления потенциальных негативных или положительных эффектов, чтобы определить, является ли молоко источником вреда или пользы для организма.

4

Объект исследования

влияние молока на человека и его химический состав.



Предмет исследования

молоко домашнее и магазинное.

5

Цель исследования

Для учителя: организовать деятельность для исследования влияния молока на организм человека.

Для ученика: определить, на самом ли деле молоко полезно или вредно для человека.


6

Задачи исследования

Для ученика:

1. Изучить теоретический материал о молоке;

2. Изучить состав, особенности применения, адресные данные производителей, химические состав молока разных производителей и домашнего молока;

3. Провести анкетирования по употреблению молока на основе социологического опроса;

4. Провести эксперимент;

5. Выявить положительные и отрицательные стороны влияния употребления молока на здоровье человека.

7

Гипотеза исследования

Употребление молока оказывает положительное влияние на здоровье человека, способствуя улучшению общего физического состояния, повышению энергии и улучшению пищеварения.

8

Методы исследования

Для достижения поставленных задач были отобраны следующие методы исследования: теоретические (изучение литературы по проблеме исследования, анализ различных источников информации, теоретическое обобщение), эмпирические (наблюдение, анкетирование, химический эксперимент, статистические методы обработки данных и графические способы представление результатов исследования).

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный

По организационной форме: групповой

По содержанию: моно, внепредметный

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

  1. Подготовительный:

Подготавливается необходимый материал для исследования

2. Теоретический:

Что такое молоко?

Молоко — питательная жидкость, вырабатываемая молочными железами самок млекопитающих. Естественное предназначение молока — вскармливание детенышей (в том числе у человека), которые ещё не способны переваривать другую пищу.

Пищевая ценность на 100 г продукта в (г):

  1. Вода 88;

  2. Белки 3,2;

  3. Жиры 3,25;

  4. Углеводы 5,2;

Основными минеральными веществами являются кальций, магний, калий, натрий, фосфор, хлор и сера.

Витамины А, В1, В2, В12, D.

Молоко каких животных чаще всего употребляет человек?

Козье молоко

Козье молоко – самое распространенное на нашей планете. Жители многих южных стран пьют его чаще, чем молоко других животных.

Коровье молоко

Коровье молоко, пожалуй, один из самых важных продуктов для жителей Европы и один из самых востребованных продуктов в мировой кулинарии. Оно очень сытное: литр молока по своей питательности равен 500 г говядины; при этом молочный белок лучше и легче усваивается организмом, чем белок мяса или рыбы.

В коровьем молоке есть все необходимые организму вещества - белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, ферменты, микроэлементы. Например, пол-литра молока удовлетворяют суточную потребность человека в кальции, молочный сахар - лактоза - поддерживает жизнедеятельность микрофлоры кишечника.

Существует несколько форм молока:

• парное молоко – только сдоенное молоко, которое еще не остыло. Как не парадоксально, но в таком молоке достаточно много различных кишечных бактерий, поэтому врачи рекомендуют пить молоко через два часа после удоя, особенно это касается детей до года. За это время большая часть бактерий погибает;

• топленое молоко – это молоко подверженное термической обработке при температуре 95 ˚С в течение 3-4 часов. В процессе приготовление молоко не должно закипеть;

• сухое молоко – белый порошок, произведенный путем выпаривания молока;

• пастеризованное молоко – молоко, прогретое до 75 ˚С, такая обработка позволяет молоку не портится в течение 2-х недель;

• стерилизованное молоко – молоко, подверженное нагреву до 145˚С. При этом погибают все микробы и бактерии, однако снижаются полезные свойства молока;

• сгущенное молоко – молоко, произведенное путем выпаривания влаги до густой консистенции и добавлением сахара.


3. Практический:

4. Аналитический:

5. Презентационный:

6. Рефлексивный:


11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: определить, на самом ли деле молоко полезно или вредно для человека.

Ход исследования:

Анкетирование: среди обучающихся 4-х классов МАОУ СШ №154 было проведено анкетирование на тему «Мое отношение к молоку».

Далее обучающимися 4 «Д» класса проводится изучение этикеток на трех упаковках молока.

Сравнение цен трех марок молока

Данные заносятся в таблицу.

Вывод: Самым дорогим продуктом является «Алтайская буренка», а самым дешевым «Простоквашино».

3.2.2 Доступность информации

Данные заносятся в таблицу

Вывод: Все марки молока предоставляют хорошо читаемую информацию.

3.2.3 Сравнительный анализ срока годности

Данные заносятся в таблицу

Вывод: Молоко марки «Простоквашино» хранится 12 суток, а молоко «Алтайская буренка» хранится 10 суток.

Далее проводится два опыта, сравнение двух марок молока, дорогого и дешевого.

Опыт 1. «Определение консистенции молока»

Молоко должно быть однородным без осадка и хлопьев.

Оборудование: пробирки, пробки

Пояснение: Консистенция молока определяется по следу, остающемуся на стенках сосуда после его взбалтывания. При нормальной консистенции после стекания молока со стенок сосуда остается ровный белый след.

Ход работы:

1. Наливается в пробирку молоко 30 мл;

2. Пробирка закрывается и встряхивается, чтобы намокли стенки;

3. Даем молоку стечь 1-2 минуты, и оцениваем результат;

4. Полученные данные записываем в таблицу.

Вывод: Марки молока «Простоквашино» 2,5%», «Алтайская буренка 3,2%», оставляют ровный белый след.

Опыт 2. «Определение степени чистоты молока»

Пояснение: по степени загрязнения молоко делится на три группы:

1 группа — молоко не оставляет на фильтре следов грязи;

2 группа — на фильтре заметен сероватый осадок;

3 группа — на фильтре имеются механические примеси, цвет фильтра грязно-серый.

Оборудование: мерный цилиндр, бумажные фильтры, воронка, химический стакан.

Ход работы:

  1. Помещается в воронку бумажный фильтр;

  2. Опускается воронка в стакан для сбора профильтрованного молока;

  3. Наливается в воронку 50 мл молока;

  4. После того как молоко отфильтруется, осторожно снимается фильтр и кладется на просушку;

  5. Сравнивается загрязненность бумажного фильтра с эталоном;

Полученные данные записываются в таблицу.

Вывод: Все представленные марки относятся к 1 группе чистоты.

11

Оборудование для проведения исследования

Пробирки, молоко двух разных марок, мерный цилиндр, бумажные фильтры, воронка, химический стакан.

12

Продукт исследования

Листы наблюдений, таблица «Сравнение разных марок молока»

13

Перспектива исследования

Результаты работы могут быть полезны всем, кто заинтересован в сохранении здоровья своего организма.

14

Используемые источники

Научно-исследовательская работа на тему: Оценка качества питьевого молока http://medznate.ru/docs/index-46809.html

«Молоко и молочные продукты» [Электронный ресурс] https://lyl.su/3UKt

Энциклопедия для детей https://potomy.ru/tag/moloko





РАЗДЕЛ 2. Проектная деятельность

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Что такое проектная деятельность?

Проектная деятельность – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата и ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы (Г.К. Селевко) [13].

Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится к применению проектного метода в начальной школе. Проектная деятельность занимает важное место в современном начальном образовании. Она направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей, и достижения универсальных учебных действий. Но перед внедрением проектной деятельности в образовательный процесс, необходимо подготовить школьников к ней. Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);

- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение) [13].

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

- развитие аналитико-синтетических действий;

- сформированность алгоритма сравнительного анализа;

- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

- возможность выделять общий способ действий;

- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

Показатели готовности обучающихся к проектной деятельности

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.

По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, Д.Г.Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Также в психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что “существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов”. Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится к применению проектного метода в начальной школе.

Проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация.

Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее труд­ных организационных задач, которую приходится решать учителю-ру­ководителю проекта вместе с учащимися - проектантами.

Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Типы проектов:

1.Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.

2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5.Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Виды проектов (по содержательной области):

1. Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Виды проектов (по характеру контактов между участниками):

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными;

- межрегиональными;

- международными.

Виды проектов (по продолжительности):

1. Мини-проекты.

2. Краткосрочные проекты (требуют выделения 4 – 6 уроков).

3. Недельные проекты (их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя).

4. Годичные проекты. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Требования к проектной деятельности

Работа по методу проектов - это относительно высокий уро­вень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвест­ных методов обучения требуют наличия лишь традиционных ком­понентов учебного процесса - учителя, ученика (или группы учени­ков) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требо­вания к учебному проекту - совершенно особые.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (пробле­мы) - исследовательской, информационной, практической.

Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее труд­ных организационных задач, которую приходится решать учителю-ру­ководителю проекта вместе с учащимися - проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования са­мого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской рабо­ты учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельнос­ти - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыс­лена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое раз­работали участники проектной группы для разрешения поставлен­ной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказ­чику и (или) представителям общественности, и представлен до­статочно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Формы продуктов проектной деятельности

Выбор формы продукта проектной деятельности важная организационная задача участников проекта. От ее решения в зна​чительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - полезными для решения выбран​ной социально значимой проблемы.

Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме про​екта. Но чаще всего выбор продукта - не​простая творческая задача.

Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов про​ектной деятельности:

Web-сайт;​ Анализ данных социологического опроса; Атрибуты несуществующего государства; Видеоклип; Выставка; Газета; Игра; Карта; Коллекция; Макет; Модель; Оформление кабинета; Путеводитель; Серия иллюстрации; Сказка.

Отличие проекта от исследования

В сфере образования присутствует определенная путаница в отношении понятий «исследование» и «проектирование». Го­ворят о деятельности: проектной, исследовательской, проектно­-исследовательской, проектной и исследовательской и др. Рассмотрим, что такое проект и как он соотносится с исследованием.

Исследование – деятельность, направленная на получение новых знаний о существующем в окружающем мире объекте или явлении [11]. Результат исследования заранее неизвестен, поэтому его цель и ставится соответственно – определить, изучить, получить данные. При этом практическая применимость полученных знаний не имеет определяющего значения.

Проект направлен на со­здание того, чего еще не существует (например, создание нового здания, компьютерной программы, социального эффекта и т. д.) и пред­полагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации. Поэтому цель проекта формулируется соответственно – создать, построить, достичь. При построении структуры работы необходимо помнить, что она должна соответ­ствовать проектной логике.

И проектирование, и исследование являются главными «взрос­лыми» средствами производства в науке, технике, социальной жиз­ни, изначально не очень приспособленными к задачам образователь­ной практики. Именно поэтому любые методики в этой области при переносе в образовательные учреждения должны быть адаптированы и приспособлены для работы с учащимися конкретного возраста и уровня способностей [14].

Проектирование и исследование тесно переплетены. Ни одна исследовательская задача не может быть до конца решена без применения технологии проектирования – последовательного движения к поставленной цели [3].

Уяснение учащимися разницы между проектом и исследованием является очень важным, поскольку качество работ, выполненных в этих двух жанрах, оценивается по разным критериям.      

Оценивая, важно различать проектные работы, где исследование выступает средством обоснования необходимости реализации проектного замысла, и исследовательские, где проектирование выступает средством построения процесса исследования, необходимого для достижения конечного результата – подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы.

Деятельность учителя и учащегося в процессе выполнения исследования или проекта

Учащийся

Учитель

Исследовательская деятельность, потому что личная мотивация связана с получением объективно новых знаний об объекте своего исследования

Проектная деятельность, потому что смысл этой деятельности за­ключается в достижении главной цели образования – повышения качества образования учащегося

Научный подход к деятельности, потому что критерием качества исследования является его объ­ективность, т. е. принципиальная воспроизводимость результата

Научно-организационный подход, потому что главный смысл дея­тельности сводится к созданию условий, раскрывающих иссле­довательские способности уча­щегося

Поэтому нужно хорошо понимать, что руководитель занимается педагогическим проектированием, а именно разра­боткой средств — программы, индивидуального плана работы с учеником, конкретных мероприятий, итоги которого дадут об­разовательный результат. Столь строгое разграничение является дидактической схемой.

В сфере образования присутствует определенная путаница в отношении понятий «исследование» и «проектирование». Говорят о деятельности: проектной, исследовательской, проектно-исследовательской, проектной и исследовательской и др. Рассмотрим, что такое проект и как он соотносится с исследованием.

Умения и навыки, получаемые учащимися при выполнении проектных и исследовательских работ

Проект

Исследование

Умение целенаправленно про­двигаться к заранее намеченной цели, уверенно преодолевать мешающие и тормозящие обсто­ятельства

Максимально вдумчиво про­верять результаты наблюдений и экспериментов, не подтвер­ждающих заранее выдвинутую гипотезу

Оценивать успешность выполне­ния проекта по максимальному соответствию реальной и плани­ровавшейся деятельности

Оценивать успешность выпол­нения исследования по степени достоверности полученных ре­зультатов

Умение максимально широко использовать и рекламировать результат проекта. Осознавать ценность полностью завершенно­го проекта

Замечать, запоминать и следить за «второстепенными» наблюде­ниями, понимая, что это мате­риал для будущих исследований


    1. Проектная задача «А,У, И после шипящих» для обучающихся 1 класса

Тип проектной задачи

Предметная

Русский язык

Место проектной задачи в образовательном процессе

Проводится в 1 классе в качестве закрепления темы «А,У, И после шипящих»

Продолжительность выполнения проектной задачи – 1 урок

Дидактические цели проектной задачи


1.Выявление способности определять правильное написание сочетаний ча-ща, чу-щу жи - ши;

2.Выявление уровня сформированности умения взаимодействовать в малой группе;

3.Выявление уровня формирования действий самоконтроля и самооценки.

Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача


1. Умение выбирать нужную информацию;

2. Умение обобщать и систематизировать знания;

3. Умение записывать слова c сочетаниями;

4. Умение составлять устный рассказ по теме;

5. Умение работать в группе;

6. Умение осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку в процессе работы над задачей.

Планируемые результаты


1. Умение создать конечный продукт, работая в малой группе.

2. Устное выступление - презентация таблицы-помощника.

Проектный продукт

Плакат – помощник

Критерии оценивания


В процессе решения задачи оценивается:

  • владение учащимися необходимым лексико-грамматическим, предметным материалом;

  • умение правильно выполнять отдельные задания и выстроить их с помощью решения проектной задачи в целом;

  • уровень сформированности УУД

Оценка уровня сформированности УУД проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа


Замысел проектной задачи

В ходе решения проектной задачи «Сочетания ча-ща, чу-щу» детям предлагается оформить и презентовать плакат-помощник. Для получения результата, детям необходимо проанализировать подготовленный материал, отобрать нужный материал по теме, оформить плакат-помощник и устно презентовать его.

Здравствуйте, ребята. Пишут вам ученики 2 - х классов. Нам сказали, что вы изучили орфограмму ча-ща, чу-щу, жи - ши. Мы тоже ее изучаем во втором классе. Но совсем не можем запомнить, как же правильно писать. Если мы не запомним эту орфограмму, то не сможем перейти на следующий уровень обучения. Сможете ли вы придумать что-то, чтобы нам помочь? Мы очень надеемся на вас. Спасибо.

- Как мы можем помочь ребятам второго класса?

(Дети предлагают разные варианты, например, говорящая стена, памятка)

Прежде, чем приступить к работе, нам нужно составить план действий.

Определите, кто будет читать, и внимательно послушайте его. Вам на работу 4 минуты.

А теперь составим план работы. (На доске изображаю схематично. (Дети предлагают схемы сами):

1. Познакомиться с заданиями.

2. Прочитать инструкцию.

3. Выполнить задание.

4. Проверить.

5. Объединиться вместе.

6. Составить презентацию плаката.

7. Презентовать плакат.

Дети самостоятельно выполняют свои задания.



Этапы работы

1. Познакомьтесь с тремя блоками заданий.

2. Разбейтесь на 3 пары.

3. Выберите задания.

4. Прочитайте инструкцию для вашего задания.

5. Выполните свою работу.

6. Закончив работу, проверьте правильность выполнения.

7.После завершения работы, объединитесь вместе и подготовьте рекламу своего плаката-помощника.

8. После выступления поставьте отметки на оценочный лист.

Инструкция 1

1. Прочитайте слова и разделите их на 3 группы.

2. Выберите слова с сочетаниями ЧА – ЩА.

3. Наклейте их на лист.

4. Подчеркните в словах сочетания ЧА – ЩА.

Инструкция 2

1. Прочитайте строки из правил и разделите их на 3 группы.

2. Выберите строки с правилом написания сочетаний ЧА - ЩА.

3. Разложите их по порядку.

4. Наклейте их на лист.

Инструкция 3

1. Рассмотрите рисунки и разделите их на 3 группы.

2. Выберите рисунки про сочетания ЧА - ЩА.

3. Наклейте на лист, где это необходимо.



Стихи про сочетания (группам выдаются все стихи, разрезанные на строчки)



Ча и ща, ча и ща - Роща, чаща и свеча,

Пища, туча, саранча С буквой а и ща и ча.



Сочетанья чу и щу Пишем только с буквой у!

Чушка, щучка, ухвачу И лечу, кричу, свищу!



Жи и Ши-такие слоги, что всегда к ребятам строги.

Жи и Ши - Жи и Ши- только с И всегда пиши!



Чайник чашка чаща свеча туча роща площадь задача дача чайка

Щука чудеса пищу чулок чугун ворчу кручу встречу

Ежи чижи ужи камыши ландыши мыши моржи машина малышИ

Познакомиться с заданиями.

Прочитать инструкцию.

Выполнить задание.

Проверить.

Объединиться вместе.

Составить презентацию плаката.

Презентовать плакат



Инструкция 1

1. Прочитайте слова и разделите их на 3 группы.

2. Выберите слова с сочетаниями ЧУ – ЩУ.

3. Наклейте их на лист.

4. Подчеркните в словах сочетания ЧУ – ЩУ.

Инструкция 2

1. Прочитайте строки из правил и разделите их на 3 группы.

2. Выберите строки с правилом написания сочетаний ЧУ - ЩУ.

3. Разложите их по порядку.

4. Наклейте их на лист.

Инструкция 3

1. Рассмотрите рисунки и разделите их на 3 группы.

2. Выберите рисунки про сочетания ЧУ - ЩУ.

3. Наклейте на лист, где это необходимо.





Презентация плаката-помощника (для сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу)



Наша группа приготовила плакат с сочетаниями ______ и ______.

______________ и ____________ подобрали слова для наблюдения с сочетаниями. Ребята прочитают их и поймут, что в них после буквы ___ и буквы ___ нужно писать букву ____.

_____________ и ______________ составили из строчек стихотворение про сочетания _____ и _____.

А _____________ и ______________ приготовили картинку с сочетаниями _______ и _______, чтобы ещё лучше запомнилось правило.

Наш плакат будет хорошим помощником друзьям из второго класса.


    1. Проектная задача №2 «Путешествие по Иркутской области»

Паспорт разработала:

студентка группы 21П-7 Комарова Карина


Название проектной задачи

«Путешествие по Иркутской области»

Тип проектной задачи

Метапредметная (русский язык, математика, окружающий мир, технология).

Место проектной задачи в образовательном процессе

3 четверть 4 класс

Дидактические цели

1.  Создать условия для группового взаимодействия при решении проектной задачи, развивая таким образом у учеников умения и навыки самостоятельной и групповой работы.

2.  Отработать умения анализировать материал, обобщать, использовать эти умения в нестандартной ситуации.

3.  Развивать рефлексивные и творческие способности учащихся.

Предметные знания и умения и метопредметные действия, на которые опирается задача

Предметные

Окружающий мир: работа с маршрутом, история своего края.

Математика: сложение и вычитание многозначных чисел.

Русский язык: создание литературного художественного текста.

Метапредметные

Личностные: умение оценивать действия и ответы сверстников, себя и свои поступки через участие в совместной деятельности.

Познавательные: понимать научный текст, изображения, схемы; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию. Включаться в творческую деятельность.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, перенося навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную. Осваивать способы пошагового итогового контроля результата.

Коммуникативные: умения слушать, принимать чужую точку зрения, представлять свою.

Способы действий.

  1. Умение обобщать.

  2. Составлять текст по данной схеме.

  3. Пытаться самостоятельно дать объяснение, выдвигать гипотезу.

  4. Соотносить информацию с объектом.

  5. Осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку в процессе работы над задачей.

Планируемый педагогический результат

Умения, работать в группе, создать конечный результат: маршрут - карту

Критерии оценивания:

При подведении итогов работы оценивается:

  1. Владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом.

  2. Умение действовать согласно инструкции.

  3. Выполнять самооценку своих действий.

Оценивание взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе.




Критерии/группы

Баллы

Оценка

работы

1. Соответствие названия

текста его содержанию.

2

2. Логичность, четкость,

точность, последовательность

изложения в тексте.

2

3. Полнота содержания текста.

2

4. Соответствие иллюстраций содержания текста.

2

5. Оригинальность работы.

1

Оценка выступления

6. Коммуникативные качества (культура речи, доброжелательность, импровизация)

2

7. Ответы на вопросы (полнота, корректность, убежденность,

аргументированность).

2

Итого


13




СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — 2-е изд.— М.: Просвещение, 2011. — 192 с.

2. Жакулина И.В. Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся? – 2017 г. [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: https://nsportal.ru.  

3. . Проектные задачи в начальной школе./под редакцией А.Б.Воронцова.-М. «Просвещение»-2011 г. https://gymn52.ru/files/Documents/Proektno-issl-rabota-v-nachalnoy-shkole.pdf

4. Островская И.Ю. Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников. - 2017 г. – 147-155 с.

5. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая рос. энцикл., 2017г. - 527 с.

6. Поляк Н.С. Специфика организации исследовательской деятельности в начальной школе. – 2017 г. [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: https://nsportal.ru.

7. Прохорова О.Г. Методические рекомендации по организации по содержанию учебно – исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальных классов. – 2019 г. – 19 с.

8. Зубова О.А. Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС НОО (из опыта работы). http://urok.1sept.ru/ Статья «Исследовательская работа в начальной школе»

9. Воронцов А. Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения . – 2017 г. [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: https://урок.рф/library/proektnie_zadachi_123626.html





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!